Парная работа на уроках
учебно-методический материал

Об организации на уроках парной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon parnaya_rabota.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Никитина Наталья Владимировна

МОУ «Лазурненская СОШ»

Технология парного

обучения как системообразующий компонент коллективного способа взаимодействия

История коллективного обучения уходит далеко вглубь веков.Идеологом данного метода был Я.А.Коменский, но принципиальным разработчиком и организатором стал Александр Григорьевич Ривин.

Методики Ривина имеют различные названия

-организованный диалог;        

-сочетательный диалог;

-коллективное взаимообучение;

-коллективный способ обучения (КСО);

-работа учащихся в парах сменного состава.

В основе теории А.Г.Ривина лежат «три кита».
I. Общение. Человеку свойственно общаться. Более того, человеческое общество существует благодаря общению.
II. Человеку, как виду, присущ полиморфизм. Значит, человеку должна быть предоставлена возможность обогащать других своей уникальностью, только ему одному свойственными чертами, при этом обогащаться самому, учась, передавать свою неповторимость в процессе взаимодействия с людьми.
III. Единство речевой и мыслительной деятельности. Эти стороны человеческой деятельности неразрывно связаны: одна всегда является «катализатором» для реализации другой. Так, непрерывно сменяясь, они наделяют человеческое существо способностью к разумному общению.

Позже последователем и носителем идей КСО стал Виталий Кузьмич Дьяченко, которому удалось увидеть сущностные стороны этого педагогического изобретения и в итоге заложить основы учения об обучении, основы современной дидактики.

Согласно теории В.К.Дьяченко в основу коллективного способа обучения (КСО) должны быть заложены следующие восемь принципов:
1. Завершенность: ученик имеет право переходить к изучению нового учебного материала, лишь, прочно усвоив предыдущий.
2. Интернационализм.
3. Дифференцированный подход: каждый из обучаемых может работать согласно своим возможностям и способностям.
4. Всеобщее сотрудничество и взаимопомощь.
5. Разновозрастность и разноуровневость.
6. Разделение учебного труда: с одной стороны, чем будет больше разнообразие изучаемых тем, тем богаче общество в целом; с другой стороны значительно легче усвоить тот или иной учебный материал, когда до этого в нем уже разобрался твой товарищ.
7. Педагогизация населения: фактически любому человеку в своей жизни требуется кого-то учить, этому необходимо учиться в самом процессе обучения.
8. Безотлагательная и непрерывная передача знаний: знания, вырабатываемые обществом, должны немедленно становиться содержанием учебного процесса.

В основе принципов технологии парного взаимодействия лежит идея обучения одним учеником другого, т.е. учебным материалом становятся «информационные кусочки», которыми партнёры обучают друг друга. Учитель же выполняет роль дирижера.

При реализации данной технологии используются следующие типы пар:

1.Статическая пара.

Объединение двух учеников, меняющихся ролями: У-у.

2. Динамическая пара.

Объединение четвёрки учащихся (по диагонали, вертикали). Четверо обсуждают задание трижды с каждым партнёром, причем, каждый раз ему необходимо меня логику изложения, темп, акценты, т. е. включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей.

3.Вариационная пара.

Объединение 2-х,4-х,6-х,8-и,10-и учащихся, в каждой группе каждый получает своё задание, выполнив его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение. В результате каждый усваивает содержание 2-х.4-х, и т.д. задач.

Современная психология утверждает: эффективность произвольной памяти школьника может быть оценена такими критериями: 10% — читает глазами, 26% — слышит, 30% — видит, 50% — видит и слышит, 70% обсуждает, 80% — опирается на опыт, 90% — говорит и делает совместно, 95% — обучает других.

Основные преимущества данной технологии:

В результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания.

В процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти. Происходит мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний.

Каждый ученик чувствует себя раскованно, работая в индивидуальном темпе.

У ребят повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результат коллективного труда.

Отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе.

Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно,  обеспечивает более прочное усвоение материала.

Виды учебной работы в парах на уроках

Требования, предъявляемые к школе: гармоничное развитие личности, учёт индивидуальных особенностей и способностей каждого ученика, обеспечение высокого уровня знаний, умений и навыков, формирование у школьников мотивов и потребностей, наполненных гуманистическим содержанием.

