Урок окружающего мира в 1 классе по теме:"Как живут растения?"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Бакума Светлана Юрьевна

     Урок в 1 классе  по программе А.А.Плешакова «Окружающий мир»  по теме «Как живут растения?» пятый в разделе «Как, откуда и куда?». Материал урока опирается на знания учащихся  по темам: «Что общего у разных растений?», «Природа живая и неживая».

Тип урока: урок приобретения новых знаний.

  Форма урока: урок-исследование.

  Используемые методы: наглядный, практический

    Выбранная форма урока помогает учащимся  самим пронаблюдать процесс развития растения и выяснить факторы, влияющие на его рост. При подготовке к уроку проводится групповая работа по наблюдению за прорастанием семян фасоли в различных условиях.

Учитывая возрастные особенности учащихся 1 класса (конкретно: преобладание наглядно-образного мышления) в ходе урока  возможно использование мультимедийного оборудования для демонстрации презентации, созданной  в программе MicrosoftPowerPoint– 2003. В данной презентации учащимся предлагаются  задания по этапам урока и видеоролики  «Вальс цветов»  и «Прорастание семени».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_zhivut_rasteniya_1klass.doc69.5 КБ
Office presentation icon kak_zhivut_rasteniya_1_klass.ppt2.51 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Бакума Светлана Юрьевна

                   МОУ «Поярковская СОШ № 2»

                  Амурская область, Михайловский район

 Предмет:   окружающий мир

Класс:        1

Тема:        Как живут растения?

Цель:

- познакомить с жизненным циклом растений, условиями, необходимыми для жизни растений;

- развивать наблюдательность, внимание;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: урок-исследование

Оборудование:

  1. мультимедиа
  2. стаканчики с результатами опытной работы (6 штук)
  3. памятки «Как ухаживать за комнатными растениями»
  4. комнатное растение, палочка для рыхления почвы, влажная салфетка, лейка (на каждой парте)

Подготовка к уроку:

За неделю до проведения урока класс делиться на 3 группы. Каждая группа закладывает опыт и в течение недели наблюдает за  результатами.

Цель опытов: исследовать, какие условия необходимы для роста растений.

Группа № 1:

В два стакана поместили  семена фасоли. В первом стакане семена оставили сухими, а во второй на дно налили немного воды. Оба стакана закрыли стеклом и поставили в теплое место.

Группа № 2:

В два стакана поместили семена фасоли. Первый стакан до краёв наполнили водой, а во втором семена лишь смочили. 

Группа № 3:

Взяли  два стакана с семенами фасоли. На дно каждого стакана налили немного воды. Стаканы накрыли стёклами. Один стакан поместили в теплое место, а другой – на холод (на подоконник, ближе к стеклу).

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Повторение изученного материала. (слайд2)

У.: На прошлом уроке  вы познакомились со свойствами снега и льда. Что вы о них узнали?

Д.: Мы узнали, что снег и лёд – это замёрзшая вода.

У.: Чем похожи снег и лёд?

Д.: В тепле снег и лёд тают, и образуется вода.

      Они легче воды.

 У.: Чем они различаются?

Д.: Снег рыхлый, а лёд – хрупкий.

      Снег белый, а лёд – прозрачный.

      Снег непрозрачный, а лёд – прозрачный.

Выполнение заданий в тетради «Проверь себя»

3.Выход на тему урока.

У.: Сегодня в нашем классе открывается научная лаборатория. И вы становитесь учёными – исследователями. Но о теме нашего исследования вы должны догадаться сами. Кто знает игру «Третий лишний»?  Итак, ваша задача в каждом ряду найти лишний предмет (слайд 3)

  1. ЛОТОС, орёл, сова
  2. лиса, ГОЛУБИЦА, белка
  3. бабочка, жук, СОСНА

У.: Посмотрите, какие картинки остались? Что вы о них можете сказать? (слайд 4)

Д.: Это – растения.

У.: Молодцы! А какие вы ещё знаете растения?

