Опыт организации занятий в дополнительном образовании с профориентационным уклоном
рабочая программа (4 класс)

Железцова Татьяна Владимировна

Создание условий для профессиональной ориентации и развития способностей в техническом творчестве является приоритетной задачей данной программы. Современные реалии требуют не только поверхностного знакомства с окружающим миром, но глубокое вживание в профессию, «пробой ее на вкус». На занятиях ребята знакомились с профессиями разных направлений, но уклон больше делался на современные научные и технические сферы деятельности. Через творчество происходило вживание в определенный род занятий, изучались условия труда, способности, получаемый продукт. Учащимся предоставлялась возможность самим испытать на себе трудности и успехи определенных профессий. Таким образом лучше формировалось понятие, что ближе каждому из детей, на что он способен, хватит ли сил и желания для дальнейшего изучения той или иной сферы деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Железцова Татьяна Владимировна,

методист, педагог дополнительного образования

МБУ ДО «КЦДТТ»

Опыт организации занятий в дополнительном образовании

с профориентационным уклоном

Основной целью данной программы является развитие творческого потенциала учащихся развитие творческого потенциала учащихся через научно-техническую, изобретательскую деятельность и раннюю профориентацию.

Современному обществу нужны люди не только знающие, но и мыслящие творчески, умеющие использовать свои знания в нестандартных ситуациях, способные найти различные пути решения проблем и выбрать среди них самый результативный.  

Формирование полноценных граждан своей страны во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они выберут, и где будут работать. Данная программа позволяет не только приобщить детей к творческой деятельности, но и расширить свой кругозор в мире профессий. Правильно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания.

Основной целью работы с детьми является не обучение (т.е. «вкладывание» в детей пресловутых знаний, умений, навыков), а развитие творческого воображения, мышления, изобретательских способностей.

В школьном возрасте, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, важно расширять его представления об огромном разнообразии сфер деятельности, где он сможет найти применение своим знаниям, умениям и личным предпочтениям. Некоторые профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть сферы, которые можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На этой стадии создается определенная наглядная основа, являющаяся базой для дальнейшего развития профессионального самосознания. Поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем маленький человек мог анализировать профессиональное разнообразие более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.

Получив определенные представления о профессиях, учащемуся необходимо их как-то использовать. Данная программа помогает сделать оптимальный выбор через ситуации творческого и профессионального самоопределения. Такие занятия в дальнейшем могут содействовать осмысленному выбору ребенком своего профессионального пути.

Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии и попробовать на практике через творческое выполнение задания. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого учащегося обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение формы взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Целью программы является развитие творческого потенциала учащихся через научно-техническую, изобретательскую деятельность и раннюю профориентацию.

Здесь ребята знакомятся с техническими понятиями, научными открытиями, художественными приемами и научить применять их на практике; развивают интеллектуальные и творческие способности, логическое и критическое мышление, нестандартный подход к решению задач, умение четко и грамотно излагать свои мысли; расширяют знания о мире профессий; формируют способности к выбору профессии, профессиональному саморазвитию.

Реализация программы предполагает использование общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

В результате освоения программы учащиеся будут иметь представление о законах изобретательства, устройства мира, быта, научатся проводить опыты и правильно делать выводы. Познакомятся с бионическими устройствами, альтернативными источниками энергии, профессиями современного и будущего мира. Научатся нестандартно мыслить,  критически оценивать результаты деятельности.

В ходе реализации программы ведется систематический учет знаний и умений учащихся, их личностное развитие. Для оценки результативности применяется аттестация (входящая диагностика, итоговая аттестация) и текущий контроль.

Если обучающийся в течение учебного года добивается успехов на мероприятиях (соревнованиях, конкурсах, фестивалях и др.) различного уровня, то он считается аттестованным и освобождается от процедуры промежуточной аттестации.

Результаты освоения программы определяются по трем уровням.

  • Высокий уровень.
  • Средний уровень.
  • Низкий уровень

Программное обеспечение предполагает собственную систему оценки. Педагог ведет оценку с использованием таблиц мониторингов «Показатели успешности освоения образовательной программы» и «Показатели успешности личностного роста» (приложение), содержание которого определяется дополнительной общеобразовательной программой.

В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагог должен постоянно напоминать детям о правилах пользования и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности. А также проверять готовность детей к занятию. Рабочее место каждый ребенок организует самостоятельно. Постепенно дети  привыкают к тому, что на рабочем месте должны находиться только те материалы и приспособления, которые необходимы для работы. А также приучаются к порядку и аккуратности. Если у некоторых учащихся отсутствуют необходимые материалы или инструменты, то можно выдать их из дополнительных запасов.

