Мастер – класс "Продуктивное чтение как способ формирования читательского интереса и читательской компетентности"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Заерко Татьяна Николаевна

Научить ребёнка читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» – важная задача учителя  не только на уроках литературного чтения. С этой целью и была создана технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Н. Светловской. Данная технология может быть эффективно применена не только на уроках литературного чтения, но и на уроках окружающего мира, математики и т.д. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon tehnologiya_produktivnogo_chteniya.zip811.91 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ МИТРОФАНОВСКАЯ СОШ

МАСТЕР – КЛАСС

 

"Продуктивное чтение

как способ формирования

читательского интереса

и читательской компетентности"

Учитель начальных классов Т.Н.Заерко

Мастер – класс

 "Продуктивное чтение как способ формирования читательского интереса и читательской компетентности"

  1. Вступительное слово  (Слайд 1)

«Книга есть жизнь нашего времени. В ней все нуждаются – и старые, и молодые, и деловые, и ничего не делающие; дети – также» – это высказывание В.Г. Белинского, к сожалению, потеряло свою актуальность в наше время. Современные дети не любят читать. Чтобы дети все-таки взяли книгу в руки, родители прибегают к взяточничеству, например, разрешают играть в компьютерные игры после того, как они прочитают несколько страниц.         Школьная практика подтверждает, что в досуге сегодняшнего ребёнка чтение художественной литературы занимает невысокую позицию, интерес к литературе заметно снижается. Во многом это связано с неумением ученика понимать прочитанное. Но сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» – важная задача учителя и не только на уроках литературного чтения. С этой целью и была создана технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Н. Светловской. Данная технология может быть эффективно применена не только на уроках литературного чтения, но и на уроках окружающего мира, математики и т.д. Умелая аналитическая работа ведёт к верному способу решения и ответу на поставленный вопрос. Вот почему мы говорим о единой для разных предметов технологии продуктивного чтения.

Беседа (Слайд 2)

Тема моего мастер-класса "Продуктивное чтение как способ формирования читательского интереса и читательской компетентности".

  1. Что такое технология?

 (Последовательность этапов работы).

  1. Что значит продуктивное чтение?

(Продуктивное – от слова «продукт»).

  1. Что может быть продуктом чтения?

(Результат)

  1. А какой результат может быть у чтения?

(Понимание смысла прочитанного).

Понимание – это действительно результат продуктивного чтения. Но не только это. Понимание невозможно без другого результата чтения.

  1. Что же является вторым результатом чтения?

(Восприятие прочитанного текста)

Восприятие – это включение человека в чтение.

(Слайд 3) Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

  1. А что значит включиться в чтение?     (Слайд 4)

 Читаем – и представляем картины, героев.

Читаем – и ставим себя на место героев,

Читаем – и переживаем,

Читаем - участвуем в действии.

Читаем – задумываемся над содержанием,

Читаем – предполагаем конец истории,

Читаем  - и реагируем на прочитанное: смеемся, грустим,

Читаем - удивляемся, радуемся – испытываем эмоции.

При этом неважно, как мы читаем: вслух, про себя, читаем сами или слушаем чтение другого. То есть настоящий читатель воспринимает текст через эмоции, воображение и содержание.   ( Слайд 5)

Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. (Слайд 6) 

Основными приёмами работы с текстом в данной технологии являются комментированное чтение и диалог с автором.  А всю работу можно разделить на три этапа.

I. Работа с текстом до чтения. (Клик)

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.  Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

II. Работа с текстом во время чтения. (Клик)

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации. Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.

III. Работа с текстом после чтения. (Клик)

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.

Практическая часть

Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания.

С помощью учащихся 4 класса я хочу представить вашему вниманию возможные

фрагменты урока литературного чтения  на примере изучения басни Л. Толстого «Белка и волк»: (Слайд 7)

I этап: Работа с текстом до чтения (антиципация):

  • Каждый урок литературного чтения - это новая встреча.  И сегодняшний урок не исключение. Нас ждёт встреча, а с кем, вы узнаете, прочитав заглавие произведения Л.Н.Толстого.
  •  О чём говорит нам заглавие “Волк и белка”? Представьте себя писателями, о чём можно было бы рассказать в тексте? (Высказывания детей записываются на доске).

Рассмотрите иллюстрацию к тексту. (Слайд 8)

  • Что на ней изображено? Можете предположить, о чем пойдёт речь в произведении?

Высказывания детей записываются на доске.

«Стратегия ключевых слов» (Фразы на доске)

•         волк погнался за белкой;

•         белка встретилась с волком в лесу;

•         белке страшно;

•         волк голодный;

•         волк хочет съесть белку;

  • Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк?
  • Кто будет героем произведения?
  • Предположите, как могут разворачиваться события?  Обсудите это в группе.

Работа в группах. Каждая группа делает свой прогноз.

Постановка задачи: А чтобы проверить и уточнить свои предположения, мы должны провести «диалог с автором» через текст. Ведь чтение – это общение с автором не непосредственно, а через текст, созданный автором.

