Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ОВЗ в начальных классах
статья

Из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ОВЗ в начальных классах

При обучении детей с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и укреплению их здоровья. В своей работе я использую здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие технологии:

  • дифференцированное обучение;
  • рациональная организация урока;
  • создание благоприятного психологического климата;
  • коммуникативные игры;
  • когнитивные упражнения; 
  • нейрогимнастика;
  • развитие мелкой пальцевой моторики;
  • зрительная гимнастика;
  • динамические паузы.

Я предлагаю рассмотреть некоторые подходы к организации здоровьесбережения, как главной составляющей образовательного процесса.

В ряду здоровьесберегающих мероприятий, используемых на уроках, можно выделить несколько направлений.

Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учеников. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе. Учитель, постоянно держит учеников в поле зрения, комментирует задания, поясняет материал.

Особое внимание уделяю групповой работе. Именно в группе обучающиеся с ОВЗ имеют возможность получать знания от своих одноклассников и обмениваться своим опытом. Они чувствуют себя более комфортно, чем во время фронтальной работы, учатся высказывать свое мнение, знают, что любой их ответ будет принят. Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

  • Объем учебной нагрузки
  • Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
  • Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

Спортивные мероприятия, которые проходят в рамках школьной спартакиады помогают оздоравливаться каждому ученику с ОВЗ. У нас нет каких- либо разграничений, спортивные команды формируются по желанию. Важной задачей учителя является поддержание положительного эмоционального состояния учеников. Положительные эмоции активизируют деятельность головного мозга, улучшают память и работоспособность детей. Положительные эмоции в процессе деятельности – необходимое условие психического здоровья.

На своих уроках использую технологию развития критического мышления (на уроках чтения и письма) ТРКМЧП. Нужно помнить о том, что в работе с детьми с ОВЗ нужно часто менять виды деятельности для поддержания внимания и занимать отдельными приёмами только часть урока.

Использование приёмов этой технологии (ТРКМЧП) на уроках даёт несколько явных преимуществ:

  • формируют универсальные учебные действия (личностные, познавательные, коммуникативные и т.д.), что полностью соотносится с новыми образовательными стандартами;
  • создают психологический комфортный климат в классном коллективе;
  • делают уроки разнообразными и интересными.

На уроках стараюсь использовать дополнительный материал, практические задания, которые дают ребятам с ОВЗ дополнительные возможности потрогать, пощупать, увидеть, понять лучше изучаемый материал.

Повышению физической и умственной работоспособности способствует динамизация рабочей позы обучающихся в процессе занятия. Известно, что большую часть урока учащиеся, как правило, проводят сидя за партой, в условиях обездвиженности и статического напряжения. В то же время установлено, что даже кратковременное воздействие статически напряженных состояний является фактором, угнетающим нейродинамику и регуляцию вегетативных функций организма. Поэтому особую актуальность приобретает расширение на уроке двигательной активности учащихся.

Нейрогимнастика – упражнения растяжки, психомышечное расслабление, энергетическая гимнастика.

  1. Ноги на ширине плеч. На раз-два потянулись одной рукой вверх, другая рука внизу. На три-четыре поменяли руки.
  2. Разминаем руки («месим тесто»): похлопываем, поколачиваем руки. Движения от кисти рук к позвоночнику.
  3. «Плечики, как кузнечики»: поднимаем и опускаем плечи вверх.
  4. Растирание ладоней, хлопки в ладоши.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу музыкальные физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. Ребята с удовольствием выполняют упражнения.

Игра «Глухой телефон» или «Паровозик». Дети встают в цепочку, «пишут» по очереди друг другу на спине какой-то знак - букву или цифру. Потом разворачиваются в другую сторону и передают этот же знак обратно.

У учащихся с ОВЗ наблюдаются искажения в движении, плохо формируются учебные навыки, плохая речь. Таким детям рекомендована арт- терапия. В своей работе я использую :

  • работу с солёным тестом;
  • мыльные пузыри;
  • оригами;
  • музыкальную терапию;

Важным направлением здоровьесберегающих мероприятий является развитие мелкой пальцевой моторики обучающихся. Работу в этом направлении можно осуществить на физкультминутках и на разных этапах всего занятия. Пальчиковая гимнастика проводится в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью. Это служит развитию не только мелкой моторики, но и развитию речи, слухового восприятия. Эта деятельность вызывает интерес у детей, создает эмоциональный настрой. Регулярно стимулируются действия речевых зон коры головного мозга, что в свою очередь развивает речь, совершенствует психические процессы – внимание и память, развивает слуховое восприятие, облегчает усвоение навыков письма.

На своих уроках я использую данные упражнения:

Упражнения для мышц рук

  1. «По грибы» (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого)

Этот пальчик – в лес пошёл,
Этот пальчик – гриб нашёл,
Этот пальчик – чистить стал, 
Этот пальчик – жарить стал,
Ну, а этот взял всё съел, потому и растолстел!

  1. «Капуста» (Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)

Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трём-трём,
Мы капусту жмём-жмём.

  1. «Кулак – ребро – ладонь»

(Руки расположены на плоскости стола. Три положения руки «Кулак – ребро – ладонь» последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений 8 – 10 раз.)

  1. Рыбки, плавали, купались…

В чистой светленькой воде.

То, сожмутся, разожмутся..

То зароются в песке…Показ руками

Когнитивные упражнения (жизнерадостная гимнастика):

  1. Пишем, не отрываясь от листа, начиная удобной рукой писать фигуру (яблоко, квадрат,…). Потом пишем неудобной рукой, затем двумя руками одновременно.
  2. Пишем в воздухе восьмёрки, также поочерёдно меняя руки.
  3. Показываем на пальцах петушок, поочерёдно меняя руки.
  4. Работа с листочками бумаги размером 5см * 5 см.
  • Скатать удобной рукой комочек, в другой руке держим другой листочек.
  • Скатываем комочек другой рукой, также без помощи другой руки.
  • Разворачиваем удобной рукой комочек, не помогая другой рукой.
  • Разворачиваем другой рукой.
  • Сворачиваем комочки двумя руками одновременно.
  • Разворачиваем комочки двумя руками одновременно.

Важным моментом сохранения работоспособности учащихся во время занятия, сохранения их умственного и психического здоровья является смена видов деятельности на занятиях, смена видов работы в течение даже небольшого промежутка времени.

(практикую: выполнили задание – подняли руки вверх, кто прочитал текст – встали, выполнил задание и можешь помочь товарищу- подойди, помоги, получите задание – подойдите, сдайте тетради – подойдите по рядам и т.д.)

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий позволит не только сохранить уровень здоровья обучающихся с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими сложные и множественные нарушения развития

У меня в классе всего трое детей. Пранализировав состояние учащихся за 2010-2011 учебный год пришла к выводу, что не зря стала заниматься темой здоровьесбережения. Одна из задач работы - сохранение и ...

Мастер-класс "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими трудности в обучении"

Материал раскрывает возможности использования здововьесберегающих технологий на занятиях с детьми, имеющими речевые недостатки. Актуален для учителей начальные классов. Включает три раздела: артикуляц...

Выступление на педсовете по теме «Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Маркова Г.А., январь, 2013г.

Выступление на педсовете по теме "Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"...

«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми в группе продлённого дня»

«Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные./Н. Амосов/ ...

Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ в условиях ГПД

Здоровьесберегающие технологие, используемые в ГПД при работе с детьми с ОВЗ...

Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ОВЗ в начальных классах.

Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ОВЗ в начальных классах....