Конспект урока по окружающему миру 2 класс.
план-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) по теме

Конспект урока по окружающему миру 2 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_okruzhayushchemu_miru.docx53.63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру.

2 класс

 

Урок по технологии критического   мышления через чтение и письмо с использованием приемов: групповая работа, игра , составление кластера на стадии вызова.

Критическое мышление:

-аналитическое;

-логическое;

-творческое,

Стадии вызова:

1 стадия.  Вызов.  Это пробуждение интереса к получению новой информации.

2 стадия.  Осмысление. Эта стадия направлена на поддержание интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией , постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

3 стадия.  Рефлексия. Творческие , исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Кластер – это ведущий прием на стадии вызова,  верные и неверные утверждения.  

Тема:  Транспорт.                –

Цели:  образовательные

  • Обобщить имеющие знания учащихся о транспорте
  • Познакомить с историей возникновения отдельных видов транспорта
  • Расширить знания учащихся об общественном транспорте

Воспитательные

  • Воспитание бережного отношения к общественному транспорту
  • Воспитание навыков правильного поведения в общественных местах
  • Воспитание чувства гордости за Родину
  • Воспитание уважения к труду людей транспорта

Развивающие

  • Развивать умение работать  в группах
  • Развивать умение обобщать, вычленять главное (составлять кластер)
  • Развивать самостоятельность
  • Развивать речь учащихся

Оборудование

  • Сигнальные круги ( у каждой группы красный и зеленый)
  • На столах флажки с указанием группы
  • Бейджи у учащихся с указанием роли (капитан, знаток, художник – оформитель, историк,смекалистый, писарь, оратор)
  • Конверты с заданиями по 4 штуки на группу
  • Заготовки для кластеров
  • Кластер для доски
  • Картинки с изображением видов транспорта ( для доски)
  • Листы – заготовки для наклеивания видов транспорта
  • Картинки с изображением видов транспорта (для каждой группы одинаковый набор)
  • Загадки ( для всех групп одинаковые)
  • Машинки коллекционные
  • Аудио запись звуков транспорта
  • Фрагмент видео фильма «Общественный транспорт»

Учебник

А . А. Плешаков  «Окружающий мир»,  Москва,  «Просвещение» ОАО «Московские учебники», 2009г.

Ход урока

  1. Организационный момент .

Все учащиеся распределены на 4 группы. На каждом столе – сигнальный круг, 4 конверта с заданиями, флажок с номером группы.

  1. Определение темы урока.

-Ребята, сегодня мы будем работать в группах. В каждой группе есть капитан, знаток, художник – оформитель, историк, смекалистый, писарь, оратор.  Давайте вспомним главное правило работы в группе. ( Учись слушать другого.) Нам будут помогать сигналы – помощники.  Что означают они? (Если мы готовы к ответу, поднимаем зелёный сигнал, если с чем – то не согласны, то красный.)

Для того, чтобы узнать тему урока, внимательно послушайте звуки. Аудиозапись звуков транспорта. Что за звуки вы слышали? (Звуки автомобиля, поезда, вертолёта и т. д. ) Как назвать одним словом? (Звуки транспорта.) Что же мы будем сегодня изучать? (Транспорт.) На доске  -  табличка «Транспорт».

- А для чего нужен транспорт? ( Транспорт  - это средство передвижения для перевозки грузов и пассажиров.  Или может иметь специальное назначение.) Почти у всех видов транспорта  есть колеса,  поэтому  сегодня за ответы будете получать разноцветные колёса. За отличный – оранжевый, за хороший – жёлтый, не совсем точный – синий.

3. Фаза вызова.

На столах – заготовки для кластеров.

В помощь вам на доске даны фотографии различных видов транспорта .

- На какие 4 группы можно разделить весь транспорт? Обсудите в группах и впишите ваши предположения в кластер. Пишет - писарь. 

4. Фаза осмысления.

1).Рассматривание кластеров. Составление таблицы.

Все кластеры помещаю на доску. Защищают свои кластеры   - знатоки.

- По какому принципу можно объединить некоторые виды транспорта? (По способу, месту передвижения. ) Подсказка. – Почему можно объединить , например, автобус, троллейбус, автомобиль?

- Как можно назвать транспорт , перемещающийся по земле? (Наземный.)

- Какие ещё группы можно выделить? (Воздушный, водный, подземный.)

На доске появляется таблица.

Подведение итогов на данном этапе.

-Итак, какая же группа была ближе к истине?

2). Наглядное изображение групп транспорта.

У каждой группы на столе конверт, в котором находится задание , картинки с изображением разных видов транспорта , большой лист для наклеивания, полоска с названием группы транспорта: наземный, подземный, воздушный, водный.

- Капитаны, возьмите конверт № 1. Откройте его и прочитайте задание.

Задание: наклейте только те изображения, которые относятся к данной группе транспорта. Докажите.

- Приклеивать будет художник.

3). Презентация задания № 1.

Выступают капитаны. На доску вывешивают «картины».  

Дополнительные вопросы группам.

Группе «Наземный транспорт».

-В больших городах много разных видов наземного транспорта. Какими видами транспорта люди пользуются для передвижения между городами? (Пригородные электрички, пассажирские поезда дальнего следования, междугородние автобусы).

Группе « Подземный транспорт».

-Во всех ли городах мира есть метро? ( Метро есть только в очень крупных городах, где живет более миллиона человек. Например, это Москва, Санкт – Петербург, Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург.)

