Формирование читательских умений при работе с текстами научно-популярного стиля
методическая разработка (3 класс)
Одним из актуальных вопросов начального общего образования является развитие функционально грамотной языковой личности, т. е. подбор методов и приемов, способствующих созданию условий для формирования личности младшего школьника как грамотной языковой личности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование читательских умений при работе
с текстами научно-популярного стиля
Одним из актуальных вопросов начального общего образования является развитие функционально грамотной языковой личности, т. е. подбор методов и приемов, способствующих созданию условий для формирования личности младшего школьника как грамотной языковой личности. Актуальность данной проблемы обусловлена следующими причинами:
- актуализация понятия «функционально грамотная языковая личность» обусловлена общественной жизнью, которая построена на сотрудничестве и общении людей на разных уровнях социальной активности;
- ФГОС направлен на решение данной проблемы, которая отражена в портрете выпускника;
- в результате увлечения телевидением, компьютерными программами и играми современные младшие школьники мало читают произведения и тексты различных жанров.
Основываясь на основных категориях текста, учителю необходимо знать, что понимание текста младшими школьниками теснейшим образом связано с процессом познания и овладением ребенком речевой, текстовой деятельности, что отражено во ФГОС НОО. Важнейшим средством познания является язык, а сам процесс познания, по мнению психолингвистов, протекает в непрерывном чередовании процессов восприятия и создания текста. Познавательная деятельность направлена на постижение смысла текста.
Научно-популярный стиль обслуживает процесс популяризации и распространения научной информации. Его задача – ознакомление адресата с определенной областью знаний и формирование первоначального познавательного интереса к явлениям этой области. Специфический признак такой речи – популярность, общедоступность изложения. Научно-популярный текст обращен к так называемой широкой аудитории. Предмет речи в таком тексте представляет собой наиболее общие понятия, наиболее общие закономерности той или иной науки, настолько общие, что они представляют интерес не только для специалистов. В научно-популярных текстах всегда много примеров, фактов, которые являются интересными, проблемными, одновременно ярко подтверждают те или иные теоретические положения. Основными особенностями научно-популярной речи являются:
– строгая логика изложения;
– общедоступный характер изложения и легкость восприятия, что достигается использованием в монологе приемов диалогической речи, минимальным употреблением цифр и специальных терминов, анализом частных явлений без общего обзора, использованием сравнения с привычными явлениями и др.;
– использование эмоционально-экспрессивных средств речи.
При изучении научно-популярной и научно-учебной литературы формируется система читательских и речевых умений. Сильное информативное начало этих текстов позволяет активно использовать такие приемы, как композиционный анализ с составлением плана, осмыслением темы и основной мысли рассказа (в отличие от художественной литературы, тема в данном случае есть предмет изображения), с выделением в тексте микротем и осознанием связей между ними, а также способов создания этой связи на языковом уровне; подробные пересказы, прямые и, если позволяет художественная форма научно-художественного произведения, творческие.
Для выявления специфики художественной литературы, с одной стороны, и научно-популярной и научно-учебной литературы, с другой, проводится сопоставление научных, научно-популярных, научно-учебных и художественных текстов на одну тему. При этом дети обнаруживают, что эти произведения отличаются друг от друга по авторским целям, по степени и способам проявления в тексте личности автора (авторское отношение), по наличию или отсутствию в произведениях художественных образов, по стилистической окраске.
Для обучения детей работе с текстами разных видов используются такие приемы, как:
1) самостоятельный подбор научных, научно-популярных и научно-учебных текстов по указанной учителем теме (о каком-либо животном, о каком-либо природном явлении и т.п.);
2) подготовка пересказов научных текстов по указанной учителем теме (например, учитель поручает ученикам найти по определенной теме научный текст и подготовить его пересказ для класса);
3) нахождение или научных, или научно-популярных, или научно-учебных текстов среди разнообразных предложенных учителем и доказательство своего мнения.
Последовательность действий ученика при работе с научно-популярными произведениями:
1) прочитать текст от начала до конца;
2) перечитать текст, чтобы определить явление, вызвавшее внимание автора, и найти главный вопрос произведения, т. е. определить его тему;
3) найти ответ на этот вопрос, т. е. определить главную мысль;
3) увидеть, как доказывает автор эту главную мысль, т. е. найти в тексте доказательства;
4) выделить в каждой части новую информацию, новые термины;
5) осмыслить, почему именно в такой последовательности приводятся факты и доказательства, как они связаны между собой;
6) осмыслить целое, доказать основную мысль текста.
Обучение детей самостоятельной работе с научными и научно-популярными текстами необходимо для их успешной учебной деятельности, потому что перед ними на каждом уроке встают вопросы о том, как прочитать параграф учебника, чтобы понять его; как запомнить новый материал; как подготовиться к его изложению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения за I - е полугодие 4 класс
Предмет : чтение. В материале дается 2 текста по вариантам для проверки умений работать с текстом за 1- е полугодие 4 класса....

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения за II - е полугодие 4 класс
Предмет: чтение. В материале дается для обучающихся 4 класса два текста по вариантам и проверяется умение ребят работать с текстом за 2-е полугодие....

Проверка читательских умений работать с текстом произведения 4 класс
Проверка читательских умений работать с текстом произведения Л. Н. Толстого "Русак"...

Хрестоматия по литературному чтению для формирования читательских умений при работе с научно – познавательными текстами
Методическая разработка содержит описание опыта работы по формированию ряда читательских умений через использование определённых заданий при работе с научно – познавательными текстами на у...
Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения. Астрид Линдгрен. Повесть "На острове Сальткрока".
Данные задания составлены для ведения читательского дневника. Вопросы и задания к каждой главе помогут сформировать у учащихся познавательную деятельность:- наблюдать за героями и сравнива...

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения
Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения...

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения 2 класс
Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения 2 класс...