Доклад на тему : « Организация парной и групповой работы на уроках в начальной школе”
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Организация парной и групповой работы на уроках в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:


Доклад на тему :

     « Организация парной и групповой работы на уроках в начальной школе”

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Подготовила учитель начальных классов

                                      Дзедаева Э.Е.                                                       

                         

                           

 

 

 

                                                                              2021   г                                                                             

 

 

     

               

                                     «Из всех сокровищ знание всех драгоценнее, потому что оно

                                      Не может быть ни похищено ,ни потеряно ,ни истреблено»

                                

                                                            Индийское изречение

         

                                                                                                  

 

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен не только на совершенствование качества образовательного процесса, но и на формирование оптимальных условий достижения знаний.

      Приоритетная цель современных учителей - научить детей учиться, т.е. способствовать  формированию самостоятельного  мышления, добывать и применять знания, приобретать навыки продуктивного общения и работы с информацией.

      Поэтому на уроках  в начальной школе реализуется работа в парах, в малых группах, и другие формы групповой работы. Что несомненно является основой для формирования коммуникативных  универсальных учебных действий ,умения принять понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к иной точке зрения.

      Содержание  программы «Школа России» дает возможность разрабатывать уроки с применением  этих активных форм сотрудничества  По  исследованиям психологов,  «инкубатором» самостоятельного мышления ребенка является  не индивидуальная работа, а сотрудничество в совместной деятельности детей.

Прежде чем применять на уроках групповую работу целесообразно ввести работу в парах.

    Начать следует с несложных  заданий – почитать друг другу на литературном чтении,

выполнение заданий  с взаимопроверкой, проверять друг у друга таблицу сложения и т.д.). Далее

работая в парах, дети общаются по теме урока, наблюдается интерес к такого рода упражнениям.

   При работе парами каждый ученик входит в роль учителя.

 

                                                                      Работа в паре.

       Работа в паре очень нравится детям, потому что им в это время разрешается свободно сидеть, свободно общаться. А так как выполнение задания ограничено временем , дети не желая отстать от других пар, стараются не отвлекаться и общаются по теме урока.

      При выполнении парной работы можно охватить весь класс или только его часть. Так, например, когда материал хорошо усвоен сильными учениками, только частично средними и пока непонятна слабым, учителю целесообразно дать задание парам, по принципу “сильный – средний”,  со слабым объяснить ещё раз .

     Организация  работы в парах  возможна на различных этапах урока.

     Вывести учащихся на диалог можно следующими заданиями.

         -  Задайте друг другу  два любых вопроса к прочитанному и ответьте на них;

         -  Скажи собеседнику, как ты его понял.

         -  Составьте к  тексту вопросы, начиная словами почему? зачем? когда? Задайте их друг другу.

         -  Посоветуйтесь в парах и обсудите, как нужно выполнить задание.

    Так постепенно формируем умения и навыки работы в паре.

 

        На уроках окружающего мира, чтения объёмных по материалу текстов, можно использовать приём “Чтение. Суммирование в парах”.

Суть приёма заключается в следующем:

1. Текст разбивается на смысловые отрывки: 1, 2, 3, 4 и т.д. Учитель объясняет, что в конце урока учащиеся должны знать содержание всего текста: каждая пара работает над одним из отрывков, затем представляет его всему классу, выслушивает отчёты о работе всех других пар.

2. Далее каждая пара получает отрывок из текста, который разбит на две части. Учащиеся в паре читают весь отрывок. Первый участник пересказывает 1 часть (его роль – докладчик), второй участник (оппонент) задаёт вопросы, подготовленные к этой части. Затем участники, меняясь ролями, работают над 2 частью.

3. На следующем этапе пара суммирует полученную информацию и готовит презентацию своего отрывка. Это может быть пересказ, развёрнутый план, опорный конспект, таблица. Пара, которая работала с таким же отрывком, предлагает свою версию презентации.

 4. Результаты работы озвучиваются последовательно, таким образом, идёт работа над всем текстом.

 

 Тема. Слог. Слово.

Соберите и запишите слова

Ча – гал – та, да – у – ча, щай – про, чар – ов – ка, вель – ща, та – зай – ча, ре – щу – нок, жи – ры – ки, ча – встре, жин – сне – ки.

  

Тема. Удвоенные согласные

Замените каждое словосочетание одним словом с удвоенной согласной. 

 -женское имя –

- популярная игра на льду –

- помещение в школе –

- день недели –

   Слова для выбора: Алла, Инна, Анна, хоккей, класс, суббота.

 

Тема. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

1. Прочитайте. Когда так говорят?

   Язык заплетается. Бежать во все лопатки. Воробью по колено. Вставать с первыми петухами. Трещит как сорока. Считать ворон. Не бросай слов на ветер. Медведь на ухо наступил.

2. Спишите. Подчеркните в словарных словах буквы, написание которых надо запомнить.

Как вы понимаете эти выражения

   Тема. Непроизносимые согласные.

Выполните задание: один из вас читает слова, а другой повторяет их. Какие буквы не обозначают звуков?

Честный, грустный, звёздный, поздний, солнце, вестник.

Честь, грусть, звезда, опоздать, солнышко, вести..

  Работа с деформированным текстом

Составьте предложения. Запишите.

 Дремлет, камыш, чуткий, тишина, кругом, за роща, полем, зеленеет, кузнечики, трещат, в траве.

