Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

Петрова Ирина Леонидовна

 

     Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года, на основе Концепции программы для начальных классов «Школа России» и авторской программы  А.А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okr_mir_4klass.rar63.88 КБ

Предварительный просмотр:

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Пояснительная записка

     Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года, на основе Концепции программы для начальных классов «Школа России» и авторской программы  А.А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ.

Цель:

 конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, формирование у учащихся представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное использование приобретенных знаний и умений в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относя щейся к богатствам природы и общества.

Задачи, решаемые при реализации программы:

  1. развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  2. освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;
  3. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;
  4. формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
  5. воспитание любви к своему городу, к своей Родине, формирование  опыта экологически и этически обоснованного поведения в природе и социальной среде.
  6. осуществление подготовки к изучению естественно - научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия  для развития познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирование учебной деятельности.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе отводится:

 2 часа в неделю- 68 часов за год,    в том числе на проведение практических занятий – 1 час, экскурсий – 1 час.    

Организация учебного процесса – классно-урочная.

Для достижения образовательных целей используются методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, эвристический.

Предпочтительные формы учебного процесса: коллективная, групповая и индивидуальная.

Основными формами контроля являются: наблюдение за интеллектуальными способностями детей, тест, проверочная работа, практические задания.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

В процессе освоения содержания Окружающего мира учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы де ятельности, предусмотренные стандартом начального общего образо вания.  

К числу важнейших способов  де ятельности относятся:

  1. наблюдение объ ектов окружающего мира,
  2. их устное описание,
  3. соотнесение получен ных результатов с целью наблюдения (опыта);
  4. выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов;
  5. проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов;
  6. работа с простейшими моделями для опи сания свойств и качеств изучаемых объектов;
  7. работа с учебными и на учно-популярными текстами и др.

Тематический план базового курса  «Окружающий мир»

4 класс

№ п/п

Тема

Количество   часов

1.

Земля и человечество

10ч.

2.

Природа России

11ч.

3.

Родной край — часть большой страны

12 ч.

4.

Страницы всемирной истории

6 ч.

5.

Страницы истории Отечества

20 ч.

6.

Современная Россия

9 ч.

Всего

68ч.

 Количество часов в I триместре – 19    

 Количество часов в II триместре – 25

Количество часов в III триместре – 24            

 

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

В результате изучения окружающего мира ученик должен

знать/понимать

  1. название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
  1. государственную символику России;
  2. государственные праздники;
  3. основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
  4. общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  5. правила сохранения и укрепления здоровья;
  6. основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, во доемах, в школе);

уметь

  1. определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
  2. различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
  3. различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
  4. приводить примеры представителей разных групп растений и жи вотных (2—3 представителя из изученных); раскрывать особен ности их внешнего вида и жизни;
  5. показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы; равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1—2 города);
  6. описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

         использовать приобретенные знания и умения в практической де ятельности и повседневной жизни для:

  1. обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
  2. ориентирования на местности с помощью компаса;
  3. определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
  4. установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  5. ухода за растениями (животными);
  6. выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья и безопасного поведения;
  7. оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
  8. удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей

Перечень учебно-методического обеспечения

Учебники

Методические материалы

Дидактические материалы

Материалы для контроля

1. Учебник: А.А. Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2.-М.: Просвещение, 2010г.

2. Рабочая тетрадь к учебнику: А.А. Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2.-М.: Просвещение, 2010г.

1. Концепция и программы для начальных классов «Школа России»; часть 1

2. О.И. Дмитриева. Поурочные разработки. М.: «ВАКО» 2006 г.

1. Раздаточный материал;

2. Интернет-ресурсы  (презентации);

1.Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 4 класс/ сост. И.Ф. Яценко.- М.: Вако. 2011.

2. Тесты по проверке /[О.В. Узорова, Е.А.Нефѐдова] М., ACT, Астрель, 2008г.

Планируемые результаты:

  1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  2. уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
  3. уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  4.  начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  5. установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  6. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  8. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  9. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  10. навыки установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

Примерная тематика контрольно-измерительных материалов

урока

Вид контроля

Тема

4

тест

Планеты Солнечной системы

5

тест

Звёздное небо

7

тест

Тепловые пояса

11

контрольный тест

Земля и человечество

13

тест

Равнины и горы России

14

тест

Моря, озёра и реки России

15

тест

Арктика

16

тест

Тундра

18

тест

Природная зона лесов

19

тест

Зона степей

20

тест

Пустыни

21

тест

Черноморское побережье Кавказа

24

тест

Мой край

26

тест

Поверхность и водоёмы нашего края

27

тест

Наши подземные богатства

28

тест

Земля-кормилица (почвы)

30

тест

Лес и луг – природные сообщества

31

тест

Жизнь пресного водоёма

33

тест

Растениеводство и незаметные защитники урожая

34

тест

Отрасли сельского хозяйства

37

тест

Мир древности

40

контрольный тест

Страницы всемирной истории

42

тест

Жизнь древних славян

46

тест

Трудные времена на Русской земле

49

тест

Иван III

55

тест

Отечественная война 1812 года

60

контрольный тест

Страницы истории Отечества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс

Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...

Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс

Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...