программа психолого - педагогического сопровождения
методическая разработка (1 класс)

Шалыгина Светлана Евгеньевна

Программа психолого - педагогического сопровождения 1 дополнительный и 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_pmpsoprovozhdeniya_1_da.docx29.27 КБ
Файл programma_pmpsoprovozhdeniya_1a.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

 психолого-медико-педагогического

 сопровождения

учащихся 1(д) А класса

2020-2021 учебный год

Программа

 психолого-медико-педагогического

 сопровождения.

ФИО: 

Дата рождения: 

Заключение ПМПК: АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант I

Режим пребывания ребенка в ОУ: полная рабочая неделя, 23ч

Психолого-педагогическое заключение:

Оценка уровня развития восприятия:

 Пространственная ориентировка развита на  среднем  уровне.  Зрительное восприятие развито на низком  уровне, темп зрительного восприятия замедлен, знает основные цвета,  дифференцирует  геометрические фигуры, допускает ошибки при  сравнении  предметов. Временные представления не сформированы.  Восприятие величины на стадии формирования.

Оценка уровня внимания:

Концентрация и переключаемость внимания развито на низком уровне, с большим трудом переходит от одного вида деятельности на  другой. Резко снижена способность к распределению внимания между различными  видами деятельности, устойчивость внимания   низкая.

Оценка процессов мышления:

Мышление наглядно - образное. Выделяет «четвертый лишний», Обобщение и выводы делает на простых предметах. Сходство и различие называет с помощью педагога.  Классификацией не   владеет.

Оценка памяти:

Произвольная память – кратковременная, на низком  уровне.  Непрочность запоминания. Непроизвольная память неудовлетворительная. Преобладает механическая память.

Состояние эмоционально-волевой сферы. Эмоции.

Амплитуда эмоций на низком уровне. Инертность и адекватность неполная.   Эмоционально неустойчив, эмоциональные реакции неадекватные.  Требования взрослых понимает, выполняет не сразу или отказывается выполнять.

Моторика:

Координация развита удовлетворительно. Мелкая моторика развита неудовлетворительно. Самостоятельно раскрасить, обвести трафарет, заштриховать затрудняется, значительно выходит за контур.  Не всегда  правильно держит карандаш. Ведущая рука - правая.

Оценка речевой деятельности:

 Речь нарушена. Обращенную речь понимает, простые инструкции выполняет, словарный запас ограничен, грамматический строй нарушен, темп и ритм речи нарушены, убыстрены. Речь ребенка активна, не всегда адекватна. Умеет задать вопрос и ответить на вопрос. Последовательность высказываний не соблюдает, содержание  не удерживает.

Круг интересов: любит смотреть мультфильмы, лепить,  интерес к учебной деятельности не проявляет, на контакт с детьми идет не охотно.

Уровень социально-психологической активности:

При общении с взрослыми реакция позитивная, доминирование отсутствует. Адекватность неполная. Умения в общении недостаточные. При общении со сверстниками реакция позитивная, активность невысокая, адекватность неполная, умения неразвиты соответственно возраста, не всегда понимает и принимает  правила игры.  Социальная адаптированность недостаточная. Знание «роли» учащегося и освоенность недостаточная, принятие неполное.

Актуальные проблемы:

  • Снижение всех видов внимания
  • Снижение способности в аналитической деятельности.

•        Грубое нарушение речи

•        Низкая амплитуда эмоционально – волевой сферы

•        Низкое  развитие крупной и мелкой  моторики

  • Низкий уровень развития всех видов памяти
  • Несформированность приемов самоконтроля.

