ПРОДУКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
статья (4 класс)

Елена Владимировна Фирсова

В связи с тем, что перед образовательными учреждениями ставятся новые задачи, особую актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и инновационные технологии, ориентированные не столько на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые  дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя (развить свою социальную и личностную компетентность).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_k_tablitse_12.docx30.7 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОДУКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В связи с тем, что перед образовательными учреждениями ставятся новые задачи, особую актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и инновационные технологии, ориентированные не столько на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые  дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя (развить свою социальную и личностную компетентность).

          «Образовательная технология» – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.

         Поскольку в современной коррекционной школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность, то среди приоритетных технологий можно выделить следующие:

  • Информационно -коммуникационная технология
  • Здоровьесберегающие технологии  
  • Игровые технологии
  • Проектная технология
  • Технология развивающего обучения
  • Технология интегрированного обучения
  • Педагогика сотрудничества. 
  • Групповые технологии.

Учитывая специфику работы с детьми с ОВЗ, наиболее актуальными в моей         работе учителя надомного обучения  являются здоровьесберегающие технологии, ИКТ и игровые.

Технология игровых методов

    Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Игра на уроке: Применение игры способствует коммуникативно-деятельному характеру обучения, психологической направленности уроков на развитие речевой и мыслительной деятельности учащихся средствами изучаемого языка. 
  Игра помогает сделать процесс обучения интересным и творческим. Она создаёт атмосферу отвлеченности и снимает напряжение у детей. К тому же в игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности ребёнка. 
  Использование игры и умение создавать речевые ситуации вызывают у обучающихся  желание играть и общаться, а находчивость и сообразительность здесь иногда бывает важнее знания предмета. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности задачи помогают ребятам преодолеть стеснительность, физическую скованность и эмоциональную зажатость. 
 Дети с удовольствием играют как в пассивные игры (они тщательно разработаны), так и в активные, подвижные. Их можно проводить на уроке, в холле школы, на улице, в командах из нескольких игроков и в паре.
 Учебная игра-упражнение помогает активизировать, закрепить, проконтролировать и скорректировать знания, навыки и умения, создает учебную и педагогическую наглядность в изучении конкретного материала. Она создает условия для активной мыслительной деятельности ее участников. Значение игры на уроках трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  • Обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие.
  • Познавательные, воспитательные, развивающие.
  • Репродуктивные, продуктивные, творческие.
  • Коммуникативные, диагностические и другие

Типология педагогических игр по характеру игровой методики следующая: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматургические – по всем школьным дисциплинам.

Здоровьесберегающие технологии

   Каждый ученик должен получить за время учебы знания, которые понадобятся ему в дальнейшей  жизни. При этом учитель должен работать так, чтобы обучение не наносило вред здоровью. Более того, одной из главных целей учебно-воспитательного процесса считаю обучение детей с помощью методов сохранения и укрепления своего здоровья.

  Цель использования здоровьесберегающих технологий – обеспечить обучающимся в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить применять полученнеые знания в повседневной жизни.

Рациональная   организация  учебной  и  внеурочной   деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:

  • строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
  • индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития);
  • оптимизация учебной нагрузки;
  • проведение физминуток;
  • эмоциональные разрядки.

ИКТ

Информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, с элементами игры, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся. Технология проведения уроков с использованием современных технических средств и новых информационных технологий тренирует и активизирует память, наблюдательность, сообразительность, концентрирует внимание учащихся, заставляет их по-другому оценить предлагаемую информацию. Компьютер на уроке значительно расширяет возможности представления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации. А это в свою очередь позволяет усиливать мотивацию учащихся к учебе. Ученики при помощи родителей готовят сообщения и создают мини- проекты с презентациями на различные темы уроков по окружающему миру, пользуясь ресурсами Интернет и другими источниками.

Применение ИКТ  способствует  достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также возможностью представить имеющийся опыт и выявить его результативность.

Достижение поставленных целей я планирую  через реализацию следующих задач:

  • использовать информационные - коммуникационные технологии в учебном процессе;
  • сформировать у учащихся устойчивый интерес и стремление к самообразованию;
  • формировать и развивать коммуникативную компетенцию;
  • направить усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению;
  • дать ученикам знания, помогающие им  адаптироваться в социальной среде.  

Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает авторитет учителя в школьном коллективе, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого учителя, развивающего свои профессиональные компетенции .В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ею и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.

  Применение современных образовательных технологий в коррекционном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом. Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определенного объема знаний, умений и навыков, а умение школьников учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужное, прочно их запоминать, связывать с другими.

         На одном уроке могут сочетаться несколько образовательных технологий.