  

 Главные члены предложения

 Прочитайте.

Река весело катилась в горах. Утром вода у берегов замерзала. Днём тонкий ледок таял. Скоро вся река покроется льдом.

Расскажите по очереди друг другу, как найти в предложениях подлежащее и сказуемое.

Спишите. Подчеркните главные члены предложений (грамматическую основу

 

                                                                           Групповая работа.

     

     Цель групповой работы – создание условий для включения каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

 

      Выполняя на уроках групповую форму работы, формируются такие универсальные учебные действия, как:

Личностные:

: - стремиться  к взаимопониманию;

- определять свой поступок; -  уважать иное мнение;

 Регулятивные:

- определять цель учебной деятельности;

- составлять план выполнения задач, решения проблем;

- учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Познавательные:

- извлекать информацию;

- ориентироваться в своей системе знаний;

- добывать новые знания;

- перерабатывать информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую;

  

Коммуникативные:

-  доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;

- понимать другие позиции;

-  договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща

использование групповых форм работы многократно подтверждала свою эффективность на практике. Мои ученики с удовольствием воспринимают предложение поработать в группах, поэтому я часто использую эту форму работы на своих уроках.

     Наблюдения и опыт показывают, что ученики, ведущие себя на уроках пассивно в группах высказываются чаще, чем обычно, в 5-10 раз, они не стесняются общаться с одноклассниками Так повышается их активность, которая позволяет намного эффективнее  формировать знания, умения и навыки.

    Групповая форма обучения делает успешным не только  обучение, но и  воспитание учащихся. Учащиеся, работая в группе, учатся находить общий язык. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за менее слабых товарищей, а те в свою очередь стараются внести посильный вклад в общее дело.

 

 Процессе подготовки детей к групповой работе  реализуется в два этапа:

1.- постановку познавательной задачи (проблемной ситуации);

   - инструктаж о последовательности работы;

   - дидактический материал по группам.

2.- знакомство с материалом, планирование работы в группе;

   -распределение задания внутри группы;

   - выполнение индивидуального задания;

   -обсуждение индивидуального результата работы в группе;

   -обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

 

   -подведение итогов группового задания.

 В конце работы:

   -сообщение о результатах работы в группах;

  -анализ  выполнения задач, проведение рефлексии;

  - делают общий вывод о групповой работе.

Получают комментированную оценку работы группы от учителя.

    В группах рождаются споры, обсуждаются варианты решения, и находятся верные ответы. Групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения, организовать взаимодействие детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей.  

     Эрнест Легуве, французский драматург, заметил, что «цель воспитания – научить детей обходиться без нас». Групповая работа помогает детям работать самим, учиться общаться, решать конфликты, отстаивать свою точку зрения и применять свои знания на практике.

      Групповая форма работы ставит учащихся перед необходимостью высказать и обосновать свое мнение, свои мысли в форме внешней речи, что способствует глубокому и осознанному  осмыслению.
     Обучение в группе предусматривает все виды общения и опирается на них. Это и обучение в процессе общения, и общение учащихся друг с другом, и общение учащихся с учителем, это и социальное общение, поскольку в ходе общения учащиеся поочередно выполняют разные социальные роли.

    В ходе реализации всех этих уровней и возникает контакт между учителем и учащимися, который по мнению известного российского психолога А.А.Леонтьева является последним звеном в цепочке педагогического общения: деятельность – взаимодействие – общение – контакт. 

    При работе в группах могут возникнуть противоречия, конфликты. Необходимо специально учить детей дискуссии и разумному разрешению конфликтов. Конструктивное разрешение конфликта способствует и обнаружению оптимальных стратегий решения задач, и отношению к точкам зрения других детей как достойным уважения и понимания, а к учителю не как к носителю единственно верной точки зрения, а как к опытному коллеге по общей работе.

 

       Я стала  широко использовать этот прием активного сотрудничества с целью повышения интереса к приобретению новых знаний, навыка формулировать свои мысли и аргументировано отстаивать свою точку зрения, а также для формирования адекватной самооценки. Раньше мы  применяли различные приемы работы в группах, но это не являлось системой.

      Многие учащихся просто не умеют высказывать свою точку зрения, размышления и свои мысли, а дают те ответы, которые от них требует учитель. Важно, развивать способность учащихся работать в группах,  научить их прислушиваться к мнению друг друга, уважать и уметь принимать мнение других, формировать навыки критического мышления, потому что без всех этих компонентов невозможна коллективная деятельность и, как следствие, продукт такой деятельности - это саморазвитие и самореализация личности.

     Распределение ролей в группе конкретизирует работу каждого ученика и способствует их активному участию. Задания следует подбирать такого характера, чтобы они, влияли на развитие мыслительных процессов и требовали большего взаимодействия, тем самым приводя их к собственному развитию в обучении.

    

 

 

      Слабые ученики следуют советам сильных. Через диалог и решение проблемных ситуаций, развивается не только речь учащихся, но и умение отстаивать свою точку зрения.

     Я считаю, это главным преимуществом групповой и парной работы.

     Огромное значение значение имеет групповая работа в воспитании у детей положительных  нравственных качеств личности, опыта поведения, Также идёт развитие не менее важных качеств личности как любознательность, пытливость, креативность, что в результате приводит к всестороннему развитию ребёнка.

     Развитие интереса  по одному предмету в условиях свободного общения способствует формированию личности,  содействует становлению активной жизненной позиции.