Обратимся к тексту. (Слайд 9)

II этап: Работа с текстом во время чтения:

Стадия осмысления. Первичное знакомство с произведением.

  1. Прочитаем текст со стопами.

(Клик) После прочтения каждого абзаца, задаю вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий. Например,

  • Чтение текста до слов «Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала…»

           - Как вы думаете, что сказала белка, отчего они так веселы?

  • После 2-й остановки (в конце басни):  (Клик)

    - Задайте вопрос автору, почему он  подобрал именно таких героев, как белка и волк?

           - Какие недостатки людей высмеивает Толстой  в этой басне? (злость, глупость)

Словарная работа (по ходу чтения):

  • Что означает слово прежде? (прежде – сперва, сначала)
  • Объясните, как вы понимаете выражение «Тебе злость сердце жжёт» (постоянно находиться в состоянии гнева, от этого плохое настроение и грустно)
  • Почему в произведении скука связана со злом, веселье — с добром?

(со злыми никто не хочет общаться, поэтому им скучно, а с добрыми все дружат и от того им весело; злость приносит скуку, а добро веселье)  

(Слайд 10)

III.  Работа с текстом после прочтения:

  • Подтвердились ли наши предположения?
  • Какой жанр произведения представлен: басня, рассказ или сказка? (Басня, т. к. есть мораль, урок.)
  • Прочитайте предложение, в котором заключена главная мысль? (А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.)
  • Что узнали, прочитав текст? (надо быть добрым)
  • Кого осуждает автор? (злых)
  • Составим модель – описание героев басни. (Клик)

Работа в группах.

1 группа – Белка. Какая она?

2 группа – Волк. Какой он?

Проверим ваши работы. Представитель группы выступает.

Белка

Линия сравнения

Волк

добрая

веселая

игривая

умная

характер

злой

скучный

глупый

(На данном этапе урока можно использовать чтение произведения по ролям)

Прочитаем вслух по ролям

  • Как будем читать за Волка? (Сердитым, грубым голосом)
  • - А за Белочку? (Сначала испуганно, потом ласково, тоненьким голоском)
  • - А как прочитаем слова Автора? (Слова Автора надо прочитать спокойным голосом)
  • - Важны ли эмоции? (конечно, чтобы передать состояние героев и отношение автора)
  • Волк большой, а белка маленькая, но сильнее волка. Почему? (добро всегда сильнее зла)
  • А мне, кажется, что это басня не только про зверей, а про кого ещё? (О людях)
  • Что хотел объяснить Л.Н.Толстой людям? (Надо совершать добрые дела, творить добро))
  • Что же такое добро?

Работа в группах

1 группа – записать ассоциации. Что такое добро?

2 группа – нарисовать. Что для вас добро?

Разместите на доске ваше понятие доброты.

Посмотрим значение слова Добро в Толковом словаре. (Слайд 10)

(Добро –

1) Всё хорошее, положительное; всё, что приносит счастье, пользу, благополучие.

2) Хорошее доброе дело.)

3) Игра «Добрые мысли, добрые чувства»

  • Давайте пошлём добрые мысли, добрые чувства всем своим родным и близким. Мы помним и любим их.
  • Что вы почувствовали в этот момент? (Радость, приятные чувства)

 (Слайд 11)

  • Домашнее задание (синквейн «Добро», предложить переписать концовку басни, подбор пословиц о добре и зле, составить вопросы по тексту «тонкие и толстые» и др.)

IV Рефлексия. Работа с коллегами.

  • Подведём итог нашей работы.
  • Какие универсальные учебные действия формировались на разных этапах работы над текстом?

•  коммуникативные – дети учатся формулировать свои мысли, понимать собеседника;

•  познавательные – обучающиеся приобретают умения находить нужную текстовую информацию и интерпретировать ее;

•  личностные – анализируя текст, ученики учатся формулировать оценочные суждения;

•  регулятивные – школьники приобретают навыки работы по плану (алгоритму).

Я считаю, что данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению высоких результатов обучения и воспитания и может быть эффективно применена не только на уроках литературного чтения, но и на уроках окружающего мира и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности у младших школьников.

Технология продуктивного чтения - это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимани...

Мастер класс "Продуктивное чтение"

Мастер класс "Продуктивное чтение"...

Мастер - класс "Продуктивное чтение как способ формирования читательского интереса и читательской компетентности"

quot;Читать - это ещё ничего не значит. Что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное". К.Д. Ушинский.Цель мастер-класса: ознакомить участников с технологией продуктивного чтения; за...

Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности младших школьников.

Актуальность   выбранной  нами  темы   связана с тем, что сегодня в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В Р...

Мастер-класс "Прием моделирования как способ формирования читательской компетенции младших школьников"

Приоритетная цель обучения литературному чтению -  формирование читательской компетентности младшего школьника. Прием моделирования позволяет быстро  составить  характеристику героев, с...