Урок окружающего мира: Зона Арктических пустынь.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Красюкова Людмила Ивановна

Урок окружающего мира 4 класс, УМК  "Школа России", А. Плешаков по теме: Зона Арктических пустынь.

Представлен конспект урока.

Цель урока: познакомить детей с зоной Арктических пустынь, географическим положением, климатом, растительным и животным миром этой зоны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего  мира в 4 классе, автор А.А. Плешаков, УМК «Школа России».

Учитель начальных классов Красюкова Людмила Ивановна

 МОУ Топчихинская  средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева

Тип урока: получения новых знаний

Тема урока: «Зона Арктических пустынь» (слайд № 1)

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с зоной Арктических пустынь

Задачи урока:

  1. сформировать представление о   местонахождении зоны Арктических пустынь, климате, животном и растительном мире.
  2. развивать познавательную активность детей, работать над развитием речи
  3. формировать умение работать по карте, анализировать, проводить обобщения, делать выводы
  4. создать условия для организации самостоятельной работы младших школьников в малых группах;
  5. воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
  6. способствовать воспитанию качеств  творчески думающей личности, воспитанию коммуникативной культуры;

Оборудование:

* карта «Природные зоны России»; слайды, картины, фо тографии с изображением изучаемых объектов; раздаточный материал.

Ход урока:

Этапы урока

Методы

Приёмы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат

1.

Организационный момент.

Метод стимулирования.

Эмоциональный настрой.

- Где-то на белом свете (слайд № 2)

Там, где всегда мороз,

Трутся спиной медведи

О земную ось.

Мимо плывут столетья,

Спят подо льдом моря.

Трутся об ось медведи -

Вертится Земля.

Мы отправляемся с вами туда,

Где царство холода, снега и льда!

-   Мы путешествовали по нашей стране с востока на запад и наоборот. А сегодня изменим наш маршрут - возьмем направление с севера на  юг по природным зонам России. Наша научная экспедиция отправ ляется за Полярный круг, в зону арктических пустынь.

 (слайд № 3)

Дети открывают атласы.

2.

Проверка знаний и умений.

Фронтальный и индивидуальный  опрос.

Устный опрос ранее изученного материала.

- Покажите на карте известные вам равнины России. (Слайд № 4)

- Покажите на карте горы нашей страны.

Игра «Я знаю названия рек»

-    Покажите на карте и назовите реки, несущие воды в моря Северного Ледовитого океана

Конкурс сочинений: «Какой я представляю себе Россию, глядя на карту»

На первом этапе выбирается лучшее сочинение в группе (класс делится на три группы по рядам), на втором этапе из трех сочинений выбирается лучшее в классе.

-А сейчас, каждый самостоятельно выполнит задание. Я предлагаю тест.  (Приложение 1)

Работа в группах: дети зачитывают свои сочинения.

Работа с тестами.

Применяют знания, полученные на прошлом уроке: правильно стоять у доски при работе с картой.

3.

Подготовка к  усвоению нового материала.

Наглядный, репродуктивный,

метод контроля и

самоконтроля.

Метод сравнения, анализа, обобщения.

-    К бескрайним просторам  (слайд № 5) Северного Ледовитого океана, к его остро вам наш путь. Членами нашей экспедиции являются географы, бо таники и зоологи.

-    Мы знаем, что это царство холода, снега и льда. Какую одежду мы выберем для членов экспедиции?

-    Найдите на карте природных зон зону арктических пустынь, на зовите острова, которые относятся к этой зоне.  (слайд № 6)

-    Нашей экспедиции сегодня предстоит выяснить: Почему здесь такие суровые условия? (задача для географов); Какие растения встреча ются в этой зоне? (задача для ботаников); Какие животные населяют арктическую пустыню? (задача для зоологов).

Каждая группа получает раздаточный материал и карточку-помогайку.

Класс делится на три группы: географы, ботаники, зоологи. Работа ведется в группах. Каждой группе дается раздаточный материал, в наборе карточки с различными видами одежды.

Дети выбирают: меховые костюмы, унты, меховые шапки, варежки и шерстяные маски, закрывающие лицо.

-(Острова: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и ост ров Врангеля.)

