«Сохранение духовных и культурных традиций в полиэтнической среде через обучение русскому языку посредством бумагопластики»
презентация к уроку

Гадзева Жанна Викентьевна

«Если ребенок – мигрант намерен обучаться в общеобразовательной школе России, прежде всего он нуждается в помощи по изучению русского языка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_wecompress.com_1.pptx897.25 КБ
Файл moe_vystuplenie.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Сохранение духовных и культурных традиций в полиэтнической среде через обучение русскому языку посредством бумагопластики » Гадзева Жанна Викентьевна , учитель начальных классов МБОУ «СШ №1»

Слайд 2

« Если ребенок – мигрант намерен обучаться в общеобразовательной школе России, прежде всего он нуждается в помощи по изучению русского языка»

Слайд 3

Лингвосоциокультурный метод русский язык – носитель культуры = «Личность – продукт культуры»

Слайд 4

Матрешка – русский сувенир таджикская пара север России кукла- Десятиручка узбечка

Слайд 5

Деревянная матрешка Влезла с Машей на окошко. По карнизу ходит кошка И не может сосчитать: То стоит одна матрешка, То матрешек целых пять! Г. Лагздынь Первая матрёшка - круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье - появилась на свет отнюдь не в древности, как считают многие.

Слайд 6

Наше творчество

Слайд 7

Наше творчество

Слайд 8

Экскурсия в музей

Слайд 9

«Живая шляпа» Николай Носов казахи туркмены русские узбеки казахи

Слайд 10

Наше творчество

Слайд 11

«Новый наряд короля» Г.Х.Андерсен туркмены чуваши казахи русский сарафан

Слайд 12

хохлома гжель

Слайд 13

«Летописи. Былины. Жития»

Слайд 14

Фестиваль культур

Слайд 16

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Добрый день уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу представить Вам свой небольшой опыт работы с детьми-мигрантами, для которых русский язык является неродным.

Многочисленные глобальные проблемы современности связаны с разрушением традиционных культурных норм и ценностей. И в то же время, наряду с этими негативными явлениями, для современной России характерны процессы возрождения национальных культур, оживления традиций и духовных основ жизни народов.

Законом РФ «Об образовании» перед школой поставлена задача защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей.

Образовательное пространство многих регионов России, и нашей образовательной организации в частности,  функционирует в полиэтнической среде и характеризуется многонациональным составом учащихся. В таких условиях необходимо обращение к духовному богатству различных культур, национальным традициям, которые, несмотря на имеющиеся отличия, имеют единую нравственную основу.

Этнопедагогический подход к духовно-нравственному воспитанию представлен в работах Геннадия Никандровича Волкова и его учеников. В рамках этого направления обоснована необходимость этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса, выявлены условия использования народной педагогики в процессе духовно-нравственного воспитания, раскрыты пути взаимодействия национальных и общечеловеческих ценностей в решении педагогических задач.

Анализ моей практики обучения показывает, что духовно-нравственный потенциал национальных традиций в полной мере не используется в учебном процессе. Во многом это связано с фрагментарным обращением к традициям, разобщенностью учебной и внеучебной деятельности, недостаточным взаимодействием школы с семьей, отсутствием теоретических разработок по проблеме комплексного использования национальных традиций в процессе духовно-нравственного воспитания. В практике духовно-нравственного воспитания преобладают словесные методы использования традиций, что вступает в противоречие с практико-ориентированным характером традиций.     Вследствие чего возникла необходимость целенаправленной работы в создании

творческого пространства, способствующего речевой адаптации  и социализации

 и духовно-нравственного воспитания детей-мигрантов.

И работа эта  эффективна, на мой взгляд, в том  числе и с помощью применения на уроках и во внеурочной деятельности Бумагопластики.

Цель работы: создать адаптивную социокультурную и игровую среду,  формирать систему языковых и коммуникативных ориентировок у детей в процессе становления языковой и культурной картины мира, развивать творческие способности. (слайд 2)

Она заключаются в организации занятий, по формированию потребностей в изучении русского языка и культуры русского народа, выработке навыков самостоятельного получения информации и работы с ней, формировании гражданской позиции, развитии потребности в познании окружающего мира, раскрытии творческого и познавательного потенциала обучающихся, воспитании качеств  творческой личности.

