Система работы педагога-наставника
методическая разработка

Александрова Тамара Дмитриевна

Система работы педагога-наставника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_pedagoga_nastavnika.docx29.58 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы педагога-наставника

Александрова Тамара Дмитриевна -

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МОУ «Изварская СОШ»

Волосовского района Ленинградской области

«Что может быть честнее и благороднее,

как учить других тому, что сам

наилучшим образом знаешь».

М. Квинтилиан

      Главным профессиональным качеством любого специалиста в современном мире становится умение учиться.  Характеризуя деятельность успешного профессионала,  в первую очередь необходимо выделить такие черты характера как:

- готовность к переменам;

- мобильность;

- способность к нестандартным действиям;

- ответственность;

- самостоятельность в принятии решений.

Всё это в полной мере относится и к педагогу.

      Считается, что успешную личность можно развить, создавая для неё ситуации успеха. В.А. Сухомлинский писал, что «…хороший учитель, это тот, кто:

 - во-первых, любит детей, верит в них, принимает близко к сердцу детские радости и горести;

 - во-вторых, хорошо знает свой учебный предмет, следит за новейшими открытиями, исследованиями, достижениями;

 - в-третьих, знает психологию и педагогику;

 - в-четвёртых, в совершенстве владеет умениями в той или иной трудовой деятельности…».

Я с ним полностью согласна, что успешная личность учителя связана с понятием «хороший учитель».

       Компоненты успеха личности педагога, которые выделил В.А. Сухомлинский, соответствуют той научно-методической деятельности, которую должен вести учитель в современном образовательном мире. Но такого молодого учителя с готовыми качествами и умениями практически невозможно отыскать.

       Когда приходит молодой учитель в школу, то с первого дня работы он имеет те же обязанности и несёт ту же ответственность, что и учитель с многолетним стажем. А обучающиеся и родители ожидают от него такого же профессионализма. Именно в этот момент и необходима начинающему учителю помощь опытного педагога-наставника, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Именно наставничество - это шаг вперёд к развитию профессиональных компетентностей не только начинающего учителя, но и педагога – наставника. Оно заставляет соответствовать современным требованиям, ориентироваться в новых педагогических технологиях, владеть нормативно-правовой базой. Чтобы научить молодого специалиста быть настоящим учителем, педагог-наставник должен сам им быть.

 

         С 1 сентября 2019 года я являюсь педагогом-наставником молодого специалиста Исько Марьяны Андреевны, которая  закончила ГБПОУ «Педагогический колледж №4 СПб», по специальности  «Преподавание в начальных классах».

         Имея большой педагогический стаж и опыт работы с молодым специалистом, я вновь согласилась взять на себя обязанности наставника.

С первого дня моего назначения познакомила Марьяну Андреевну с  Уставом школы, правилами внутреннего распорядка, режимом работы, правами и обязанностями педагога, условиями труда, классом и рабочим местом.

        Задача наставника – помочь молодому специалисту реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Мной был составлен индивидуальный план адаптации молодого специалиста с учетом темы самообразования и Программы работы школы. Чтобы поближе познакомиться с Марьяной Андреевной, приготовила для неё анкету. Проанализировав её и  побеседовав с учителем, удалось наметить пути профессионального роста молодого педагога.

        Главной целью плана стало,  донести до начинающего педагога необходимость тщательного подхода к составлению рабочих программ, так как они являются индивидуальным инструментом учителя, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для каждого класса формы, методы и приёмы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего современным требованиям.

        Помощь начинающему учителю необходимо было оказать и в проектировании урока, соответствующего требованиям ФГОС, так как не было опыта работы в школе.

      Также Марьяну Андреевну необходимо было научить составлению технологических карт уроков. Решению этой проблемы уделялось особое внимание, ведь обучение с использованием технологической карты позволяет эффективно организовать учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (УУД), в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

        С целью проведения качественной работы в области наставничества и получения желаемых результатов мною были составлены методические рекомендации для начинающего учителя. В данных рекомендациях показана систематизация организации основной работы с начинающим учителем, которая предполагает формирование у подопечного общего представления о школе, ее основных направлениях деятельности, организационных особенностях, особенностях взаимоотношений с коллегами, родителями и обучающимися. Даже была сделана подборка видов одежды и обуви для молодого учителя на каждый день. Кроме того, в них рассматривалась  работа с молодым учителем по индивидуальному профессионально-педагогическому росту, организации образовательного процесса, воспитательной работы.

        За 3 года работы молодой специалист Исько Марьяна Андреевна показала хорошие результаты в профессиональной деятельности как на школьном, так и на муниципальном уровнях. Все 3 года посещала мероприятия районной Школы молодого педагога. В мае 2021 года успешно выступала на районном фестивале для молодых специалистов и их наставников с презентацией опыта работы под руководством  наставника. Приняла активное участие в муниципальном конкурсе «Педагогические надежды» для молодых специалистов (ноябрь 2021 года). Показала открытый урок для молодых специалистов и их наставников по русскому языку в 4 классе по теме: «Родительный и винительный падежи имён прилагательных» (14 декабря 2021 года). Выступала на районной видеоконференции по теме самообразования: «Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочной деятельности» (февраль 2022 года). За активное участие в данных мероприятиях была награждена грамотами и дипломами Комитета образования Волосовского муниципального района и администрации школы.

        Обучающиеся Марьяны Андреевны имеют призовые места в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах (Приложение).

        В этом учебном году моя подопечная подала документы в аттестационную комиссию на первую квалификационную категорию.

        Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста является его готовность к передаче опыта. Я, как педагог – наставник, всячески способствую, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекаю к участию в общественной жизни коллектива, формирую общественно значимые интересы, содействую развитию общекультурного и профессионального кругозора, творческих способностей и педагогического мастерства. Стараюсь воспитывать потребность в самообразовании, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.

Обеспечиваю поддержку молодому педагогу в области:        

- практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);

- разработки программы, тематического и поурочного планирования;

- выбора приоритетной методической темы для самообразования;

- подготовки к первичному повышению квалификации.

      Я стараюсь быть примером для своей подопечной во всём. Вношу личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоении новых образовательных технологий.  Активно распространяю опыт в области повышения качества образования и воспитания. Результативно участвую в конкурсах и других мероприятиях, чтобы быть достойным наставником для молодого учителя (Приложение).

Разработала для себя Кодекс наставника:

1. Не осуждаю, а предлагаю решение.

2. Не критикую, а изучаю ситуацию.

3. Не обвиняю, а поддерживаю.

4. Не решаю проблему сама, а помогаю решить её учителю.

5. Не навязываю своё мнение, а работаю в диалоге.

6. Не утверждаю, а советую.

7. Не отрываюсь от практики.

9. Призывая наставляемого к дисциплине и ответственному отношению к себе, сама следую этому правилу.

10. Не разглашаю конфиденциальную информацию.

       Таким образом, как наставник, могу с уверенностью сказать, что адаптация завершилась успешно. Марьяна Андреевна комфортно чувствует себя в небольшом коллективе учителей начальных классов, да и в целом коллективе тоже. Участвует в заседаниях МО, успешно выступает на педсоветах, школьных концертах и конкурсах. Коллеги и администрация школы отмечают рост  молодого специалиста в качестве учителя. Дальнейшую работу так же, как и предыдущая моя подопечная, планирует продолжать в стенах МОУ «Изварская средняя общеобразовательная школа» в качестве учителя начальных классов.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы педагога-наставника

План работы педагога-наставника...

План работы педагога-наставника

Данный материал представлен в виде таблиц....

План работы педагога –наставника Ивановой С.В. На тему: «Формирование культурно гигиенических навыков в 1 младшей группе».

План работы  педагога –наставника  На  тему: «Формирование культурно гигиенических навыков в 1 младшей группе»....

ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА – НАСТАВНИКА С МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

Молодой специалист СОЛОВСКАЯ КСЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНАНаставник ШИНШАЛИЕВА Г.В....

план работы педагога-наставника с молодым педагогом

Данный материал содержит цель, задачи, план работы с молодым специалистом....

Описание системы работы педагога-наставника Гнатенко И.А.

Данная методическая разработка представлена как конкурсное задание на краевой конкурс "Педагог-наставник"  в 2022 г. Включает в себя не только описание взаимодействия с молодыми педагог...