Технология проектного обучения
проект

Алла Анатольевна Харечко

Технология проектного обучения — это технология, активно внедряемая в настоящее время в учебный процесс начальной школы. В данной публикации я приведу примеры использования данной технологии в начальной школе.

Проектная технология — технология обучения будущего. Её можно активно внедрять как в урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся. Данная технология позволяет каждому ученику самостоятельно приобретать опыт исследовательской, практической деятельности, расширять кругозор и пополнять активный и пассивный словарный запас. Технология проектного обучения также развивает у учащихся различные практические умения и навыки, которые так им необходимы в дальнейшей жизни, такие как поиск и работа с информацией, умение не просто выражать свою точку зрения, но и аргументировать свой ответ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Описание технологии340.08 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проектного обучения

Технология проектного обучения — это технология, активно внедряемая в настоящее время в учебный процесс начальной школы.

Проектная технология — это в первую очередь личностно-ориентированная технология, в центре которой стоит ученик. Основу технологии составляет деятельность самого учащегося, направленная на развитие учебных, познавательных, творческих способностей.

Учитель выступает в роли организатора-наставника, организатора-консультанта учеников. Технология проектного обучения позволяет учителю организовывать самостоятельную работу учащихся по конкретной теме, проблеме, а учащимся даёт возможность развивать свои творческие способности как по отдельным учебным предметам, так и во внеурочной деятельности.

 Работая над проектом у учащихся развиваются такие качества, как любознательность, то есть появляется искренний интерес к изучаемой теме, самостоятельность, то есть желание самому «докопаться до истины», узнать неизведанное, а также формируется чувство ответственности за начатое дело перед самим собой, перед одноклассниками, перед учителем.

Е. С. Полат предъявляет следующие требования к применению технологии проектного обучения:

1) основу любого проекта должна составлять значимая, интересная или малоизученная проблема;

2) должна быть теоретическая, практическая, познавательная значимость результатов работы над темой проекта;

3) доминирование самостоятельной (индивидуальной или парной, или групповой) деятельности учащихся;

4) обязательное наличие продуманной структуры работы;

5) использование методов исследования, изначально предполагающих последовательность этапов действий.

Многообразие форм проектной деятельности породило в педагогической науке ряд классификаций проектной технологии: по роду преобладающей деятельности, по предметно-содержательной области, по продолжительности (по времени реализации), по количеству участников, принимающих участие в реализации проекта, по форме презентации (конечного представления проекта).

  1. По роду преобладающей (доминирующей) деятельности проекты можно подразделить на:

‒ информационные;

‒ творческие;

 ‒ практико-ориентированные;

‒ исследовательские.

Информационные проекты — нацелены на поиск информации учащимся по какой-либо теме и на дальнейшую работу учащегося с найденной информацией.

Творческие проекты — ориентированы на достижение поставленной цели, получение планируемого результата. Вся работа над проектом строится и подчиняется предполагаемому результату (выпуск стенгазеты, запись видеоролика, проведение акции и др.).

Практико-ориентированные проекты — также ориентированы на конечный, но только практический результат деятельности учащихся.

Исследовательские проекты — отличает от других проектов, наличие продуманных основных этапов будущего исследования, которые изначально направлены на достижение поставленной цели.

  1. По предметно-содержательной области выделяют проекты надпредметные, межпредметные имонопредметные.

Надпредметные — внепредметные проекты, выполняемые на стыке разных областей знаний. Данные проекты выходят за рамки учебных школьных предметов.

Межпредметные — проекты, реализуемые благодаря взаимодействию на стыке двух или нескольких предметных областей науки.

Монопредметные — проекты, реализуемые в рамках одного учебного предмета или научной области (например, математики, литературы, русского языка или окружающего мира).

  1. По продолжительности (по времени реализации) проекты бывают кратковременные и длительные.

Кратковременные — проекты, реализуемые за короткий промежуток времени (урок, два урока, неделю, две недели).

Длительные — проекты, на реализацию которых уходит от одного месяца и более.

4. По количеству участников, принимающих участие в реализации проекта, выделяют: индивидуальные проекты (выполняемые одним учеником), групповые (выполняемые группой учеников), коллективные (выполняемые классным коллективом, коллективом всей школы).