      При отборе учебного материала следует учитывать тот факт, что не каждая тема позволяет организовать работу в группах. Изучаемый материал должен быть знакомым, небольшим по объёму, проблемным и доступным для самостоятельного изучения и понимания.

     При разработке темы я  стараюсь принимать во внимание степень самостоятельности учащихся на каждом уроке, продумываю связь нового материала с пройденным.

     Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Это могут быть задания по проверке пройденного материала, по изучению нового, решению экономических и экологических задач и так далее.

     Работа в группах после выполнения заданий завершается подведением итогов, обсуждением результатов.

    Реализацию поставленных задач осуществляю на уроках через использование следующих компонентов:

Однородная групповая работа, подразумевает выполнение одинакового задания.

Дифференцированная работа, это выполнение различных заданий разными группами.

Существуют следующие методы обучения в группе:

кооперативное обучение,

групповая дискуссия,

мозговой штурм.

Кооперативное обучение - это метод сотрудничества учащихся в небольших группах, объединенных для достижения общей цели.

Групповая дискуссия – этот метод предполагает организацию совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решения групповых задач.

Мозговой штурм или свободное выражение мыслей, приводит к возникновению различных идей на пути к истине.

   Прежде чем перейти к групповой работе, рекомендуется установить с ребятами правила работы в  

   группе:

   1.Смотреть на собеседника при разговоре.

   2.Говорить тихо, чтобы не мешать одноклассникам.

   3.Говорить только по делу.

   4.Внимательно слушать ответ.

   5.Обращаться друг к другу по имени.

       Так как обучающиеся не работали в группах, необходимо отслеживать ход работы, корректно «вмешиваться» и направлять, взаимодействие участников.

Типичные ошибки, возникающие в группах:

-  «Неверное» общение - это типичный детский спор: «Я прав!», «Нет, я прав!».

- Отношение ученика, который бездействует и ждёт, когда задание выполнят другие.

В ходе обсуждения и анализа данных задач, дети сами придут к выходу из таких ситуаций.

         Чтобы им легче было научиться работать в группе, первые две недели желательно детей не пересаживать. Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество:

1.По желанию

2.Случайным образом

3.По определенному признаку

4.По выбору «лидера».

5.По выбору педагога                                        

                                          1. По желанию.

Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

Разделитесь на группы по … человек.

Разделитесь на … равные группы.

 

                                          2. Случайным образом.

       Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.

      Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.

     Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.

                                          

                                            3. По определенному признаку.

Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.

Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).

Можно использовать и такие способы распределения обучающихся по группам:

 

«Имена»

Пишутся имена учеников на листочках. Берутся листочки с именами половины класса и прошу оставшуюся половину учеников вытащить листочки наугад. Ученики объединяются для работы в парах с тем, чье имя они вытаскивают.

«Волшебные карандаши»

Берутся карандаши или фломастеры разных цветов и раздаются их ученикам. Те, кто достали карандаши одного цвета, работают в паре вместе.

«Решение примеров»

На половине карточек написать математический пример, а на другой – ответ на него или способ его преобразования. Например, на одной карточке написано 7х6, а на другой 42.

                                               Виды групповой работы.

 

 «Классная перестрелка». Ребята обмениваются тетрадками и проверяют письменное домашнее задание. Изученный ранее материал рассказывают друг другу.

«Блиц опрос». Группы задают вопросы друг другу по изученной теме.

«Часики». Ученик по очереди по часовой стрелке высказывают свое мнение по изученной теме.

                                                 

 Задания для групповой работы.

 

      Задание для групп может быть одинаковым, а может и отличаться. Например, на уроке развития речи одна группа пишет текст - повествование «Зима пришла», вторая группа – текст - описание «Зимний лес», третья – текст - рассуждение «За что я люблю  зиму?»

     При изучении рассказа М. Горького «Воробьишко», первая группа рисует обложку для книжки или самого Пудика, вторая группа - подбирает пословицы, которые отражают основную мысль произведения, третья - готовит чтение по ролям.

 

 Русский язык.

Задание на доске: Рука, ручка, приручить.    

                               Крикун, крик, кричать.

Посоветуйтесь в парах и решите, какие из записанных слов отвечают на вопросы кто? или что?, а какие - на вопросы что делать? или что сделать?.

Когда дети готовы они поднимают сигнальную карту зелёного цвета.

- Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения.

Один из учеников из каждой пары поднимает руку. Важно учителю ещё раз спросить:

- Договорились ли вы в паре, что именно ты будешь отвечать.

Так постепенно приучаем учеников, вырабатываем умения и навыки работы в паре.

Очень нравится детям сочинять сказки ,загадки.

                                                  

 

                                                    Волшебный лес

Жил-был мальчик Вова. Однажды он пошел в лес. Лес оказался волшебным как в сказке.

- задание для 1 группы - придумать что произошло с Вовой в лесу

   - задание для 2 группы - чем всё закончилось?

Придумать сказку - это творческое задание, которое развивает у детей речь, воображение, фантазию, творческое мышление. Эти  задания помогают ребенку создать сказочный мир, где он является главным героем, формируя у ребенка такие качества, как доброта, мужество, смелость, патриотизм.

