Разработка урока по окружающему миру на тему "Динозавры: назад в прошлое, предсказывая будущее."
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Трубицина Анна Владимировна

Цели урока:

Образовательные

-         формировать представления детей о далеком прошлом Земли;

-         пополнить знания учащихся об эпохе динозавров;

-         уметь сравнивать две эпохи;

-         познакомить с видами удивительных животных прошлого – динозаврами;

-         узнать, как ведется изучение этих древних животных;

-         познакомить с причинами вымирания;

    Воспитательные

-         формировать основы экологической культуры;

    Развивающие

-         развивать речь, мышление, наблюдательность, память учащихся;

   Оборудование

- конструкторы динозавров;

-         карта эпохи динозавров;

-         робот – динозавр;

-         конспект урока, презентация.

  Литература: Большая энциклопедия динозавров, Баррет П,, Издательство Оникс 21 век.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dinozavry.rar2.56 МБ

Предварительный просмотр:

 

Учитель начальных классов

Трубицина Анна Владимировна

 ГОУ СОШ  №341 г. Москва

Динозавры: назад в прошлое, предсказывая будущее.

Тема урока: " Назад  в прошлое, предсказывая будущее»

 Цели урока:

Образовательные

  1. формировать представления детей о далеком прошлом Земли;
  2. пополнить знания учащихся об эпохе динозавров;
  3. уметь сравнивать две эпохи;
  4. познакомить с видами удивительных животных прошлого – динозаврами;
  5. узнать, как ведется изучение этих древних животных;
  6. познакомить с причинами вымирания;

    Воспитательные

  1. формировать основы экологической культуры;

    Развивающие

  1. развивать речь, мышление, наблюдательность, память учащихся;

   Оборудование

- конструкторы динозавров;

  1. карта эпохи динозавров;
  2. робот – динозавр;
  3. конспект урока, презентация.

  Литература: Большая энциклопедия динозавров, Баррет П,, Издательство Оникс 21 век.

Ход урока

  1. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята

  1. Постановка целей и темы урока.

(Стук в дверь) Ребята, кажется кто – то постучал в дверь. Наверно, кто – то у нас опоздал? Пойду, посмотрю кто там. (Выхожу) Ой, ребята, к нам гости! Проходите, пожалуйста! Кто же это? (динозавр) Правильно! Он хочет с вами поздороваться и познакомиться! Его зовут Сема, он очень добрый. Сема поздоровайся! (включаю робота). Детки, а на каком языке непонятном он с нами говорит?! Вы что – нибудь поняли? А почему мы ничего не понимаем? (он не умеет на нашем языке говорить, жил давно…)

     Сегодня мы поговорим о далеком прошлом нашей Земли, постараемся заглянуть в тот период. Вы на уроках часто говорите о том, что надо охранять природу, животных, которые живут на Земле, но ведь чтобы охранять природу, нужно знать историю планеты, животных, которые на ней жили, и некоторые из них почему – то исчезли. Итак,  как вы думаете, какая тема нашего урока? (мы будем говорить о динозаврах) Правильно! Молодцы,  вы сами узнали тему нашего урока. И Сема оказывается, правильно к нам пришел! Располагайся Сема и вместе с нами отправляйся в путешествие. Сегодня мы поговорим о двух эпохах: эпохе, того времени, когда жили динозавры, и эпохе нашего времени!

( презентация с названием темы и вопросами 1,2,3) Посмотрите не экран здесь вопросы, на которые мы должны будем в течение урока ответить (читают дети).

  1. Кто такие динозавры?
  2. Когда жили динозавры?
  3. Как они выглядели?
  4. Чем питались?
  5. Почему исчезли?
  6. Как мы узнали о динозаврах?
  7. Почему у динозавров такие сложные названия?
  8. Можем ли мы исчезнуть с лица Земли, как динозавры?

3. Изучение нового материала.

