Технология развития критического мышления
презентация к уроку
В данной презентации вы сможете узнать основное о технологии развития критического мышления: цель, актуальность применения в наши дни, структуру ТРКМ, методические приёмы каждой стадии, преимущества ТРКМ, затруднения, которые испытывает педагог, работая в данной технологии,ожидаемые результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель ТРКМ - р азвитие мыслительных навыков (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать)
Разработчики ТРКМ Черльз Темпл Джинни Стил Курт Мередит
В основе технологии лежат идеи: Л.С. Выготского Д. Дьюи Ж. Пиаже
Актуальность применения ТРКМ в наши дни позволяет проводить уроки в оптимальном режиме у детей повышается уровень работоспособности усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска
Структура ТРКМ Стадия вызова Стадия осмысления Стадия рефлексии
I стадия вызова Дети включены в активный поиск, они воспроизводят информацию. Ставят перед собой вопрос «что я знаю? по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает и хочет узнать. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются.
Методические приёмы I стадии Парная мозговая атака. Групповая мозговая атака. Ключевые термины. Свободное письменное задание. Таблица «З-Х-У». Плюс-минус-вопрос. Верные и неверные утверждения Корзина идей Кластер Ключевые термины
II стадия осмысления На этапе осмысления даётся возможность отследить процесс новых идей, то есть ученик получает опыт работы с текстом как активный и думающий читатель с помощью следующих приёмов технологии критического мышления: « инсерт », «ведение двойных дневников», «ведение бортовых журналов »
Методические приёмы II стадии Инсерт «Знаю - хочу узнать - узнал» Чтение с остановками. Бортовые журналы. Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?» Таблица «тонких» и «толстых» вопросов. « Дерево предсказаний». «Шесть шляп мышления». Приём «Кубик» « Двухчастный и трехчастный дневник»
III стадия рефлексии На стадии рефлексии «работают» все выше перечисленные приёмы. Таблицы, схемы становятся основой для дальнейшей работы: обмена мнениями, эссе, исследований, дискуссий и т.д
Методические приёмы III стадии Синквейн Эссе Дискуссия Круглый стол «РАФТ»
Преимущества ТРКМ работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас; совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста; есть возможность повторения, усвоения материала; усиливается диалог по поводу смысла текста (как перекодировать текст для презентации полученной информации другим участникам процесса); вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту; появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль; обостряется любознательность, наблюдательность;
Преимущества ТРКМ дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания; письменная речь развивает в детях навыки чтения и наоборот; в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание; развивает активное слушание; исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией; предоставляется случай заблистать в глазах одноклассников и учителей, развеять стереотипы восприятия того или иного ребенка, повысить самооценку.
Затруднения, которые испытывает педагог, работая в данной технологии Реализовать полностью урок в данной технологии в рамках классно- урочной системы очень сложно (как и другой любой). Лучше урок сдваивать, если есть такая возможность. Не все дети способны работать с большим объёмом информации. Техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно могут работать. Технология не всегда эффективна в слабых классах (как и любая другая, развивающая). С технологией нужно подробно ознакомиться, пройти необходимые курсы, посетить семинары, уроки коллег. Это является одним из условий.
Затруднения, которые испытывает педагог, работая в данной технологии Неправильное понимание стратегий и методов. Непринятие некоторых приёмов детьми, нелюбимые (творческого характера и работа с большим объёмом информации). В технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе. Сложность в подборе материала (из разных источников). Маленькая наполняемость детей в классах может тормозить внедрение технологии КМ. Большие моральные, временные и материальные затраты.
Ожидаемые результаты умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; пользоваться различными способами интегрирования информации; задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; решать проблемы; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
Ожидаемые результаты аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); брать на себя ответственность; участвовать в совместном принятии решения; выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать и работать в группе и др.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/10/picture-522266-1428687124.jpg)
Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).
Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...
« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельности обучающихся»
Государственное бюджетное общеобразовательное школа №54 Доклад по теме:« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельно...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/09/picture-293301-1378737204.jpg)
«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе".
Достоинства технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям: ориентирование на развитие ученика; использование современных методичес...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/09/picture-293301-1378737204.jpg)
«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе» 2 класс УМК «Школа России»
«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтенияв начальной школе»2 классУМК «Школа России» Технологическая карта урока....
Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...
Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления "Размножение и развитие животных" 3 класс Тема урока: «Размножение и развитие животных»
Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие животных" 3 класс с использованием технологии развития критического мышления. УМК "Школа России"...