Урок окружающего мира в 1 классе (1-4). Автор программы: А.А. Плешаков. Тема: Где зимуют птицы?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Чаадаева Ольга Валерьевна

Урок окружающего мира в 1 классе по программе А.А. Плешакова на тему «Где зимуют птицы?».
 Урок обобщения и сообщения новых знаний построен в форме урока-конкурса. Для достижения обучающей цели урока использованы игровые приемы, проблемный и эвристический методы, наглядные и звуковые средства обучения. Содержание урока значительно расширяет программный материал. Форма изложения нового материала и обобщение знаний детей способствуют успешному усвоению материала учениками. Урок имеет большой воспитательный потенциал, связан с проблемой экологического воспитания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_i_obzh_1_kl..doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   Урок окружающего мира в 1 классе (1-4).

                Автор программы: А.А. Плешаков

         Тема: Где зимуют птицы?

             

                             

Цели: - расширить знания детей о птицах;

           - закрепление знаний о перелетных и зимующих птицах в родных краях;

           - развивать наблюдательность, воображение, речь, память;

           - воспитывать заботливое отношение к птицам, любовь к живой природе;  

             ответственность.

Оборудование: - магнитофон, телевизор, DVD ;

- аудиозаписи: 1 фрагмент- зима, вьюга; 2 фрагмент- лето, голоса птиц; 3 фрагмент- голоса птиц: воробьи, ворона, журавли, синицы, соловей, петух.;

- репродукции картин: М.А. Врубель «Царевна Лебедь», А.К. Саврасов «Грачи прилетели», «Дворик. Зима.»;

- глобус;

- картинки птиц: петух, гусь, воробей; ворона, дятел, сорока, сова, галка, синица, поползень, голубь; ласточка, соловей, скворец, кукушка, журавли, грач, жаворонок, дрозд;

- маленькие кольца, которые одевают на лапки птицам;

-книги, справочники, энциклопедии;

- кормушка;

- плакат «В зимнем парке»;

- расписные деревянные изделия.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Оздоровительная минутка «Ветер» С.Есенин (дети выполняют упражнения).

Осторожно ветер                            Пожурил за что-то

За калитку вышел,                          Воробьев знакомых.

Постучал в окошко,                        И, расправив гордо

Пробежал по крыше,                      Молодые крылья,

Покачал тихонько                           Полетел куда-то

Ветками черемух,                           Вперемешку с пылью.    

                                                                   

II. Постановка темы,  цели урока.

Прослушивание фрагментов аудиозаписей (дети  слушают с закрытыми глазами):

1фрагмент - зима, зимний ветер, вьюга;

2фрагмент – лето, голоса птиц.

Беседа по прослушанному:

-Что услышали и представили по 1 фрагменту?

-А что прозвучало во 2 фрагменте?

- Кто догадался, о ком  и о чем будем сегодня говорить на уроке?

Ответы детей.

-Попробуем разобраться- почему птицы не так голосисто поют зимой, где они зимуют и вспомним-  как же им помочь?

III. Актуализация знаний.

а)Рассказ учителя.

        С давних времен человека окружают разные животные: рыбы, птицы, звери, насекомые. Они помогают нам в работе, кормят нас, одевают, защищают. И люди благодарны им за это. Они тоже помогают  животным выжить в трудное для них зимнее время.

        Сегодня мы говорим про птиц. Кто такие птицы? ( Это животные, тело которых покрыто перьями.) Птиц на земле очень- очень много- около 9 тыс. видов.

        Есть очень большие птицы, выше человека, и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы (колибри). Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать. Одни птицы живут в лесу, другие в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие- только на берегу моря. Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнездах они выводят потомство. И птенцы тоже бывают разные.

        И где бы человек не находился, его постоянно окружают птицы. Народные художники любили изображать птиц на картинах.

Показ репродукций картин.

        Птицы- гонцы весны. В народных сказках- птица символ света, радости, счастья. Сказочные птицы- Жар- Птица, Царевна- Лебедь, Финист- ясный сокол очень красивые, умные, добрые персонажи.

        Изображения птиц встречается в росписях на посуде, деревянных  изделиях  (разделочные доски, прялки, санки, скамейки), в вышивках, кружевах и даже на пряниках, которые пекут к встрече птиц весной.

Показ деревянных изделий.

б) Учитель загадывает загадки: (картинки птиц)

1.В деревне есть часы такие,               2.Мальчишка в сером армячишке

   Не мертвые, а живые                            По дворам шныряет,

   Ходят без завода,                                  Крохи подбирает.

   Они птичьего рода.  (Петух.)                                                            (Воробей.)

3.Красные лапки,

   Длинная шея,

   Щиплет за пятки,

   Беги без оглядки.   (Гусь.)

-Ребята, среди этих птиц есть одна «лишняя»? Какая?

Ответы детей.(Воробей, т.к. петух и гусь- домашние птицы.)

- Сегодня мы поговорим о птицах, которых встречаем в природе.

