Урок по окружающему миру "Птицы".
план-конспект по окружающему миру на тему

 

Урок по окружающему миру «Птицы».

 

- Здравствуйте, дети! Повернитесь к нашим гостям, улыбнитесь, поздоровайтесь и садитесь на свои места.

Посмотрите на рисунок и скажите, что изображено на нём?

-Лес

 Чего или кого в лесу не хватает?

(слышны голоса птиц)

- Птиц!

-    Воробьи, стрижи,

     Снегири, грачи,

     Попугаи и синицы

     Одним словом это-    ПТИЦЫ!

- Тема нашего урока: «Птицы». Мы поговорим о птицах, будем учиться различать птиц, узнаем, какую пользу приносят пернаты Люди давно хотели научиться летать. Делали крылья подобные птичьим, нашивали на них перья, но взлететь так и не смогли. Только изобретение самолёта и других летательных средств позволило человеку осуществить мечту. Ребята, каких птиц вы знаете?

- Ответы детей.

- Молодцы! Птицы бывают зимующие и перелётные. Зимующие птицы – это какие?

- Зимующие птицы – это те, которые живут на одном месте, не перелетая на юг в зимнее время.

-Какие зимующие птицы живут у нас в Ахтубинске?

- Воробьи, голуби, вороны!

- А перелетные птицы это какие?

- Перелётные – это те, которые каждый год перемещаются из мест гнездования в область зимовок и возвращаются обратно.

-А каких перелётных птиц вы знаете?

-Ответы детей.

-В нашей местности, которое называется Волго-Ахтубинской поймой (место слияния двух рек), где мы с вами проживаем, встречаются самые разнообразные виды птиц. Помимо перелётных и зимующих птиц, о которых мы говорили, встречаются водоплавающие птицы: чайки, утки, гуси, цапли, а так же степные птицы: соколы, беркуты, степные орлы. Это обусловлено особенностями нашего место проживания, ведь у нас есть реки, озёра, а так же бескрайние астраханские степи. А вот лесных птиц у нас мало: дятлы, кукушки, которые гнездятся в небольших лесах в поймах реки.

Есть такая специальная наука о птицах, называется она орнитология. Люди, которые занимаются этой наукой называютя орнитологами. Представьте себе, что вы маленькие орнитологи, рассказывающие о своей работе, и сейчас мы с вами проведём небольшую исследовательскую работу.

-Угадайте, о ком так говорят:

Серый маленький комочек

Чик-чирик! – замерз он очень!

Солнце, выгляни скорей,

Ждёт тебя наш ….(воробей)

Правильно. Давайте послушаем, что расскажет нам о себе наш воробышек.

Рассказ ученика.

Воробей – маленькая, бойкая птичка. Про него часто говорят: «Серый воробышек». А на самом деле воробей совсем не серый. Спинка у него коричневая с черными полосами, хвост и крылышки темно-бурые, а голова серая. За лето в воробьином гнезде появляется 2-3 новых поколения. Живут воробьи и в городе, и в деревне.

-Воробей - это какая птица: зимующая или перелётная?

-Вспомните, что интересного вы узнали об этой птице на уроках чтения?

-В каком произведении?( Горький «Воробьишко»)

 

-Ой, а это кто?

-Кар-кар-кар! – кричит плутовка

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она нам всем знакома,

Как зовут её?   (ворона)

Рассказ ученика.

Ворона – хитрая, ловкая и находчивая птица! Это крупная птица, она выделяется яркостью окраски. Голова, клюв, крылья, хвост и лапы у вороны чёрные, а всё остальное серое. Эти птицы хорошо приспособились жить рядом с человеком, изучив его привычки и характер, даже научились извлекать для себя пользу из деятельности человека.

-Ворона - это перелётная птица или зимующая?

-В каком произведении по чтению нам встречалась эта птица? Что она говорила? (Сладков «Проталина»)

Давайте, прочитаем в учебнике о вороне? (с. 114).

 

-Тук-тук-тук с утра весь день.

Как стучать ему не лень?

Может, он немного спятил?

-Тук-тук-тук, в ответ нам дятел.

Рассказ ученика.

