Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Кровь" система Л. В, Занкова
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

 Кначукова Гузель Ринатовна

В данном конспекте урока подробно описан ход урока. В ходе исследования ученики получают сложный материал в доступной форме.  Презентация составлена по материалу учебника Н.Я.Дмитриевой и А. Н, Козлова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt__uroka_okr_mir__krov_4_klass.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока по  окружающему  миру в 4 классе.

Тема:  «Кровь, её значение, состав и свойства».

Цель:   - познакомить со значением, свойствами и  составом крови, а так же с кровеносными сосудами;

            - развивать умение общаться, слушая друг друга; высказывать свою точку зрения, делать                    

                 предположения и вытекающие из них  выводы;

            - познакомить с простейшими способами оказания первой медицинской помощи при кровопотерях.

Оборудование: мультимедийное   оборудование,  микроскопы,  капля  крови, йод,  лейкопластырь, вата, бинт.

Наглядные пособия:  таблица:  «Кровеносные  сосуды»,   капелька  крови человека, сказочная капелька –      

                                        рисунок;   иллюстрации, отражающие  свойства  крови.

Ход:     I. Организационный момент.

  1. Основная  часть.

              Ребята,   закройте глаза и представьте себе, что вы попали в средневековье.  Ночь. Кладбище.  Люди в чёрном раскапывают могилу. Как вы думаете, кто  эти люди и что они делают на кладбище?

       Эти люди учёные. Ещё  в  средние века люди интересовались изучением организма человека. Но религия не  разрешала заниматься наукой  и  поэтому учёные изучали  организм   человека в тайне от  церкви.

   Сегодня на  уроке  нам  предстоит заняться  исследовательской  деятельностью, будем учиться  наблюдать,  делать выводы  и узнаем  много  интересного  об   организме человека и остановимся на  изучении крови, её значении и свойствах. А поможет  нам в этом капелька крови  ( на доске  открывается  изображение сказочной  улыбающейся   капельки).

Я вижу, что капелька приготовила вам вопросы, прочитайте их и ответьте:

         а) При порезе вы потеряли несколько капель крови. Что  может произойти?

        б)  Человек серьезно поранили,  из раны сильно  течёт кровь.  Что может произойти?  Почему?  

 Два ученика  поочерёдно  выходят к доске, читают  вопросы капельки, отвечают на них.

                Да, ребята, ещё в незапамятные времена люди      неоднократно наблюдали, что раненое животное или человек,  потерявшие много крови – умирали.  Жизнь покидала их вместе с вытекающей кровью.  Эти  наблюдения приводили к мысли, что именно  в крови заключается жизненная  сила.  Но  все свойства крови оставались для людей загадкой. И только в 1628 году английский учёный врач Вильям Гарвей открыл пути,  по которым движется кровь

Проведём опыт. Поднимите одну руку вверх, а вторую опустите вниз. Ждём полминуты. А теперь сравните руки.   Что произошло? (одна рука побледнела, а другая покраснела)

      -Что это  доказывает? (что кровь движется ). Мы доказали  движение крови.

      - Посмотрите  на  запястья  рук, что вы  видите?

     -  Это кровеносные сосуды.

       - Все ли сосуды одинаковые? (Разные:  есть толстые и тонкие.)

Открывается таблица  «Кровеносные сосуды». 

Наше  тело пронизано густой сетью кровеносных сосудов.  Они  проложены по всему организм , как водопроводные трубы проложены по  всему дому.  Одни широкие и плотные.   Это  вены и артерии.  Другие настолько  узкие. Что через них не пропустить и  волоса.   Это капилляры.

 Кровеносные  сосуды – это дорога жизни.     Протяжённость её  в организме, включая  разветвлённую сеть капилляров, составляет 100 000км.

      Как  вода обегает по трубам весь дом и попадает в каждую квартиру, так и кровь по широким и узким  сосудам пробегает по всему телу.  За  26 секунд кровь успевает обежать весь организм.

–А  какого цвета  кровь?  (Она  красная).

  Наша капелька  оказалась под микроскопом.  Рассмотрите эту капельку и расскажите, что вы  видите? Учащиеся рассматривают  под микроскопом  кровь.  (Микроскоп  у каждого на столе).  Дети высказываются, что они увидели.

    Открывается  слайд   «Кровь под микроскопом».

Вы увидели   прозрачную желтоватую жидкость с красными шариками.

 - Значит,  что такое  кровь?

Вывод:     Кровь – это прозрачная жидкость с мелкими красными шариками.

  Жёлтая жидкость – это  плазма, а красные шарики – это   эритроциты.

Их так много в капле, что кровь кажется красного цвета.

Какую же функцию выполняют эритроциты.

  -  Из чего состоит наше тело?  (из клеток)

  -Что необходимо всем живым клеткам?  ( питание и кислород)

 - Эту функцию выполняют  эритроциты.  Это  клеточки-почтальоны, которые разносят по всему организму кислород.

  - А, где они берут кислород?  ( В лёгких)  А  из организма  удаляют углекислый газ. 

  -  Какую же функцию выполняет  кровь?

Вывод:  1 функция крови: - перенос кислорода к клеткам и удаление  углекислого газа.  Эту    функцию  называют  ещё  дыхательной.

  ( на доске начинаем строить  схему:   Свойства  крови.

Физминутка.

Разогреем кровь:  4 –наклона в сторону

4 – вперёд, 4 приседания.

                                          Обогатим  кровь  кислородом:

      Глубокий вдох и медленный  выдох  3 раза.  

  1.    В  крови плавают  так же  белые  шарики – лейкоциты.

 -  А почему  под микроскопом мы их не увидели?  (они прозрачные и бесцветные, хоть и крупнее эритроцитов)

  - Какую же роль  они  выполняют?    Представьте, вы посадили занозу. Что происходит , если долго её не удалять из раны? ( она начинает гноиться)   Эта  работа лейкоцитов. Прочитайте о роли лейкоцитов  в  учебнике на странице 35.

(  самостоятельная  работа с учебником)

-Какую же  функцию  играют  лейкоциты в крови?

Вывод:    Защита   организма  от микробов.

  1. Наша кровь имеет ещё одно свойство.

Представьте:  вы  чуть- чуть порезали палец.  Что произойдёт? ( кровь сама остановится).

- Да , если порез небольшой. То кровь   сворачивается  и  кровотечение  останавливается.  За  свёртываемость отвечают  кровяные пластинки  тромбоциты. 

Их под микроскопом мы увидеть так же не можем. Их число можно определить только лабораторным способом.

Итак:  Из  чего же состоит  кровь:  На  интерактивной доске ребята  подписывают  плазму, эритроциты, в плазме лейкоциты и  тромбоциты).

За что отвечают тромбоциты?

  Значит, 3 свойство крови – свёртываемость.

- Как вы думаете, это важное свойство для организма?  Если кровь не будет сворачиваться, человек может  погибнуть  из-за   потери крови. Врачи не могли бы делать операции.

  К сожалению есть такое  заболевание – гемофилия – несвёртываемость крови, которая плохо поддаётся лечению.  Этим людям нужно беречься  от любых  ран и царапин.  Ведь крови в организме человека немного.  У  взрослого 4,5 литра, а у вас всего 3, 5.  поэтому тромбоциты в крови необходимы.

  Итак: свойства и функции   крови. 

    Свойства и функции  крови

        

Поставщик

питательных веществ (плазма)

Поставщик  кислорода  к  клеткам

(эритроциты)

Свёртываемостькрови

(тромбоциты)

Защита организма

от микробов

(лейкоциты, плазма)

                 Для того чтобы человек  не потерял много крови при ранении , мы должны как можно скорее  оказать ему  первую  помощь. Как  остановить кровь при небольшой ране?  ( Обработать края раны йодом и наложить  повязку)  дети это  демонстрируют.  

                 При артериальном кровотечении  кровь не успевает свернуться,  так  как   это  сильное кровотечение и нам необходимо сначала остановить кровотечение с помощью жгута  или закрутки. А уж затем обработать края раны йодом и наложить стерильную повязку.  Продемонстрировать, как наложить жгут,  или закрутку.

Итог урока:  Итак, ребята, что вы узнали о капельке  крови?  Состав  крови.

                    Капелька  принесла вам  рисунки – загадки.  Угадайте,   какое свойство отражено на  рисунке.

(Поставщик  кислорода (эритроциты), защитник организма от  микробов  (лейкоциты и плазма), свёртываемость крови  (тромбоциты).

  Дом задание стр 32-36  прочитать и выписать в тетрадь  свойства крови и зарисовать каплю крови под микроскопом.

 Оценка  ответов  учащихся.

                     

                     

             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Открытый урок по "Окружающему миру" 2 класс по системе Л.В. Занкова на тему "Цветковые и хвойные растения"

Конспект урока поокружающему мируво 2 классепо теме:«Цветковые и хвойные растения»,  учитель начальных классовПодорога Ульяна Владимировна...

Конспект урока по окружающему миру.1 класс система Занкова

Урок по окружающему миру  в 1 классе по системе Л.В.Занкова" Мы разные по внешнему виду и по возрасту." На уроке дети знакомятся с расами, их особенностями, расселением на земном шаре,воспитание ...

Конспект урока по окружающему миру 1 класс «С песней, шуткой и в игре изучаем ПДД». (УМК "Система Л.В.Занкова")

Данный урок построен в форме Конкурса внимательных и находчивых по правилам дорожного движения....

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

конспект урока по окружающему миру 1 класс по системе Занкова

Урок содержит материал для работы по теме "профессии". Материал расчитан для учащихся 1 класса обучающихся по системе Занкова. Урок дает возможность показать организацию групповой работы в у...