Сочиняя самостоятельно, эти качества ребенок у себя вырабатывает. Нашим детям очень нравится самим придумывать волшебные сказки, это приносит им радость и удовольствие. Сказки, придуманные детьми очень интересны, помогают понять внутренний мир ваших детей

Несколько рекомендаций о том, как придумать сказку, а точнее какие элементы должны присутствовать в сочинении.

 

 

 

 

 

 

У сказки должны быть:

     вступление (завязка)

  основное действие

     развязка + эпилог (желательно)

    Сказка должна учить чему-то хорошему.

 

  На уроке окружающего мира (при изучениии природных зон)


Учитель. Там, где в травах ветер сладкий,
Где за полем бор стеной,
Собираю я загадки
В кузовок берестяной.
Кузовок мой -
В этой книжке.
Загляните, ребятишки!
В. Фетисов
Учитель берет корзинку. В ней лежат разные книги с загадками. Учитель раздает каждой группе по книге.
-Вы хотите побывать на лесной полянке в лесостепной зоне? Полянка наша непростая, мы сами ее создадим и поселим на ней тех насекомых и растения, которые будут отгадками на наши загадки.
1 и 2 группы находят загадки про насекомых - жителей полянки;
3 и 4гр. - про травы и цветы, которые могут расти на нашей полянке.
Дается  время. Дети в книгах ищут загадки.

 Потом одна группа читает свои загадки, другие группы отгадывают.

К доске прикреплен зеленый лист. Если загадку отгадали, то прикрепляется картинку – отгадка. Так заполняется полянка.

 

Так же интересный вид групповой работы сочинение загадок

 Сочинение загадки.
давайте попробуем сами сочинить загадку про лягушку.
Фрагмент видеофильма о лягушке.
- Как называют лягушку ласково? (толстушка)
- Что делает наша «толстушка»?
-Какого она цвета?
- Так, значит какой у нее живот? (зеленый)
- Живот, а по - другому? (брюшко)
- А что делает лягушка? (квакает)
- А кого ест лягушка? (комаров, мошек)
Сочините про неё загадку

Сидит в пруду толстушка,
Зеленое брюшко,
Песни распевает,
Комаров поедает.

Одним из непременных условий  работы в группах является чёткое разделение ролей. Это позволит  эффективно выполнить задание.

Возможны следующие ролевые функции:

1.Писарь – записывает решение;

2.Докладчик – рассказывает у доски решение группы;

 

 

 

 

3.Контролер – распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы.

      Группа может выполнять общее задание, но каждый член выполняет часть общей работы самостоятельно друг от друга. Такую работу  хорошо использовать на уроках технологии, с целью экономии времени.

 

Таким образом, преимущества групповой работы явны:

 

дети приобретают важные навыки жизни;

улучшается успеваемость;

соблюдается дифференцированный подход;

укрепляется дружба;

улучшаются межличностные отношения;

устанавливается психологический комфорт в классе;

учащиеся усваивают больший объем материала;

появляется возможность избежать негативных сторон соревнования;

между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения;

реализуется принцип деятельности;

порождается взаимная ответственность, внимательность, формируется интерес к работе товарища;

работа в группе помогает ребенку   проявить себя;

 

Недостатки группового обучения:

в группе оказываются разные по силам ученики, и одинаковая оценка

для всех участников группы не будет отражать вклад определенного ученика;

могут оказаться неодинаковыми по силе и группы в целом;

учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале, в результате - слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях;

трудность объективного оценивания каждого участника при выполнении групповой работы.

 

Особое внимание!

·        Жесткая регламентация времени на группообразование.

·        Нормирование будущей работы.

·        Четкость и внятность поставленной задачи.

·        Распределение момента начала работы (например, колокольчиком).

·        Недопустима группа из одних только слабых учеников.

·        Детей, отказывающихся работать в паре или группе, не принуждать! Но завтра вновь

         предложить.

·        Групповая работа занимает не более 10-15 минут от урока.

·        Нельзя наказывать лишением права участвовать в групповой работе.

·        Групповая работа эффективна для заданий, которые ученик не может сделать индивидуально.

 

        В настоящее время существует серьезная тенденция к угасанию интереса школьников к учебной деятельности, снижение мотивации. А при организации работы в парах и группах идет увлекательная подача учебного материала, и  каждый ученик мыслит, выражает своё мнение.

 

 

    Несмотря на недостатки группового обучения, результаты психологических и педагогических исследований подтверждают о высоком уровне педагогической эффективности групповой работы.,   

повышается самооценка и коммуникативность обучающихся,  в классе формируется доброжелательная атмосфера.

 

 

 

 

 

      Результатом обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность их применять для

 

самостоятельного получения знаний, т.е. развитии у детей начальных классов обще учебных умений и навыков (познавательных, коммуникативных, регулятивных).

    Поэтому , парная и  групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную учебную деятельность на уроке.

     Таким образом , можно сделать вывод: занятия в парной и групповой форме – это один из действенных  педагогических инструментов, которыми должен пользоваться учитель.

 

 

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                

 

 

 

 

 

                                        





Предварительный просмотр:


Доклад на тему :

     « Организация парной и групповой работы на уроках в начальной школе”

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Подготовила учитель начальных классов

                                      Дзедаева Э.Е.                                                       

                         

                           

 

 

 

                                                                              2021   г                                                                             

 

 

     

               

                                     «Из всех сокровищ знание всех драгоценнее, потому что оно

                                      Не может быть ни похищено ,ни потеряно ,ни истреблено»

                                

                                                            Индийское изречение

         

                                                                                                  

 

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен не только на совершенствование качества образовательного процесса, но и на формирование оптимальных условий достижения знаний.

