Технология развития критического мышления
презентация к уроку

Шлейникова Екатерина Алексеевна

В данной презентации вы сможете узнать основное о технологии развития критического мышления: цель, актуальность применения в наши дни, структуру ТРКМ, методические приёмы каждой стадии, преимущества ТРКМ, затруднения, которые испытывает педагог,  работая в данной технологии,ожидаемые результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.pptx1.68 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология развития критического мышления Выполнила: Шлейникова Е.

Слайд 2

Цель ТРКМ - р азвитие мыслительных навыков (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать)

Слайд 3

Разработчики ТРКМ Черльз Темпл Джинни Стил Курт Мередит

Слайд 4

В основе технологии лежат идеи: Л.С. Выготского Д. Дьюи Ж. Пиаже

Слайд 5

Актуальность применения ТРКМ в наши дни позволяет проводить уроки в оптимальном режиме у детей повышается уровень работоспособности усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска

Слайд 6

Структура ТРКМ Стадия вызова Стадия осмысления Стадия рефлексии

Слайд 7

I стадия вызова Дети включены в активный поиск, они воспроизводят информацию. Ставят перед собой вопрос «что я знаю? по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает и хочет узнать. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются.

Слайд 8

Методические приёмы I стадии Парная мозговая атака. Групповая мозговая атака. Ключевые термины. Свободное письменное задание. Таблица «З-Х-У». Плюс-минус-вопрос. Верные и неверные утверждения Корзина идей Кластер Ключевые термины

Слайд 9

II стадия осмысления На этапе осмысления даётся возможность отследить процесс новых идей, то есть ученик получает опыт работы с текстом как активный и думающий читатель с помощью следующих приёмов технологии критического мышления: « инсерт », «ведение двойных дневников», «ведение бортовых журналов »

Слайд 10

Методические приёмы II стадии Инсерт «Знаю - хочу узнать - узнал» Чтение с остановками. Бортовые журналы. Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?» Таблица «тонких» и «толстых» вопросов. « Дерево предсказаний». «Шесть шляп мышления». Приём «Кубик» « Двухчастный и трехчастный дневник»

Слайд 11

III стадия рефлексии На стадии рефлексии «работают» все выше перечисленные приёмы. Таблицы, схемы становятся основой для дальнейшей работы: обмена мнениями, эссе, исследований, дискуссий и т.д

Слайд 12

Методические приёмы III стадии Синквейн Эссе Дискуссия Круглый стол «РАФТ»

Слайд 13

Преимущества ТРКМ работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас; совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста; есть возможность повторения, усвоения материала; усиливается диалог по поводу смысла текста (как перекодировать текст для презентации полученной информации другим участникам процесса); вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту; появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль; обостряется любознательность, наблюдательность;

Слайд 14

Преимущества ТРКМ дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания; письменная речь развивает в детях навыки чтения и наоборот; в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание; развивает активное слушание; исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией; предоставляется случай заблистать в глазах одноклассников и учителей, развеять стереотипы восприятия того или иного ребенка, повысить самооценку.

Слайд 15

Затруднения, которые испытывает педагог, работая в данной технологии Реализовать полностью урок в данной технологии в рамках классно- урочной системы очень сложно (как и другой любой). Лучше урок сдваивать, если есть такая возможность. Не все дети способны работать с большим объёмом информации. Техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно могут работать. Технология не всегда эффективна в слабых классах (как и любая другая, развивающая). С технологией нужно подробно ознакомиться, пройти необходимые курсы, посетить семинары, уроки коллег. Это является одним из условий.

Слайд 16

Затруднения, которые испытывает педагог, работая в данной технологии Неправильное понимание стратегий и методов. Непринятие некоторых приёмов детьми, нелюбимые (творческого характера и работа с большим объёмом информации). В технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе. Сложность в подборе материала (из разных источников). Маленькая наполняемость детей в классах может тормозить внедрение технологии КМ. Большие моральные, временные и материальные затраты.

Слайд 17

Ожидаемые результаты умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; пользоваться различными способами интегрирования информации; задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; решать проблемы; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

Слайд 18

Ожидаемые результаты аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); брать на себя ответственность; участвовать в совместном принятии решения; выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать и работать в группе и др.

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).

Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...

« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельности обучающихся»

Государственное бюджетное общеобразовательное  школа №54     Доклад по теме:« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельно...

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе".

  Достоинства технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям: ориентирование на развитие ученика; использование современных методичес...

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе» 2 класс УМК «Школа России»

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтенияв начальной школе»2 классУМК «Школа России» Технологическая карта урока....

Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления "Размножение и развитие животных" 3 класс Тема урока: «Размножение и развитие животных»

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие животных" 3 класс с использованием технологии развития критического мышления. УМК "Школа России"...