Главные вкладки

    Урок окружающего мира в 1 классе по теме:"Как живут растения?"
    методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

    Бакума Светлана Юрьевна

         Урок в 1 классе  по программе А.А.Плешакова «Окружающий мир»  по теме «Как живут растения?» пятый в разделе «Как, откуда и куда?». Материал урока опирается на знания учащихся  по темам: «Что общего у разных растений?», «Природа живая и неживая».

    Тип урока: урок приобретения новых знаний.

      Форма урока: урок-исследование.

      Используемые методы: наглядный, практический

        Выбранная форма урока помогает учащимся  самим пронаблюдать процесс развития растения и выяснить факторы, влияющие на его рост. При подготовке к уроку проводится групповая работа по наблюдению за прорастанием семян фасоли в различных условиях.

    Учитывая возрастные особенности учащихся 1 класса (конкретно: преобладание наглядно-образного мышления) в ходе урока  возможно использование мультимедийного оборудования для демонстрации презентации, созданной  в программе MicrosoftPowerPoint– 2003. В данной презентации учащимся предлагаются  задания по этапам урока и видеоролики  «Вальс цветов»  и «Прорастание семени».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kak_zhivut_rasteniya_1klass.doc69.5 КБ
    Office presentation icon kak_zhivut_rasteniya_1_klass.ppt2.51 МБ

    Предварительный просмотр:

    Учитель: Бакума Светлана Юрьевна

                       МОУ «Поярковская СОШ № 2»

                      Амурская область, Михайловский район

     Предмет:   окружающий мир

    Класс:        1

    Тема:        Как живут растения?

    Цель:

    - познакомить с жизненным циклом растений, условиями, необходимыми для жизни растений;

    - развивать наблюдательность, внимание;

    - воспитывать бережное отношение к природе.

    Тип урока: урок-исследование

    Оборудование:

    1. мультимедиа
    2. стаканчики с результатами опытной работы (6 штук)
    3. памятки «Как ухаживать за комнатными растениями»
    4. комнатное растение, палочка для рыхления почвы, влажная салфетка, лейка (на каждой парте)

    Подготовка к уроку:

    За неделю до проведения урока класс делиться на 3 группы. Каждая группа закладывает опыт и в течение недели наблюдает за  результатами.

    Цель опытов: исследовать, какие условия необходимы для роста растений.

    Группа № 1:

    В два стакана поместили  семена фасоли. В первом стакане семена оставили сухими, а во второй на дно налили немного воды. Оба стакана закрыли стеклом и поставили в теплое место.

    Группа № 2:

    В два стакана поместили семена фасоли. Первый стакан до краёв наполнили водой, а во втором семена лишь смочили. 

    Группа № 3:

    Взяли  два стакана с семенами фасоли. На дно каждого стакана налили немного воды. Стаканы накрыли стёклами. Один стакан поместили в теплое место, а другой – на холод (на подоконник, ближе к стеклу).

    Ход урока:

    1.Организационный момент.

    2.Повторение изученного материала. (слайд2)

    У.: На прошлом уроке  вы познакомились со свойствами снега и льда. Что вы о них узнали?

    Д.: Мы узнали, что снег и лёд – это замёрзшая вода.

    У.: Чем похожи снег и лёд?

    Д.: В тепле снег и лёд тают, и образуется вода.

          Они легче воды.

     У.: Чем они различаются?

    Д.: Снег рыхлый, а лёд – хрупкий.

          Снег белый, а лёд – прозрачный.

          Снег непрозрачный, а лёд – прозрачный.

    Выполнение заданий в тетради «Проверь себя»

    3.Выход на тему урока.

    У.: Сегодня в нашем классе открывается научная лаборатория. И вы становитесь учёными – исследователями. Но о теме нашего исследования вы должны догадаться сами. Кто знает игру «Третий лишний»?  Итак, ваша задача в каждом ряду найти лишний предмет (слайд 3)

    1. ЛОТОС, орёл, сова
    2. лиса, ГОЛУБИЦА, белка
    3. бабочка, жук, СОСНА

    У.: Посмотрите, какие картинки остались? Что вы о них можете сказать? (слайд 4)

    Д.: Это – растения.

    У.: Молодцы! А какие вы ещё знаете растения?

    Д.:

    У.: Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

    Д.:

    4. Сообщение темы и целей урока.

    У.: Верно! Сегодня урок посвятим тому, чтобы ответить на вопрос  «Как живут растения?» Поговорим о том, что необходимо для жизни и роста растений.

    5. Работа по теме урока.

    У.: Послушайте внимательно одну историю и запомните, как росло растение.  

         (слайд 5)

    “Жил-был на свете король. И был у него прекрасный дворец, усыпанный разноцветными душистыми цветами. Вокруг дворца был сад, в котором каждый год цвели яблоневые, вишнёвые, сливовые деревья.

    Король сам сажал, поливал, копал, полол, и каждое новое выросшее растение приносило ему огромную радость.

    Но недалеко от тех краёв в тёмном замке поселился злой волшебник. Прослышал он про прекрасный дворец и решил погубить его. Он ненавидел, когда люди радовались.

    И вот однажды, когда король любовался своим великолепным садом, налетел ураган. Он рвал и метал, снося всё на своём пути. Король попытался спасти свои хрупкие растения, но ураган не унимался. И, наконец, потеряв последние силы, король упал на землю и заплакал.

    А злой волшебник радовался слезам короля.

    Когда король очнулся, то увидел вокруг себя голую пустыню. Кругом валялись сломанные деревья, цветы, кустарники – всё погибло. Но одно семечко, подхваченное ураганом, случайно попало в замок к злому волшебнику. Найдя себе подходящее место, оно пустило корешок. Прошло ещё немного времени, и на поверхности земли появился росток с двумя листиками. Увидев росток, волшебник хотел погубить его, но что-то заставило его остановиться. Шло время, росточек окреп, на нём появились листики. И вот однажды растение зацвело.

    Злой волшебник очень изменился. Он ходил вокруг растения и наблюдал за ним. И вдруг вспомнил про короля. “Какую боль я ему причинил! Ведь в растениях вся его жизнь! – подумал волшебник. – Нельзя не радоваться, когда смотришь, как они растут, борются за свою жизнь”.

    Он схватил свою волшебную палочку и сказал: “Пусть вся земля будет усыпана цветами и растениями, пусть из семени растёт корешок, появляются росточек, листики, цветы, плоды. И это должно повторяться бесконечно!”.

    И снова у короля и на всей земле зацвели прекрасные сады!”

    У.: Как вы думаете, почему в конце сказки злой волшебник изменился?

    Д.:

    У.: Как росло единственное выжившее после урагана растение? Что с ним происходило? Найдите на вашем столе конверт с пособием «Развитие растения из семени» и разложите карточки в том порядке, как растёт растение.

    Д.: (2 ученика работают у доски, остальные - на рабочих местах)

    У.: Я вам предлагаю увидеть это своими глазами. (слайд 6)

    У.: Мы с вами говорили о том, что растение оставляет после себя семена. Как вы думаете, почему у каждого растения много семян?

    Д.: Семена едят птицы,

        они могут замёрзнуть, пропасть, но хоть одно прорастёт

    ФИЗМИНУТКА

    У.: Для того, чтобы растение росло, нужны определённые условия. (слайд 7)

    Первое необходимое условие это то, чьё название спрятано за точками в этом стихотворении:

    Не умыться, не напиться без …

    Листику не распуститься без …

    Без …прожить не могут птица. зверь и человек

    И поэтому всегда всем везде нужна….                      

    Д.: вода

    У.: Вспомните опыты, которые мы закладывали с вами на прошлой неделе.

    Д.: (группа № 1):: «В два стакана поместили семена фасоли. В первом стакане семена оставили сухими, а во второй на дно налили немного воды. Оба стакана закрыли стеклом и поставили в тёплое место. В стакане, где была вода, семена проросли, в стакане без воды семена не изменились»

    У.: Итак, что необходимо для жизни растений?

    Д.: вода

    У.: Чтобы выяснить, какое второе условие, надо отгадать загадку:

    Через нос проходит в грудь

    И обратный держит путь.

    Он невидимый, но всё же

    Без него прожить не можем.            

    Д.:  воздух

    Группа №2:: В два стакана поместили семена. Первый стакан до краёв наполнили водой, а во втором семена лишь смочили. Во втором стакане семена проросли, а в первом набухли, но не проросли, а погибли. Здесь вода вытеснила воздух, необходимый для дыхания семян.

    У.: Какое второе необходимое условие для роста растений?

    Д.: Растениям необходим воздух.

    У.: Название следующего условия в новом четверостишии:

    Выше леса, выше туч

    Пробивался ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, луч.

    Он всему живому нужен

    И в тепло, и в злую стужу.          

    Д.: солнце

    Группа №3: Взяли два стакана с семенами. На дно каждого стакана налили немного воды. Стаканы накрыли стеклом. Один стакан поместили в тёплое место, а другой – на холод. На холоде семена не проросли.

    У.: Итак, какие условия необходимы для жизни и роста растений?

    Д.: В земле, где есть вода, воздух и тепло, семена обязательно прорастут.

    6. Первичное закрепление.

    У.: Откройте учебники на с.51.

    Давайте вспомним комнатные растения, изображённые на рисунке.

