Конспект урока по окружающему миру (2 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Тема урока:"Человек и птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Urok_po_okruzhayushchemu_miru.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

 по окружающему миру

(2 класс)

Тема урока: «Человек и птицы».

Учитель высшей категории

 Вакуленко Диана Витальевна.

Санкт-Петербург

Красносельский район

                                                         Лицей № 369Цель: формирование у учащихся целостной картины мира.

Задачи: продолжить знакомить с многообразием птиц; раскрыть значение птиц в жизни человека; пробудить у учащихся желание помогать птицам в трудные времена; воспитывать бережное отношение к природе, интерес к чтению дополнительной литературы, навыки коммуникативного взаимодействия.

О б о р у д о в а н и е: картинки с изображением птиц, кормушки, карточки с групповыми заданиями, аудиозапись голосов птиц, «загадочная птица».

О ф о р м л е н и е  к л а с с а: выставка книг «В семье друзей пернатых», занимательный и познавательный материал в разделе классного уголка «Уголок почемучек».

Столы расставлены по группам.

Х о д  у р о к а.

1. Организационный момент.

- Послушайте.

(Звучит запись с голосами птиц)

2. Повторение пройденного материала.

- Можно ли сказать, что сегодня мы будем говорить о животных? (Да.)

- К какой группе относятся эти животные? (Птицы.)

- Задание по группам: в конверте среди очертаний животных выбрать птиц. (Звучат голоса птиц.)

Дети выносят  к доске птиц, помещают на доску.

- Вы утверждаете, что это – птицы.- Что подсказало вам, что это птицы? Выберете карточки с существенными признаками птиц. (Дети выбирают «2 ноги», «крылья». «клюв».)

- Какой ещё существенный признак не назвали – его не видно по очертанию? (Оперение.)

Карточки с признаками птиц помещаются на доску.

- Назовите этих птиц. (Филин, аист, попугай, гусь, тукан.)

- Аисты бывают белые и чёрные. Чёрные очень редки . В Ленинградской области только 3 семейных пары.

- Об этих и о многих других птицах вы можете прочитать в книгах, которые стоят на выставке (назвать некоторые из них).

- Каких из этих птиц нельзя встретить в природе в нашей местности? (Попугай, тукан.)

- Почему?

Ф и з к у л ь т м и н у т к а «Встреча птиц.»

Руки подняли и покачали (лёгкое покачивание руками, помахивание.) –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем (садятся, руки за спину, потом на парту),

Крылья сложили назад.

- Как называются птицы, которых мы будем встречать весной? Покажите табличку.

В группах показывают табличку «перелётные».

- Какие из названных птиц к ним относятся? (Аист, гусь.)

- Найдите ещё изображения перелётных птиц. (Трясогузка, журавль, скворец, лебедь, соловей и т.д.).

- Как называются птицы, которые не улетают и остаются зимовать? Покажите табличку.

В группах показывают табличку «зимующие» или «оседлые».

- Каких зимующих птиц вы видите на картинках? ( Синица, воробей, сова, филин, дятел, ворона, сорока, голубь.)

На доску помещаются таблички «перелётные», «зимующие».

3.  Значение птиц для человека.

- Послушайте стихотворение.

Учитель читает стихотворение А.Яшина ( стр. 18 ).

- К чему призывает это стихотворение? (Помогать птицам зимой, подкармливать их.)

- Сегодня мы с вами и должны выяснить, как человек влияет на жизнь птиц, и как птицы помогают человеку.

На доске запись:     ЧЕЛОВЕК                                  ПТИЦЫ

. Откройте учебник на странице 18 и прочитайте тему урока.

- Зимующим или перелётным птицам больше всего нужна помощь человека?

- Для чего нужно помогать птицам? (Птицы уничтожают вредителей и т. п.)

- Птицы помогают и человеку, и растениям. А чем, вы ответите, выполнив задание №2.

 

- Но иногда птицы всё-таки мешают человеку. Например, стаи птиц мешают взлетать самолётам в аэропорту. Значит ли это, что их надо уничтожить? (Нет.) Человек научился справляться с этой проблемой: на магнитофонную плёнку записали голос хищных птиц и включают его через громкоговоритель. Это отпугивает птиц. А вот в Кремле хищных птиц (соколов) поставили на довольствие. Зачем?.. Они отпугивают голубей, которые помётом портят архитектурные памятники.

  А в Китае однажды решили избавиться от воробьёв. Почему?.. Китайцы решили, что воробьи съедают слишком большую часть урожая зерновых культур. Потом пришлось ввозить воробьёв из-за границы. Как думаете, почему? (Представьте, что скворца из №2 нет, что произойдёт?)

- Вот поэтому мы и должны подкармливать птиц зимой в птичьих столовых – так называют кормушки.

- Кто видел кормушки на улице?

- Из чего они сделаны?

Учитель показывает разные варианты кормушек.

- Зимняя подкормка в первую очередь необходима синицам. Они – самые полезные птицы наших лесов, садов и городских парков. Большая синица за один летний день съедает до 20 г различных насекомых и их личинок, столько же, сколько весит сама.

  Чтобы ваш корм попал синицам, поползням и другим полезным птицам и не был растаскан прожорливыми воробьями и голубями, кормушки должны быть особыми. Корм должен быть закрыт со всех сторон, а вход в кормушку – сбоку, через отверстие диаметром около 3 см. Подвешивать её нужно высоко, чтобы голуби снизу к нему не могли дотянуться.

- Чем подкармливать птиц?