Реализация этих требований связана с обучением учащихся умению учиться, самостоятельно работать с разными источниками знаний и, в первую очередь, с книгой, а также обмениваться полученной информацией, т. е. вступать во взаимодействие не только с учителем, но и с другими участниками учебного процесса. Один из способов решения этой проблемы – коллективные формы организации обучения, в частности, парное обучение.

   Виды работы в паре:

  • Обсуждение
  • Совместное изучение
  • Обучение друг друга
  • Тренировка
  • Проверка

Обсуждение – разбор, оценка, высказывание своего суждения по поводу чего-либо.  

 Обсуждать можно какую-либо тему, вопрос выраженный в тексте. Во время обсуждения позиции обучающихся не отличаются.

  Таким образом, цель обсуждения в том, чтобы понять, где и в чём мнения совпадают, а затем свои представления расширяются. Учитывая особенность этого вида работы в паре, можно предложить задания с неоднозначным ответом, со спорными идеями, с логической незавершённостью, требующими субъективной оценки.

Обсуждение включает несколько приёмов:

  1. Восстановить то, что прочитал в тексте. Это не сводиться к тому, чтобы дословно пересказать. Но чтобы это обсуждать, прежде это нужно запомнить, удержать в памяти
  2. Второй приём обсуждения – интерпретация, т.е. высказывание своего мнения, отношения. При интерпретации помогают вопросы такого плана: что мне понятно? А что нет? Почему такое утверждение? Какой вывод можно сделать?
  3. Третий приём – задавать вопросы. Вопросы позволяют обратить внимание на область непонимания.

На практике  используются  разные техники обсуждения, это зависит от целей учебного процесса, уровня подготовки обучающихся. Например: в текстах с поисковым и изучающим чтением:

  •  Прочитайте текст (абзац)
  • Перескажите по очереди
  • Дополните, поправьте друг друга.
  • Задайте друг другу по 2 вопроса
  • Выскажите своё отношение к услышанному. Как поняли основную мысль?
  • Озаглавьте части.

. В методической литературе все чаще встречаются понятия «речевая ситуация», «ситуация общения», «реальная жизненная ситуация». Между такими ситуациями и содержанием диалогической речи существует тесная связь. Поэтому в практике обучения ситуации, в которых необходима диалогическая речь, должны включаться как можно чаще.

Совместное изучение -  совместно постичь учением, усвоить в процессе обучения. Однокоренные слова

В паре можно совместно что-либо изучать. Совместно можно изучать то, чего никто из двоих ещё не знает. Оба напарника находятся в позиции изучающих.

В результате специально организованной коммуникации должно появиться общее поле понимания. Общее должно быть в представлениях обоих  учеников, они должны договориться до общего и общее должно быть материализовано.

Этот приём работы в паре строится по методике Ривина.

Каждый ученик получает две карточки:

                       Карточка 1.

(содержит вопросы, требующие знания теоретического материала по данной теме)

  1. Какие слова называются родственными?
  2. Как называется общая часть родственных слов?
  3. Как иначе называются родственные слова?
  4. Как найти корень в слове?

                Карточка 2.

(записан ряд однокоренных слов и одно слово лишнее, не являющееся однокоренным)

Вода, водитель, подводный, водичка.

(Зерно, семена, зернистая, зёрнышко.

Дождь, дождинки, дождливая (погода), дождевик, дожидается, дождевая.

Посёлок, сели (на землю), сельский.

Горький, гора, горный, горочка.        (и   т.п.)

Ребята знакомятся с алгоритмом работы по данным карточкам:

Работа по карточке №1.

  1. Договоритесь в своей паре об очерёдности «учителя» и «ученика».
  2. «Учитель» задаёт вопросы, «ученик» отвечает.
  3. После того, как проработали все вопросы, поменяйтесь ролями.
  4. Вновь «учитель» задаёт вопросы, «ученик» отвечает.
  5. Продолжайте работу по карточке № 2 , соблюдая ту же очерёдность.                                

Работа по карточке №2.

  1. «Учитель» слушает, «ученик» отвечает, работает со своей карточкой.
  2. Прочитай все слова.
  3. Выбери и прочитай только однокоренные (родственные) слова.
  4. Назови «лишнее» слово в ряду слов, объясни, почему ты считаешь его лишним?
  5. Найди корень в однокоренных словах, укажи его.
  6. Поменяйтесь ролями, в таком же порядке прорабатывается вторая карточка.
  7. Обменяйтесь карточками №2.
  8. Из карточки партнёра выпиши однокоренные слова, укажи корень.

