Игра как средство умственного и нравственного воспитания младших школьников
статья (2 класс)

Начало школьной жизни – серьёзное испытание для большинства детей. Они должны привыкнуть к условиям новой жизни: коллективу, требованиям и обязанностям. Основу функционирования воспитательной системы составляют 2 системообразующих вида деятельности – игра и общение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как средство умственного и нравственного воспитания младших школьников

Начало школьной жизни – серьёзное испытание для большинства детей. Они должны привыкнуть к условиям новой жизни: коллективу, требованиям и обязанностям. Основу функционирования воспитательной системы составляют 2 системообразующих вида деятельности – игра и общение.

Игровое взаимодействие – это не имитация жизни, а деятельностное её наполнение, помогающее ребёнку найти в соответствии со своими интересами и способностями предмет для самореализации и самоутверждения. Оно занимает важное место в жизни классного сообщества. Игра, будучи результатом общественной практики детей, определяет характер связей, складывающихся в результате развития ребенка, влияет на выбор друзей, форм и способов построения общения и отношений с окружающими людьми. Игровая деятельность представляет собой результат, условие и средство развития ребёнка. Младший школьник может и должен жить и развиваться в условиях широкого и интенсивного игрового взаимодействия: играть роль сказочного героя в новогоднем представлении, колядовать вместе с учителем на родительских посиделках, осваивать подвижные игры на прогулках, активно включаться в игровые ситуации на учебных занятиях, играючи делать многие дела в школе, классе и дома.

Успешное развитие ребёнка трудно представить без педагогического обеспечения формирования у детей культуры общения. С этой целью в моём классе создан и действует клуб «Ты да я, да мы с тобой». На заседаниях клуба, при поддержке классного руководителя учащиеся учатся рассказывать и слушать о себе, понимать собеседника и сопереживать ему, решать общие и личные проблемы посредством игры.

Пример занятия в клубе  «Поиск выхода из трудной ситуации».

Подготовка

  1. Педагог расставляет стулья полукругом.
  2. Из аппликации цветов оформляет на полу «лесная поляна».
  3. 2 вазы для цветов
  4. На доске 2 фразы: «Такие мысли всегда помогают мне» и «Такие мысли мне всегда мешают»
  5. Педагог подбирает отрывок из сказки Л.Н. Толстого «Ёж и заяц».

Вступительная часть

Учитель: Ребята, представьте, что вы находитесь на лесной поляне. Здесь красиво и много цветов. Давайте притаимся… Представим, что мы на поляне не одни: под кустом копошится ёж, а через опушку бежит заяц. Возможно, они тоже любят приходить на эту поляну и беседовать. Вот о такой встрече я и хочу вам рассказать.

Ученики слушают начало сказки «Ёж и заяц» до слов «ежова жена спряталась…»

Педагог задаёт вопросы по прочитанному отрывку, дети отвечают.

Ребята, ёж был обижен на зайца? Как ёжику можно помочь? Ребята, а вас когда-нибудь обижали, дразнили, строили вам рожицы? Какие чувства вы испытывали при этом? Скажите, какие мысли вас посещали в таких ситуациях: тёмные или светлые? А что такое тёмные мысли? А какие мысли можно назвать светлыми? Ваш обидчик убежал, а вы остались со своими мыслями. Вам нельзя изменить ситуацию, но вы можете изменить свои мысли о ней. Попробуйте следовать в своей жизни правилу: вызывать на помощь в трудной ситуации светлые мысли. Дети, давайте совершим прогулку по «поляне». Пусть каждый из вас «сорвёт» на ней цветок, который понравится больше всего.

Дети «собирают букеты».

Вопросы: Ребята, а у вас в руках красивые цветы или нет? Почему никто не сорвал колючки? Понравились ли вам цветы, которые вы выбрали?

Я тоже сорвала два необычных цветка, даже названия у них непривычные. Первый называется «Даже если…», а второй – «В любом случае…». Эти цветки помогут избавиться от темных мыслей. Мы постараемся обо всем, что нас огорчает, думать с опорой на названия этих цветов. Произносите их всегда, когда вам больно и обидно, вместо слов огорчения. Они помогут избавиться от тёмных мыслей. Ребята, обратите внимание на фразы, записанные на доске. Расскажите, какие мысли помогают вам в учёбе, общении и отношении с одноклассниками, других жизненных ситуациях, а какие мешают.

Игра в парах

Один ученик становится цветком «Даже если…» и называет проблему, а другой, исполняя роль цветка «В любом случае…», пытается найти правильный выход из проблемной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

 В статье представлен материал выступления на  III всероссийских аксиологических чтениях по теме "Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников."В статье рассказ...

Статья "Художественная литература как средство нравственного воспитания младших школьников"

Статья раскрывает значение книги на духовно-нравственное развитие личности ребенка. Представлены эффективные формы работы с художественной литературой во внеклассной деятельности. На примере литератур...

Программа «Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами авторских и народных сказок».

Данная программа направленна на воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальной школы....

Сказкотерапия как средство духовно - нравственного воспитания младших школьников.

Сказкотерапия является неотЪемлемым методом воспитания наших детей. Сказка лечит, решает проблемы, отвечает на многие вопросы ребенка....

Технология этического мышления как средство духовно-нравственного воспитания младшего школьника

Краткое описание одного из направлений духовно-нравственного развития, работа с сопряжёнными нравственными понятиями...

Игра как средство нравственного воспитания младших школьников

Статья Игра как средство нравственного воспитания младших школьников...