IV. Работа по теме урока.

Разделимся на две команды и поучаствуем в конкурсах.

1 команда - «Соловьи». 

2 команда - «Синицы».

1. Конкурс «Знатоки птиц».

Загадки- описания птиц 1 команды :

1.Криком «Карр!» нам докучает           Из сухих опавших веток

   Птица эта круглый год,-                      На березе вьет жилье,

   И когда мороз крепчает,                     Что- как шапка…

   И когда весна идет.                              Кто же это?  (Звать вороною ее.)

2.Я весь день ловлю жучков                                       3.  В лесу под щебет, звон и свист,

   Уплетаю червячков.                                                       Стучит лесной телеграфист:

   В теплый край я не летаю,                                            «Здорово, дрозд- приятель!»

   Здесь, под крышей обитаю.                                           И ставит подпись…

   Чик- чирик! Не робей! Я  бывалый…(Воробей.)                                           (Дятел.)

4.Птица эта- пестровата:                                             5. И в лесу, заметьте, дети

   За ворону бы сошла,-                                                    Есть ночные сторожа.

   С тем отличием, ребята,                                               Сторожей боятся этих

   Что с боков она бела.                                                    Мыши, прячутся дрожа!

   И трещит с самого утра:                                               Очень уж суровы

   «Пора! Пора!» А что- пора?                                        Филины и …   (Совы.)

   Такая с ней морока, когда трещит…(Сорока.)

- Ребята, а кто догадался, что для этих птиц общее?  

Ответы детей.(Они никуда не улетают, а круглый год живут у нас.)

- Этих птиц называют оседлыми. А каких птиц, зимующих у нас, вы знаете?

Ответы детей.(Галки, синицы, поползни, голуби.)

Учитель вывешивает карточки с изображением оседлых птиц на доску.

Вывод :

- Кто запомнил, как называют этих птиц? (Оседлые.)

-Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все- таки тяжело им зимой. Из 10, может быть, 1-2 доживают до весны!

- Как можно помочь птицам зимой?

Ответы детей.

Учитель напоминает о правилах техники безопасности в зимнее время.

Обратить внимание детей на плакат и кормушку в классе. 

- Очень наблюдательные ребята с родителями к нашему уроку  сфотографировали  оседлых птиц  и сделали выставку и фильм.

Выставка фотографий «Птицы зимой.»

Просмотр фильма. 

Физминутка.

Руки подняли и покачали-                  В стороны руки, плавно помашем-

Это деревья в лесу.                               Это к нам птицы летят.

Руки согнули, кисти встряхнули-       Как они сядут, тоже покажем-

         Ветер сбивает росу.                              Крылья сложим назад.

V.Продолжение работы по теме урока:

- Конкурс  знатоков птиц продолжается!

Загадки- описания птиц 2 команды :

1.Угадайте, что за птичка-                     2.Кто без нот и без свирели

   Темненькая невеличка                           Лучше всех выводит трели,

   Беленькая с живота,                               Голосистее, нежней?

   Хвост раздвинут в два хвоста.              Кто же это?

                                          (Ласточка.)                             (Соловей.)

3.Нам в хозяйстве помогает                   4.Встали бра на ходули,

   И охотно заселяет                                   Ищут корма по пути.

   Деревянный свой дворец                       На бегу ли, на ходу ли

   Темно- розовый…                                  Им с ходулей не сойти.

                                   (Скворец.)                                          (Журавли.)

5.Что за весенняя черная птица                    6.Еще в низинах снег и лед,

   Любит за плугом ходить и кормиться?        Но небеса весенние,

   Что за весенняя черная птица                       И он летает и поет,

   Прямо на трактор  чуть не садится?             Блистая оперением.

                                     (Грач.)                           Гнездо свое он в поле вьет,

                                                                             Где тянуться растения,

                                                                             Его и песни, и полет

                                                                             Вошли в стихотворения.

                                                                                                           (Жаворонок.)

- Птицы- непоседы! Как они перелетают с дерева на дерево, прыгают с ветки на ветку! Но так ведь умеет и белка или какой- нибудь  другой зверек. А вот улетать на тысячи километров и после снова возвращаться могут только птицы и даже не все птицы!

-Грач, ласточка, соловей, скворец, жаворонок, журавли, дрозды, чижи, стрижи, зяблики, аисты и кукушки- могут!

Учитель вывешивает карточки с изображением перелетных птиц на доску.

Вывод: - Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной снова вернуться в родные места?

Ответы детей.(Перелетные птицы.)

На глобусе  показать перемещение птиц.

-Итак, конкурс «Знатоков птиц» закончился. Команды справились. Молодцы!

2.Конкурс «Почемучка».

Учитель: 

1 вопрос: Почему ласточки улетают в теплые края,

 а дятлы остаются зимовать?

Ответы детей:

- Ласточку легко узнать по длинным острым крыльям и длинному раздвоенному хвосту.  Из соломы, глины и своей слюны ласточки лепят гнезда на домах, сараях, под балконами. Есть ласточки- береговушки, они гнездятся на высоком берегу реки в норках. Ласточки- птицы воздуха и редко садятся на землю. Они неустанно ловят мелких мошек, комаров и мух. В начале августа ласточки собираются в стаи и улетают зимовать в теплые страны, где есть для них корм.

- Дятел- лесной санитар. Упершись в ствол хвостом и зацепившись сильными лапами, дятел долбит дерево крепким клювом, чтобы достать из-под коры насекомых. У дятла длинный и узкий язык, которым он добывает  жучков и гусениц. Зимой дятлы кормятся семенами из шишек сосен и елей. В наших лесах живет несколько видов дятлов: черный, зеленый и пестрый.

Учитель:

2 вопрос:  Эта птица- хорошая труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы и спасает лес от гибели. Что это за птица?

Ответы детей:

-Кукушка. Рано весной из березовой рощи послышится знакомый голос этой перелетной птицы: Ку-ку! Ку-ку! Кукушка зимовала в жаркой Африке и прилетает к нам, чтобы продолжить род. За весну она откладывает более 20 яиц и по одному подбрасывает их в гнезда других птиц.

Учитель:

3 вопрос: -Как же перелетные птицы снова возвращаются в родные места?

Ответы детей:

-  Они находят путь по солнцу, звездам и приметным местам на земле.

Учитель:

- Молодцы!

- Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают в теплые края, где есть для них пища. А раньше люди этого не знали. Они замечали, что некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. И лишь со временем ученые узнали, куда улетают птицы? Как же это удалось ученым?

- Ученым помогли маленькие кольца, которые они одевали на лапки птицам. На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда в других странах ученые встречали таких птиц, они сообщали об этом по данному адресу на кольце. Так ученым удалось узнать, где зимуют перелетные птицы!

Рассматривание колец.

Учитель:

- Ребята, если вы заинтересовались в какие страны улетают зимовать птицы, об этом  всегда можно узнать из книг, энциклопедий про птиц, из Интернета  вместе с родителями.

Выставка книг, справочников, энциклопедий про птиц.

VI. Закрепление.

1.Тест «Третий лишний»- карточки  по вариантам.

а) ласточка               б) скворец

    зяблик                       поползень

    дятел                         журавль

Самопроверка.

На доску вывешиваются карточки с ответами.

2. Викторина «Отгадай птицу по голосу».

Прослушивание фрагментов аудиозаписей с голосами птиц: воробьи, ворона, журавли, синицы, соловей, голуби.

Ответы детей.

- Молодцы!

6. Итог урока.

Обобщение.

Дети рассказывают стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой!»

1.Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

2.Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима!

3.Сколько гибнет их- не счесть,

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть 

И для птиц тепло.

4.Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

5.Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Учитель:

 - Спасибо!

Заключительное слово:

- Птицы, как и цветы, принадлежат к творениям природы, которые словно существуют для того, чтобы дарить людям радость. И мы должны эту радость сохранить! Зимой птицам тяжело и мы будем помогать им, чтобы  услышать их голосистое пение. Сегодня мы узнали много интересного из жизни птиц.

- Итак, где же зимуют птицы?

Ответы детей.

(Перелетные птицы улетают в теплые края, оседлые зимуют в нашем краю.)

Учитель:

- Команды справились с заданиями на уроке. Молодцы!

Поощрительные призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Перспектива", автор А.А. Плешаков, М. Ю. Новицкая.

Тематическое планирование по окружающему миру. 2 класс. УМК "Перспектива", в тематическом планировании отражены УУД по разделам. Тематическое планирование состалено на основе авторской программы, прим...

Урок окружающего мира 3 класс "Золотое кольцо России" презентация Школа России Плешаков А.А.

Презентация составлена на основе конспекта урока из методички Т.Ю. Целоусова, Т.В. Максимова "Поурочные разработки по курсу окружающий мир". Урок проводится в 4 четверти по теме "Путешествие по города...

Конспект урока окружающего мира 3 класс (автор А.А.Плешаков) "Организм человека"

Цель урока: познакомить детей с организмом  и  органами человека, органами чувств и их значением для человека, учить  беречь органы чувств. Задачи урока:Обучающие: - познакомить уч...

Урок окружающего мира. 3 класс («Школа 2100»). Авторы учебника: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. Тема: Пернатые изобретатели.

Урок окружающего мира по теме «Пернатые изобретатели» в 3 классе занимает последнее место в изучении классов и видов животных. Это первый урок при изучении птиц. Следующий урок должен быть посвящен и...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 1 КЛАСС Наши родственники по программе "Планета знаний"

Данный урок предназначен для обучающихся 1 класса, по программе ;Планета знаний" Данная методическая разработка, поможет обучающимся, используя знания, полученные на уроках проявить себя. На уроке де...

Конспект урока окружающего мира 3 класс "Государственный бюджет" по программе "Школа России"

Конспект урока окружающего мира 3 класс "Государственный бюджет" по программе "Школа России"...