Содержание и формы работы:

  • Развивать   свойства внимания (переключаемость, устойчивость, концентрация) через выполнение упражнений и заданий   « Найди отличия», «Выполни по образцу», «Сделай как я»
  •  Развивать процессы сравнения, обобщения, анализа и синтеза на основе выполнения упражнений  «Продолжи узор», «Что лишнее», «Заполни пробел», "Вставь недостающую фигуру".
  • Коррекция и развитие всех компонентов речевой деятельности
  • Развивать все виды память через заучивание стихотворений, скороговорок со слов педагога, на основе упражнений и заданий для развития зрительной памяти  «Запомни и повтори», «Чего не стало»
  • Работать над развитием эмоционально – волевой сферы через активное участие в делах класса, школы, вовлечение в сюжетно – ролевые игры.
  • Развивать мелкую моторику через упражнения на штриховку предметов, раскрашивание, работа с шаблонами, упражнения с предметами

Освоение образовательной программы:

Предмет (образовательная область)

Чтение:

-        иметь представления о значимости языка и речи в жизни людей;

-        различать и узнавать звуки окружающей действительности;

-        дифференцировать неречевые и речевые звуки;

-         выделять первый звук в слове, слышать нужный звук;

-        классифицировать и объединять заданные слова по значению, исключать лишний предмет;

-        понимать и показывать пространственное расположение фигур;

-        слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос простой фразой;

-        пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку, по вопросам учителя;

-        работать с условно-графическим изображением слова, предложения;

-        определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;

-        соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;

-        составлять предложение по несложной ситуативной картинке, связно высказываться по несложной сюжетной картинке;

Конкретные задачи для ребенка на период:

письменные принадлежности, необходимые для учёбы, с опорой на иллюстрации;

понимать и рассказывать, кто такой ученик, чем он отличается от дошкольника;

знать правила поведения учащихся в школе;

понимать и выполнять правила посадки за партой;

знать основные цвета, называть их и правильно использовать;

различать звуки окружающей действительности, называть их, соотносить с предметами;

исключать лишний предмет по цвету, форме, величине;

иметь практические представления о таких понятиях как предложение, слово, часть слова (слог), звук;

делить предложения (из двух-трех слов) на слова, с опорой на схему;

делить двусложные слова на слоги, с опорой на схему;

выделять звуки А, У, О, М, С, Н в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему;

составлять предложения с опорой на иллюстративный материал и вопросы учителя;

Формы организации УД:

Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия

Русский язык:

Требования программы:

  • ориентироваться на альбомном листе;
  • работать с шаблонами, трафаретами, выполнять штриховку, писать элементы букв.

Конкретные задачи для ребенка на период:

пользоваться карандашом, ручкой;

рисовать и раскрашивать по трафарету и шаблону различные предметы и геометрические фигуры;

рисовать несложные орнаменты, рисунки;

выполнять штриховку;

рисовать по пунктирным линиям, обводить элементы рисунка;

рисовать элементы, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.

Формы организации УД:

    Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия

Математика:

Требования программы:

- сравнивать предметы по величине (большой, маленький);

- сравнивать предметы по размеру (длинный, короткий; широкий, узкий; высокий, низкий; глубокий, мелкий; толстый, тонкий);

- сравнивать предметы по массе;

- сравнивать предметные совокупности по количеству предметов (много, мало, один, несколько, больше, меньше);

- сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ;

- определять на себе  право-лево;

- определять положение предметов  в пространстве, на плоскости (впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко и т.п.);

- ориентировка на листе бумаги;

 - временные представления (сутки, сегодня, завтра, вчера);

 - сравнивать по возрасту;

 - знать геометрические фигуры, тела; составлять составлять геометрические фигуры из частей, счетных палочек;

 - счет в пределах 5; место в числовом ряду; сравнивать числа; состав чисел из двух слагаемых;

- знание названий арифметических действий сложения и вычитания, их знаков  («+» и  «-»

 - решать простые арифметические задачи на нахождение суммы, остатка; знать структуру задачи;

Конкретные задачи для ребенка на период:

- знание слов, определяющих величину, размер предметов, их массу;

- умение сравнивать предметы по величине, размеру «на глаз», наложением, приложением; сравнивать предметы по массе с помощью мускульных ощущений;

 -  знание слов, отражающих количественные отношения предметных совокупностей,

- выполнение оценивания и сравнения количества предметов в совокупностях «на глаз», путем установления взаимно однозначного соответствия, выделения лишних, недостающих предметов; уравнивание предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих;

 - умение увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности, объемах жидкостей, сыпучего вещества;

- определение положения предметов в пространстве относительно себя, по отношению друг к другу; определение положения предметов на плоскости; перемещение предметов в указанное положение;

-  знание частей суток, порядка их следования

 - узнавание геометрических фигур; определение формы знакомых предметов путем соотнесения с геометрическими фигурами.