Создание условий для профессиональной ориентации и развития способностей в техническом творчестве является приоритетной задачей данной программы. Современные реалии требуют не только поверхностного знакомства с окружающим миром, но глубокое вживание в профессию, «пробой ее на вкус». На занятиях ребята знакомились с профессиями разных направлений, но уклон больше делался на современные научные и технические сферы деятельности. Через творчество происходило вживание в определенный род занятий, изучались условия труда, способности, получаемый продукт. Учащимся предоставлялась возможность самим испытать на себе трудности и успехи определенных профессий. Таким образом лучше формировалось понятие, что ближе каждому из детей, на что он способен, хватит ли сил и желания для дальнейшего изучения той или иной сферы деятельности. Проводимые в рамках воспитательной работы экскурсии на предприятия нашего города и виртуальные экскурсии на другие заводы и промышленные объекты, дали возможность воочию увидеть условия труда. А многим понять, как сложно достаются деньги их родителям. Сколько затрат физических и моральных необходимо. И как важно родителям помогать после трудового дня. Иной труд очень опасен и требует выдержки, воли, характера, смелости. Каждая профессия важна. Если нарушается цепочка, то идет сбой во всей системе. Это важно знать и понимать.

При изучении и апробировании профессий была внедрена «Система оплаты» в тугриках (название выбрали сами учащиеся). При выполнении заданий и изучении основ профессии оценивались полученные навыки, аккуратность, исполнительность. В конце каждой темы велся подсчет заработанных «денег». По итогам года уже было понятно, к какому типу профессий больше проявляют интерес ребята. На родительском собрании подводились итоги и давались рекомендации по дальнейшей профориентации детей. На что обратить внимание, к чему приложить больше усилий.

В ходе реализации программы проводится  мониторинг и анализ участия учащихся  в наиболее значимых мероприятиях.

За периоды 2021-2022, 2022-2023, учебные года ребята принимали участие в конкурсах разного уровня.

Результативность участия

в конкурсах разного уровня

Благодаря внедрению инновационных форм работы по развитию способностей каждого ребенка и его профориентирования наметилась стабильная тенденция к увеличению числа участников и победителей конкурсов среди обучающихся. Творческие работы стали более серьезные и проработанные. Если вначале ребята принимали участие в основном в конкурсах городских и районных, то в дальнейшем достигли успехов и в областных, и всероссийских. В основном победителями и призерами становились дети из группы одаренных, но удалось развить творческие способности и у других учащихся.

Педагоги нашего Центра работают над формированием таких ключевых компетенций обучающихся, без которых  современный человек не сумеет сориентироваться ни в общественной жизни, ни в постоянно растущем информационном пространстве. У меня уже много готовых медиапродуктов, своих различных рекомендаций, творческих презентаций, информационных материалов для уроков и воспитательной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание ситуации успеха на занятиях в дополнительном образовании - как условие успешной адаптации к школьному обучению

В моей педагогической деятельности главной целью является подготовка к успешной адаптации ребёнка к школьному обучению. В своей работе я использую много различных методов для реализации данной ц...

Занятие по дополнительному образованию: «Удивительный мир папье – маше».

   Сейчас ребят не привлечешь таким творчеством, как папье-маше. А когда-то он был необычайно популярен, потом незаслуженно забыт, теперь это искусство возрождается. Мы заинтере...

конспект занятия объединения дополнительного образования "Волшебный мир оригами"

Данное занятие проведено в форме реализации мини-пректа. Цель занятия - использование полученных знаний и навыков в работе с  бумагой в технике оригами....

Занятие объединения дополнительного образования ЮИД "Введение в образовательную программу"

представление основных направлений деятельности в рамках образовательной программы, создание образовательной среды для положительной мотивации посещения занятий по программе “ЮИД”....

Опыт обобщения работы педагога дополнительного образования Самохваловой А.В.

Из опыта работы педагога в декоративно-прикладном творчестве...

Модульный подход к организации взаимодействия учреждения дополнительного образования со школой

Автор статьи предлагает описание одной из вариативных моделей организации внеурочной деятельности, построенной на основе программы по декоративно-прикладному искусству и ручному труду, как средству ху...

Организация работы педагога дополнительного образования с детьми с ОВЗ (дети с нарушением зрения)

Статья на тему: Организация работы педагога дополнительного образования с детьми с ОВЗ (дети с нарушением зрения)...