Методические рекомендации учителя-наставника начинающему учителю
методическая разработка

Александрова Тамара Дмитриевна

Методические рекомендации учителя-наставника начинающему учителю

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

учителя – наставника начинающему учителю

Анкета

для молодого учителя


ФИО___________________________________________________________________

Дата рождения____________________________________________

1. Что в наибольшей степени повлияло на выбор профессии учителя?
1) Собственное желание
2) Совет родителей
3) Пример любимого учителя
4) Мнение друзей
5) Гарантированная оплата труда
6) Престиж профессии учителя
2. Какие мотивы побудили Вас прийти работать в школу?
1) В селе живут мои родители
2) Перспектива профессионального роста
3) Повышенная заработная плата

3. Что Вам нравится в педагогической работе?
1) Учить и воспитывать детей
2) Преподавать любимый предмет
3) Творческий характер труда
4) Большой отпуск
5) Возможность работать близко от дома
6) Престиж профессии
4. Какие педагогические проблемы Вас волнуют?
1) Сокращение учебной нагрузки
2) Старение педагогических кадров
3) Большая учебная нагрузка педагогов
4) Наличие в школе вакансий
5) Безразличное отношение коллег
5. Какие чувства Вы испытываете в период адаптации на новом рабочем месте?
1) Тревожность, неуверенность в своих силах
2) Раздражительность, вспыльчивость, несдержанность
3) Снижение интереса к работе
4) Боязнь класса и страх перед учениками
5) Отношения с родителями
6. Обращаетесь ли Вы за помощью к коллегам?
1) Да                       2) Нет
9. Удовлетворены ли Вы своей работой?
1) Да                         2) Нет                    3) Частично

7. Укажите причины, которые в наибольшей степени
вызывают неудовлетворительное отношение к работе
(возможны несколько вариантов ответов).

1) Низкая заработная плата
2) Неудовлетворительные условия труда
3) Низкий престиж профессии учителя
4) Недостаточная оснащенность кабинета
5) Отношение учащихся к учителю
6) Взаимоотношения в коллективе
7) Стиль работы администрации школы
8) Неудовлетворенность жилищными и бытовыми условиями

8. Что Вы считаете наиболее важным в работе?

1) Точное следование правилам, нормам, инструкциям

2) Отточенное мастерство, высокий профессионализм

3) Соответствующее материальное вознаграждение

4) Профессиональное лидерство

5) Не выделяться из коллектива

6) Высокая оценка со стороны руководства

9. С каким настроением Вы обычно идёте на работу?

1) С хорошим    2) С плохим    3) Без особых эмоций   4) Бывает по-разному

10. Какие трудности есть у Вас в подготовке и проведении урока или учебного занятия?

1) Определение структуры урока, занятия

2) Отбор материала

3) Выбор форм и методов

4) Отсутствие наглядных пособий

11. В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности? Укажите 2 направления.

1) Календарно-тематическое планирование

2) Ведение уроков

3) Ведение внеклассных мероприятий

4) Общение с обучающимися, их родителями

5) Общение с коллегами, администрацией

Памятка для молодого специалиста

Уважаемая коллега!

      Быть учителем – значит посвятить свою жизнь детям. Именно сегодня воспитанники ждут Вашего профессионализма, сердечности, интеллигентности, умения любить и прощать, спасать и не предавать. Современной школе необходимы молодые учителя, способные принести в мир добро и веру, честность и благородство, стремящиеся к творческим открытиям, к вершинам профессионального мастерства. Профессия учителя трудна, но почетна и прекрасна. Помните, что самое благое поприще – служение добру и правде; самая верная дорога – дорога честного труда; самое значительное дело – то, которое Вы сами выбрали и которому Вы преданны; самый мужественный поступок – признание собственных ошибок; самая прочная жизненная опора – знания.