Элементы образовательных технологий в структуре урока

№ п/п

Этап урока

Варианты использования образовательных технологий

Методы и приёмы

1

Организационный момент.

Актуализация знаний.        

Игровые технологии        

- Создание игровой ситуации

-Создание комфортного психологического микроклимата

Здоровьесберегающий подход        

-Оценка и корректировка осанки учащихся и освещения учебного места

2

Сообщение темы урока

Информационно-коммуникационные технологии

-Беглый опрос по базовым понятиям

-Интеллектуальная разминка

-Самопроверка

Игровая технология

-Сообщение темы урока в форме загадки,  кроссворда, ассоциации, ребуса

-Игра «Угадай слово»

-Игра «Покажи слово с помощью мимики и жестов»

-Игра «Интеллектуальная разминка»

3

Объяснение нового материала

Информационно-коммуникационные

-Способ привлечения внимания

Игровые

-Игра «Угадай слово»

-Игра «Покажи слово»( с помощью мимики и жестов)

-Игра «Интеллектуальная разминка»

4

Работа по теме урока

Информационно-комуникационные

Составление презентаций,
поиск информации,

Работа с текстом

Здоровьесберегающие

- Создание позитивного настроя

Игровые

Задания в игровой форме на развитие общеинтеллектуальных умений – сравнения, мышления, конкретизации, обобщения

5

Физкультминутка

Здоровьесберегающий подход

Гимнастика для мышц тела,  слуха, глаз; танцевально-ритмические  паузы  (под музыку); точечный массаж, дыхательная гимнастика; упражнения на релаксацию

6

Самостоятельная работа

Информационно-коммуникативные технологии

Создание презентаций;

Тестирование

Игровые

Создание игровых ситуаций

7

Подведение итогов урока.

Информационно-коммуникационные

Технологии

Способ привлечения внимания

Игровые

Создание игровых ситуаций

Здоровьесберегающий подход        

Тренинг «Что удалось, что не получилось и почему? Чему я научился на уроке?»

8

Рефлексия

Здоровьесберегающие

Игровые

Создание ситуации успеха

Создание игровой ситуации

9

Домашнее задание

Игровые

-Составление  (разгадывание) кроссвордов, синквейнов

Информационно-коммуникационная технология

-Составление презентаций

 

Любые образовательные технологии –  это ещё не гарантия успеха. Главным является органическое соединение эффективных образовательных технологий и личности педагога. Широкое внедрение инновационных технологий  создают условия для повышения качества обучения,  познавательной активности и учебной мотивации школьников.

Результатом использования современных образовательных технологий считаю развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья.

Использование образовательных технологий и их результативность

Технология

Цель

Результативность применения

Прогнозируемый результат

Информационно-комуникационные

Обучение пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми

Целостное осмысление и обобщение полученной информации; глубокое изучение предмета; перенос способа обработки информации на свое индивидуальное задание

Развитие самостоятельности;

Динамичность восприятия;

Продуктивная  обработка информации

Здоровьесберегающие

Создание оптимальных условий; приспособление к индивидуальным особенностям обучающегося с ОВЗ

Индивидуальный темп обучения; опора на несколько анализаторов;

комфортная учебная среда;

Положительная динамика работоспособности обучающихся;

Развитие  и коррекция высших психических функций

Игровые

Организация активности обучающихся; приспособление к индивидуальным потребностям личности

Разработка новых подходов к учебной деятельности обучающихся с ОВЗ;

Создание условий для достижения результата, а не для получения оценки

Развитие языковых коммуникативных навыков, чувства взаимодействия и сотрудничества

Сосредотачивая усилия на повышении качества и эффективности учебной и воспитательной работы средствами инновационных технологий,  дети добиваются результатов в предметных олимпиадах, творческих  конкурсах, что способствует развитию познавательных интересов, активности и творческих способностей обучающихся с ОВЗ.

Список использованной литературы:

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М. Академия, 2007

                                                                         

                                                                           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа (из опыта работы)

Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта. В докладе...

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа.

Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания,  образования и развития личности. Чтение влияет на формирование эмоционально-ценностных отношений, обогащает личный опы...

Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа.

Технология продуктивного чтения - это образовательная технология, обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста, читателем, активную читательскую п...

Выступление на заседании методического объединения учителей на тему «Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа»

«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело".К. Д. Ушинский.Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников...

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА.

Данное сообщение было представлено на методическом объединении учителей начальных классов....

ПК 4.3 (Фрагменты уроков с технологией продуктивного чтения + технология оценивания учебных успехов)

Фрагменты уроков литературного чтения (2 и 3 класс) с включением технологии оценивания учебных успехов и технологии продуктивного чтения.(УМК "Школа 2100")...