 - знание количественных, порядковых числительных в пределах 5;

- откладывание чисел в пределах 5 с использованием счетного материала;

 - знание числового ряда в пределах 5 в прямом порядке; месте каждого числа в числовом ряду в пределах 5;

- осуществление счета предметов в пределах 5; обозначение числом количества предметов в совокупности;

 - выполнение сравнения чисел в пределах 5 с опорой на установление взаимно однозначного соответствия предметных совокупностей или их частей;

- знание состава чисел 2-5 из двух частей (чисел) с опорой на разложение предметной совокупности на две части

- знание названий арифметических действий сложения и вычитания, их знаков  («+» и  «-»);

- составление числового выражения (1 + 1, 2 – 1) на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией);

- понимание сущности знака «=» и умение его использовать при записи числового выражения в виде равенства (примера): 1 + 1 = 2, 2 – 1 = 1;

- понимание смысла действий сложения и вычитания

- выделение в арифметической задаче условия, требования (вопроса); выделение в условии задачи числовых данных;

- выполнение решения задач на нахождение суммы, разности (остатка) в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями, с записью решения в виде примера; называние ответа задачи;

- составление задач на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету с использованием иллюстраций.

Формы организации УД:

    Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия

Рекомендуется:

  • Занятия с логопедом
  • Наблюдение у врача - психоневролога
  • Занятия с психологом

Реабилитационный прогноз  благоприятный.

Составители:              

Согласовано

Зам.директора_______

С программой ознакомлена:________________________



Предварительный просмотр:

Программа

 психолого-медико-педагогического

 сопровождения

учащихся 1а класса

2021-2022уч.год

Программа

 психолого-медико-педагогического

 сопровождения.

от

ФИО:

Дата рождения:

Заключение ПМПК: АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант I

Режим пребывания ребенка в ОУ: полная рабочая неделя, 23ч; дополнительный выходной.

Психолого-педагогическое заключение:

Оценка уровня развития восприятия:

 Пространственная ориентировка развита на среднем уровне, иногда путает право, лево.  Зрительное восприятие развито недостаточно, темп зрительного восприятия средний, знает основные цвета, дифференцирует геометрические фигуры, испытывает трудности в сравнении предметов. Восприятие величины сформировано. Временные представления на стадии формирования, последовательность событий путает.

Оценка уровня внимания:

Концентрация и переключаемость внимания развито недостаточно. Снижена способность к распределению внимания между различными видами деятельности, устойчивость внимания   низкая.

Оценка процессов мышления:

Мышление наглядно - образное. Выделяет «четвертый лишний»,Операции сравнения, обобщения, исключения лишнего, классификации, установления причинно-следственных связей недостаточно развиты. При усвоении понятий умеет выделить существенные признаки.

Оценка памяти:

Произвольная память – кратковременная.  Непрочность запоминания. Непроизвольная память неудовлетворительная.

Состояние эмоционально-волевой сферы. Эмоции.

Амплитуда эмоций на низком уровне. Инертность и адекватность неполная. Мимические навыки развиты достаточно. Эмоционально неустойчива.

Моторика:

Координация развита удовлетворительно. Мелкая моторика развита удовлетворительно. Самостоятельно раскрашивает, штрихует, обводит, выходя за контур.  Ведущая рука правая. Выполняет задания по резанию бумаги и картона.  

Оценка речевой деятельности:

Речь грубо нарушена. Словарный запас возрастным требованием не соответствует.  Связная устная речь отсутствует. Обращенную речь понимает. В диалогах ребенок пользуется жестами и мимикой.

Круг интересов:

Любит рисовать, смотреть мультфильмы, лепить, аппликации, слушать сказки, конструктор. Проявляет интерес к учебной деятельности.