      Приоритетная цель современных учителей - научить детей учиться, т.е. способствовать  формированию самостоятельного  мышления, добывать и применять знания, приобретать навыки продуктивного общения и работы с информацией.

      Поэтому на уроках  в начальной школе реализуется работа в парах, в малых группах, и другие формы групповой работы. Что несомненно является основой для формирования коммуникативных  универсальных учебных действий ,умения принять понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к иной точке зрения.

      Содержание  программы «Школа России» дает возможность разрабатывать уроки с применением  этих активных форм сотрудничества  По  исследованиям психологов,  «инкубатором» самостоятельного мышления ребенка является  не индивидуальная работа, а сотрудничество в совместной деятельности детей.

Прежде чем применять на уроках групповую работу целесообразно ввести работу в парах.

    Начать следует с несложных  заданий – почитать друг другу на литературном чтении,

выполнение заданий  с взаимопроверкой, проверять друг у друга таблицу сложения и т.д.). Далее

работая в парах, дети общаются по теме урока, наблюдается интерес к такого рода упражнениям.

   При работе парами каждый ученик входит в роль учителя.

 

                                                                      Работа в паре.

       Работа в паре очень нравится детям, потому что им в это время разрешается свободно сидеть, свободно общаться. А так как выполнение задания ограничено временем , дети не желая отстать от других пар, стараются не отвлекаться и общаются по теме урока.

      При выполнении парной работы можно охватить весь класс или только его часть. Так, например, когда материал хорошо усвоен сильными учениками, только частично средними и пока непонятна слабым, учителю целесообразно дать задание парам, по принципу “сильный – средний”,  со слабым объяснить ещё раз .

     Организация  работы в парах  возможна на различных этапах урока.

     Вывести учащихся на диалог можно следующими заданиями.

         -  Задайте друг другу  два любых вопроса к прочитанному и ответьте на них;

         -  Скажи собеседнику, как ты его понял.

         -  Составьте к  тексту вопросы, начиная словами почему? зачем? когда? Задайте их друг другу.

         -  Посоветуйтесь в парах и обсудите, как нужно выполнить задание.

    Так постепенно формируем умения и навыки работы в паре.

 

        На уроках окружающего мира, чтения объёмных по материалу текстов, можно использовать приём “Чтение. Суммирование в парах”.

Суть приёма заключается в следующем:

1. Текст разбивается на смысловые отрывки: 1, 2, 3, 4 и т.д. Учитель объясняет, что в конце урока учащиеся должны знать содержание всего текста: каждая пара работает над одним из отрывков, затем представляет его всему классу, выслушивает отчёты о работе всех других пар.

2. Далее каждая пара получает отрывок из текста, который разбит на две части. Учащиеся в паре читают весь отрывок. Первый участник пересказывает 1 часть (его роль – докладчик), второй участник (оппонент) задаёт вопросы, подготовленные к этой части. Затем участники, меняясь ролями, работают над 2 частью.

3. На следующем этапе пара суммирует полученную информацию и готовит презентацию своего отрывка. Это может быть пересказ, развёрнутый план, опорный конспект, таблица. Пара, которая работала с таким же отрывком, предлагает свою версию презентации.

 4. Результаты работы озвучиваются последовательно, таким образом, идёт работа над всем текстом.

 

 Тема. Слог. Слово.

Соберите и запишите слова

Ча – гал – та, да – у – ча, щай – про, чар – ов – ка, вель – ща, та – зай – ча, ре – щу – нок, жи – ры – ки, ча – встре, жин – сне – ки.

  

Тема. Удвоенные согласные

Замените каждое словосочетание одним словом с удвоенной согласной. 

 -женское имя –

- популярная игра на льду –

- помещение в школе –

- день недели –

   Слова для выбора: Алла, Инна, Анна, хоккей, класс, суббота.

 

Тема. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

1. Прочитайте. Когда так говорят?

   Язык заплетается. Бежать во все лопатки. Воробью по колено. Вставать с первыми петухами. Трещит как сорока. Считать ворон. Не бросай слов на ветер. Медведь на ухо наступил.

2. Спишите. Подчеркните в словарных словах буквы, написание которых надо запомнить.

Как вы понимаете эти выражения

   Тема. Непроизносимые согласные.

Выполните задание: один из вас читает слова, а другой повторяет их. Какие буквы не обозначают звуков?

Честный, грустный, звёздный, поздний, солнце, вестник.

Честь, грусть, звезда, опоздать, солнышко, вести..

  Работа с деформированным текстом

Составьте предложения. Запишите.

 Дремлет, камыш, чуткий, тишина, кругом, за роща, полем, зеленеет, кузнечики, трещат, в траве.

  

 Главные члены предложения

 Прочитайте.

Река весело катилась в горах. Утром вода у берегов замерзала. Днём тонкий ледок таял. Скоро вся река покроется льдом.

Расскажите по очереди друг другу, как найти в предложениях подлежащее и сказуемое.

Спишите. Подчеркните главные члены предложений (грамматическую основу

 

                                                                           Групповая работа.

