Осуществление компетентностного подхода посредством использования различных видов урочной и внеурочной деятельности
статья (1, 2, 3, 4 класс)

В статье раскрывается необходимость создания модели единого образовательного пространства школы через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, формирования основных компетенций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Осуществление компетентностного подхода посредством использования различных видов урочной и внеурочной деятельности»

                                                             Учитель начальных классов Кузяева О.И.

 Хочу начать свою статью словами    Антона Семёновича Макаренко: «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетической суммой влияний, которым он подвергается».

Это актуальная и для нашего времени мысль. Знание само по себе синкретично, целостно, его нельзя разделить по предметно. Как целостно знание, понимание окружающего мира и взаимодействие с ним, так и процесс образования должен быть целостным. Формирование  у школьника компетентности как способности  применить знания для решения практических или жизненных задач является одним из главных требований новых образовательных стандартов.

      Процесс интеграции(от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости; сущность процесса интеграции – качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему. Именно интеграция школьных и внешкольных занятий способствует созданию полноценных условий для совместной работы педагогов и воспитанников. В условиях интеграции  у  детей  формируется творческий стиль жизнедеятельности и саморазвитие  личности.

Анализируя исходные условия, содержание требований государства, потребности детей, учитывая высокий уровень образовательных запросов социума,  становится понятно, что для организации эффективного образовательного процесса,  успешного развития и социализации обучающихся,   нам необходимо создать собственную модель образовательного пространства школы  - через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.

Итак, для создания модели единого образовательного пространства  через интеграцию урочной и внеурочной деятельности,  реализуемую посредством системно-деятельностного подхода для успешного развития и социализации обучающихся, необходимо:

  • обосновать положительное влияние на формирование ключевых компетентностей учащихся;    
  • систематизировать  и разработать приёмы для вовлечения и развития творческих способностей учащихся в урочной и внеурочной деятельности.

 Реализация данных задач призвана обеспечить:

  • повышение качества школьного образования;
  • повышение уровня  индивидуальных достижений в развитии учащихся;
  • удовлетворение образовательных потребностей участников образования.

В основу  школьной интеграции   положены следующие принципы:

  • Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности. Речь идет о возможности выбора направления деятельности и темпов продвижения ребенка по конкретной программе, форм предоставления результатов своего труда, степени участия в коллективных делах.
  • Ориентация - как в урочной, так и во внеурочной деятельности - на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
  • Возможность свободного самоопределения и самореализации в образовательной деятельности, а также воспитание ответственности за собственный выбор.
  • Усиление внимания к формированию личностных качеств.
  • 5.Практико-деятельностная основа образовательного процесса. Обеспечение равных условий для участия школьников в создании конкретного творческого продукта.

  Возможности для интеграции создаются и в сочетании предметных областей   и внеурочной деятельности в нашей школе:              

  • Спортивно-оздоровительное
  •  Духовно-нравственное
  • Общеинтеллектуальное
  •  Общекультурное
  • Социальное

Компетентность — умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности.

Формирование ключевых компетенций осуществляется через следующие формы и виды работы:

Ценностно-смысловые компетенции - выставка рисунков «Мой класс»; открытый классный час «Поговорим о дружбе»; праздничный концерт «Любимая мамочка»; тематический классный час «Согласие да лад – для общего дела клад»; урок мужества «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой!», посвященный Дню Победы

Общекультурные компетенции - выставка рисунков в соц .центре Невского района «Санкт-Петербург-город морской славы»; конкурс для мальчиков «Малые да удалые!»; конкурс для девочек «А ну-ка, девочки!

Учебно-познавательные компетенции – выставка рисунков «Зимующие птицы»; школьные предметные олимпиады по русскому языку, математике. Международная игра-конкурс «Русский медвежонок» Международная игра-конкурс «Кенгуру»

Информационные компетенции - Всероссийская «Олимпиада плюс»

Коммуникативные компетенции - выступление перед родителями, бабушками и дедушками, жителями района, города (поздравление ветеранов).

Социально-трудовые компетенции – Участие в конкурсе «Самый новогодний класс», Дне благоутройства города, проекте «Бумажный бум».

Компетенции личностного самосовершенствования – выставка рисунков «Витамины – залог здоровья»;  игра «Путешествие в страну Светофорию»; игра «Папа, мама и я – спортивная семья»; Всероссийский конкурс рисунков по ПДД .

 Модель интеграции учебной и внеурочной деятельности

В организации учебной и внеурочной деятельности активно использую метод проектов. Метод проектов позволяет сформировать основные компетентности и универсальные учебные действия.

Проекты предполагают совместную работу обучающихся и родителей, что помогает налаживанию отношений в семье, воспитанию взаимопомощи, уважительного отношения младших к старшим членам семьи.

Именно в проектной деятельности младшие школьники осуществляют поиск решения личностно значимых проблем, основываясь на интегрированных знаниях, метапредметных умениях, субъектном опыте, способностях.

  Применяя в своей работе  интеграцию урочной и внеурочной деятельности,  хочу   достигнуть следующие результаты:

  • -создание социально-педагогической среды, ориентированной на традиционные культурные ценности, посредством проектной деятельности обучающихся;
  • создание условий для формирования и приобретения исследовательских умений учащихся, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся, выработки самостоятельности и инициативы, способствующих развитию творческих способностей;
  • -позитивная динамика сформированности уровня духовно- нравственного развития обучающихся;
  • - формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности через портфолию обучающегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АПО по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения

В соответствии с введением новых ФГОС  большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. В данной работе описана методика формирования коммуникативных УУД посредством творче...

Формирование коммуникативных УУД младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках литературного чтения.

в данном докладе я поделюсь опытом по «Формированию коммуникативных УУД как залогу эффективного использования современных образовательных технологий на уроках литературного чтения в начальной шк...

Осуществление компетентностного подхода посредством использования различных видов урочной и внеурочной деятельности

В данной статье раскрываются условия для создания модели единого комфортного образовательного процесса через интеграцию урочной и внеурочной деятельности...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Методическая разработка «Формирование коммуникативных УУД младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках литературного чтения» раскрывает конкретные фор...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Жизнь в современном обществе такова, что уже младшему школьнику она предъявляет ряд конкретных требований: эффективно действовать в проблемных и незнакомых ситуациях, самостоятельно создавать новые пр...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Статья «Формирование коммуникативных УУД младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках литературного чтения» раскрывает конкретные формы, в...