- Зимой птицы практически целиком переходят на растительный рацион. Лучше всего для подкормки подходят нежареные семена подсолнуха. Их любят почти все пернатые, которые могут появиться у вашей кормушки. Голуби глотают семечки целиком, вместе со скорлупой. Воробьи, перебирая семечко в клюве, ловко освобождает его от скорлупы. Съедают ядро, роняя шелуху в кормушку. Синицы и поползни, схватив семечко, уносят его на ближайшее дерево, и зажав в лапах или загнав в трещину древесной коры, пробивают в скорлупе отверстие и достают по кусочкам вкусное ядро.

  Идеальным кормом для птиц считаются семена конопли и кедровые орехи.

  Есть ещё один хороший корм: дынные и арбузные семена, семена  тыквы и кабачков. Заготовить их просто. Хорошо промытые и просушенные зёрна долго сохраняются. Для синиц или других насекомоядных птиц можно подвешивать кусочки несолёного сала или мяса.

  И наконец, можно насыпать крошек белого хлеба, выложить корочки сыра и другие крохи от обеда. Кроме этого можно побаловать птиц любой крупой.

Каждая группа получает тарелочку с разными видами корма, дети рассматривают, называют, какой вид корма узнали.

- Сегодня мы повесим эти кормушки и будем наблюдать за птицами.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а . Игра  «Прилетели птицы».

- Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то  другое, то можно топать или хлопать. Начинаем. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…

  Дети топают.

- Что неправильно? (Мухи.)

- А мухи – это кто?(Насекомые.)

- Вы правы. Ну что ж, продолжим. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…

  Дети топают.

- Начинаем снова. Прилетели птицы: голуби, куницы…

  Если дети не обращают внимания на куниц, нужно остановиться и с шуткой привлечь у этому их внимание.

- Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки…

  Дети топают.

- Прилетели птицы:

  Голуби, синицы,

  Галки и стрижи,

  Чибисы, чижи,

  Аисты, кукушки,

  Даже совки-сплюшки,

  Лебеди, скворцы…

  Все вы молодцы!

- Закройте глаза и представьте самую необыкновенную птицу, которая может прилететь к вам в кормушку. Какие у неё перья, клюв?.. Сильно зажмурьте глаза… Откройте!

- Быть может, к нам прилетит и такая птица. (Вывешивается «загадочная» птица.) Она особенная: на пёрышках она принесла  загадки о своих собратьях. Но пока у неё нет названия. Может, вы придумаете и станете участниками конкурса на самое оригинальное название.

4. Работа в группах. Характеристика птицы.

- Отгадайте, о каких птицах говорится в стихотворении.

Стынут лапы на морозе

У сосны и ели.

Что за чудо? На берёзе

Яблоки поспели.

Подойду поближе к ней –

И глазам не верится!

Стайка алых … (снегирей)

Облепила деревце.

На доске – изображение снегирей.

- Эта птица – кочующая. Она далеко не улетает в холода. Маленькими стайками снегири перелетают к югу, по дороге выискивая места, где мало снега и много корма.

На доске вывешивается табличка «кочующие».

- У каждой группы вопросы об этой птице. Прочитайте и приготовьтесь дать ответ.

Дети отвечают на вопросы.

- Вместе вы составили рассказ о птице. Теперь вам будет легко выполнить домашнее задание: составить небольшой рассказ о любой  понравившейся птице. А поможет в этом план на странице 19.

5. Игра «Давай поспорим».

- Если птица живёт в лесу, как она называется? (Лесная.)

- Если птица живёт на воде, как она называется? (Водоплавающая.)

- Если птица живёт в городе? (Городская.)

- Какие птицы живут с человеком в городе? (Воробьи, голуби, вороны, сороки, чайки.)

- Значит ли это, что их можно назвать домашними птицами? Давайте поспорим.

Вызываются 2 группы спорщиков.

- Вспомните правила спора. ( Высказался сам – выслушай товарища; не перебивай; не кричи; уважай всех участников спора.)

Дети приходят к выводу: городские птицы – это не домашние птицы, так как человек лишь изредка заботится о них, не строит им жилища, не помогает выхаживать потомство. Но голуби могут быть и домашними.

6. Итог урока.

- К какому же главному выводу мы пришли? (Зимой птицы, не улетевшие на юг, нуждаются в помощи человека. Он должен подкармливать их, так как они приносят большую пользу и людям, и растениям.)

- Зачем нам важно многое знать о птицах? (Чтобы уметь их различать, знать, как им помочь.)

- Справились ли мы стой задачей, которую поставили в начале урока?

- Есть люди, чьей профессией является изучение птиц. Это орнитологи.

На доску вывешивается табличка «орнитолог».

- Слово «орнитолог» образовалось от двух греческих слов: «ornis» - птица и «logos» - учение.

- Орнитологи выяснили, что одна из самых умных птиц – ворона. Она научилась использовать городские условия в своих целях. Так чтобы разбить орех, она бросает его на дорогу и ждёт, когда машина проедет по нему. Были замечены вороны, которые использовали для этого пешеходный переход: бросали орех, когда для машин был зелёный сигнал светофора, а забирали его, когда машины останавливались на красный свет. Кто из вас может похвастаться таким знанием правил перехода улицы?

Дополнительное задание «Конкурс орнитологов».

Дети выбирают по желанию кроссворды, головоломки, игры, загадки о птицах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна

Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)

Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличи­тельные признаки. Эти признаки помогают распознавать де­ревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...

Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема урока:Дикие и домашние животные.

Конспект урока  по окружающему  миру1 классТема урока:Дикие и домашние животные.Цели: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных; уточнить правила обращения с жи...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....