урок по окружающему миру Русская трапеза
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Ишимова Светлана Владимировна

урок проведен в нетрадиционной форме. дети сами искали информацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkaya_trapeza.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

                Урок по окружающему миру в 3 классе.

Цели урока:

  1. Познакомить с блюдами славян, национальными блюдами русской кухни, историей возникновения этих блюд; учить работать в группах
  2. Развивать любознательность, навыки исследовательской работы, мышление, речь.
  3. Воспитывать интерес к истории, уважение к традициям русского народа.

Оборудование: компьютер мультимедийная презентация, экран, рабочие тетради, набор карточек для каждой группы.

                                   Ход урока

1. Организационный момент. (Звучит русская народная музыка.)

 – Ребята, у нас сегодня необычный урок.(слайд 1)

(Дети сидят за столами группами. Одна группа – это научные работники – учащиеся класса, хорошо работающие с дополнительной информационной литературой. Хозяин с хозяюшкой – учащиеся 3 “А класса”, Бабушка Аграфена – которая подобрала информацию о кашах и приготовлении каши. Входят Хозяин с Хозяюшкой с хлебом – солью.)

Xозяин: Здравствуйте, гости дорогие!

Хозяйка: Хлеб да соль вам!

Xозяин: Сейчас трапезничать будем.

Учитель: Ребята, что нам предложил Хозяин? (Трапезничать.)

– От какого слова образовано слово “трапезничать”? (Трапеза.)

2. Знакомство с новым материалом.

а) – Попробуйте объяснить значение слова “трапеза”. (Пища, еда, угощение, блюдо.)

Учитель: Сегодня моими помощниками является группа “научных работников”. Давайте спросим у них, правильно ли ответили мы на вопрос с научной точки зрения.

Научный работник: Правильно. Трапеза с греческого языка – кушанье

(Слайд 2).

Учитель: – Как вы думаете, о чем будем говорить сегодня?( Ответы детей)

Учитель: Тема нашего урока: “Русская трапеза” (Слайд 3).

– А может быть, вы знаете блюда русской кухни?

Учитель: A без чего не обходилась ни одна трапеза в семье? (Без хлеба.)

а) Хлеб – это главная пища людей.

– Хлеб – батюшка – так важно называли хлеб. (Слайд 4).

– А что вы знаете о хлебе?

– Какой хлеб вы покупаете в магазине?

– Чьи мамы или бабушки пекут хлеб дома?

– А что нам расскажут о хлебе Научные работники?

1-й научный работник: Хлеба были разные. На Руси с древнейших времен пекли из кислого заквашенного теста. Закваской служили дрожжи, квасная или пивная гуща, годился кусочек старого теста. Так как основной зерновой культурой была рожь, то и пекли, в основном, черный хлеб. (Хозяйка выносит на подносе черный хлеб, ставит на стол.) (Слайд 5).

2-й научный работник: Но там где сеяли пшеницу, выпекали белый хлеб. Самым лучшим считался хлеб, выпеченный из пшеничной муки,(хозяйка выносит белый хлеб, ставит на стол). Таким образом, качество хлеба и, соответственно, его стоимость , были различными: круглый хлеб – подешевле, а сдобный пшеничный хлеб, каравай, – подороже. (Слайд 6).

б) Учитель: – Хлеб любили, есть мягким, а сухой резали и подсушивали. Что получалось? (Сухарики) (Слайд 7).

Хозяин: – Хозяйка выноси и ставит на стол румяные сухарики.

в) Фрагмент из м.ф. “Колобок”: ( Слайд 8)

    - Сейчас посмотрите на экран. (песенка колобка)

 – Как вы думаете, почему я вспомнила эту сказку? (Ответы детей.)

2-й Научный работник: Колобки – это круглые хлебцы . Их обычно пекли из остатков муки от пирогов и хлебов.(Слайд 9 )

Учитель: Хлеб в старину ставили на самое почетное место. О важной роли хлеба говорят пословицы и поговорки, созданные нашими предками.

Хозяйка: Предлагаю вам игру. Кто больше вспомнит пословиц и поговорок о хлебе.

Задание каждому столу. Работа в группах.

г)  Учитель - Древним русским блюдом из молотого зерна были блины.

(Хозяйка выносит блины и ставит на стол.) .

Учитель: Какой праздник без блинов не праздник? (Масленица.)

– Почему именно блин является символом этого праздника? (Похож на Солнце.)

 – Какое еще любимое блюдо русских людей?

Учитель: Что вы знаете о каше? (Ответы детей.)

– Кто это к нам стучится? Кто-то пришел в гости.

– Вы любите принимать гостей?

Хозяйка: Да это бабушка Аграфена пришла в гости.

          – Давайте спросим, что она знает о каше.

(Заходит Бабушка Аграфена)

Бабушка Аграфена: Да, каше очень много лет, она старше хлеба. Сначала ее варили из лесных орехов. Как только человек стал сеять рожь, пшеницу, ячмень, гречиху, он научился очищать зерно, а зерна варить. Это было самое любимое среди русских людей кушанье. “Каша – матушка”, – говорили в старину. Кашу использовали и в будни, и в праздники. Ни одно хорошее застолье не обходилось в старину без каши. Даже на царских пирах она занимала почетное место. Известно более 100 видов каши.

