Деятельностный подход в обучении обучающихся с задержкой психического развития в условиях реализации ФГОС НОО
учебно-методический материал

Иванцова Елена Анатольевна

Использование практико-ориентированных заданий в обрахзовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_deyateln_podhod.docx665.62 КБ

Предварительный просмотр:

Иванцова Е.А. 231-307-370

Деятельностный подход в обучении обучающихся с задержкой психического развития

в условиях реализации ФГОС   НОО.

    В основу проекта ФГОС  для обучающихся с задержкой психического развития положены деятельностный  подход. Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесса организации познавательной и предметно-практической  деятельности  обучающихся, обеспечивающий овладение ими  содержания АООП.

     В контексте разработки адаптированной основной общеобразовательной программы  начального общего образования для обучающихся  с задержкой психического развития реализация деятельностного подхода обеспечивает:

- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

- прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;

- существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

     В соответствии с поставленными задачами в своём учебном процессе использую учебные ситуации, которые  способствуют развитию умения находить, хранить и применять информацию в различных её видах (вербальном, графическом, символическим, цифровом). Данные учебные ситуации использую на всех уроках и во внеурочной деятельности.  Учебные ситуации носят практико – ориентированный характер, решение которых  нацелено на адекватное использование своего личного житейского опыта. Рассмотрим  некоторые из них.

Учебная ситуация.

   У Андрея Зеленова (9 лет) ухудшилось зрение. Врач посоветовал ему ежедневно принимать витамины. Мама купила Андрею в аптеке витамины в конце сентября 2012 года.  Прочитай инструкцию и подумай, можно ли мальчику принимать эти витамины.

Инструкция по применению витаминов.

Эффективный и безопасный комплекс  витаминов для детей.

Форма выпуска: 30 таблеток.

Состав: содержит 14 витаминов и 5 минералов.

Применение: суточная норма – 3 таблетки, принимать через 4 – 6 часов после еды.

Дата изготовления: ноябрь 2010 года.

Условия хранения: сухое, тёмное место, при температуре не выше 25 С.

Срок хранения: 24 месяца.

Учебная ситуация.

В магазине 1 килограмм   моркови стоит  30 рублей. Бабушка отправила внука выяснить, где дешевле купить морковь – в магазине или на базаре.  Внук узнал все цены на базаре, вернулся домой и рассказал бабушке такую информацию: 1 пакет моркови стоит 25 рублей, пучок моркови стоит 10 рублей, маленькое ведро стоит 100 рублей, большое ведро стоит 150 рублей. Подумай и скажи: можно ли из этой информации понять, где дешевле купить морковь? Какой информации не хватало на этот вопрос?

Учебная ситуация.

В твой город приехал цирк. Выбери из предложенных вариантов   действий самый  надёжный  источник  информации об этом цирке.

  1. Прочитать книгу о цирке
  2. Узнать адрес места выступления цирка из местной газеты
  3. Позвонить по телефону и узнать о начале представлений
  4. Спросить информацию у бабушек на лавочке во дворе
  5. Прослушать информацию по местному радио
  6. Найти информацию в учебнике
  7. Прочитать афишу гастролей цирка
  8. Услышать рекламу о гастролях в  маршрутке

Учебная ситуация.

Мама пригласила всех на чаепитие с тортом. Каждому в чашку мама налила его любимый напиток: чай с лимоном, чай с молоком, кофе и какао. Какой напиток  любит каждый член семьи, если мама любит чай с лимоном, папа не пьёт утром чай, дочь не любит ни чай, ни кофе?

Учебная ситуация.

 Вокруг школы дети решили посадить кусты. Но взрослые поставили им некоторые условия: кусты должны быть только лиственными и не должны иметь шипов. Какие растения из предложенного списка можно выбрать?

Список растений: 1. дуб, 2. берёза, 3. шиповник, 4. сирень, 5. можжевельник, 6. липа, 7.акация

Учебная ситуация.