    Д.: На рисунке изображены герань, бегония и фикус

    У.: Зачем поливают комнатные растения?

    Д.: Растениям для роста нужна вода, без неё они погибнут.

    У.:  Почему комнатные растения ставят близко к окну?  

    Д.: Свет необходим для жизни всем растениям, поэтому комнатные растения мы располагаем на подоконниках.

    У.: Что делает девочка и почему?  

    Д.: Девочка вытирает пыль  с листьев фикуса.

        Пыль, если её не смывать, мешает растению дышать. Поэтому листья надо протирать    или обрызгивать.

    У.: Посмотрите, как это правильно делать. (показ учителем  как ухаживать за растением).

    Практическая  работа в парах по уходу за растениями.

    У.: Что произошло с растением на правом нижнем рисунке? Почему?

    Д.:  Открывая окна, чтобы проветрить квартиру, цветы надо убрать с подоконника. Мы помним, что комнатные растения попали к нам из жарких стран. Холодный воздух может быть для них смертельным

    7. Итог  урока.

    У.: Итак, что нужно растениям для жизни?

    Д.: вода, воздух, свет и тепло.

    У.: Назовите этапы жизни растения.

    Д.: семечка, росток, листики, цветы, плоды.

    8. Домашнее задание.

    Вклеить в тетрадь карточки –  этапы развития растений.

    Литература

    1. Интернет-ресурсы.
    2. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»:1 класс: к учебному комплекту А.А. Плешакова «Мир вокруг нас: 1 класс»,Е.М.Тихомирова. - М. Издательство «Экзамен»,2007. – 335.
    3. Окружающий мир: занимательные материалы /авт. – сост. Г. Н.  Решетникова,  Н.И. Стрельников. -  Волгоград: Учитель, 2008, - 264 с.:ил.

    Приложение.

    Памятка

    “Правила ухода за комнатными растениями”.

    1. Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.
    2. Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.
    3. Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.
    4. Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.

    Самоанализ урока.

         Урок в 1 классе  по программе А.А.Плешакова «Окружающий мир»  по теме «Как живут растения?» пятый в разделе «Как, откуда и куда?». Материал урока опирается на знания учащихся  по темам: «Что общего у разных растений?», «Природа живая и неживая».

    Тип урока: урок приобретения новых знаний.

      Форма урока: урок-исследование.

      Используемые методы: наглядный, практический

        Выбранная форма урока помогает учащимся  самим пронаблюдать процесс развития растения и выяснить факторы, влияющие на его рост. При подготовке к уроку проводится групповая работа по наблюдению за прорастанием семян фасоли в различных условиях.

    Учитывая возрастные особенности учащихся 1 класса (конкретно: преобладание наглядно-образного мышления) в ходе урока  возможно использование мультимедийного оборудования для демонстрации презентации, созданной  в программе Microsoft PowerPoint – 2003. В данной презентации учащимся предлагаются  задания по этапам урока и видеоролики  «Вальс цветов»  и «Прорастание семени».


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Урок окружающего мира 1 класс Как живут растения? Бакума С.Ю. учитель начальных классов МОУ «Поярковская СОШ №2»

    Слайд 2

    По следам прошлого урока

    Слайд 3

    «Третий - лишний»

    Слайд 4

    Как живут растения?

    Слайд 7

    Условия роста растений вода воздух тепло

    Слайд 8

    Проверь себя

    Слайд 9

    Спасибо за урок! Отдыхайте!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока по окружающему миру 1 класс по теме:"Как живут растения"

    Конспект урока окружающий мир в 1классе по теме:"Как живут растения"...

    Урок окружающего мира 1 класс "Школа России" Где живут белые медведи?"

    Интегрированный урок окружающего мира и географии  в  1 классеТема: «Где живут белые медведи»Форма урока: урок – путешествиеТип урока: комбинированный....

    технологическая карта к уроку окружающего мира 2 класс по теме :" В гости к весне" (2-й урок)

    материал содержит технологическую карту урока окружающего мира во 2 классе по теме "В гости к весне",...

    Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

    Урок помогает владению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль», «право». Урок способств...

    КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 1 КЛАСС НА ТЕМУ "КАК ЖИВУТ РАСТЕНИЯ?"

    КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 1 КЛАСС НА ТЕМУ "КАК ЖИВУТ РАСТЕНИЯ?" СОСТАВЛЕН В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС...

    Конспект урока по окружающему миру 1 класс по теме "Где живут слоны"

    Конспект урока по окружающему миру 1 класс по теме "Где живут слоны"...

    урок окружающего мира 2 класс по теме "В гости к весне (урок). Весенние явления в неживой и живо природе."

    Урок окружающего мира по программе "Школа России" в игровой форме, с презентацией...