Формирование общеучебных умений, самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС
статья

Созонова Анна Александровна

Отчет по теме самообразования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет о работе по теме самообразования:

Формирование  общеучебных умений, самоорганизации учебной деятельности младших школьников  в условиях реализации ФГОС

Учитель начальных классов:

Созонова А. А.

Введение

Согласно  концепции нового Федерального государственного образовательного стандарта «в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать.  Самостоятельность и самоорганизация  не рождаются сами по себе, они воспитываются и развиваются по мере взросления ребенка. При этом важно отметить, что самоорганизация не может быть навязана извне, но для открытых неравновесных систем важным фактором также является фактор внешних воздействий. Следовательно, педагогическое воздействие должно быть очень деликатным, учитывающим личностную организацию и способности учащегося. Особенно важным становится создание условий, при которых ученик становится активным в сотворчестве, сотрудничестве, кооперации с учителем, который также как и ученик, изменяется в процессе обучения. Таким образом, можно говорить о том, что тема  о необходимости проведения целенаправленной работы по формированию у младших школьников самоорганизации учебной деятельности актуальна в настоящее время.

        Тема самообразования – «Формирование  общеучебных умений, самоорганизации учебной деятельности младших школьников  в условиях реализации ФГОС»

Объект исследования: процесс самоорганизации учебной деятельности учащихся начальной общеобразовательной школы.

Предмет исследования: методы и приемы  для развития умения самоорганизации учебной деятельности школьников.

Цель: создание условий для формирования   общеучебных умений и базовых навыков самоорганизации учебной деятельности, самостоятельности  и самовоспитания, которые обеспечат готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытия интеллектуальных творческих возможностей учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования

 Задачи самообразования:

  1. Изучить  информацию по данному вопросу на законодательно уровне: в законодательных актах,  в ФГОС НОО, в законе «Об  образовании»  и др
  2. Изучить научно-методическую литературу и передовой педагогический опыт по проблеме формирования общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников.
  3.  Уточнить сущность понятия «умение самоорганизации учебной деятельности». Рассмотреть более детально такие понятия как «Самоорганизация », «самостоятельность», «умение учиться», «УУД» и др.
  4. Определить критерии оценки и уровни развития умения самоорганизации учебной деятельности на основе формирования регулятивных универсальных учебных действий.
  5. Оценить уровень сформированности общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников.
  6. Определить наиболее эффективные технологии, методы и приемы формирования общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников и внедрить их в практику своей педагогической деятельности.
  7. Проанализировать и оценить результаты своего индивидуального опыта работы над научно-методической темой, формулирование выводов.
  8. Оформление отчета о результатах работы и их презентация.

Сроки реализации:  3года (2018-2021гг.)

   Предполагаемый результат:  систематизация опыта работы, подготовка и представление отчета,  пополнение методической педагогической копилки.

   

      Этапы работы над темой самообразования:

  1. Подготовительный этап - определение темы, знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране; сбор библиографии по данной теме; постановка целей и задач.
  2. Основной этап -систематизация теоретического материала, диагностика класса. Апробирование на практике выбранных методов, приемов, мониторинг, анализ результатов, корректировка деятельности.
  3. Заключительный - систематизация материала по теме, итоговый мониторинг, анализ полученных результатов,  обобщение, подготовка отчета.

Реализация запланированных мероприятий по формированию общеучебных умений самоорганизации у детей младшего школьного возраста  осуществлялась на протяжении всего учебного года.

В основу организации данной работы  были положены теоретический анализ данной проблемы и результаты диагностики учащихся, которые показали, что общеучебные умения самоорганизации учебной деятельности у учеников сформированы недостаточно хорошо.

Теоретическое и практическое изучение вопроса формирования общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников  в условиях реализации ФГОС

На начальном этапе работы над проблемой был просмотрен теоретический материал по выбранной теме и намечены направления  работы. Так, организацию работы  по теме было решено осуществлять в  таких направлениях:

  1. Изучение педагогической и методической литературы.
  2. Взаимодействие с коллегами.
  3. Работа с родителями.
  4. Работа с учащимися.

1.Изучение педагогической и методической литературы.

 Изучив информацию по данному вопросу, я пришла к выводу о том, то

- формирование самоорганизации у младших школьников является одной из приоритетных задач школы. В стандарте прописан результат деятельности младшеклассника: формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание способности к самоорганизации с целью решения учебных задач -умения учиться.

Формирование общеучебных навыков выстраивается на основе двух взаимосвязанных задач:

1. Развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение.

2. Научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Самостоятельность – это умение действовать самому без помощи или напоминания взрослых, выбирать действие, контролировать его и давать им оценку.  Познавательная самостоятельность на уроке характеризуется следующими признаками: « потребностью в знаниях, умением самостоятельно мыслить, способностью ориентироваться в новой ситуации, стремлением найти свой подход к новой задаче, желанием глубже понять не только усваиваемые знания, но и способы их добывания, критическим подходом к изучаемому материалу, к суждениям других людей, способностью высказать свою точку зрения, независимую от других».