Обучение друг друга - передать кому-либо какие-то знания, навыки.

  Обучение в паре может быть организовано как в одну сторону, так и взаимно. Во время обучения учащиеся выступают в разных позициях: один обучающий, другой обучаемый, за счёт организованного взаимодействия второй становится носителем того, чем владеет первый. Таким образом, предмет обучения – знания или способы действования, которыми владеет напарник.

Рассмотрим обучение в одну сторону как элемент взаимообучения. Необходимые условия для осуществления взаимообучения:

  • ученики, объединившиеся в пару, должны знать разные фрагменты содержания: один ученик знает одно, второй – другое. Обеспечить взаимообучение можно на новом материале! Эти фрагменты не должны зависеть друг от друга. Обучать

Обучение стихотворению

Как ученики обычно учат стихотворения? Путём многократных повторений и затем воспроизведения про себя. Гораздо эффективнее идёт заучивание стих-ия в паре. . Например: как мы учим стихотворение. Один из учащихся в паре читает и предлагает воспроизвести следующие две строчки:

   

     Второй воспроизводит эти строки под контролем первого ученика. Затем первый читает ещё две строчки:

Второй воспроизводит. Если возникают затруднения, то первый оказывает необходимую помощь. Если партнёр лучше запоминает зрительно, текст открывается и второй ученик сначала читает, а потом по памяти восстанавливает изучаемый текст.

Первый ученик читает вслух первое четверостишье полностью. Если второй ученик затрудняется его воспроизвести, то текст открывается, читает вслух второй ученик и старается его воспроизвести. Если эта цель достигнута, то второй предлагает:

  • Попробуй сразу прочесть первое четверостишье по памяти. Пока я учил, ты должен был всё запомнить.

Если первый ученик не запомнил, то ему оказывается умеренная помощь.

Как только оба ученика выучили первое четверостишье, они переходят ко второму, но роли при этом меняются: второй ученик управляет процессом учения первого.

Тренировка – упражнения, служащие для совершенствования навыков и умений

За счёт работы в парах можно эффективно обеспечивать разные аспекты закрепления изученного материала. Когда важно довести действия до автоматизма, можно использовать взаимотренаж.

В паре выделяются две позиции: тренера и тренирующегося. Цель взаимотренажа – инициировать учебные действия напарника, указывая при этом, верен его ответ или нет. Однако взаимотренаж удобен тем, что позволяет использовать как средство даже тех учеников, которые пока не могут сами по некоторой  теме проверить ход мыслей напарника. Для этого необходим специальный дидактический материал с заданиями и готовыми ответами (карточки). Например: работа с лексикой

  • Один ученик берет 1-ую карточку, а другой - 2-ую. Пользуясь этими карточками, ученики предлагают задания друг другу, инициируя напарника совершать действия по закреплению лексики. Техника очень проста, детьми она мгновенно схватывается:        

1.  Первый ученик говорит первое слово в  своей карточки, а второй ученик отвечает. Первый ученик по своей карточке - сверяет ответ. Если ответ правильный, то он задает второе слово. Если же ответ неправильный, то он предлагает товарищу еще раз на него ответить. Если напарник ошибается несколько раз, то первый ученик сообщает правильный ответ, а затем переходит к следующему слову:

2.  Когда первый продиктует все слова из своей карточки, напарники меняются ролями. Теперь второй ученик называет слова своей карточки, а первый отвечает.  Когда все слова продиктованы, пара распадается.

Взаимотренаж можно использовать для закрепления всевозможного материала. Я часто использую как «пятиминутки» в начале урока.

Проверка – подвергнуть испытанию для выявления знаний учащихся.

Когда важно за счет закрепления получить не автоматизированные действия, а сформировать осознанные умения, то хорошо подходит такой вид работы в паре, как проверка. Она может быть взаимной или односторонней.

При проверке в паре различаются две позиции: проверяющего и проверяемого.

Подчеркнем, что работа в паре здесь используется не с целью обучения, не с целью оценивания, а с целью обнаружения и исправления ошибок.

В отличие от тренажа, проверка направлена не на ответ.

 Предмет проверки - содержание действий по выполнению задания, вопроса:

                                     связка между логикой, ходом мысли по решению задания и ответом.

Как строится работа в паре?