     

     Цель групповой работы – создание условий для включения каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

 

      Выполняя на уроках групповую форму работы, формируются такие универсальные учебные действия, как:

Личностные:

: - стремиться  к взаимопониманию;

- определять свой поступок; -  уважать иное мнение;

 Регулятивные:

- определять цель учебной деятельности;

- составлять план выполнения задач, решения проблем;

- учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Познавательные:

- извлекать информацию;

- ориентироваться в своей системе знаний;

- добывать новые знания;

- перерабатывать информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую;

  

Коммуникативные:

-  доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;

- понимать другие позиции;

-  договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща

использование групповых форм работы многократно подтверждала свою эффективность на практике. Мои ученики с удовольствием воспринимают предложение поработать в группах, поэтому я часто использую эту форму работы на своих уроках.

     Наблюдения и опыт показывают, что ученики, ведущие себя на уроках пассивно в группах высказываются чаще, чем обычно, в 5-10 раз, они не стесняются общаться с одноклассниками Так повышается их активность, которая позволяет намного эффективнее  формировать знания, умения и навыки.

    Групповая форма обучения делает успешным не только  обучение, но и  воспитание учащихся. Учащиеся, работая в группе, учатся находить общий язык. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за менее слабых товарищей, а те в свою очередь стараются внести посильный вклад в общее дело.

 

 Процессе подготовки детей к групповой работе  реализуется в два этапа:

1.- постановку познавательной задачи (проблемной ситуации);

   - инструктаж о последовательности работы;

   - дидактический материал по группам.

2.- знакомство с материалом, планирование работы в группе;

   -распределение задания внутри группы;

   - выполнение индивидуального задания;

   -обсуждение индивидуального результата работы в группе;

   -обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

 

   -подведение итогов группового задания.

 В конце работы:

   -сообщение о результатах работы в группах;

  -анализ  выполнения задач, проведение рефлексии;

  - делают общий вывод о групповой работе.

Получают комментированную оценку работы группы от учителя.

    В группах рождаются споры, обсуждаются варианты решения, и находятся верные ответы. Групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения, организовать взаимодействие детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей.  

     Эрнест Легуве, французский драматург, заметил, что «цель воспитания – научить детей обходиться без нас». Групповая работа помогает детям работать самим, учиться общаться, решать конфликты, отстаивать свою точку зрения и применять свои знания на практике.

      Групповая форма работы ставит учащихся перед необходимостью высказать и обосновать свое мнение, свои мысли в форме внешней речи, что способствует глубокому и осознанному  осмыслению.
     Обучение в группе предусматривает все виды общения и опирается на них. Это и обучение в процессе общения, и общение учащихся друг с другом, и общение учащихся с учителем, это и социальное общение, поскольку в ходе общения учащиеся поочередно выполняют разные социальные роли.

    В ходе реализации всех этих уровней и возникает контакт между учителем и учащимися, который по мнению известного российского психолога А.А.Леонтьева является последним звеном в цепочке педагогического общения: деятельность – взаимодействие – общение – контакт. 

    При работе в группах могут возникнуть противоречия, конфликты. Необходимо специально учить детей дискуссии и разумному разрешению конфликтов. Конструктивное разрешение конфликта способствует и обнаружению оптимальных стратегий решения задач, и отношению к точкам зрения других детей как достойным уважения и понимания, а к учителю не как к носителю единственно верной точки зрения, а как к опытному коллеге по общей работе.

 

       Я стала  широко использовать этот прием активного сотрудничества с целью повышения интереса к приобретению новых знаний, навыка формулировать свои мысли и аргументировано отстаивать свою точку зрения, а также для формирования адекватной самооценки. Раньше мы  применяли различные приемы работы в группах, но это не являлось системой.

      Многие учащихся просто не умеют высказывать свою точку зрения, размышления и свои мысли, а дают те ответы, которые от них требует учитель. Важно, развивать способность учащихся работать в группах,  научить их прислушиваться к мнению друг друга, уважать и уметь принимать мнение других, формировать навыки критического мышления, потому что без всех этих компонентов невозможна коллективная деятельность и, как следствие, продукт такой деятельности - это саморазвитие и самореализация личности.

     Распределение ролей в группе конкретизирует работу каждого ученика и способствует их активному участию. Задания следует подбирать такого характера, чтобы они, влияли на развитие мыслительных процессов и требовали большего взаимодействия, тем самым приводя их к собственному развитию в обучении.

    

 

 

      Слабые ученики следуют советам сильных. Через диалог и решение проблемных ситуаций, развивается не только речь учащихся, но и умение отстаивать свою точку зрения.

     Я считаю, это главным преимуществом групповой и парной работы.

     Огромное значение значение имеет групповая работа в воспитании у детей положительных  нравственных качеств личности, опыта поведения, Также идёт развитие не менее важных качеств личности как любознательность, пытливость, креативность, что в результате приводит к всестороннему развитию ребёнка.

     Развитие интереса  по одному предмету в условиях свободного общения способствует формированию личности,  содействует становлению активной жизненной позиции.

      При отборе учебного материала следует учитывать тот факт, что не каждая тема позволяет организовать работу в группах. Изучаемый материал должен быть знакомым, небольшим по объёму, проблемным и доступным для самостоятельного изучения и понимания.

     При разработке темы я  стараюсь принимать во внимание степень самостоятельности учащихся на каждом уроке, продумываю связь нового материала с пройденным.

     Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Это могут быть задания по проверке пройденного материала, по изучению нового, решению экономических и экологических задач и так далее.