Учебную самоорганизацию, например педагог В.Н. Донцов, предлагает рассматривать как «деятельность, побуждаемую и направляемую целями, мотивами управления учением и осуществляемую системой интеллектуальных действий по решению организационных задач».

Выделяют основные этапы развития самоорганизации у детей:

1.Этап подражания.

2.этап  частичной самоорганизации

3. этап полной самоорганизации.

В настоящее время умения самоорганизации учебной деятельности включены в структуру универсальных умений (А.В. Хуторской, В.В. Сериков и другие). В современных вариативных учебных программах начального образования предполагается формирование у младших школьников общеучебных умений самоорганизации, но существует проблема, которая заключается в том, что различен состав этих умений, процесс формирования и  требования к уровню овладения. В педагогической литературе наиболее распространенным является следующая типология умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников: умение определять цель учебного задания, умение планировать учебное задание, умение целесообразно выполнять учебное задание, умение контролировать ход и результаты учебного задания, умение оценивать ход и результаты учебного задания. Важнейшими показателями, характеризующими умение самоорганизации учебной деятельности, являются осознанность и полнота. Осознанность выступает как главное свойство действий, характеризуется актуальным осознанием знаний, используемых субъектом в процессе деятельности.

Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Если в начальной школе у учащихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть учащиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на других этапах.

 Развитие самоорганизации учебной деятельности эффективно при использовании в учебном процессе технологии личностно ориентированного обучения И.С. Якиманской, сущность которой заключается в направленности на развитие индивидуальности учащегося, становление его способностей, что создает основу для формирования регулятивных универсальных учебных действий, основанных на личностных особенностях учащегося.

2. Взаимодействие с коллегами.

Следующее направление работы- «Взаимодействие с коллегами».

Под реализацией этого направления подразумевается следующее:

1. Самостоятельное изучение опыта, рекомендаций, статей, разработок уроков других  педагогов по данной теме на форумах и сайтах для учителей начальных классов. А также ознакомление с публикациями на сайтах педагогических изданий.

2. Участие в  онлайн - вебинарах с данной тематикой или  близкой к ней, а также просмотр видео-лекций и открытых уроков (видео-трансляций) учителей других городов.

3. Взаимодействие с учителями начальных классов нашей школы. Посещение открытых уроков, собраний, заеданий ШМО, педсоветов, а также  индивидуальные беседы.  Я обращалась к учителям с интересующими меня вопросами, с целью обсудить возникшую в ходе моей работы проблемную задачу. Мне было интересно  узнать их мнение, получить совет, как от более опытных педагогов, а также узнать об их личном опыте применения интересующих меня методов и приемов.

3. Взаимодействие  родителями.

Для того, чтобы формировать общеучебные умения организации учебной деятельности, необходимо развивать и систему саморегуляции ребенка в целом, поэтому проводилась работа с родителями. Были проведены индивидуальные консультации, осуществлялась работа с текущим мониторингом, когда каждый родитель включался в работу по повышению эффективности выполнения домашней работы учащихся, осуществлял контроль.

На тематическом  родительском собрании «Роль домашнего задания в развитии организационных умений младших школьников» большое внимание  было уделено такому аспекту развития навыков самоорганизации как подготовка домашних заданий, т. к правильная организация работы по выполнению домашнего задания оказывает большое влияние на формирование  общеучебных умений, самоорганизации учебной деятельности. 

4. Работа с учащимися.

 Для организации работы с учениками, прежде всего, был изучен теоретический материал и составлен поэтапный план работы. В ходе изучения  информации по данному вопросу были  отобраны наиболее эффективные  методы и приемы для формирования общеучебных умений и самоорганизации, которые и были в дальнейшем  реализованы на уроках в ходе  учебной  деятельности,  и во внеурочной деятельности.

На основном этапе в  начале учебного года большое внимание было уделено анализу затруднений учащихся в процессе учебной деятельности на разных этапах: на этапе постановке цели, планирования деятельности, оценки результатов и т.д.

 В ходе проведенной диагностики на начало года было выявлено, что в классе существуют  определенные проблемы, которые требовали немедленного устранения. (у детей не сформированы навыки письма, счета, не все ориентировались в тетради, плохо читали не умели работать под руководством  учителя, выполнять задание по образцу  и др.)  На первом этапе целью моей работы было устранить по возможности выявленные пробелы, поэтому в начале года шла работа  по постановке целей урока и развитию самооценки.  В дальнейшем на протяжении учебного года, постепенно из урока  в урок вводились методы и приемы, направленные на формирование умения определять цель учебного задания, на формирование умения планировать собственные действия, а в дальнейшем умение выполнять учебные действия, контролировать и оценивать ход и результаты собственной деятельности, сравнивать полученный результат  с шаблоном. Работа велась постепенно, поэтапно осуществлялся переход от совместной работы учителя и ребенка к работе ученика с учеником в паре, в группе и затем  индивидуальная работа по карточкам. И если вначале дети выполняли работу только под контролем учителя, с образцом написания на доске, в последующем часть детей постепенно смогли работать индивидуально, не прибегая к помощи учителя.

