Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» на уроках литературного чтения 1-4 классы.
методическая разработка (4 класс)

Саидова Берлант Даидовна

Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» на уроках литературного чтения 1-4 классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._metod_edvarda_de_bono_shest_shlyap_myshleniya.docx15.85 КБ

Предварительный просмотр:

 Б.Д. Саидова

МАОУ «Прогимназия «Созвездие»

г. Пыть-Ях, ХМАО - Югра, Россия

МЕТОД  ЭДВАРДА ДЕ БОНО «ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

     Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности. А без мыслительной деятельности этого добиться невозможно. «В способности думать заключена основа человеческой деятельности. Главная трудность, связанная с процессом мышления, состоит в преодолении беспорядочного, стихийного течения наших мыслей» (2, с. 1). Э.де Боно разделяет мышление на  шесть различных режимов, обозначенных шляпами разного цвета. «Надевание» шляпы фокусирует мышление, «смена» шляпы изменяет его направление. В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

     Использование  метода «Шесть шляп мышления» на уроке развивает у обучающихся способность структурировать информацию. Надевая шляпу определенного цвета (буквально или мысленно), человек играет определенную роль, которая ей соответствует, смотрит на проблему с определенной точки зрения.  Смена шляп приучает видеть один и тот же предмет с разных позиций, в результате чего складывается наиболее полная картина.

     Работа по этой методике - это групповая работа. Поощряется совместное обсуждение учащимися хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

     Алгоритм работы с приемом прост. Задается проблемная ситуация (вопрос, текст). Класс делится на шесть групп. Каждая выбирает себе одну шляпу. Цвет шляпы определяет направление развития мысли:
Белая — самая нейтральная. Участники этой группы оперируют только фактами, доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.
Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.
Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.

Красная — эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.
Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.
Синяя — нейтральная, оценочная. В этой группе собираются эксперты, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение. Синяя Шляпа предназначена для управления самим процессом работы. 

     На занятиях знакомство со шляпами каждого цвета  происходит постепенно, поочередно. Шляпы  необязательно использовать всех цветов. Метод признаёт значимость всех компонентов - эмоций, фактов, критики, новых идей – и включает их в работу в нужный момент.

    Рассмотрим пример использования метода «Шесть шляп мышления» на уроке литературного чтения во 2 классе: «Две лягушки» Л. Пантелеев».

I. Целеполагание.

-Сегодня мы  познакомимся со сказкой Л. Пантелеева «Две лягушки».

Давайте попробуем сформулировать цели урока, используя слова: 

Белая шляпа - факты: Познакомиться… (с новой сказкой)

Красная шляпа - эмоции: Чувствовать …( эмоциональное состояние героя)

Жёлтая шляпа – оптимизм: Находить …( положительные черты характера)

Чёрная шляпа – критика: Указывать …(на недостатки героев, критикуя их)

Зелёная шляпа – творчество: Размышлять…(над текстом)

Синяя шляпа – вывод : Уметь…(обобщать и выделять главное)

II. Изучение нового материала. Работа в группах.

1). Белая шляпа. Кто главные герои сказки? Расскажите, что произошло с лягушками. (Краткий пересказ)

2). Красная шляпа. Расскажите, какие испытали чувства при чтении?

3). Черная шляпа. Назовите отрицательные черты героев сказки?

4). Желтая шляпа. Какими положительными качествами обладает герой сказки?

5). Зеленая шляпа. Что бы вы сделали, если бы оказались на месте героев сказки?

6). Синяя шляпа. Чему учит эта сказка? Подбери пословицу  к данной сказке?

    Применение метода «Шесть шляп мышления» на уроке литературного чтения в начальной школе позволяет раскрыть ученика как творческого и конструктивного мыслителя, который умеет обобщить и систематизировать материал по предложенной теме, найти новые пути решения проблемы.

Список использованной литературы:

1. Гузеев В.В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех. М.: Центр «Педагогический поиск», 2004 г.

2. Эдвард де Боно. Шесть шляп мышления. – Минск: Попурри, 2006. – 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологий развития критического мышления на урок литературного чтения во 2 классе. В.Осеева "Волшебное слово"

Урок с использованием технологии развития критического мышления. На уроке использованы технология развития критического мышления, в частности прием синквейн, прием чтение с остановками, кластеры. Такж...

ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛЕРЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

Метод  «Шести Шляп мышления», разработанный британским психологом Эдвардом де Боно может быть использован на уроке любой области. Он развивает у обучающихся способность анализировать информацию и...

Нетрадиционные формы обучения как средство активизации учащихся на уроках (метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»).

Содержание.1.      Актуальность вопроса.2.      Методика Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»3.      Групповая р...

«Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою» ( Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» 5 урок в теме: «Зимы ждала, ждала природа…)

Урок новых знаний.Составлен в таблице в соответсвии с требованием ФГОС. Цель урока:создание условий для проведения анализа поэтического произведения.В ходе урока дети делятся на  группы по интере...

Теорема Виета (по методу Эдварда де Боно 6 шляп мышления)

Основная задача российского образования – повышение качества обучения. Обучение должно быть не простой передачей знаний, а творческим процессом, позволяющим ученику раскрыть свои познавательные ...

Мастер-класс по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

Цель:• Познакомить с методом развития творческого мышления – методом «Шести Шляп Мышления» Эдварда де БоноЗадачи:• Показать участникам возможности использования...