-Кто был в метро? На что похожи станции метро? Фотографии некоторых станций.

( Они похожи на подземные дворцы .Стены, пол украшены мрамором, гранитом.)

- Какая станция находится в нашем районе? ( Строгино.) Она похожа на воздушный дворец. Это самая широкая станция метрополитена в Москве. Её ширина 12 м . Станция открылась  в 2008 г. Самое главное, что теперь жителям Строгино стало удобно добираться до других районов Москвы. Глядя на фотографию мы можем догадаться , как много людей потрудилось, чтобы построить нам такое чудо! Спасибо им!

Группе «Воздушный транспорт» .

-Какой самый быстрый вид воздушного транспорта? (Самолет. ) Чтобы добраться поездом до Владивостока понадобится 7 суток. А на самолёте 8 часов.

Группе «Водный транспорт».

Какой из четырёх видов транспорта появился  раньше других? Почему? (Водный)

Молодцы, как много вы знаете о транспорте . А теперь посмотрим, кто был внимательным и сможет быстро разгадать загадки.

Физминутка « Голубой  вагон бежит, качается…»

4). Разгадывание загадок.

У каждой группы одинаковые загадки. Отгадывают в группах. Нужно подчеркнуть те отгадки, которые относятся к их группе транспорта.

- Откройте конверт № 2. Выполните задание.

Загадки.

Стрекоза гудит большая.

Полетать вас приглашает.

Кресла мягкие для вас.

И пилоты высший класс.

                                / Вертолёт./

На море, в реках и озёрах

Я плаваю проворный и скорый.

Среди военных кораблей

Известен легкостью своей.

                                     /Катер./

Еду в нем на верхней полке ,

К морю, к солнышку, на юг.

А колёса без умолку

Тук – тук, тук – тук, тук.

                                     /Поезд./

Летит птица – небылица,

А внутри народ сидит, меж собою говорит.

                                 /Самолёт./

Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землёй.

                               /Метро./

Ни автобус, ни трамвай

Не нуждается в бензине,

Хоть колёса на резине.

                                /Троллейбус/.

Паровоз без колёс!

Вот так чудо  - паровоз!

Не с ума ли он сошёл?

Прямо по морю пошёл.

                                          /Теплоход./

Многолюден, шумен, молод

Под землёй грохочет город.

А дома с народом тут

Вдоль по улице бегут.

                                         /Метро./

- А теперь каждая группа прочитает те отгадки, которые она выбрала. Ребята, а как вы думаете , всегда ли транспорт был таким, как сейчас? Сейчас нам об этом расскажут историки.

5). Сообщения учащихся – исторические справки (домашние заготовки). Выступают историки.

6) Составление таблицы.

 - Ребята, мы знаем, что есть такой транспорт, который перевозит людей .

Как он называется?  (Пассажирский.) А другие  - грузы. Как он  называется?  (Грузовой.)  Во многих семьях есть свой «личный» транспорт.  Какой?  А есть такой, которым мы все пользуемся.  Приведите примеры. Как он называется?

На доске по мере обсуждения появляются таблицы.

7). Просмотр фрагмента фильма « Общественный транспорт»

-Какой вид транспорта является экологически чистым?

8).Работа с текстом «Специальный транспорт».

Ребята, мы определили с вами две группы:  пассажирский и грузовой транспорт. А третью группу постарайтесь  определить  сами. Прочитайте  текст в конвертах  №3 и ответьте на вопросы. (В конвертах №3 одинаковые тексты «Специальный транспорт» и вопросы.)

Текст.

 Специальный  транспорт.

Слово «специальный» в переводе с латинского языка означает «особый». Специальные машины нужны для очень ответственной работы. Эти машины вызывают ,  если требуется срочная помощь. Запомните номера телефонов:  01-пожарная служба,  02 – полиция,  03 – скорая помощь.

На вопросы отвечают ораторы.

- Какой же вид транспорта есть ещё? (Специальный)  Вписываю в таблицу.

1 группа.  – Что означает слово «  специальный»?

2 группа.   – Для чего нужны специальные машины?

3 группа.  – Приведите примеры специальных машин.        

4 группа.  – Назовите телефоны специальных служб. Напишите на доске.

5.  Рефлексия.

А теперь давайте подведём итог.

- На какие группы можно разделить весь транспорт по месту передвижения? (Наземный, подземный, воздушный, водный.)

- На какие группы ёщё? (Пассажирский, грузовой, специальный. Личный  и общественный).        

-Ребята, для того,  чтобы мы  могли пользоваться транспортом, потрудились  люди многих профессий. Каких? ( Инженеры, конструкторы, строители, водители, машинисты и т. д. )

А как мы  должны беречь транспорт?  Как себя вести в транспорте?

Молодцы, ребята! Вы все замечательно работали. Наклейте полученные «колёса» на листок.  ( Художник – оформитель). И ещё вас ждёт сюрприз. Перед вами на столах лежат мешочки.  Посмотрите, что в них находится? (Коллекционные машинки.) Машины должны стоять в гаражах. Расставьте  машины  по гаражам. (Гаражи с надписями : «пассажирский», «грузовой», «специальный» стоят на отдельном столе.)

А теперь подведём итог. Анализ листов с  «колёсами». Вывешиваю на доске.

- Самой активной была группа…  .

Она дальше других уехала по нашей дорожке знаний окружающего мира, а остальные будут догонять.  Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...