Один обучающийся по памяти восстанавливает другому весь процесс выполнения какой-либо самостоятельно выполненного упражнения (возможно, он это будет делать письменно) либо дает ответы на некоторые вопросы. Его напарник следит за изложением, за каждым действием, каждым ходом; если необходимо, поправляет и дополняет. Если он увидит ошибку, тут же это отмечает и предлагает заново ответить.

Отметим два достоинства такой проверки.

  • Во-первых, в ходе комментирования, объяснения своих действий ученик часто сам обнаруживает ошибки.
  •  Во-вторых, проверка осуществляется «здесь и сейчас»; если ошибка обнаружена, то здесь же и исправляется.

Для этого я использую дидактический материал (карточки). Тесты, Практические работы,    Контрольные работы, взаимодиктанты,.

После того, как ребята научатся работать в постоянных парах,  надо перету к обучению общению в парах сменного состава (ПСС). Используется механизм смены пар, условно названный «ручеёк». В «ручейке» смена пар происходит внутри одного ряда, где работают 8 учеников. Для этой работы  необходимо заготовить к уроку карточки по числу учащихся в ряду. Содержание карточек отличается друг от друга. Для ребят второго и третьего ряда составляются аналогичные карточки.

Описана  только незначительная часть видов работ и упражнений, которые могут выполняться на уроках.  Опыт показывает,  что приемы обучения в парной   работе   аналогичны   приемам   индивидуальной  самостоятельной работы, они разнообразны и их неограниченное множество. Разумеется, каждый прием, который применяется в индивидуально-обособленной работе, должен   быть методически  переосмыслен  и  приспособлен   к эффективному использованию в паре. Такое использование может быть эффективным при условии,  что парная работа не приводит к отказу от самостоятельности участников этой пары и в то время каждый выполняет работу не сам по себе, т. е. не зависимо и  обособленно от своего партнера,  а  совместно при  активном участии обоих. Поэтому парную работу  нередко  называют  самостоятельной  работой  в парах.

Конечно,  самостоятельная работа в паре  имеет  и специфику. Ее особенность заключается, прежде всего в том, что это совместная   работа двух учеников, что оба участника пары работают не просто рядом и одновременно, за одной партой или за одним столом, а работают друг с другом. Такая   работа предполагает активное взаимодействие    двух  учащихся  от начала и до конца их встречи, т.е. совместную работу.

Приложение

Памятка для обучающихся

Как работать в паре

1.     Внимательно прочитайте задание.

2.     Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.

3.     Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.

4.     Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.

5.     Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он – за тебя.

Противопоказания  

при   организации    парной   работы:

1) Недопустима пара из двух «слабых» учеников;

2)  Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются
сегодня         работать вместе нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить вновь работать вместе);

3) Если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему
отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовлетворения

ни в индивидуальных, ни, тем более, в публичных оценках;

4)  Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы:
дети  должны обмениваться мнениями, высказывать свое  отношение к
работе      товарища;

5)    Овладение    умением    учащихся    необходимо    фиксировать         в индивидуальных       листах контроля за их совместной деятельностью;

6) При оценке работы группы   следует   подчеркивать  не   столько
ученические,     сколько    человеческие    добродетели:     терпеливость,
доброжелательность, дружелюбие,   вежливость.   Оценивать   можно    лишь
общую работу группы, ни в коем случае не ставить детям, работавшим
вместе, разных оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парная работа на уроках в начальной школе

Идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является парное обучение. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить.Работа в парах на уроках привлекает младших ...

Презентация на тему: "Организация групповой и парной работы на уроках в условиях ФГОС"

В данной презентации представлены правила организации групповой и парной работы учащихся на уроках, в условиях внедрения ФГОС....

Методические рекомендации по организации групповой и парной работы на уроках в начальных классах.

Место и задачи групповой работы на уроке. Порядок групповой работы.Основные ошибки. Анализ групповой работы....

Мастер-класс "Парная работа на уроках в начальной школе"

Знакомство  с методами и приёмами организации работы в паре на уроках в начальной школе....

Применение образовательной технологии групповой и парной работы на уроках в начальной школе

Ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Они практически всегда имеют партнеров по игре. Общение с ровесниками создает условия для развития творческого начала в ребенке и для ф...

Опыт работы «Организация групповой и парной работы на уроках в начальной школе как способ формирования УУД"

      Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мот...