Чтобы ответить на эти вопросы,  надо хорошо потрудиться, прикоснуться к эпохе того далекого времени. И так, давайте разбираться! Я помогу вам перенестись в то давнее время.

   Закройте глазки, только честно не подсматривать! (включаю музыку). Откройте глазки, посмотрите на доску, вот карта того времени (карта на доске, во время музыки учитель открывает карту).   Детки, а это точно карта того далекого времени? (да, там динозавры) А вот еще  папоротник гигантский, вулканы, горы - обычная картина того времени (показ на карте). Значит мы там, где надо. Начинаем наше путешествие.

Посмотрите, на экран, давайте ответим на первый вопрос(дети его читают, слайд 4).

Кто такие динозавры?

Что означает слово «динозавр»? (слайд презентации 5). Слово «динозавр» обозначает «ужасный ящер». При раскопках ученые были потрясены, когда обнаружили огромные кости этих животных. Однако потом оказалось, что не все динозавры огромны, есть и динозавры размером с лошадь и даже с кошку (показ динозавров, слайд презентации 6). 

Итак, кто же такие динозавры?

    Ребята, а кто – нибудь, может, видел динозавра? (нет). Почему? (они не живут в наше время)  А может кто – нибудь быв в палеонтологическом музеи?  Расскажите, что там видели интересного? (кости, скелеты динозавров, следы). Вы знаете,  когда они жили? (много тысяч лет назад, миллионы лет назад). Правильно, а как мы назовем это время? То, что было давно? (прошлое). А то, что происходит с нами сейчас? (настоящее). Смогли бы динозавры жить в наше время? Почему? (природа не та, места мало, да и человек вместе с динозавром не ужился бы. Он стал бы его изолировать, изучать).  А то, что будет, происходит с нами в дальнейшем? (будущее) Молодцы!

Давайте, ответим на второй наш вопрос (слайд презентации 7)

Когда жили динозавры?

(Динозавры жили в прошлом, когда не было человека). 

Движемся дальше! (показ слайд 8)

Как они выглядели?

А сейчас посмотрим, как выглядели динозавры и предками, каких животных они являлись (показ слайдов презентации 9,10,11,12,13,14).

  У каждого древнего предка огромное количество самых разных потомков (показ слайдов 15,16,17).

Анатозавр – предок верблюда.

Элафрозавра –  считают дедушкой страуса. А так же индюка.

Трицератопс – предок быка.

Ребята, мы открыли тайну, оказывается, динозавры являлись предками наших животных и имели с ними сходства.

Ученые спорят о них давно, и мы конечно с вами  точно за один день с ними не разберемся, кто чей предок.

Некоторые ученые даже задавали вопрос, а могли ли динозавры быть предками человека? Точного ответа никто из ученых не давал. Одни считают, человек произошел от обезьяны, другие утверждают, если от обезьян, то не осталось бы ни одной обезьяны на Земле. А они есть. Другие говорят, что человека создал бог. Вылепил из глины и вздохнул в него дух. Так, что на этот вопрос мы не можем точно ответить.

Мы с вами разобрались уже, кто такие динозавры, когда жили, как выглядели. А теперь узнаем, чем они питались? (показ слайда 18).

 

Чем питались?

- Чем питались динозавры? Чем могут питаться животные? (Животные могут питаться травой и мясом) Динозавров, которые питались травой, как называют? (травоядными) (слайд презентации 19,20). Кроме этих мирных гигантов были динозавры – хищники. Чем они питались? (мясом) (слайд презентации 21).  Хищники охотились на травоядных, убивая их с помощью острых зубов и когтей. Если травоядным не удавалось спастись бегством или у них не было защитного панциря, то у них не оставалось ни единого шанса на спасение (слайд презентации, битва динозавров 22). 

А теперь немного пофантазируем и представим, что вы ученые, которые ведут раскопки. Вам удалось найти зуб динозавра. Так вот, всего лишь по одному зубу можно определить, принадлежал ли динозавр к хищникам или травоядным.

- Как вы думаете, какие зубы были у травоядных,  а какие у хищников?