     Работа в группах после выполнения заданий завершается подведением итогов, обсуждением результатов.

    Реализацию поставленных задач осуществляю на уроках через использование следующих компонентов:

Однородная групповая работа, подразумевает выполнение одинакового задания.

Дифференцированная работа, это выполнение различных заданий разными группами.

Существуют следующие методы обучения в группе:

кооперативное обучение,

групповая дискуссия,

мозговой штурм.

Кооперативное обучение - это метод сотрудничества учащихся в небольших группах, объединенных для достижения общей цели.

Групповая дискуссия – этот метод предполагает организацию совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решения групповых задач.

Мозговой штурм или свободное выражение мыслей, приводит к возникновению различных идей на пути к истине.

   Прежде чем перейти к групповой работе, рекомендуется установить с ребятами правила работы в  

   группе:

   1.Смотреть на собеседника при разговоре.

   2.Говорить тихо, чтобы не мешать одноклассникам.

   3.Говорить только по делу.

   4.Внимательно слушать ответ.

   5.Обращаться друг к другу по имени.

       Так как обучающиеся не работали в группах, необходимо отслеживать ход работы, корректно «вмешиваться» и направлять, взаимодействие участников.

Типичные ошибки, возникающие в группах:

-  «Неверное» общение - это типичный детский спор: «Я прав!», «Нет, я прав!».

- Отношение ученика, который бездействует и ждёт, когда задание выполнят другие.

В ходе обсуждения и анализа данных задач, дети сами придут к выходу из таких ситуаций.

         Чтобы им легче было научиться работать в группе, первые две недели желательно детей не пересаживать. Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество:

1.По желанию

2.Случайным образом

3.По определенному признаку

4.По выбору «лидера».

5.По выбору педагога                                        

                                          1. По желанию.

Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

Разделитесь на группы по … человек.

Разделитесь на … равные группы.

 

                                          2. Случайным образом.

       Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.

      Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.

     Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.

                                          

                                            3. По определенному признаку.

Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.

Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).

Можно использовать и такие способы распределения обучающихся по группам:

 

«Имена»

Пишутся имена учеников на листочках. Берутся листочки с именами половины класса и прошу оставшуюся половину учеников вытащить листочки наугад. Ученики объединяются для работы в парах с тем, чье имя они вытаскивают.

«Волшебные карандаши»

Берутся карандаши или фломастеры разных цветов и раздаются их ученикам. Те, кто достали карандаши одного цвета, работают в паре вместе.

«Решение примеров»

На половине карточек написать математический пример, а на другой – ответ на него или способ его преобразования. Например, на одной карточке написано 7х6, а на другой 42.

                                               Виды групповой работы.

 

 «Классная перестрелка». Ребята обмениваются тетрадками и проверяют письменное домашнее задание. Изученный ранее материал рассказывают друг другу.

«Блиц опрос». Группы задают вопросы друг другу по изученной теме.

«Часики». Ученик по очереди по часовой стрелке высказывают свое мнение по изученной теме.

                                                 

 Задания для групповой работы.

 

      Задание для групп может быть одинаковым, а может и отличаться. Например, на уроке развития речи одна группа пишет текст - повествование «Зима пришла», вторая группа – текст - описание «Зимний лес», третья – текст - рассуждение «За что я люблю  зиму?»

     При изучении рассказа М. Горького «Воробьишко», первая группа рисует обложку для книжки или самого Пудика, вторая группа - подбирает пословицы, которые отражают основную мысль произведения, третья - готовит чтение по ролям.

 

 Русский язык.

Задание на доске: Рука, ручка, приручить.    

                               Крикун, крик, кричать.

Посоветуйтесь в парах и решите, какие из записанных слов отвечают на вопросы кто? или что?, а какие - на вопросы что делать? или что сделать?.

Когда дети готовы они поднимают сигнальную карту зелёного цвета.

- Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения.

Один из учеников из каждой пары поднимает руку. Важно учителю ещё раз спросить:

- Договорились ли вы в паре, что именно ты будешь отвечать.

Так постепенно приучаем учеников, вырабатываем умения и навыки работы в паре.

Очень нравится детям сочинять сказки ,загадки.

                                                  

 

                                                    Волшебный лес

Жил-был мальчик Вова. Однажды он пошел в лес. Лес оказался волшебным как в сказке.

- задание для 1 группы - придумать что произошло с Вовой в лесу

   - задание для 2 группы - чем всё закончилось?

Придумать сказку - это творческое задание, которое развивает у детей речь, воображение, фантазию, творческое мышление. Эти  задания помогают ребенку создать сказочный мир, где он является главным героем, формируя у ребенка такие качества, как доброта, мужество, смелость, патриотизм.

Сочиняя самостоятельно, эти качества ребенок у себя вырабатывает. Нашим детям очень нравится самим придумывать волшебные сказки, это приносит им радость и удовольствие. Сказки, придуманные детьми очень интересны, помогают понять внутренний мир ваших детей

Несколько рекомендаций о том, как придумать сказку, а точнее какие элементы должны присутствовать в сочинении.

 

 

 

 

 

 

У сказки должны быть:

     вступление (завязка)

  основное действие

     развязка + эпилог (желательно)

    Сказка должна учить чему-то хорошему.