      Ваши обязанности:

1) работать честно и добросовестно, строго выполнять учебный режим, распоряжения администрации школы, обязанности, возложенные на Вас Уставом школы, правилами внутреннего трудового распорядка, положениями и должностными инструкциями;

2) соблюдать дисциплину труда – основу порядка в школе, вовремя приходить на работу,

3) соблюдать установленную продолжительность времени, своевременно и точно исполнять распоряжения администрации;

4) всемерно стремиться к повышению качества выполняемой работы, не допускать упущений в ней, строго соблюдать исполнительскую дисциплину, проявлять творческую инициативу, направленную на достижение высоких результатов трудовой деятельности;

5) соблюдать требования техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии, гигиены, противопожарной охраны, предусмотренные соответствующими правилами и инструкциями;

6) быть всегда внимательным к детям, вежливым с родителями обучающихся и членами коллектива; систематически повышать свой теоретический, методический и культурный уровень, профессиональную квалификацию;

7) быть примером достойного поведения и высокого морального долга на работе, в быту и общественных местах, соблюдать правила общежития;

8) содержать свое рабочее место в чистоте и порядке, соблюдать установленный порядок хранения материальных ценностей и документов;

9) беречь и укреплять собственность ОУ (оборудование, инвентарь, учебные пособия и т.д.),

10) экономно расходовать материалы, топливо, электроэнергию, воспитывать у обучающихся бережное отношение к имуществу;

11) проходить в установленные сроки периодические медицинские осмотры;

12) нести полную ответственность за жизнь и здоровье детей во время проведения уроков, внеклассных и внешкольных мероприятий.

В помощь молодому классному руководителю

Уважаемая  коллега!

      Ваша трудовая деятельность только начинается. Любая деятельность начинается с планирования работы.

1. Не забудьте, составляя план:

определить цель, поставить воспитательные задачи.

2. Постарайтесь спланировать экскурсии, классные часы, темы родительских собраний.

3. Подумайте над темой самообразования, выберите удобную для вас форму.

4. Проанализируйте дела класса как внутренние, так и общешкольные.

5. Вы можете включить в план работы следующие разделы:

1) учебные дела;

2) участие в общешкольных мероприятиях;

3) дела класса;

4) работа с родителями;

5) индивидуальная работа с обучающимися.

6. Приготовьтесь к тому, что классный руководитель:

1)  следит за ведением электронного классного журнала;

2) составляет план воспитательной работы;

3) ведёт личные дела обучающихся;

4) комплектует портфолио класса;

5) проводит классные родительские собрания и заседания РК класса.

Советы молодому учителю при подготовке к уроку

 

Правила, обеспечивающие успешное проведение урока

1. Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учениками, последовательно вести их к намеченным целям.

2. Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что если  большинство учащихся чего-либо не знает, не понимает, ошибку надо искать в способах организации их деятельности.

3. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса.

4. Задания и инструктаж к ним должны даваться ясно, кратко, с обязательным выяснением, как поняли ученики требование.

5. Пристально следить за откликом учеников на рассказ, задание, требование. Потеря внимания - сигнал о необходимости изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.

6. Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.

7. Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длинных «проработок» отдельных учеников.

8. Предъявленное требование к ученикам обязательно реализовать.

9. Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.

10. Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать инициативу, одобрять их осведомленность.

Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя

1. Разработка системы уроков по теме или разделу.

2. Определение образовательно-воспитательно-развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника

3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка.

4. Выделение главного материала, который должен ученик понять и запомнить на уроке.

5. Формулирование учебных задач урока.

6. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нём.

7. Нахождение связей при изучении нового материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при УУД.

8. Планирование всех действий учителя и обучающихся на всех этапах урока и прежде всего при овладении новымиУУД, а также при применении их в нестандартных ситуациях.

9. Подбор дидактических средств урока (презентаций, видеофильмов, плакатов, карточек, схем и др.).

10. Проверка оборудования и ТСО.

11. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы обучающимися на доске и в тетрадях.

12. Предусматривание объёма и форм самостоятельной работы на уроке и её направленности на развитие самостоятельности.

13. Приобретение форм и приёмов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приёмов обобщения в систематизации знаний.

 14. Составление списка учеников, знания и умения которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учётом уровней их сформированности; определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики домашнего задания.

15. Продумывание форм подведения итогов урока и рефлексии.

16. Запись конспекта (плана) урока в соответствии с требованиями ФГОС.