Уровень социально-психологической активности:

При общении с взрослыми реакция не всегда позитивная, доминирование отсутствует. Адекватность неполная. Умения в общении недостаточные. Со сверстниками общается, активность низкая, адекватность неполная, умения неразвиты соответственно возраста, участия в коллективных играх не принимает.

Социальная адаптированность развита на среднем уровне. Знание «роли» учащегося и освоенность на стадии формирования, принятие неполное.

Актуальные проблемы:

  • Снижение всех видов внимания
  • Снижение способности в аналитической деятельности.

•        Грубое нарушение речи

•        Низкая амплитуда эмоционально – волевой сферы

•        Низкое  развитие крупной и мелкой  моторики

  • Низкий уровень развития всех видов памяти
  • Несформированность приемов самоконтроля.

Содержание и формы работы:

  • Развивать   свойства внимания (переключаемость, устойчивость, концентрация) через выполнение упражнений и заданий   « Что изменилось», «Что перепутал художник», «Сделай как я»
  •  Развивать процессы сравнения, обобщения, анализа и синтеза на основе выполнения упражнений  «Продолжи узор», «Что лишнее», «Заполни пробел»
  • Коррекция и развитие всех компонентов речевой деятельности
  • Развивать все виды память через заучивание стихотворений, скороговорок со слов педагога, на основе упражнений и заданий для развития зрительной памяти  «Запомни и повтори», «Чего не стало»
  • Работать над развитием эмоционально – волевой сферы через активное участие в делах класса, школы, вовлечение в сюжетно – ролевые игры.
  • Развивать мелкую моторику через упражнения на штриховку предметов, раскрашивание, работа с шаблонами, упражнения с предметами

Освоение образовательной программы:

Предмет (образовательная область)

Чтение:

-        иметь представления о значимости языка и речи в жизни людей;

-        различать и узнавать звуки окружающей действительности;

-        дифференцировать неречевые и речевые звуки;

-        правильно произносить все поставленные звуки, стараться употреблять их в речи, выделять первый звук в слове, слышать нужный звук;

-        классифицировать и объединять заданные слова по значению, исключать лишний предмет;

-        понимать и показывать пространственное расположение фигур;

-        слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос простой фразой;

-        пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку, по вопросам учителя;

-        работать с условно-графическим изображением слова, предложения;

-        определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;

-        соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;

-        составлять предложение по несложной ситуативной картинке, связно высказываться по несложной сюжетной картинке;

Конкретные задачи для ребенка на период:

письменные принадлежности, необходимые для учёбы, с опорой на иллюстрации;

понимать и рассказывать, кто такой ученик, чем он отличается от дошкольника;

знать правила поведения учащихся в школе;

понимать и выполнять правила посадки за партой;

называть знать правила обращения с учебной книгой «Букварь»;

знать основные цвета, называть их и правильно использовать;

различать звуки окружающей действительности, называть их, соотносить с предметами;

исключать лишний предмет по цвету, форме, величине;

иметь практические представления о таких понятиях как предложение, слово, часть слова (слог), звук;

делить предложения (из двух-трех слов) на слова, с опорой на схему;

делить двусложные слова на слоги, с опорой на схему;

выделять звуки А, У, О, М, С, Н в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему;

составлять предложения с опорой на иллюстративный материал и вопросы учителя;

Формы организации УД:

Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия

Русский язык:

Требования программы:

  • ориентироваться на альбомном листе;
  • работать с шаблонами, трафаретами, выполнять штриховку, писать элементы букв.

Конкретные задачи для ребенка на период:

пользоваться карандашом, ручкой;

рисовать и раскрашивать по трафарету и шаблону различные предметы и геометрические фигуры;

рисовать несложные орнаменты, рисунки;

выполнять штриховку;

рисовать по пунктирным линиям, обводить элементы рисунка;

рисовать элементы, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.