5. По форме презентации (конечного представления проекта) выделяют такие проекты как: открытка, газета, книжка, словарь, видеоролик, клип и др.).

В начальной школе учитель, на своё усмотрение, может давать детям задание подготовить как индивидуальные, так и групповые проекты, как монопредметные, так и межпредметные, как кратковременные, так и длительные в зависимости от масштабности темы проекта, возраста учащихся и их заинтересованности темой проекта.

При выборе темы проекта важное значение имеет личная мотивация учащегося, а также социальная значимость проблемы исследования, которая в первую очередь значима для самого учащегося.

Далее хочется поделится накопленным опытом реализации проектной технологии в учебном процессе начальной школы.

Элементы проектной технологии начинаю внедрять в учебный процесс уже с 1 класса. Первоначально проекты провожу в классе под руководством учителя, дети при этом работают по группам или парами.

В первом классе проводила проекты, в которых участниками был сразу весь класс. Так, например, мы с ребятами высадили две луковицы в горшки. Эти горшки расположили в разных местах. Один на подоконнике при достаточном количестве солнечного света, второй в тёмное место, помещение без окон. Результаты наблюдения ежедневно вносили в дневник наблюдений, сравнивая рост, размер, интенсивность окраски перьев лука. В качестве итога проекта был устроен круглый стол с обсуждением проекта и проведение игры.

D:\Прошлое\D\школа\проект лук в темноте и на солнышке\4.12\20191204_095726.jpg D:\Прошлое\D\школа\проект лук в темноте и на солнышке\4.12\20191204_100129.jpg

Очень много проектов мы проводили по группам.

Целью проекта по литературному чтению в 3 классе стало создание настольной игры-ходилки по произведению В. Бианки «Приключения муравьишки». Для этого проекта дети были разделены на группы, обсужден план работы над проектом. Ребята осмысленно читали произведение, отмечая ключевые моменты в произведении, которые в последствии могли стать частью задания игры. Затем обсуждали оформление игры, делали эскиз, определяли траекторию движения, правила игры, легенду игры, самостоятельно изготавливали фишки и дополнительные карточки с вопросами. Затем эти игры использовались  на переменах для совместного времяпрепровождения.

C:\Users\User\Desktop\Рабочий стол\аттестация\05. технологии с конспектами уроков\фото к проектной технологии\SmartSelect_20210806-230521_Instagram.jpg C:\Users\User\Desktop\Рабочий стол\аттестация\05. технологии с конспектами уроков\фото к проектной технологии\SmartSelect_20210806-230532_Instagram.jpg

C:\Users\User\Desktop\Рабочий стол\аттестация\05. технологии с конспектами уроков\фото к проектной технологии\SmartSelect_20210806-230543_Instagram.jpg C:\Users\User\Desktop\Рабочий стол\аттестация\05. технологии с конспектами уроков\фото к проектной технологии\SmartSelect_20210806-230551_Instagram.jpg

 

По русскому языку в 3 классе целью проекта было создание тематического словаря. Дети разбивались на группы, определяли тематику слов для словаря (цветы, транспорт, животные), выбирали тип информации, которая будет отражена в словаре, оформление, распределяли роли.

Значимым проектом в 3 классе стал проект к 60-летию полёта Юрия Гагарина. Это был также групповой проект, но результат был у каждого свой индивидуальный – книга о Гагарине. Целью проекта было изучить биографию Юрия Гагарина с целью выяснить, какие качества помогли Юрию стать первым в мире космонавтом, побывавшим в космосе. Для этого каждой группе была вручена брошюра с биографией космонавта. Детям нужно было прочитать её. Для начала ознакомительно, а затем уже осмысленно, выделяя текстовыделителем факты из биографии, за которыми скрывался целеустремлённый характер Гагарина. Данные факты вписывались  в развёртку, изготовленную своими руками. Затем каждая группа выступила с защитой своего проекта.

Подробнее о данном проекте можно прочитать по ссылке:

https://www.instagram.com/p/CNmtAH7FA1N/?utm_medium=copy_link

C:\Users\User\Desktop\Рабочий стол\аттестация\05. технологии с конспектами уроков\фото к проектной технологии\SmartSelect_20210806-224723_Instagram.jpg C:\Users\User\Desktop\Рабочий стол\аттестация\05. технологии с конспектами уроков\фото к проектной технологии\VideoCapture_20210806-225158.jpg C:\Users\User\Desktop\Рабочий стол\аттестация\05. технологии с конспектами уроков\фото к проектной технологии\VideoCapture_20210806-225212.jpg C:\Users\User\Desktop\Рабочий стол\аттестация\05. технологии с конспектами уроков\фото к проектной технологии\VideoCapture_20210806-225112.jpg C:\Users\User\Desktop\Рабочий стол\аттестация\05. технологии с конспектами уроков\фото к проектной технологии\VideoCapture_20210806-225105.jpg C:\Users\User\Desktop\Рабочий стол\аттестация\05. технологии с конспектами уроков\фото к проектной технологии\VideoCapture_20210806-225057.jpg C:\Users\User\Desktop\Рабочий стол\аттестация\05. технологии с конспектами уроков\фото к проектной технологии\VideoCapture_20210806-224939.jpg C:\Users\User\Desktop\Рабочий стол\аттестация\05. технологии с конспектами уроков\фото к проектной технологии\VideoCapture_20210806-225017.jpg

Долгосрочным проектом стал проект «Огород на подоконнике»

Целью проекта было вырастить в горшочках специальные сорта томатов и баклажанов, а также горох, укроп и петрушку. Ребята наблюдали за их ростом, вели дневники наблюдения. По окончанию учебного года горшки с растениями учащиеся забрали домой, продолжая делиться своим урожаем с классом. Остальные растения были высажены на пришкольном участке.

C:\Users\User\Desktop\Рабочий стол\аттестация\05. технологии с конспектами уроков\фото к проектной технологии\VideoCapture_20210806-231028(1).jpg  C:\Users\User\Desktop\Рабочий стол\аттестация\05. технологии с конспектами уроков\фото к проектной технологии\VideoCapture_20210806-231056.jpg C:\Users\User\Desktop\Рабочий стол\аттестация\05. технологии с конспектами уроков\фото к проектной технологии\DSC00368.jpg C:\Users\User\Desktop\Рабочий стол\аттестация\05. технологии с конспектами уроков\фото к проектной технологии\DSC00313.jpg C:\Users\User\Desktop\Рабочий стол\аттестация\05. технологии с конспектами уроков\фото к проектной технологии\DSC00207.jpg

Любимым проектом для детей стал проект «Я учитель».

Целью данного проекта было выбрать, разработать и провести школьный урок. В данном проекте дети были не ограничены в выборе предмета. Урок можно было провести как одному, так и в паре. Дети выбирали урок чтения, письменно-речевой деятельности, математики. Урок разрабатывался полностью самостоятельно без помощи учителя или родителей. В ходе данного проекта дети проявили свой творческий потенциал, посмотрели на себя со стороны, осознали себя с позиции учителя. Остальные ученики всегда с радостью принимали нового учителя, помогали ему, чтобы урок состоялся.

C:\Users\User\Desktop\Рабочий стол\аттестация\05. технологии с конспектами уроков\фото к проектной технологии\VideoCapture_20210806-230943.jpg

 Проектная технология — технология обучения будущего. Её можно активно внедрять как в урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся. Данная технология позволяет каждому ученику самостоятельно приобретать опыт исследовательской, практической деятельности, расширять кругозор и пополнять активный и пассивный словарный запас. Технология проектного обучения также развивает у учащихся различные практические умения и навыки, которые так им необходимы в дальнейшей жизни, такие как поиск и работа с информацией, умение не просто выражать свою точку зрения, но и аргументировать свой ответ.

А самое главное, что все ребята активно включаются в проекты, с радостью осваивая новые для себя знания и умения, которые тесно связаны с жизнью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе

Цель данной работы - определить особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе. В статье рассматриваются типы учебных проектов, педагогические условия организации проектной...

Технология проектного обучения.

Понятие «технология» пришло к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В науке появилось специальное направление – педагогическая технология. Это н...

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

«Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе. Технология проектного обучения».

Основные идеиИсходный лозунг основателей системы проектного обучения - "Все из жизни, все для жизни".Использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания.Главные...

«Современные образовательные технологии». Технология проектного обучения.

laquo;Современные образовательные технологии».Технология проектного обучения....

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности  использования технологии проектного обучения в начальной школе» Классификационные параметры технологии. Цели и задачи,типология,этапы работы над пр...