(показ слайда презентации, челюсть динозавра 23).

(Длинные острые зубы принадлежат хищникам, им нужно было схватить, удержать, а потом рвать свою жертву. Мелкие плоские зубы принадлежат травоядному динозавру)

Физкультминутка

Вот как много мы узнали о динозаврах, на какие же вопросы уже ответили? А теперь пора отдохнуть. Представьте, что вы маленькие динозаврики (включаю музыку «Динозаврики» дети под музыку выполняют движения за учителем)

Молодцы! Продолжаем путешествовать. Посмотрите на экран, нам предстоит ответить на следующий вопрос. Какой? (читают вопрос, слайд презентации 24).

Почему исчезли?

Нам предстоит разгадать историю исчезновения динозавров. Как вы думаете, почему исчезли динозавры? Ученые до сих пор не знают, почему 65 миллионов лет назад исчезли динозавры. Некоторые ученые считают, что с Землей столкнулся огромный метеорит, произошел взрыв, поднялось много пыли, стало холодно, солнце не пробивалось сквозь толстый слой пыли (показ слайда презентации 25, 26). На этот вопрос до сих пор нет точного ответа.

  - Ребята, когда наступают холода, какие изменения в природе происходят? (становится холодно, исчезает растительность, улетают птицы…)

- Сначала исчезла растительность, в то давнее время. А если нет растений, значит, нет пищи для  каких видов динозавров? (травоядных). Исчезают травоядные. Нет травоядных, нет кого? (хищников). Почему? (так как им нечем было питаться.) 

- В древние времена это произошло не по вине человека (показ слайда 27).

- А как мы узнали о динозаврах, если не было тогда еще человека? (слайд презентации 28) 

Как мы узнали о динозаврах?

То, что было давно, ученые изучают с помощью документов и различных сохранившихся предметов. В Земле сохранились останки динозавров:  кости, зубы, иногда даже целые скелеты (слайд презентации, модель – конструктор динозавров). По скелету ученые могут восстановить облик животного и даже сказать, чем оно питалось. Существуют палеонтологические музеи, о них мы уже говорили, в которых хранятся и отдельные кости, окаменевшие зубы и даже следы животных, оставленные на поверхности грязи или глины (слайд презентации, след динозавра 29, 30).

-Ребята, а теперь, давайте посмотрим динозавров и попытаемся прочитать их название (слайд презентации 31,32,33,34,35). Трудно читать?

Почему у динозавров такие сложные названия?

        

- Почему у них такие трудные названия?

Ученые давали названия динозаврам на латинском языке. Эти названия можно перевести. Например, овираптор. Ови – яйца, раптор – вор, этот динозавр питался яйцами других динозавров (слайд презентации 36). У этого динозавра даже не было зубов. Передними лапками он выхватывал несколько яиц из гнезда и бросался бежать, чтобы где-нибудь в укромном месте съесть свою добычу. Бегал он на двух лапах, а передние были специально приспособлены, чтобы хватать и удерживать яйца.

  Трицератопс (слайд презентации 37,38).  Какое слово вам здесь знакомо? (три). Правильно! Три – три, це – рог, то есть трехрогий.  У этого динозавра было три рога, два на лбу, а третий на носу. Рога ему помогали обороняться с врагом. На затылке у него был своеобразный костный воротник, который защищал шею от острых зубов хищника. Аллозавр – «странный ящер» (показ слайда презентации 39). Этот динозавр был одним из самых прожорливых хищников. Даже у только родившихся детенышей были острые зубы. Едва вылупившись из яйца, они начинали охотиться за насекомыми.

   Почти все хищники бегали на задних лапах, чтобы иметь преимущество перед травоядными, так легче нападать. Травоядные передвигались на четырех лапах.

А теперь нам предстоит ответить на самый главный вопрос (показ слайда 40).

Можем ли мы исчезнуть с лица Земли, как динозавры?