Формы организации УД:

    Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия

Математика:

Требования программы:

- сравнивать предметы по величине (большой, маленький);

- сравнивать предметы по размеру (длинный, короткий; широкий, узкий; высокий, низкий; глубокий, мелкий; толстый, тонкий);

- сравнивать предметы по массе;

- сравнивать предметные совокупности по количеству предметов (много, мало, один, несколько, больше, меньше);

- сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ;

- определять на себе право-лево;

- определять положение предметов в пространстве, на плоскости (впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко и т.п.);

- ориентировка на листе бумаги;

 - временные представления (сутки, сегодня, завтра, вчера);

 - сравнивать по возрасту;

 - знать геометрические фигуры, тела; составлять геометрические фигуры из частей, счетных палочек;

 - счет в пределах 5; место в числовом ряду; сравнивать числа; состав чисел из двух слагаемых;

- знание названий арифметических действий сложения и вычитания, их знаков («+» и  «-»

 - решать простые арифметические задачи на нахождение суммы, остатка; знать структуру задачи;

Конкретные задачи для ребенка на период:

- знание слов, определяющих величину, размер предметов, их массу;

- умение сравнивать предметы по величине, размеру «на глаз», наложением, приложением; сравнивать предметы по массе с помощью мускульных ощущений;

 -  знание слов, отражающих количественные отношения предметных совокупностей,

- выполнение оценивания и сравнения количества предметов в совокупностях «на глаз», путем установления взаимно однозначного соответствия, выделения лишних, недостающих предметов; уравнивание предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих;

 - умение увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности, объемах жидкостей, сыпучего вещества;

- определение положения предметов в пространстве относительно себя, по отношению друг к другу; определение положения предметов на плоскости; перемещение предметов в указанное положение;

-  знание частей суток, порядка их следования

 - узнавание геометрических фигур; определение формы знакомых предметов путем соотнесения с геометрическими фигурами.

 - знание количественных, порядковых числительных в пределах 5;

- откладывание чисел в пределах 5 с использованием счетного материала;

 - знание числового ряда в пределах 5 в прямом порядке; месте каждого числа в числовом ряду в пределах 5;

- осуществление счета предметов в пределах 5; обозначение числом количества предметов в совокупности;

 - выполнение сравнения чисел в пределах 5 с опорой на установление взаимно однозначного соответствия предметных совокупностей или их частей;

- знание состава чисел 2-5 из двух частей (чисел) с опорой на разложение предметной совокупности на две части

- знание названий арифметических действий сложения и вычитания, их знаков («+» и  «-»);

- составление числового выражения (1 + 1, 2 – 1) на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией);

- понимание сущности знака «=» и умение его использовать при записи числового выражения в виде равенства (примера): 1 + 1 = 2, 2 – 1 = 1;

- понимание смысла действий сложения и вычитания

- выделение в арифметической задаче условия, требования (вопроса); выделение в условии задачи числовых данных;

- выполнение решения задач на нахождение суммы, разности (остатка) в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями, с записью решения в виде примера; называние ответа задачи;

- составление задач на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету с использованием иллюстраций.

Формы организации УД:

    Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия

Рекомендуется:

  • Занятия с логопедом
  • Наблюдение у врача - психоневролога
  • Занятия с психологом

Реабилитационный прогноз  благоприятный.

Составители:              

СогласованоЗам.директора_______

       С программой ознакомлена:________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения 1 классов.

Психолого-педагогическое сопровождение 1-х классов....

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ (КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ) В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

. Опыт работы по групповому и индивидуальному психологическому сопровождению учащихся ( общеобразовательные и коррекционные программы).  Программа коррекционной работы разработана в соот...

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цель программы – максимальное содействие личностному и интеллектуальному развитию школьников,  создание психологических условий для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечи...

Программа психолого-педагогического сопровождения

Программа психолого-педагогического сопровождения младшего школьника в условиях перехода на ФГОС, реализуемая в нашей школе....

Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ослабленным здоровьем в период адаптации к школе

Актуальность проблемы адаптации детей с ослабленным здоровьем к школе в настоящее время обретает все большую значимость, так как именно эти дети испытывают наибольшие трудности на начальном этапе обуч...

Программа психолого- педагогического сопровождения ребенка с нарушением зрения

Данная программа создана для общеобразовательных школ с инклюзивным образованием, также можно адаптировать для ребенка с другими нарушениями , но не множественными....

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Вопрос организации и обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ....