Разработка урока по окружающему миру.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Тема урока: "Леса России" по программе Плешакова. К этому уроку есть классная презентация, но из-за большого обёма она не загружается на сайт. Её можно найти на сайте 1 сентября в разделе "Презентации к уроку".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lesa_rossi1.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Леса России». По курсу «Окружающий мир», 4 класс.
Павлова Татьяна Владимировна, учитель начальных классов
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе
Цели:
сформировать у учащихся представление о лесной зоне;
ознакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом;
познакомить с животным и растительным миром зоны лесов;
развивать познавательную активность учащихся, умение работать с картой, дополни-тельной литературой, компьютером;
воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
учебник «Окружающий мир» 4 класс, рабочая тетрадь,
гербарий,
Красная книга России,
фотографии и картинки с изображением животных и растений,
«Знаки охраны природы»,
видеопроектор.
План урока:
- Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
- Проверка знаний и умений.
- Работа над новой темой.
- Физкультминутка.
- Работа по теме.
- Закрепление.
- Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
Я рада этой новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
В путешествиях можно многое узнать
И друзьям об этом потом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас –
И опять в экспедицию отправляется класс.
А чтобы тему урока узнать,
Загадку нам надо сейчас отгадать.
(Слайд 3. Учитель читает загадку.)
Это дом. Огромный дом.
Места всем хватает в нём.
И бельчонку, и зайчонку,
И зубастому волчонку.
(Дети отгадывают загадку. Слайд 4).
- Молодцы! Тема, которую будет изучать наша экспедиция, - «Леса России» (запи-сать на доске).
- А что мы будем изучать? (Какие в лесу живут звери и птицы, какие там растут растения.)
- В загадке сказано, что лес – это дом. И места всем хватает в нём. Сегодня мы уз-наем, кто в нём живёт и что в нём растёт. Но об этом немного позже. Мы не можем отправиться в новую экспедицию, не закрепив знания, которыми обогатились в предыдущем путешествии.
2. Проверка знаний и умений.
а) Фронтальная работа.
- По какой природной зоне мы путешествовали на прошлом уроке? (Зона тундры.)
- Помогите мне, пожалуйста, отыскать эту природную зону на карте. (Работа с картой.)
- Что интересного вы узнали о природных условиях зоны тундры? Я приглашаю вас побывать на выставке детских работ, которая называется «Тундра глазами де-тей». (Заслушиваются ответы учеников и дополнения авторов рисунков. Дети под-готовили не только рисунки, но и интересные факты о растениях и животных зоны тундры.)
б) Графический диктант.
Условные обозначения: + - да, - - нет.
- Зона тундры расположена южнее арктических пустынь. (+)
- Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохлад-ное лето.(+)
- В тундре зимой только полярная ночь, а летом – только полярный день. (-)
- В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения. (-)
- Главное занятие коренного населения тундры – земледелие. (-)
- Растения тундры низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.(+)
- Лишайник ягель растёт быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища. (-)
- Дикие северные олени обычно живут стадами. (+)
- В тундре добывают нефть и природный газ.(+)
- Тундровый заповедник расположен на Кольском полуострове.(-)
( Ответы: + + - - - + - + + -)
- Работа над новой темой.
(Слайд 5. Звучит музыка.)
- Рассматривая условные обозначения на карте, мы видели, что зона лесов обоз-начена зелёным цветом. Найдите и покажите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?
(Дети делают самостоятельные выводы, работая с картой, что лесная зона нахо-дится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зелёным цветом. Эта при-родная зона – самая большая. В этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, она закрашена тёмно-зелёным цветом, ещё есть смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее, и ещё одна часть – широколиственные леса, зе-лёный цвет ещё светлее.
- Наша экспедиция готова отправиться на изучение природной зоны лесов. Доб-рый вам путь! Вы, наверное, заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более тёмным цветом. Что это? (Это лесотунд-ра.)
- А какую она роль играет? (Это плавный переход к другой природной зоне.)
- На прошлом уроке мы с вами уже заметили, что к югу тундры природные ус-ловия становятся мягче, и появляются карликовые деревья, а лесотундра лежит прямо у линии Северного полярного круга. Мы говорили о том, что одним рас-тениям надо больше тепла, света и влаги, а другим – меньше.
- Как вы думаете, какие деревья будут расти в тайге? Что растёт в смешанных и широколиственных лесах? Кто живёт в лесной зоне?
(Работа в группах.)
Первая группа рассказывает о растительном мире тайги. Информацию для выступлений дети брали в учебнике (стр.103), атлас-определитель «От земли до неба», энциклопедия «Я познаю мир. Растения», детская энциклопедия «Мир леса», демонстрационный материал «Деревья», гербарий.
План выступления первой группы:
- Что называют тайгой?
- Природные условия тайги.
- Этажи леса (Слайд 6.)
- Что общего у всех растений тайги?
- Какие растения растут в тайге? Краткие сведения об этих растениях с ис-пользованием демонстрационного материала.
Вторая группа рассказывает о растительном мире смешанных и широколист-венных лесов. Информация взята из тех же источников.
План выступления второй группы:
- Типы лесов (Слайд 7.)
- Какие леса называют смешанными?
- Какие леса называют широколиственными?
- Какие растения растут в этих лесах? Краткие сведения об этих растениях с использованием демонстрационного материала.
- Растения, занесённые в Красную книгу.
4.Физкультминутка.
- Спасибо вам, ребята за проделанную работу. Прежде, чем мы заслушаем уче-ников из третьей группы, проведём разминку.
Мы разминку начинаем,
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх.
Отдохнёт спина у всех. (Потягивания — руки в стороны и вверх.)
Начинаем приседанья —
Раз, два, три, четыре, пять.
А теперь три раза нужно,
Как лягушки, проскакать. (Приседания — 5 обычных и 3 раза подпрыгнуть в приседе.)
Мы разминку завершаем,
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх.
Отдохнёт спина у всех. (Потягивания — руки в стороны и вверх.)
5.Работа по теме.
Третья группа расскажет о животном мире лесной зоны. Информацию дети находили в учебнике, в атласе-определителе, в энциклопедии «Я познаю мир. Животные», детская энциклопедия «Мир леса», демонстрационный материал «Дикие животные России».
План выступления третьей группы:
- Кто живёт в лесу? (Слайд 8.)
- Краткие сведения о представителях животного мира лесной зоны с исполь-зованием демонстрационного материала.
- Животные, которые занесены в Красную книгу.
Работа в рабочей тетради.
Задание №1 с. 31. Запишите названия лесных растений, которые вы смогли определить. (Проверка)
Задание №2 с. 31. Используя текст учебника, заполните таблицу. (работа в парах)
Задание №3 с.31. Узнайте хвойные деревья по рисункам веточек и шишкам. Пронумеруйте рисунки. (Взаимопроверка по учебнику или атласу-определите-лю.)
- Закрепление.
(Слайд 9,10. Учитель читает стихотворение С. Никулина «Русский лес»).
– Ребята, от каждого из нас зависит, будет ли жить на Земле такое разно-образие растений и животных, потому что каждый из нас является частью одного общего дома, одной семьи, имя которой ПРИРОДА. Каждый из вас дол-жен был дома придумать и нарисовать «Знак охраны природы».
(Дети показывают знак и объясняют его).
- Какой же лес без гомона птиц? (диск «Голоса птиц»)
- Чьи голоса вы узнали?
- Используя учебник, запишите на доске цепи питания, характерные для леса.
(Два ученика работают у доски. Проверка.)
- Наша экспедиция сегодня завершает свою работу, но изучение зоны лесов вы продолжите на следующем уроке. (Слайд 11, 12.) Вам предстоит узнать ка-кую огромную роль играет лес в жизни человека, и какие проблемы леса возни-кают по вине человека.
- Подведение итогов урока.
- Какие леса входят в зону лесов?
(Слайд 13.) Дети делают вывод о необходимости бережного отношения к лесу, к природе в целом.
Выставление оценок.
Домашнее задание. С. 98-105 читать, ответить на вопросы. В рабочей тетради с. 32-34.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по Окружающему миру "ПОЖАР"
Урок по теме "Пожар" с сопутствующей темой интегрированного курса ОБЖ "Друг огонь нам или враг?" позволяет уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности, расширить и уточнить знания детей о п...
методическая разработка урока по окружающему миру " Путешествие в космос"
Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс. Можно использовать и как внеклассное мероприятие ко дню космонавтики...
Разработка урока по окружающему миру на тему "Динозавры: назад в прошлое, предсказывая будущее."
Цели урока:Образовательные- формировать представления детей о далеком прошлом Земли;- пополнить знания у...
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
Разработка урока по окружающему миру по учебнику Окружающий мир А.А.Плешакова на тему: Будь природе другом 2 класс
Тема: Будь природе другомЦели:получение основ экологических знаний;расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;р...
разработка урока по окружающему миру. Тема урока: «Природа в классе». «Перспектива»
Цель урока: : познакомить учащихся с наиболее распространенными комнатными растениями; учить распознавать комнатные растения в классе....
Методическая разработка урока по окружающему миру "Весна в мире насекомых"
Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.Сегодня нам предс...