- Дети, а как вы думаете, а может ли человек исчезнуть с лица Земли как динозавр много лет назад?

- При каких обстоятельства, в каких ситуациях, это может произойти. Кто в этом может быть виновен? (землетрясение, извержение вулканов…) 

- А человек сам может стать причиной такой ситуации? В чем его вина, что он делает? Правильно!

- А в наше время именно по вине человека Земля может превратиться в безжизненную пустыню. Именно человек виновен в том. Что засоряются реки, истребляются животные. Что может сделать каждый из вас, чтобы наша Земля не погибла. Чтобы не погибли животные, которые живут на Земле? ( Не ломать деревья, не рвать цветы, не разорять гнезда птиц, не бросать мусор) (показ слайдов 41,42,43,44).

- Молодцы! Если мы будем любить и охранять, беречь нашу природу. Она будет жить! Следовательно,  продлиться жизнь человека. Будет жить планета – будет жить человек!!!!  (показ слайдов 45,46,47,48)

4.Итог урока.

Что нового узнали сегодня на уроке?

-Хотите узнать больше о динозаврах? Обратите внимание на выставку книг, которую я подготовила для вас. Здесь много интересных детских книг о динозаврах (читаю названия книг).

-А еще, о чем мы говорили? (мы побывали в том древнем мире, и сравнили жизнь, которая была тогда и нашу жизнь).

-Чем отличается то время, от нашего?

Можно найти тысячу отличий. Была совершенна другая природа.  Представим, что мы смотрим в окно и что мы там видим!? Дома – гиганты, а раньше были они в период динозавров? Нет. А что было? Гиганты деревья, животные. А вот дама идет с собачкой, дети играют. Могли мы их встретить в то время? Нет, людей не было! А когда вы выходите на улицу, какие звуки  мы услышим? Звук машин, разговор детей! А раньше, что могли услышать – рев динозавра.

 А теперь проверим, как вы внимательно меня сегодня слушали на уроке. Если услышите правильное утверждение, то хлопаете в ладоши.

- Динозавры жили в прошлом.

- Во времена динозавров на Земле не было людей.

- Все динозавры были огромные.

- Животные, которые питались растениями, называют хищниками.

- У травоядных динозавров были маленькие плоские зубы.

- Хищники охотились на травоядных.

- Исчезают растения – исчезают животные.

- Будет жить планета – будет жить человек!

- Будем беречь природу!

Молодцы! Темнеет. Пора домой. Закрыли глазки (включаю музыку). Вот мы и дома!

Сема, говорит вам спасибо! Ему было очень приятно путешествовать с вами! Скажи детям, до свидания! (включаю робота – динозавра). Ребята, спасибо, вам! Мне очень понравилось работать с такими добрыми, умными, активными, талантливыми детьми! Урок окончен! (показ слайда презентации 49). До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по Окружающему миру "ПОЖАР"

Урок по теме "Пожар" с сопутствующей темой интегрированного курса ОБЖ "Друг огонь нам или враг?" позволяет уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности, расширить и уточнить знания детей о п...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Разработка урока по окружающему миру по учебнику Окружающий мир А.А.Плешакова на тему: Будь природе другом 2 класс

Тема: Будь природе другомЦели:получение основ экологических знаний;расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;р...

разработка урока по окружающему миру. Тема урока: «Природа в классе». «Перспектива»

Цель урока: : познакомить учащихся с наиболее распространенными комнатными растениями; учить распознавать комнатные растения в классе....

Методическая разработка урока по окружающему миру "Весна в мире насекомых"

Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.Сегодня  нам предс...

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 Б классе. Тема урока: "Дикие и домашние животные"

Цели урока: закрепление знаний обучающихся о диких и домашних животных, формирование представлений о целостности окружающего мира, взаимозависимости структурных компонентов...

Урок по окружающему миру "Мир глазами историка. О прошлом Сергиева Посада" 4 класс

Урок по окружающему миру "Мир глазами историка. О прошлом Сергиева Посада"....