Классификация ошибок, допускаемых начинающим учителем в отношениях с детьми и коллегами

Ошибки, допускаемые во взаимоотношениях с обучающимися:

1) проявление невнимания к одаренным детям;

2) проявление невнимания к отстающим детям;

3) необдуманность принимаемых решений в отношении недисциплинированных обучающихся;

4) нетребовательность в стремлении завоевать «дешевый» авторитет;

5) проявление фактов грубого обращения с детьми;

6) стремление установить контакт и взаимопонимание путем сокращения расстояния «учитель - ученик»;

7) незнание психологии детского возраста, непонимание причин того или иного поступка;

8) невыполнение данных учащимся обещаний;

9) неоправданная апелляция по мелочам к руководству школы;

10) жалобы на детей родителям.

 Ошибки, допускаемые во взаимоотношениях с учителями:

1) неуважение к опыту и мудрости старших;

2) бестактность в обращении со старшими;

3) стремление уединиться, чтобы не участвовать в жизни коллектива;

4) пренебрежение к сложившимся традициям коллектива;

5) неблагодарность за помощь, которую оказывает учитель;

6) обсуждение учителей «за глаза» или вместе с детьми.

 Ошибки, допускаемые во взаимоотношениях молодых учителей между собой:

1) необъективная оценка результатов работы своих товарищей;

2) отсутствие критического отношения к поведению товарищей;

3) неумение преодолеть сложившиеся в студенческой среде отношения в новой обстановке (вместо «Вы» - «ты», вместо «Алла Алексеевна» - «Алла»).

 Ошибки, связанные с недостаточным уровнем воспитанности и общей культуры молодого учителя:

1) стремление переложить порученное дело на другого;

2) невыполнение прямых обязанностей;

3) отсутствие инициативы и творческого начала в работе;

4) недисциплинированность;

5) нарушение норм и правил этикета.

 Ошибки, связанные с недостаточной общей и «технической» подготовкой молодого учителя к самостоятельной работе:

1) недостаточное знание предмета и методики изложения;

2) неумение управлять своим состоянием;

3) отсутствие навыков общения;

4) неумение правильно действовать в различных ситуациях;

5) медленная реакция, рассеянность на уроке.

 Ошибки, связанные с переоценкой начинающим учителем своих сил и возможностей:

1) самоуверенность и высокомерие, выражающиеся в неприятии советов, рекомендаций учителей;

2) формальное отношение к выполнению своих обязанностей;

категоричность суждений.

Модная учительская инструкция

1. Опрятный вид, не раздражающий взгляд.

2. Одежда не яркая, а приятных тонов.

3. Фасоны нарядов деловые, строгие.

4. Обувь имеет невысокий каблук.

5. Причёска стильная, но аккуратная.

6. Макияж в меру.

7. Украшения минимальны.

Подойдут бусы из мелкого жемчуга средней длины, тонкие кольца из благородного металла и серьги.

 Такого учителя можно смело назвать образцом стиля и вкуса!

C:\Users\Дом\Downloads\img17.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие начинающему учителю начальных классов

В данном пособии представлен методический материал по русскому языку и математике для подготовки к урокам, внеклассным мероприятиям, в помощь начинающему учителю начальных классов. ...

Методические рекомендации в проведении уроков начинающему педагогу

Тщательно готовьтесь к урокам. Обязательно пользуйтесь поурочным планом и придерживайтесь всех его пунктов. Возьмите себе за правило наличие поурочного плана является для вас допуском на урок....

Методические рекомендации от ЯндексУчебник Я-Учитель курсы вебинары и другое ПОЛЕЗНО

Здесь можно найти много полезной информации для самообразования:https://education.yandex.ru/uchitel/ Я Учитель — это программа развития педагогов. Здесь помогают  учителям освоить...

Методические рекомендации для начинающих репетиторов по организации занятий с учащимися начальной школы

Предлагаемое пособие «Методические рекомендации для начинающих репетиторов по организации занятий с учащимися начальной школы» представляет собой сборник рекомендаций и методик, используем...

Методические рекомендации для родителей и учителей

Упражнения по коррекции нарушений письменной речи...

Консультация Методические рекомендации «Взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя школы-интерната для обучающихся с ОВЗ»

Для качественной коррекционно-развивающей работы крайне важно взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя школы-интерната для обучающихся с ОВЗ. В данной статье раскрыты основные на...

Методические рекомендации для организации школьного методического объединения учителей начальных классоветодические рекомендации для организации школьного методического объединения учителей начальных классов

Методические рекомендации для организации школьного методического объединения учителей начальных классоветодические рекомендации для организации школьного методического объединения учителей начальных ...