 В процессе групповой работы, для формирования умения определять цель учебного задания, прежде всего, использовались такие приемы как:

-постановка вопроса к тому или иному заданию;

-анализ содержания самого задания;

- вспомогательные вопросы;

-сопоставление вопроса к заданию и возможной цели данного задания;  

- определение достижения цели задания от обратного (анализируя всю проведенную работу над решением того или иного задания).

Использование системы памяток способствовало развитию умения планировать учебное задание, контролировать и оценивать ход и результаты своей деятельности. Изучая педагогический опыт других учителей, можно сделать вывод о том, что работа с памятками оказывает положительное влияние на  формирование общеучебных умений самоорганизации. Ученик, оказываясь в ситуации, когда необходимо самому решить какую-то проблемную задачу, иногда просто теряется, потому что не уверен в собственных силах, а помощь в виде указания на последовательность определенных действий для решения данной задачи  будет для него определенной поддержкой. В дальнейшем, в своей работе я планирую систематизировать памятки в зависимости от их направленности, от этапа урока, от формы взаимодействия.

Самостоятельная работа на уроке тоже способствует  формированию умений самоорганизации. При этом, нужно отметить  что виды и формы самостоятельной работы разнообразны. Самостоятельные работы могут проводиться как в письменной, так и в устной форме. Виды воспроизводящих самостоятельных работ могут быть различными:

-самостоятельное чтение учебника или других источников, нахождение ответов на вопросы учителя;

-наглядное оформление изучаемого в виде плана, примеров, таблиц, схем;

- наблюдения и опыты над материалом в соответствии с определенным заданием;

- упражнения в подведении фактов языка под изучаемые понятия и правила;

- составление программы действий по применению правила;

- изложение материала в соответствии с различными вариантами заданий (развернутое, сжатое, выборочное);

- рецензирование устного или письменного ответа товарища.

           В течение всего года самостоятельная работа была неотъемлемой частью урока и осуществлялась детьми в разных формах:  по карточкам, к индивидуальное задание, индивидуально с проверкой результата выполнения в паре, самостоятельного выполнения задания с самооценкой, с взаимной оценкой. Все эти виды работ способствовали  тому, что когда ученикам удавалось самостоятельно успешно справиться с заданием, то  у них повышалась самооценка, чувство уверенности в себе. Важно помнить, что самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самоорганизации как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно задаться целью. В процессе обучения он должен достичь определенного  достаточно высокого уровня самоорганизации, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

Для того, чтобы  развивать активные самостоятельные действия учащихся в учебном процессе использовались приемы активизации учебно-воспитательной деятельности младших школьников . Это ситуации, в которых ученик проявляет следующие  умения:

- задает вопросы, выясняя непонятное для себя понятие;

- защищает свое мнение, приводя аргументы, доказательства, используя приобретенные знания;

- помогает другим учащимся при затруднениях;

- ищет несколько решений поставленной задачи;

- выбирает задания из поисковых и творческих задач;

- осуществляет самопроверку, анализ познавательных и практических действий.

- выполняет задания, рассчитанные на изучение дополнительной литературы;

Для контроля и самооценки на уроке использовался комплект разных приемов с использованием наглядных материалов (смайлов, разноцветных листочков, цветочков, геометрических фигур) с использованием индивидуальных карточек, с использованием системы символов и т.д. Для развития умения оценивать свою работу мы вместе с детьми разработали алгоритм оценивания своего задания. При этом не нужно  сравнивать  детей между собой, важно  показать  достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

Также, в ходе работы одной из главных задач было обратить внимание самих учащихся на то, на каком именно этапе у них возникают наибольшие трудности и помочь, показать на примере, или объяснить, каким образом с этими трудностями можно справляться.

 В целом, результаты проведенной работы заметны. Они не выросли до высоких показателей, но можно отметить, то  в поведении детей заметно вырос уровень произвольности, улучшился самоконтроль, дети стали более организованными в деятельности, быстрее стало осуществляться планирование своих действий, более эффективно осуществляется контроль. В то же время необходимо продолжить работу в данном направлении. В первую очередь обратить внимание на развитие таких качеств как, уверенность в своих силах, развитие самостоятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете школы по теме: «Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС».

В концепции ФГОС второго поколения подчёркивается, что "в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной ...

Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС.

Наша цель: Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования,самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содер...

Электронные образовательные ресурсы и цифровые инструменты в учебной деятельности школьников в условиях реализации ФГОС

Процессы информатизации, протекающие в современном обществе, выдвигают информационные технологии в качестве основного ресурса развития системы образования в XXI веке, позволяющего обеспечить качество ...

Тема по самообразованию: Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС

Тема по самообразованию: Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях ФГОС...

Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников

В начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к с...

Доклад по теме Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС».

Доклад по теме  Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС»....