Работа педагога с одарёнными детьми в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Масс Марина Григорьевна

Одарённые, талантливые дети – это высокий потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_pedagoga_s_odaryonnymi_detmi_v_nachalnoy_shkole.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Работа педагогов с одарёнными детьми в начальной школе

май 2023

В современной системе образования одним из приоритетных направлений становится работа с одарёнными и талантливыми детьми. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для самого одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом.

Одарённые, талантливые дети – это высокий потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.

Младший школьный возраст – это период впитывания, накопления и усвоения знаний. Перед учителем начальных классов стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности, каждый день находить радость в общении с детьми, нести ответственность за их будущее. Дать почувствовать каждому ребенку радость от маленьких открытий.

Часто про одаренных и талантливых людей говорят, что в них есть «Искра Божья». Но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому одна из главных задач педагога- развитие и воспитание одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа с такими обучающимися всегда приносит свои плоды.

Выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальный период обучения. Работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений деятельности школы. Следует помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить и развивать. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Для этого должна быть выстроена целая система работы.

Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  • выявление одаренных детей;
  • развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся на уроках;
  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа, проектная деятельность);
  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Одарённые дети имеют ряд особенностей: они настойчивы в поиске ответов, очень любознательны, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.

Чтобы у таких детей развивать их природные задатки и поддерживать интерес, можно использовать творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи. Например, для развития логического нестандартного мышления, внимания, памяти, эрудиции, творческих способностей детей помогут упражнения на развитие мышления (головоломки, ребусы, примеры с секретом, магические квадраты); логические задачи; олимпиадные и конкурсные задания.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Хорошо, когда талантливые дети вовлечены во внеурочную деятельность. Это могут быть предметные недели, в рамках которых обучающиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах или в той или иной предметной области. В рамках предметной недели могут проводиться олимпиады; нетрадиционные уроки; внеклассные мероприятия на параллели учебных классов, научно-познавательные мероприятия

Одна из форм работы с одарёнными детьми – научно-исследовательская деятельность, выполнение творческих проектов развивают аналитические способности, формируют способность принимать решения, повышают конкурентоспособность. Ведь ни для кого не секрет, что в современном мире без подобных умений просто не обойтись!

Важнейшей формой работы с одарёнными детьми являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одарённых детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Можно участвовать в очных и заочных олимпиадах, регионального, всероссийского и международного уровня («Русский медвежонок», «Кенгуру», «Астра», «Эверест», «Эрудит», «Умный совёнок»). Не секрет, что победа в любой олимпиаде – это и есть высший показатель детской одаренности.

И конечно же необходимо поощрять детей грамотами, дипломами, благодарностями. Награждение проводить торжественно на общей линейке учащихся начальной школы, что особо значимо для ребенка. Награды собираются в портфолио. Всем известно, что одной из функций портфолио является создание условий для анализа личных достижений и результатов обучающегося в различных областях школьной и внешкольной жизни и творчества; т.е. накопительная оценка успешности. С помощью портфолио легко отследить уровень ученика.

Работу по подготовке к олимпиадам необходимо проводить в течение всего учебного года, заниматься с детьми после уроков, выполнять нестандартные задания, заниматься исследовательской работой, принимать участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах.

Одаренный, талантливый ребенок - это, прежде всего ребенок. Как и другим детям, ему нужна ласка, любовь, внимание и помощь близких. Создать среду, которая обеспечит успешное развитие ребенка, уважение его точки зрения, любопытства, поощрение его интересов, даже если эти интересы не всегда понятны взрослым, -задача педагогов и родителей. Всегда важно найти время радоваться ребенку. Не стоит забывать о том, что одаренному ребенку нужен тот же опыт в общении и деятельности, что и всем, но только в большей мере.

Одаренному ребенку нужна и дисциплина, и возможность делать ошибки и брать на себя ответственность. Следует помнить, что одаренный ребенок уже в очень раннем возрасте склонен к очень серьезным размышлениям, интересуется глобальными проблемами, о которых часто говорят взрослые, устанавливает для себя высокие критерии, стремится к совершенству, в любом вопросе доходит до самой сути.

Дети быстро взрослеют. Жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А каждый ребенок талантлив по-своему. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей, безусловно, важный вопрос. Наша задача – так построить учебную и внеурочную деятельность, воспитательную работу, чтобы любые индивидуальные особенности детей, содержащие в себе ростки опережающего развития в той или иной области, были замечены, развиты и реализованы в нашей педагогической деятельности с этими детьми.

Список литературы

  1. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.
  2. Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. – М., 2000.
  3. Тэкэкс К., Карне М. Одаренные дети. – М., 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе

Программа "Модель работы с одаренными детьми начальной школы"...

Актуальные проблемы в работе педагога с одарёнными детьми

Статья посвящена описанию актуальных проблем, с которыми сталкиваются педагоги при работе с одаренными детьми в школе. Дана характеристика одаренности как психолого-педагогической категории, так...

Статья по теме "Исследовательская работа с одарёнными детьми в начальной школе"

Хотелось бы поделиться с вами опытом работы с одарёнными детьми нашей школы. В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нест...

Презентация Работа с одарёнными детьми в начальной школе

Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особен­ностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способны...

Выступление на педсовете по теме: «Формы работы с одарёнными детьми в начальной школе»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявл...

статья "Система работы с одарёнными детьми в начальной школе"

В статье представлены основные направления работы с одарёнными детьми (из опыта работы)...

Из опыта работы педагога с одарёнными детьми в начальной школе

В статье представлено выступление педагога га городском семинаре по вопросу работы с одарёнными детьми...