– А какие каши знаете вы?

– Давайте поиграем: кто последний назовет кашу, тот и победил. (Приз-пакетик каши быстрого приготовления.)

– Технология приготовления каши у наших предков была всегда одинаковой. Хочу узнать, кто из вас умеет варить кашу? (Учащиеся рассказывают.)

– Раньше кашу засыпали в кашник – горшок, заливали водой , запаривали 5 часов. По нашим меркам это долго, зато каша получалась знатная.

– А чем полезна каша? Какая каша самая полезная? (Ответы детей.)

Учитель: А что на это скажут нам научные работники?

3-й Научный работник: Лучшей кашей специалисты назвали гречневую, она снижает уровень сахара в крови и очень полезна.

На втором месте своеобразного научного хит-парада оказалась овсяная каша, она изгоняет лишний холестерин из организма, ее рекомендуют при заболеваниях печени, диабете.

 На третьем месте каша рисовая, но только из длинных зернышек круглые зерна содержат слишком много крахмала.

Вот такие целебные свойства имеет каша.

Бабушка Аграфена: Кто любит есть кашу?

3) Учитель: Еще одна сохранившаяся доныне традиция русской кухни – горячие жидкие блюда.

–  Какие блюда вы знаете?

Ни одна кухня в мире не может похвастаться таким разнообразием: щи, похлебки, солянки, уха, рассольник, окрошка и многое другое. (Слайд 10)

4-й Научный работник: Такая пища и от голода спасет, и от холода: похлебав горячих щей, быстро согреешься, а если они густые и наваристые, так сыт полдня. Не зря в России главный столовый прибор – ложка. (Слайд 11). На Руси самой народной ложкой, конечно, была деревянная. Ею ели не только простые люди, но и купцы и бояре. Сначала деревянные ложки были грубоватыми, незатейливыми. Но позднее мастера научились придавать им форму, расписывать. В старину люди носили ложки в особых футлярах или за поясом. Без своей ложки в гости не ходили. Даже Петр 1, идя в гости, приказывал брать с собой ложку. Он ел деревянной ложкой, украшенной слоновой костью.

Учитель: А кто умеет варить щи? Сейчас мы это и проверим.

Работа в группах. На столе у каждой группы лежат карточки с названиями продуктов, которые необходимы для приготовления щей.

Задание: расположить продукты в том порядке, в каком нужно для приготовления щей.

Задание: с 16 № 34 (рабочая тетрадь)

Работа в группах.

– Прочитайте текст. Проанализируйте его и сделайте вывод: как питались летом крестьянские семьи двести лет назад?

В пост:

         5 час. утра – чай с хлебом,

9 час. утра – то же,

12 час. дня – редька с квасом; иногда рыба, хлеб,

5 час. вечера – чай с хлебом,

9 час. вечера – остатки обеда,

В мясоед:

         5 час. утра – чай, молоко, калачи (хлеб),

9 час. утра – то же,

12 час. дня – щи, молоко, черный хлеб, квас,

5 час. вечера – чай, молоко, калачи (хлеб),

9 час. вечера – остатки обеда.

Вывод: каждая группа делает свой вывод

3. Итог урока.

Учитель - Чтобы подвести итог нашему разговору, давайте попробуем накрыть стол как в старые русские времена. Блюда должны соответствовать русской кухне. У каждой группы должен получиться свой особенный стол. (На каждом столе карточки с названиями блюд, на обратной стороне – описание блюда.)

Учитель – Как вы думаете, одинаково ли питались простые крестьяне и богатые люди?

4. Домашнее задание:

Дома прочитаете о том, как проходили пиры на Руси стр.

Составить рассказ о блюдах мам и бабушек.

Оформить книгу рецептов домашней русской кухни (по желанию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Русские народные праздники в Древней Руси".

Цель урока: приобщить детей к традициям народных праздников. Играя, дети знакомятся с русскими обрядовыми праздниками - Масленицей, Пасхой, Рождеством....

Урок по Окружающему миру "Русская трапеза" для 3 класса

На данном уроке учащиеся работаю в группах с различными видами информации: энциклопедиями, электронными словарями, презентациями, проводят анализ картин русских художников, дают характеристику блюд, с...

«Большое путешествие Маши по сказочному лесу» (интегрированный урок по окружающему миру, русскому языку и математике)

Цели и задачи урока:закрепить умения детей работать с деформированным предложением, выделять грамматическую основу предложения;отрабатывать изученные приемы устных вычислений, умение решать текстовые ...

Уроки по окружающему миру, русскому языку, технологии в начальной школе

Конспекты уроков по окружающему миру во 2, 3 классах, конспект технологии во 2 классе, конспект урока по русскому языку в 3 классе...

Открытый урок по окружающему миру "Русская трапеза"

Видео открытого урока https://disk.yandex.ru/i/JhuayfKeFs353wВидео самоанализа https://youtu.be/kQVaTqQBn74Презентации к уроку https://disk.yandex.ru/d/aB128nPe2up69A?w=1Предмет: Окружа...

Материалы для создания проблемных ситуаций на уроках математики, окружающего мира, русского языка в начальной школе.

Справиться с проблемой позволяет только действие. Нужно решить её. Примеры проблемных ситуаций для применения на разных уроках в начальной школе....