По сути, бумагопластика – это создание бумажных скульптур, полых внутри. Поэтому изготовить можно практически все, что придет на ум, - цветы, машинки, здания, а также фигурки животных и людей, которые часто выглядят «как живые» и хочется с ними «поговорить». Их можно объединять в композиции, создавать пальчиковые, настольные театры. В общем простор для творчества, социализации и речевого высказывания, раскрытия духовно-нравственного потенциала безграничен.

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима. Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Кроме того, дети приобретают опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Они общаются друг с другом,  обогащая свой словарный запас.

Позволю себе напомнить, что существуют самые разные виды бумагопластики:

-оригами,

-киригами,

-квиллинг,

-аппликации,

-работа с гофрированной бумагой и многие другие.

1) Оригами (с японского буквально: "сложенная бумага") — древнее искусство складывания фигурок из бумаги.

2) техникой Киригами, разрезая, вырезая, сгибая и скручивая, мы делаем из обычного листа бумаги различные фигуры и образы. В технике Киригами мы будем не только разрезать бумагу, но и сворачивать и сгибать ее.

Большинство людей помнят, как в детстве делали бумажные снежинки. Да и взрослые с восхищением и удивлением разворачивают бумажные снежинки, к тому же почти невозможно сделать один и тот же образец дважды. Так вот эти бумажные Снежинки и декорации и есть первые шаги в изучении техники Киригами.

3) Квиллинг—Искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

4) Интересный вид художественной деятельности – аппликация.  Это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветных бусин, бисера, шерстяных нитей, всевозможной материи, высушенных листьев…

Дети через практическую деятельность лучше воспринимают пространственное отношение окружающего мира. Также решаются и педагогические задачи: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничества.

На уроках и во внеурочной деятельности я применяю лингвосоциокультурный метод, как один из самых серьезных и всеобъемлющих методов изучения русского языка как иностранного, предполагающий апелляцию к такому компоненту, как социальная и культурная среда.

СЛАЙД 3. Сторонники этого метода, твердо уверены, что язык теряет жизнь, если, ставить целью, овладеть лишь "безжизненными" лексико-грамматическими формами. "Личность - это продукт культуры". Язык - тоже.

Цель изучения языка с помощью данного метода - это облегчение понимания собеседника, формирование восприятия на интуитивном уровне. Поэтому каждый обучающийся должен относиться к языку, как к зеркалу, в котором отражаются география, климат, история народа, условия его жизни, традиции, быт, повседневное поведение, творчество.

Русский язык является носителем культуры, традиций русского народа. Значит, целесообразно преподавать его как феномен культуры, овладеть методикой преподавания предметов культурологического цикла. 

Русский язык мы изучаем через работу с текстом, что является, я думаю, самым важным аспектом при формировании культурно-языковой компетенции.

Восприятие русской культуры повышается через анализ текста на основе русских сказок, легенд, былин, пословиц, поговорок, текстов разных культурных эпох.  

В них заключается народная мудрость, которая формировалась веками. Они отражают менталитет их создателей, носят назидательный характер. Необходимо также познакомить обучающихся с некоторыми этнокультурными традициями не только русского народа, но и других этносов.

На уроке литературного чтения  после прочтения и анализа стихотворения Эдуарда Успенского «Разгром» знакомимся с играми разных народов, разучиваем их. Дети каждых народов и национальностей играют в свои  игры, и именно через них узнают, насколько нужно быть ловким, быстрым, сильным, как нужно ценить дружбу и уважать соперника.

СЛАЙД 4.

Прочитав стихотворений «Кукла» и «Машина», знакомимся с игрушками и, конечно, с правилами ухода за игрушками, проанализировав стихотворение «Мои игрушки», останавливаем свое внимание на игрушке «кукла» и проводим мини-исследование по теме:  «Куклы разных народов».

СЛАЙД  5. На уроке технологии, прежде чем изготовить матрешку,  читаем с детьми стихотворение «Деревянные матрешки», изготавливаем из бумаги  матрешки, знакомимся с историей возникновения русского сувенира. Выясняем, почему русский сувенир назвали матрешка – Матрёна, мать.

СЛАЙД  6, 7. Вот какие матрешки у нас получились.

СЛАЙД 8. В рамках внеурочной деятельности посетили школьный музей «Память». Познакомились с экспозицией кукол. Дома ребята узнали у родителей, какие колыбельные песни пели им бабушки, мамы, познакомились и с колыбельными песнями народов мира.