Твой друг Максим пригласил тебя в кино на 12:00. Ты должен подъехать за 15 минут до начала сеанса. На дорогу до кинотеатра у тебя уходит 25 минут. В какое время ты выйдешь из дома?

Учебная ситуация

Прочитай стихотворение. Расскажи, о каком космическом теле идёт речь, назови название тела, как можно его найти на небе?

Тот, кто ночь в пути проводит,

Знаю, глаз с тебя не сводит:

Он бы сбился и пропал,

Если б свет твой не сиял.

Д.Тейлор

Учебная ситауция.

Даша пошла в магазин. Ей мама на покупки дала 30 рублей.

Рассмотри таблицу и определи, какие различные принадлежности может купить Даша, чтобы потратить все деньги.        

Принадлежности

Карандаш

Ручка

Линейка

Ластик

Цена за 1 штуку (в рублях)

7

15

20

3

        

Выбери верный ответ.

А) ручку, карандаш, ластик

Б) ручку, линейку

В) карандаш, линейку, ластик

Учебная ситуация.

        После школы вы решили сходить в кино. Стоимость билетов в кино зависит от ряда, в котором расположено кресло, и времени начала сеанса. Цена билетов в кинотеатр "Восход" приведена в таблице.

Время проведения сеанса             Номера рядов                       Цена билета (руб.)

 

с 9.00 до 15.00                                  1 – 4                                        100

                                                          5 – 10                                         120

                                                         11 – 14                                100

 

с 15.00 до 23.00                                  1 – 4                                            120

                                                          5 – 10                                130

                                                         11 – 14                                140

Ребята  пошли на сеанс, который начинается в 15 ч 20 мин. Сколько всего денег им придётся заплатить за билеты в девятом ряду?

Запиши ответ.   Ответ: ________ руб.

Учебная ситуация.

На рисунке изображены 6 ребят нашего двора. Кто из них позже всех станет первоклассником?        

        

Учебная ситуация.

Ты с одноклассниками и родителями собираешься отдохнуть в лесу. На сайте в ИНТЕРНЕТЕ вы нашли такие рекомендации для туристов:

1. Возьмите продукты питания и вещи в минимальной упаковке, лучше в бумажной.

2. Не берите одноразовую и стеклянную посуду.

3. Возьмите хозяйственное мыло вместо стирального порошка, горчицу и соль вместо моющего средства для посуды, спички вместо зажигалки.

4. Возьмите большой пластиковый пакет для мусора.

Объясни, почему туристам не рекомендуется брать с собой стеклянную посуду.

Учебная ситуация.

Какими рейсами нужно лететь, чтобы прилететь в Санкт-Петербург не позднее 22 часов, если вылететь из Москвы после 18 часов?  Отметь в таблице V номера подходящих рейсов.

Расписание самолётов Москва — Санкт-Петербург

Номер рейса        Время отправления из Москвы        Время прибытия в Санкт-Петербург

291        17 ч 45 мин                                                                       19 ч 05 мин

145        18 ч 40 мин                                                                        20 ч 00 мин

873        20 ч 10 мин                                                                            21 ч 30 мин

127        20 ч 35 мин                                                                       21 ч 30 мин

569        21 ч 55 мин                                                                       23 ч 15 мин

Учебная ситуация.

            Перед окнами вашего дачного домика надо посадить кустарники, чтобы они не закрывали окна и чтобы в комнату проникали солнечные лучи. А на улице перед забором надо посадить деревья, чтобы они защищали от ветра клумбы с цветами, находящимися за забором и перед домиком. Выпиши названия растений, которые ты посадишь перед забором в первый столбец, а те, которые посадишь перед домом - во второй столбец

Учебная ситуация.

Прочитайте текст:

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня — посмотри! -

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,

Как мел, скрипуч и сух,

И ловит кошка рыжая

Весёлых белых мух

Задание:  Выбери погоду, которая могла быть в те дни, когда написано стихотворение.

