Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года, на основе Концепции программы для начальных классов «Школа России» и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okr_mir_4klass.rar | 63.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года, на основе Концепции программы для начальных классов «Школа России» и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ.
Цель:
конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, формирование у учащихся представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное использование приобретенных знаний и умений в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относя щейся к богатствам природы и общества.
Задачи, решаемые при реализации программы:
- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;
- формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
- воспитание любви к своему городу, к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природе и социальной среде.
- осуществление подготовки к изучению естественно - научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирование учебной деятельности.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе отводится:
2 часа в неделю- 68 часов за год, в том числе на проведение практических занятий – 1 час, экскурсий – 1 час.
Организация учебного процесса – классно-урочная.
Для достижения образовательных целей используются методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, эвристический.
Предпочтительные формы учебного процесса: коллективная, групповая и индивидуальная.
Основными формами контроля являются: наблюдение за интеллектуальными способностями детей, тест, проверочная работа, практические задания.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
В процессе освоения содержания Окружающего мира учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы де ятельности, предусмотренные стандартом начального общего образо вания.
К числу важнейших способов де ятельности относятся:
- наблюдение объ ектов окружающего мира,
- их устное описание,
- соотнесение получен ных результатов с целью наблюдения (опыта);
- выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов;
- проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов;
- работа с простейшими моделями для опи сания свойств и качеств изучаемых объектов;
- работа с учебными и на учно-популярными текстами и др.
Тематический план базового курса «Окружающий мир»
4 класс
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Земля и человечество | 10ч. |
2. | Природа России | 11ч. |
3. | Родной край — часть большой страны | 12 ч. |
4. | Страницы всемирной истории | 6 ч. |
5. | Страницы истории Отечества | 20 ч. |
6. | Современная Россия | 9 ч. |
Всего | 68ч. | |
Количество часов в I триместре – 19 Количество часов в II триместре – 25 Количество часов в III триместре – 24 |
|
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения окружающего мира ученик должен
знать/понимать
- название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
- государственную символику России;
- государственные праздники;
- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- правила сохранения и укрепления здоровья;
- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, во доемах, в школе);
уметь
- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
- различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
- приводить примеры представителей разных групп растений и жи вотных (2—3 представителя из изученных); раскрывать особен ности их внешнего вида и жизни;
- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы; равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1—2 города);
- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
использовать приобретенные знания и умения в практической де ятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- ориентирования на местности с помощью компаса;
- определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- ухода за растениями (животными);
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья и безопасного поведения;
- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебники | Методические материалы | Дидактические материалы | Материалы для контроля |
1. Учебник: А.А. Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2.-М.: Просвещение, 2010г. 2. Рабочая тетрадь к учебнику: А.А. Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2.-М.: Просвещение, 2010г. | 1. Концепция и программы для начальных классов «Школа России»; часть 1 2. О.И. Дмитриева. Поурочные разработки. М.: «ВАКО» 2006 г. | 1. Раздаточный материал; 2. Интернет-ресурсы (презентации); | 1.Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 4 класс/ сост. И.Ф. Яценко.- М.: Вако. 2011. 2. Тесты по проверке /[О.В. Узорова, Е.А.Нефѐдова] М., ACT, Астрель, 2008г. |
Планируемые результаты:
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- навыки установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
Примерная тематика контрольно-измерительных материалов
№ урока | Вид контроля | Тема |
4 | тест | Планеты Солнечной системы |
5 | тест | Звёздное небо |
7 | тест | Тепловые пояса |
11 | контрольный тест | Земля и человечество |
13 | тест | Равнины и горы России |
14 | тест | Моря, озёра и реки России |
15 | тест | Арктика |
16 | тест | Тундра |
18 | тест | Природная зона лесов |
19 | тест | Зона степей |
20 | тест | Пустыни |
21 | тест | Черноморское побережье Кавказа |
24 | тест | Мой край |
26 | тест | Поверхность и водоёмы нашего края |
27 | тест | Наши подземные богатства |
28 | тест | Земля-кормилица (почвы) |
30 | тест | Лес и луг – природные сообщества |
31 | тест | Жизнь пресного водоёма |
33 | тест | Растениеводство и незаметные защитники урожая |
34 | тест | Отрасли сельского хозяйства |
37 | тест | Мир древности |
40 | контрольный тест | Страницы всемирной истории |
42 | тест | Жизнь древних славян |
46 | тест | Трудные времена на Русской земле |
49 | тест | Иван III |
55 | тест | Отечественная война 1812 года |
60 | контрольный тест | Страницы истории Отечества |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс
Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...
Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс
Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...