СЛАЙД 9. Изучая рассказ Николая Носова «Живая шляпа», знакомимся с национальными головными уборами представителей разных народов.

СЛАЙД 10. Чтобы ответить на вопрос «Какой головной убор мы можем изготовить для матрешки?» анализируем энциклопедические и исторические данные, приходим к выводу, что это ситцевый платок. Хотя при желании дети могут выбрать головной  убор своего народа.

СЛАЙД 11.   Прочитав произведение Г.Х. Андерсена «Новый наряд короля», разговор заходит  о национальных костюмах народов мира и снова пытаемся ответить на проблемный вопрос: «Какой наряд мы сделаем для нашей матрешки – сарафан, СЛАЙД 12. который мы можем расписать, используя техники:  хохлома, гжель и т.д.».

СЛАЙД 13. Сейчас на уроках литературного чтения мы изучаем раздел «Летописи. Былины. Жития» Прочитав былины, мы определяем мужской образ русского народа. Через чтение былин, мы легко даем характеристику русского богатыря. Изготавливаем для него шлем и кольчугу из бумаги. 

Бумагопластика является эффективным средством воспитания детей. Занятия бумагопластикой формируют такие нравственные качества, как коллективизм, готовность оказать помощь, радовать окружающих результатами своего труда.

Работа в технике Бумагопластика ориентирует детей на конечный результат деятельности, что благотворно влияет на развитие важнейшей социальной функции личности детей - формирование навыков общения.

Например: изготовление бумажных кукол для театра, дальнейшая постановка спектакля и участие в нем детей.

В ходе всей этой работы дети общаются между собой, а именно такое живое общение помогает детям-мигрантам понимать и изучать русский язык.

СЛАЙД 14. Главный результат данной работы – понимание  того, что язык не просто средство общения, знание традиций народов, не просто показатель эрудиции, но и объединяющий людей фактор.

СЛАЙД 15.  Путь к взаимопониманию проходит не только через знания, представления, но и через чувства, умение видеть в каждом человеке, будь то русский, таджик, узбек или татарин, мусульманин или христианин, носителя общечеловеческих ценностей: добра, любви к ближнему, высокой духовности и морали. А это понимание есть результат культуры межэтнического общения.

СЛАЙД 16.  Спасибо за внимание!

СЛАЙДЫ № 14 – 18. Завершаем работу по данному разделу Фестивалем "В дружбе народов - единство России!", для участия в котором мы приглашаем друзей, учителей, родителей и представителей национальных общин и диаспор г.Нижневартовска, которые являются не только гостями, но и  первыми помощниками в организации фестиваля. Приготовление национального блюда, представление национального жилища, убранства и утвари, пение материнской и национальной песни, демонстрация танцев своего народа многое из перечисленного ложится на плечи родителей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение русскому языку в начальной школе через технологию системно-деятельностного подхода.

Как организовать работу на уроке с позиций деятельностного подхода? Основополагающим подходом, выбранном в новом стандарте, является системно-деятельностный подход. Именно с опорой на него разработана...

Презентация "Обучение русскому языку детей-билингвов в полиэтнических классах в условиях ФГОС"

Презентация "Обучение русскому языку детей-билингвов в полиэтнических классах в условиях ФГОС" была составлена как зачетная работа по материалам прохождения курсов повышения квалификации по данной тем...

Технология развития критического мышления через чтение и письмо ( РКМЧП ) при обучении русскому языку.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному ...

Возможности обучения русскому языку как неродному детей в полиэтническом классе

В связи с миграционными процессами в нашей стране, в школах наблюдается большой приток детей-мигрантов ближнего и дальнего зарубежья , что ведет к полиэтническому составу учащихся  в классе, где ...

Статья учителя начальных классов на тему: «Проблемы обучения русскому языку и литературному чтению в полиэтнических классах»

Статья учителя начальных классов на тему: «Проблемы обучения русскому языку и литературному чтению в полиэтнических классах»...

Из опыта работы "Воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальных классов через уроки русского языка и литературного чтения"

В начальной школе духовно – нравственное воспитание можно осуществлять на внеклассном чтении, во время этических бесед, при проведении тематических классных часов, праздников и внеклассных мероп...