   

4

-5°С    C:\Documents and Settings\All Users\Документы\Мои рисунки\погода к.jpg  C:\Documents and Settings\All Users\Документы\Мои рисунки\погода к.jpg  http://kroha.dn.ua/download/files/8707_4d8af53b6edddf6917cffb72a94f7a81

4

4

-5°С    C:\Documents and Settings\All Users\Документы\Мои рисунки\погода к.jpg  C:\Documents and Settings\All Users\Документы\Мои рисунки\погода к.jpg  http://kroha.dn.ua/download/files/8707_4d8af53b6edddf6917cffb72a94f7a81

5

- 7°С   C:\Documents and Settings\All Users\Документы\Мои рисунки\погода к.jpg      C:\Documents and Settings\All Users\Документы\Мои рисунки\погода к.jpg          http://kroha.dn.ua/download/files/8707_4d8af53b6edddf6917cffb72a94f7a81

6

  -1°С  C:\Documents and Settings\All Users\Документы\Мои рисунки\погода к.jpg   C:\Documents and Settings\All Users\Документы\Мои рисунки\погода к.jpghttp://kroha.dn.ua/download/files/8707_4d8af53b6edddf6917cffb72a94f7a81

 

Учебная ситуация.

Какие животные из мультфильмов могут быть отнесены  к семейству кошачьих. Обведи буквы ответа                                   

А) Тигруля из Вини-Пуха

Б) Лев Бонифаций из Каникулы Бонифация

В) Енот из Крошка енот

Г) кот Леопольд из приключения Леопольда

Учебная ситуация.

Тест закрытого типа с выбором ответа.

При приготовлении супа используют:

А) глюкозу                                      В) соль            Б) соду              Г) крахмал

Даны вещества: глюкоза, сода, соль, крахмал.

Что из них называют виноградным сахаром?

(Ответ: глюкоза)

Даны вещества: глюкоза, сода, соль, крахмал.

Верно ли, что:

а) крахмал можно получить из картофеля

б) глюкоза не употребляется в пищу

в) сода не является растворимым веществом

г) соль растворяется в воде

Даны вещества: сода, соль, глюкоза, крахмал.

Какое из них можно определить при помощи йода и как?

Ответ: При помощи йода можно определить крахмал. Если на крахмал капнуть йодом, то крахмал посинеет.

    Осуществление деятельностного подхода посредством использования учебных практико-ориентированных ситуаций и задний на уроке   предполагает  признание того, что развитие личности обучающихся с задержкой психического развития зависит от условий  организации  образовательной деятельности, в первую очередь, учебной; развитие личности обучающихся  в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающее  возможность их успешной социальной адаптации, а также  ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент ФГОС НОО, способствующих  развитию познавательной активности   и мыслительных  процессов.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход в обучении детей с задержкой психического развития

Данный подход означает переориентацию учебного процесса на постановку и решение учениками конкретных познавательных, исследовательских и других задач. В этом случае основой реализации учебного процесс...

Использование индивидуального и дифференцированного подходов при обучении детей с задержкой психического развития русскому языку в начальных классах

Использование индивидуального и дифференцированного подходов при обучении детей с задержкой психического развития  русскому языку в начальных классах...

Рекомендации по организации обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательных учреждений

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В данной статье описывается система дефектологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционно-развивающегося образования....

Комплект рабочих программ для обучения обучающихся с задержкой психического развития 2 класс (вариант 7.2)

Комплект рабочих программ разработанный для обучения обучающихся с задержкой психического развития  (далее - с ЗПР) 2 класса, составлен на основе: Федерального  государственного образователь...

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ: «Реализация Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ в условиях инклюзивного образования

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ: «Реализация Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ в условиях инклюзивного образован...

Тема: «Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературному чтению в условиях реализации ФГОС»

Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребѐнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.С помощью каких тех...