Спинка у дятла черная, крылья тоже черные с белыми крапинками, а на белом брюшке крапинки черные, на голове у дятла – ярко-красный беретик. У дятла большой крепкий клюв, которым он выстукивает заболевшее дерево, словно врач. Длинный язык помогает птице ловко доставать личинки насекомых в коре. А ранней весной дятлы любят полакомиться берёзовым соком.

-Как ещё, называют дятла? (лесной санитар)

 

На сугроб ложится

Голубая птица,

Тенькают синицы:

«Синий ,синий день!»

Рассказ ученика.

Оперение синицы яркое и красивое – кажется, что птичка нарядилась в жёлтую блузку с чёрным галстуком и в зелёный плащик, а голову украсила темной шапочкой.

Все тропинки занесло,

Снег блестит, искрится,

Клювиком в мое стекло

Стукнула синица.

За окном повешу ей

Я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей

Бедной птахе стало.

 

Птички на дерево сели,
Посчитай-ка: раз, два, три,

На зимовку прилетели

С красной грудкой снегири.

-Какое стихотворение, мы учили о снегирях? (Беляков «О чём ты думаешь снегирь?»)

Рассказ ученика.

Снегири - одни из самых красивых птиц .Спинка у этой птицы синевато-серая, подхвостье белое, хвост и крылья черные, а грудка ярко-красная. Осенью снегири летают по лесам и паркам, клюют ягоды рябины, шиповника, а когда наступают морозы, перебираются поближе к человеческому жилью.

 

 

Прилетели скворцы-

Молодой весны гонцы,

Червяков они клюют

И поют, поют, поют!

Рассказ ученика.

Скворец – крупная, красивая птица с блестящим черным оперением. У него прямой длинный клюв черный у самочки и ярко-желтый у самца, который помогает скворцу добывать из земли червяков. Питаются скворцы не только червяками, но и улитками, слизняками и насекомыми. А к осени скворцы собираются в стаи и готовятся к отлету в жаркую Африку.

- А что интересного, вы запомнили о скворцах на уроках чтения? (Куприн «Скворцы»)

 

Кто в лесу у нас гадает

И про жизнь твою всё знает?

Прокукует, подсчитаешь,

Сколько жить тебе узнаешь!

Птичка, серая подружка,

А зовут её кукушка.

А про кукушку нам расскажет наш учебник. Давайте откроем наши учебники на стр. 112. чтение учащимися текста по учебнику.

-Вот мы с вами, описали некоторых птиц. Как вы думаете, птицы приносят пользу?

Давайте мы с вами, спросим у самих птиц, какую пользу они приносят?

Мы сегодня встали рано

Ждали птиц ещё вчера.

Ходит по двору охрана

Гонит кошек со двора.

Наконец-то из-за леса

Мчится по небу СКВОРЕЦ.

отряд

Наконец-то из-за леса

Птицы быстрые летят.

 

 

 

Верен я своей природе

Я находчив, ловок, смел.

Осенью я в огороде

Всю капусту осмотрел,

И со всех листов капустных

Червяков собрал и съел.

Мы скворцы уничтожаем более 3-х тысяч различных насекомых в день.

 

 

 

 

2. СОВА.

Я, сова, съедаю за ночь 7-8 мышей. Только одна моя семья уничтожает за год 10 тысяч мышей и этим спасает 1 тонну отборного зерна.

 

 

 

 3. КУКУШКА.

Я тоже полезная птица. Вы все боитесь мохнатых гусениц, а я за час уничтожаю их до сотни.

 

 

 

4. ГРАЧ.

Ну, а меня вы не забыли?

Переносье с белым кругом.

Важно я хожу за плугом.

Огороду, полю – врач

Глянцеватый черный грач.

Грачи уничтожают за день 400 червей-вредителей.

 

 

5. ВОРОБЕЙ.

Вы, ребята, обычно не любите нас, а знаете ли вы, что мы уничтожаем личинок опасного вредителя садов – долгоносика.

 

 

6. ДЯТЕЛ.

Я, древесная птица. Живу в лесах. С помощью своего клюва добываю из-под коры деревьев вредителей и поедаю их в огромном количестве. За зимний день уничтожаю до 150 короедов.

