«Работа с текстом как основной способ формирования читательской компетентности – одной из составляющих функциональной грамотности младших школьников».
статья

Конышева Любовь Николаевна

Одной из важнейших задач современной школы является формирование у детей функциональной грамотности. Одной из составляющих функциональной грамотности, базовым навыком  являются  читательская  грамотность.

Для формирования читательской грамотности сегодня активно используются различные приемы работы с текстами.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приёмы формирования читательской грамотности у младших школьников

Читательская грамотность – это первая ступень в функциональной грамотности.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное». В этих словах Ушинского суть формирования читательской грамотности обучающихся. Работа с текстом предполагает развитие определенных читательских умений:  

  • выделять главную мысль всего текста или его частей;
  • понимать информацию, содержащуюся в тексте;  
  • преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования;
  • применять информацию из текста в изменённой ситуации;
  • критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации.

 Для формирования читательской грамотности важно находить и извлекать информацию из текста.

Нужно отметить, что развитие читательской грамотности происходит на  всех уроках и во внеурочной деятельности, когда ребенок встречается с книгой или с любым источником информации. На уроках можно применять элементы технологии развития критического мышления (это составление толстых и тонких вопросов, это ментальные карта, кластеры, проблемные ситуации, творческие задания: придумай продолжение истории, сочини загадку, измени финал сказки, составление синквейнов). Применение на уроках рефлексии даёт возможность обучающимся глубже проникнуть в те знания, которые они приобрели, вспомнить, что они узнали и зафиксировать – где данные знания можно применить. Также для развития интереса можно использовать прием инсценирования, чтения по ролям, чтение с продолжением, составление хода событий по картинкам (расположи в правильном порядке), создание рисованных диафильмов по прочитанному произведению, игры со словами, ребусы, шарады, кроссворды и другие активные формы деятельности учащихся.

На разных этапах урока использую следующие приёмы:

1. Приём «Верите ли вы…» может быть началом урока, связывать разрозненные факты в единую картину.

 2. Прием «Мозаика». «Реконструкция текста». Сложение целого текста из частей.

3. Приём «Тонкий и Толстый вопрос» Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:  умение формулировать вопросы;

  умение соотносить понятия.

 Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

4. Приём «Лингвистическая сказка». Формируем умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, применять её как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении других задач

5. Реставрация текста. Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и при изучении нового материала .

7. «Потерянные буквы».   Этот приём часто используем на уроках русского языка, проверяя знания словарных слов.

8. Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок» Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы

9. «Чтение с остановками». 

    Берётся  повествовательный текст. На начальной стадии урока  по названию текста дети определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Этот приём  способствует выработке у обучающихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она оказалась неудачной.

10. «Птицы прилетели». Ученикам предлагается прочитать фразу «птицы прилетели»:  спокойно;  радостно; громко; тихо;  грустно;  с раздражением; со страхом;  с издевкой; со злостью.

     Данное упражнение развивает умение читать выразительно и передавать голосом чувства и эмоции. С разной интонацией читаем пословицы, поговорки, скороговорки.

 11. «Прочитай поговорку правильно» (сосредоточься на смысле поговорки):

Дерево живёт друзьями, а человек корнями.

Труд портит, а лень - кормит.

За одним зайцем погонишься – двух поймаешь.

Один раз отмерь – семь раз отрежь.

12.  «Лови ошибку». Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.

Слезами морю не поможешь.

Здоровому – грач не нужен.

Лес рубят – кепки летят.

Не руби лук, на котором сидишь.

Ус хорошо, а два лучше.

13.  «Незнайкино письмо»     

Поменяй буквы местами так, чтобы получилось слово.

БАЖА -...

САЛИ -...

ЗАРО -...

14 . «Чтение чистоговорок»

Ги-ги-ги,ги-ги-ги Гена, маме помоги.

Га-га-га,га-га-га у меня болит нога.

Гу-гу-гу,гу-гу-гу мыть посуду не могу.

Ги-ги-ги,ги-ги-ги не гуляй из-за ноги.

 Гу-гу-гу,гу-гу-гу вот гулять-то я могу.

Га-га-га,га-га-га не болит уже нога.

     Читательская грамотность формируется не только на уроках. В развитии интереса к чтению, повышении мотивации и воспитании грамотного читателя большую роль играет  внеклассная работа. Она включает в себя работу кружков, внеурочную работу, проведение традиционных общешкольных мероприятий, направленных на пропаганду книги, развитие читательского интереса у школьников. Проходят классные часы, беседы, игры, викторины, посвященные творчеству детских писателей. Дети любят такие мероприятия, т. к. они проявляют свои способности, раскрывают творческий потенциал. Это мотивирует обучающихся на внимательное, вдумчивое чтение не только программных произведений, но и  расширяет их читательский кругозор. Нужно помнить, что любовь к книгам не возникает на пустом месте, а идет именно из семьи. Поэтому   работу по формированию читательской грамотности веду и с родителями школьников. Провожу родительские собрания, индивидуальные беседы в этом направлении.

Я считаю, что только творческий подход и разнообразные приёмы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника. Ребенок, которому легко читать, обязательно будет читать, читать без принуждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстом как основной способ формирования читательской функциональной грамотности обучающихся начального образования

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – спос...

Работа с текстом как основной способ формирования читательской функциональной грамотности младших школьников

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задаё...

Работа с текстом как основной способ формирования читательской компетентности – одной из составляющих функциональной грамотности младших школьников

Одной из важнейших задач современной школы является формирование у детей функциональной грамотности.Одной из составляющих функциональной грамотности, базовым навыком  являются  читатель...

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности младших школьников

Данная статья описывает значимость работы с текстами в процессе обучения младших школьников. Работа с текстами не только способствует развитию навыков чтения и письма, но и имеет множество других поле...

«Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности младших школьников»

         Тема моего мастер класса «Работа с текстом как способ формирования  читательской грамотности младших школьников ».  Базовым навыком функц...

Работа с текстом в начальной школе как основной способ формирования читательской компетентности – одной из составляющих функциональной грамотности учащихся

Одной из важнейших задач современной школы является формирование у детей функциональной грамотности. Одной из составляющих функциональной грамотности, базовым навыком являются читательская грамот...

«Работа с текстом как основной способ формирования читательской компетентности – одной из составляющих функциональной грамотности младших школьников».

Функциональная грамотность- это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий спосо...