(При ответе используется атлас или карты в учебнике на с. 77 и 64,65. Острова показываются на классной карте.)

Вывод: человек живущий в зоне арктических пустынь должен носить теплую меховую одежду.

4.

Изучение нового материала. Практическая работа.

Исследовательский Наглядный метод.

Беседа, обсуждение в группах.

- Раздаточный материал для географов Картины «Северное сияние» и «Ледяная пустыня». 

Схема:

Рекомендации - см. учебник, с. 78, 79.

- Раздаточный материал для ботаников

Карточки с изображением растений: мхи, полярный мак, лишайник, голубика, брусника, морошка, планктонные растения (водоросли).

Рекомендации -см. учебник на с. 79, 80, 81.

Раздаточный материал для зоологов (слайд № 15- 20)

Карточки с изображением птиц и животных: чайки, кайры, гагарки, тупики, белый медведь, тюлень, сайка, рачки, морж, северный олень, кулик, заяц, пингвин.

Рекомендации - см. учебник на с. 79-82.

-   В водах северных морей, где проходят теплые течения, обитает ве ликолепное животное - гренландский кит (показ фотографии).

-   Итак, все научные группы хорошо поработали. Можем ли мы на звать арктическую зону пустынной?

-- Дети вставляют пропущенные слова и озвучивают рассказ, сопрово ждая показом схем и картин.

(Приложение № 2)

(Слайд № 7 -9)

-В Арктике совсем не пусто. Там, несмотря на суровые условия, растут растения, живут жи вотные и птицы и далее выращивают своих детенышей.

Дети работают в группах, показывают на карте и отмечают  территорию арктических пустынь на контурной карте.

Вывод: чтение стр.78 - 82 в учебнике.

5.

Физминутка.

--Топай, Мишка, Хлопай, Мишка, Приседай со мной, братишка. Руки вверх, вперед и вниз. Улыбайся и садись.

6.

Продолжение изучения нового материала.

Исследовательский, наглядный методы.

Беседа, обсуждение.

-Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда при влекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции (показ слайда № 21- 22). Проложен Северный морской путь, так идут караваны судов. Люди занимаются рыболовством, охотой. Но не всегда это делают разумно. В настоящее время природе Арктики нанесен огромный ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, они внесены в Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей этой зо ны, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную лов лю, создали заповедники.

-   Об арктическом заповеднике «Остров Врангеля» нам расскажет ваш одноклассник.

-   Если вас заинтересовал этот необычный заповедник, и вы хотите знать о нем больше, материал можете найти в книге: Заповедны ми тропами / Под ред. Т.А. Адольф, М.И. Давыдовой. - М.: Про свещение, 1988.

- Рассказ сопровождается показом рисунков, фотографий.

-1-й ученик: (слайд № 23 – 26)

Этот заповедник расположен на острове Врангеля, он был организован в 1976 году. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделенные долинами. Весной на юном побережье можно встретить редкую птицу - розовую чайку. Прирожденные кочевники по лярных льдов выводят здесь свое потомство. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики - овцебык, завезенный в запо ведник из Америки. Остров Врангеля - единственное место, где гнездятся белые гуси.

Практическая  работа.

7.

Работа в рабочей тетради.

Вывод:

Исследовательский метод. Частично – поисковый, наглядный.

Работа в группах, обсуждение.

- .  Работа в рабочей тетради. С. 24, № 1

- С. 26, № 5

-   Прочитайте.

-   Рассмотрите знаки.

-   Какие экологические проблемы выражены этими знаками-рисунками.

-   Назовите экологическую проблему, выраженную на первом рисун ке.

-   Запишите в тетради.

-   Назовите экологическую проблему, выраженную на втором рисун ке.

-   Запишите в тетради.

-   Назовите экологическую проблему, выраженную на третьем рисун ке.

-   Запишите в тетради. С. 26, № 6

-   Прочитайте.

-   В середине тетради найдите плакат «Красная книга России».

-   Найдите на нем редких животных Арктики. Подпишите их назва ния. (Белый медведь, морж.)

- Дети работают в тетрадях. Читают вопросы, обсуждают и записывают ответы.

-(С различных судов в воду попадают вредные вещества, мусор.)