-Спасибо вам дорогие птицы, что вы прилетели к нам на урок и рассказали много интересного и полезного о себе. Летите на свои места. А мы все давайте встанем, выйдем из своих парт и проведем физминутку:

 

Руки подняли и помахали-

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем-

Крылья мы сложим назад.

 

-Садимся на свои места.

В Китае, в середине прошлого века, люди посчитали таких птиц, как воробьи, вредителями для сельского хозяйства. Они вооружились ложками, кастрюлями и прочей домашней утварью, вышли на поля и стали пугать птиц, издавая громкие звуки. Бедные пташки поднялись в воздух и из-за того, что боялись людей, громыхающих своей посудой. Им не куда было сесть и отдохнуть, птицы окончательно выбились из сил и стали замертво падать на землю. Вскоре развелось огромное количество всяких насекомых-вредителей. Они стали беспощадно уничтожать посевы и наступил голод. Людям не под силу было в одиночку справиться с этой напастью, и они были вынуждены заново разводить в близи своих полей птичьи стаи, которые в последствии уничтожили всех вредных насекомых.

В мире птицам поставлено не мало памятников. Вот например:

  1. В американском городе Бостоне увековечен воробей. Эти скромные трудяги спасли население от голода, когда в Бостоне появились невиданные доселе гусеницы. В короткий срок воробьи справились с вредителями и тем самым спасли сады и посевы.

  2. В Солт-Лейк-Сити (США) стоит единственный в мире памятник чайке. По приданию эта птица спасла от саранчи урожай обитателей первых поселений.

  3. Жители болгарского городка Габрово установили памятник петуху. Потому, что именно эти птицы первыми встречают рассвет, после их звонкого кукареканья «исчезает тьма, а с ней нечесть».

  4. А в Англии есть памятник почтовой голубке. Птица доставила на сушу капсулу, прикреплённую к лапке, с координатами тонущей подводной лодки, и экипаж был спасён. Любопытно, что за этот подвиг, голубку даже наградили медалью.

Есть памятник воробью в Белоруссии, а в Челябинской области – глухарю.

  

- Мир птиц разнообразен. На земле их более 9 тысяч видов. Существуют птицы, разные по окраске, размерам и образу жизни. Самая маленькая величиной с пчелу – это колибри. Самая большая достигает 2.5 метров - это страус. Бескрылая птица, у которой почти нет крыльев – киви, она живет на Мадагаскаре. Птица, которая живет на южно полюсе пингвин. Птицы - великие труженики. Уничтожая насекомых, они сохраняют нам сады и леса. Птицы не только полезны – они очень красивы и интересны. Их надо беречь.

   Ребята, будьте друзьями птиц. Охраняйте гнёзда. Устраивайте кормушки. Пусть птицы своими песнями украшают наши леса и поля!

   -А сейчас, нарисуйте любую, понравившуюся вам птицу и заберите её домой на память о нашем уроке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Мультимедийная презентация урока по окружающему миру в 1 классе по учебнику А.А. Вахрушева «Окружающий мир» (система «Школа 2100»)

Класс: 1Предмет: Окружающий мир.Тема: Осень. Природа готовится к зиме.Раздел: Времена  года  (3 часа)Тип урока: Открытие новых знаний...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Разработка урока по окружающему миру по учебнику Окружающий мир А.А.Плешакова на тему: Будь природе другом 2 класс

Тема: Будь природе другомЦели:получение основ экологических знаний;расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;р...

Урок по окружающему миру для учеников 2 класса с Задержкой психического развития по теме «Лесные опасности» УМК «Школа России» А. А. Плешаков «Окружающий мир»

На уроке дети знакомятс   с опасностями, которые могут подстерегать в лесу. Разрабатываем  правила безопасного поведения в лесу.Сочетание различных направлений  работы.Речевое развитие,...

Проект урока по окружающему миру "Влияние человека на окружающую среду" 3 класс

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок обобщения).Тема урока: Влияние человека на окружающую природу.Цель: Выяснить какое влияние на окружающую природу оказывает человек  (...

Конспект урока по окружающему миру на тему; "Солнце, растения и мы с вами" ,УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях

Цель деятельности учителя: формирование представлений о взаимосвязи между растениями и Солнцем;ознакомление учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений....