урок окружающего мира "Открытие формы Земли"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Антонова Лариса Станиславовна

 

Цель: поставить задачу на определение формы Земли, организовать работу в группах по выдвижению гипотез о форме Земли, организовать обсуждение гипотез и модельную их проверку, чтение текстов и окончательное решение вопроса о форме Земли, рассматривание глобуса с точки зрения его «модельности» по отношению к Земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx15.08 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока:

 Какую форму имеет Земля?

Прежде люди думали, что Земля – плоский или выпуклый (вроде старинного щита) круг, который держится на подпорках.

Насчет подпорок у различных народов были разные мнения…

Сообщения детей - учащимся нужно было найти материал о том, как представляли в древности форму Земли различные народы.

У нас на Руси в старину можно было услышать такое. Любознательный мальчик спрашивал:

– Дедушка, скажи, на чем Земля стоит?

– На китах, дитятко, – отвечал старик. – На больших-пребольших китах! И как те киты пошевелятся – бывает Земли трясение…

– А на чем же киты, дедушка?

– На воде, дитятко!

– А вода на чем, дедушка?

– На Земле, дитятко!

– А Земля на чем?

– Какой же ты беспонятливый! Ведь сказано тебе, что Земля на китах стоит!

Такой разговор мог продолжаться без конца

В учебнике найдите и прочитайте, как представляли себе Землю вавилоняне.

Чтение детей статьи учебника.

Вывод. Путешествуя по морю, наши предки стали замечать, что, подплывая к берегу сначала можно видеть вершины гор, потом – возвышенности и лишь затем низкие берега. И, наоборот, для наблюдателя с берега казалось, что вдали сначала появляются паруса и лишь затем – нижняя часть корабля. Эти наблюдения подтолкнули древних к мысли, что Земля имеет выпуклую форму. Но какую?

Удивительно не то, что люди долгое время считали Землю плоской, как крышка стола;

удивительно, что разум человека все-таки сумел узнать истинную форму Земли.

Правда, для этого понадобились многие и многие тысячи лет. Очень помогли людям далекие путешествия.

Фернан Магеллан (1470-1521) португальский мореплаватель

 Цель экспедиции Магеллана

Проложить западный путь к Молуккским островам – истинной родине пряностей, опередив португальцев.

20 сентября 1519 года из испанской гавани Севилья отплыла эскадра из пяти маленьких кораблей («Сан-Антонио», «Консепсьон», «Виктория», «Сантьяго», «Тринидад»). Отправились в путешествие 265 матросов и офицеров. Вел испанскую эскадру португалец адмирал Фернан Магеллан. Магеллан поставил себе трудную цель: открыть путь из Атлантического океана в Великий (Тихий – так он его назвал).

Итак, 20 сентября 1519 года флотилия отправилась к Канарским островам,далее на юг – к островам Зеленого Мыса,а затем на юго-запад.

29 ноября корабли достигли Бразилии. Переход через Атлантику прошел без особых приключений, хотя флотилию преследовали бури.Корабли Магеллана двинулись вдоль берега на юг.10 января 1520 года они вошли в устье реки Ла-Платы.

О дальнейшем пути никаких сведений у экспедиции Магеллана не было.

Между этими двумя самыми большими океанами мира преградой лег материк Америки. До Магеллана и другие мореплаватели старались проплыть в новый неизвестный океан, но в течение 20 лет неизменно натыкались на берега Америки. И сложилось мнение, что из Атлантического океана в Великое Южное море проплыть нельзя. Магеллан верил, что через южную оконечность Америки проходит пролив, соединяющий два океана.

         Как был обнаружен проход в Тихий океан? Два из Магеллановых кораблей были прибиты штормом к берегам Южной Америки. Как раз вовремя команда заметила узкую расщелину. Это был тот проход, который они искали. Теперь он называется Магелланов пролив.

Погиб Магеллан 27 апреля 1521 года на Филиппинских островах в нелепой стычке с туземцами, не завершив дела своей жизни.

Только 18 человек и 1 корабль «Виктория» вернулись в Испанию в гавань Севильи 6 сентября 1522 года. Это были первые люди, совершившие кругосветное путешествие, которое продолжалось без двенадцати дней три года.

Испанские купцы остались довольны. Привезенные 26 тонн пряностей с лихвой окупили расходы по экспедиции и стоимость всех пяти кораблей.

Правда, людей вернулось мало, но об этом купцы не горевали: ведь люди не стоили им ни копейки!

Значение экспедиции Магеллана трудно переоценить:

После 20 лет поисков был, наконец, открыт пролив, позже названный именем Магеллана.

Именно Магеллану выпало на долю довести до конца дело, которому посвятил жизнь Христофор Колумб, - проложить западный путь в страны Востока.

Практический результат кругосветного путешествия был ограничен: трудности и опасности плавания не окупались теми выгодами, которые оно могло принести.

Зато его географическое значение было огромно. Путешествие Магеллана навсегда положило конец спорам о форме нашей планеты, на практике доказав ее шарообразность.

Установление огромных размеров Тихого океана опровергло идею существенного преобладания суши над морем, которую разделял еще Христофор Колумб.

До Колумба европейцы не знали о существовании громадного материка Америки; до Магеллана они не догадывались об истинных размерах Тихого океана. А убери с карты Америку и Тихий океан. Велика ли останется Земля? Такой ее и считали до замечательных путешествий Колумба и Магеллана. До путешествия Магеллан думал, что до Молуккских островов ему предстоит не очень далекое плавание, 3000 – 4000 км, считая на современные мерки. А на самом деле это был путь около 18 тысяч километров!

Д.З.: Подготовить сообщение о длительном (кругосветном) морском путешествии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир "Форма Земли" 2 класс

Предмет:  Окружающий мир.Класс: 2УМК: Школа 2100 (автор учебника А.А. Вахрушев)Тема урока:  Форма ЗемлиТип урока:  открытие новых знаний.Цели урока: Систематизация знания учащихся о шар...

Конспект урока и презентация к уроку окружающего мира "Изображение Земли"

Работа для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Урок окружающего мира "У Земли платье зеленое"

Цели: обогощение понятий и представлений учащихся о Матушке Природе; воспитание гуманного, бережного отношения детей к природе, ее богатствам; формирование основ экологической грамотности....

Урок окружающего мира "У Земли платье зеленое"

Цели: обогощение понятий и представлений учащихся о Матушке Природе; воспитание гуманного, бережного отношения детей к природе, ее богатствам; формирование основ экологической грамотности....

Урок окружающего мира "Атмосфера земли. Состав и значение воздуха" во 2 классе по системе Л.В.Занкова

Урок проведен с использованием ЭОР «Модель загрязнения воздуха» сайта «Единая коллекция ЦОР»,  в технологии развития критического мышления в рамках системно-деятельностного подхода. На уроке прос...

Урок окружающего мира "Расы Земли". 4 класс.

Урок окружающего мира "Расы Земли". 4 класс.Цели:познакомить детей с тремя основными человеческими расами и их особенностями.создать представление о том, что единое человечество состоит из людей разны...

Фрагмент урока окруж.мира "Форма Земли" ( с использованием программы ПервоЛого)

Программа ПервоЛого позволяет провести наблюдение за вращением Земли. Смотрите скриншоты страниц альбома. А творческая работа предусматривает рассмотрение модели Земли -глобуса...