-(Неумеренный отлов рыбы, хищнический, не заботясь об охране рыбных богатств)

-(Неумеренная охота привела к тому, что белые медведи и мор жи стали редкими)

Обсуждают, делают выводы и записывают.

Умение работать в группах, слушать товарища, высказывать свои мнения.

8.

Закрепление знаний.

Вывод:

Частично – поиско-

вый, метод контроля  и самоконтроля.

Фронтальный опрос.

- Назовите цепи питания.

- Почему у птиц такой клюв?

- Почему именно такая существует связь?  

- Действительно,  из-за суровых природных условий растительность бед ная, непригодная для пищи, птицы и животные находят корм в море. Птицы устраивают свои гнезда прямо на камнях.

- водоросли -» рачки -» рыбы —> птицы; водоросли -> рачки —> рыбы —> тюлени; рыбы —> тюлени -> белые медведи.

-- У птиц для ловли рыбы приспособлен клюв, и они имеют обте каемую форму.

- Такая связь существует, потому что можно составить цепь пи тания:

водоросли —> рачки —> рыбы —> белые медведи.

Дети составляют цепь питания.

9.

Рефлексия.

Стимулирования.

- Что нового узнали?

- Чему научились?

-Над чем нужно поработать?

Вывод.

11.

Домашнее задание.

Исследовательский метод. Частично – поисковый.

- Дома вы еще поработаете с картой и приготовите сообщение:

1 группа – географическое положение зоны арктических пустынь

2 группа – животный мир зоны

3 группа – растительный мир

( индивидуальное задание для каждой группы)

Приложение № 1.

Тест «Моря, озера и реки России» .

1.   Самое большое по площади озеро России - это ...

а)   Онежское;

б)   Байкал;

в)  Каспийское.

2.   Река, впадающая в Каспийское море, - это ...

а)   Дон;

б)  Волга;

в)   Кама.

3.   Река,  соединяющая озеро Байкал с Северным Ледовитым океаном, -это ...

а)   Енисей;

б)  Обь;

в)   Лена.

4.   Самая длинная река России - это ...

а)   Волга;

б)  Лена;

в)   Обь;

г)   Енисей.

5.   Море Атлантического океана на территории России - это ...

а)   Японское море;

б)  Балтийское море;

в)   Черное море.

6.   Какие озера в народе называют «Онего-батюшко и Ладога-матушка»?

а)   Аральское и Каспийское моря;

б)  Ладожское и Онежское озера.

7.   В Список Всемирного наследия внесено ...

а)   Белое море;

б)  озеро Байкал

Приложение № 2

Карточка-помогайка:

Арктика - это огромное пространство ...(Северного Ледовитого) океана, с ...(морями) и ...(островами). Солнце направляет на это про странство ...(косые) лучи. Оно ...(светит), но не ...(греет). Зимой в Арктике ...(полярная ночь). Темноту освещают: луна, звезды и ...(Северное сияние). Дуют ...(ветры), бушует ...(пурга). Температура опускается до ...(минус шестидесяти) градусов. Летом в Арктике ...(полярный день), но ...(тепла) тоже нет. Это зависит от географиче ского ...(положения) арктической зоны. Температура лишь на .. .(несколько градусов) выше .. .(нуля).

Карточка-помогайка:

На островах прямо на голых ...(камнях) встречаются ...(лишайники), они очень ...(малы). Также приспособились к жизни на камнях ...(мхи) и ...(полярные маки). В толще воды, не покрытой ...(льдом), большое количество .. .(планктонныхрастений водорослей).

Карточка-помогайка:

Животных арктической зоны кормит ...(.норе). Морскими водорос лями питаются ...(рачки), а ими - ...(рыбы). Основная пища птиц и жи вотных - это ...(рыба). На скалистых берегах собираются ...(чайки),

...(кайры) и ...(гагарки), здесь они выводят ...(потомство). Птиц с не обычными клювами называют ...(тупики). Все звери - прекрасные ...(пловцы). От холода их защищает ...(слой жира). Это ...(моржи) и ...(тюлени). На тюленей охотятся ...(белые медведи). У них длинная густая шерсть ...(белого) цвета и ...(широкие) лапы, чтобы удобнее бы ло .. .(передвигаться по льду и снегу).