 

  На уроке окружающего мира (при изучениии природных зон)


Учитель. Там, где в травах ветер сладкий,
Где за полем бор стеной,
Собираю я загадки
В кузовок берестяной.
Кузовок мой -
В этой книжке.
Загляните, ребятишки!
В. Фетисов
Учитель берет корзинку. В ней лежат разные книги с загадками. Учитель раздает каждой группе по книге.
-Вы хотите побывать на лесной полянке в лесостепной зоне? Полянка наша непростая, мы сами ее создадим и поселим на ней тех насекомых и растения, которые будут отгадками на наши загадки.
1 и 2 группы находят загадки про насекомых - жителей полянки;
3 и 4гр. - про травы и цветы, которые могут расти на нашей полянке.
Дается  время. Дети в книгах ищут загадки.

 Потом одна группа читает свои загадки, другие группы отгадывают.

К доске прикреплен зеленый лист. Если загадку отгадали, то прикрепляется картинку – отгадка. Так заполняется полянка.

 

Так же интересный вид групповой работы сочинение загадок

 Сочинение загадки.
давайте попробуем сами сочинить загадку про лягушку.
Фрагмент видеофильма о лягушке.
- Как называют лягушку ласково? (толстушка)
- Что делает наша «толстушка»?
-Какого она цвета?
- Так, значит какой у нее живот? (зеленый)
- Живот, а по - другому? (брюшко)
- А что делает лягушка? (квакает)
- А кого ест лягушка? (комаров, мошек)
Сочините про неё загадку

Сидит в пруду толстушка,
Зеленое брюшко,
Песни распевает,
Комаров поедает.

Одним из непременных условий  работы в группах является чёткое разделение ролей. Это позволит  эффективно выполнить задание.

Возможны следующие ролевые функции:

1.Писарь – записывает решение;

2.Докладчик – рассказывает у доски решение группы;

 

 

 

 

3.Контролер – распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы.

      Группа может выполнять общее задание, но каждый член выполняет часть общей работы самостоятельно друг от друга. Такую работу  хорошо использовать на уроках технологии, с целью экономии времени.

 

Таким образом, преимущества групповой работы явны:

 

дети приобретают важные навыки жизни;

улучшается успеваемость;

соблюдается дифференцированный подход;

укрепляется дружба;

улучшаются межличностные отношения;

устанавливается психологический комфорт в классе;

учащиеся усваивают больший объем материала;

появляется возможность избежать негативных сторон соревнования;

между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения;

реализуется принцип деятельности;

порождается взаимная ответственность, внимательность, формируется интерес к работе товарища;

работа в группе помогает ребенку   проявить себя;

 

Недостатки группового обучения:

в группе оказываются разные по силам ученики, и одинаковая оценка

для всех участников группы не будет отражать вклад определенного ученика;

могут оказаться неодинаковыми по силе и группы в целом;

учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале, в результате - слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях;

трудность объективного оценивания каждого участника при выполнении групповой работы.

 

Особое внимание!

·        Жесткая регламентация времени на группообразование.

·        Нормирование будущей работы.

·        Четкость и внятность поставленной задачи.

·        Распределение момента начала работы (например, колокольчиком).

·        Недопустима группа из одних только слабых учеников.

·        Детей, отказывающихся работать в паре или группе, не принуждать! Но завтра вновь

         предложить.

·        Групповая работа занимает не более 10-15 минут от урока.

·        Нельзя наказывать лишением права участвовать в групповой работе.

·        Групповая работа эффективна для заданий, которые ученик не может сделать индивидуально.

 

        В настоящее время существует серьезная тенденция к угасанию интереса школьников к учебной деятельности, снижение мотивации. А при организации работы в парах и группах идет увлекательная подача учебного материала, и  каждый ученик мыслит, выражает своё мнение.

 

 

    Несмотря на недостатки группового обучения, результаты психологических и педагогических исследований подтверждают о высоком уровне педагогической эффективности групповой работы.,   

повышается самооценка и коммуникативность обучающихся,  в классе формируется доброжелательная атмосфера.

 

 

 

 

 

      Результатом обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность их применять для

 

самостоятельного получения знаний, т.е. развитии у детей начальных классов обще учебных умений и навыков (познавательных, коммуникативных, регулятивных).

    Поэтому , парная и  групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную учебную деятельность на уроке.

     Таким образом , можно сделать вывод: занятия в парной и групповой форме – это один из действенных  педагогических инструментов, которыми должен пользоваться учитель.

 

 

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                

 

 

 

 

 

                                        




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации групповой работы на уроках в начальной школе

Формы организации групповой работы на уроках в начальной школе...

Парная и групповая работа на уроках в начальной школе.

Организация учебного сотрудничества младших школьников. Развитие коммуникативной компетенции....

«Организация парной и групповой работы на уроках русского языка»

Рассматриваются алгоритмы парной и групповой работы...

Организация парной и групповой работы на уроках в начальной школе

Выступление на педагогическом совете после проведения мастер-класса по теме"Организация парной и групповой работы на уроках в начальной школе"...

Парная и групповая работа на уроках в начальной школе.

Групповая работа на уроках в начальной школе имеет очень большое значение.Это связано с её важностью в качестве основы для формирования коммуникативных  универсальных учебных действий и преж...

Использование парной и групповой работы на уроках в начальной школе для повышения качества обучения

Применение парной и групповой форм работы на уроках в начальной школе позволяет младшим школьникам развивать навыки внимательного слушания, подготовки к ответу, а также учиться говорить, отвечать и до...