Д.:

У.: Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Д.:

4. Сообщение темы и целей урока.

У.: Верно! Сегодня урок посвятим тому, чтобы ответить на вопрос  «Как живут растения?» Поговорим о том, что необходимо для жизни и роста растений.

5. Работа по теме урока.

У.: Послушайте внимательно одну историю и запомните, как росло растение.  

     (слайд 5)

“Жил-был на свете король. И был у него прекрасный дворец, усыпанный разноцветными душистыми цветами. Вокруг дворца был сад, в котором каждый год цвели яблоневые, вишнёвые, сливовые деревья.

Король сам сажал, поливал, копал, полол, и каждое новое выросшее растение приносило ему огромную радость.

Но недалеко от тех краёв в тёмном замке поселился злой волшебник. Прослышал он про прекрасный дворец и решил погубить его. Он ненавидел, когда люди радовались.

И вот однажды, когда король любовался своим великолепным садом, налетел ураган. Он рвал и метал, снося всё на своём пути. Король попытался спасти свои хрупкие растения, но ураган не унимался. И, наконец, потеряв последние силы, король упал на землю и заплакал.

А злой волшебник радовался слезам короля.

Когда король очнулся, то увидел вокруг себя голую пустыню. Кругом валялись сломанные деревья, цветы, кустарники – всё погибло. Но одно семечко, подхваченное ураганом, случайно попало в замок к злому волшебнику. Найдя себе подходящее место, оно пустило корешок. Прошло ещё немного времени, и на поверхности земли появился росток с двумя листиками. Увидев росток, волшебник хотел погубить его, но что-то заставило его остановиться. Шло время, росточек окреп, на нём появились листики. И вот однажды растение зацвело.

Злой волшебник очень изменился. Он ходил вокруг растения и наблюдал за ним. И вдруг вспомнил про короля. “Какую боль я ему причинил! Ведь в растениях вся его жизнь! – подумал волшебник. – Нельзя не радоваться, когда смотришь, как они растут, борются за свою жизнь”.

Он схватил свою волшебную палочку и сказал: “Пусть вся земля будет усыпана цветами и растениями, пусть из семени растёт корешок, появляются росточек, листики, цветы, плоды. И это должно повторяться бесконечно!”.

И снова у короля и на всей земле зацвели прекрасные сады!”

У.: Как вы думаете, почему в конце сказки злой волшебник изменился?

Д.:

У.: Как росло единственное выжившее после урагана растение? Что с ним происходило? Найдите на вашем столе конверт с пособием «Развитие растения из семени» и разложите карточки в том порядке, как растёт растение.

Д.: (2 ученика работают у доски, остальные - на рабочих местах)

У.: Я вам предлагаю увидеть это своими глазами. (слайд 6)

У.: Мы с вами говорили о том, что растение оставляет после себя семена. Как вы думаете, почему у каждого растения много семян?

Д.: Семена едят птицы,

    они могут замёрзнуть, пропасть, но хоть одно прорастёт

ФИЗМИНУТКА

У.: Для того, чтобы растение росло, нужны определённые условия. (слайд 7)

Первое необходимое условие это то, чьё название спрятано за точками в этом стихотворении:

Не умыться, не напиться без …

Листику не распуститься без …

Без …прожить не могут птица. зверь и человек

И поэтому всегда всем везде нужна….                      

Д.: вода

У.: Вспомните опыты, которые мы закладывали с вами на прошлой неделе.

Д.: (группа № 1):: «В два стакана поместили семена фасоли. В первом стакане семена оставили сухими, а во второй на дно налили немного воды. Оба стакана закрыли стеклом и поставили в тёплое место. В стакане, где была вода, семена проросли, в стакане без воды семена не изменились»

У.: Итак, что необходимо для жизни растений?

Д.: вода

У.: Чтобы выяснить, какое второе условие, надо отгадать загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него прожить не можем.            

Д.:  воздух

Группа №2:: В два стакана поместили семена. Первый стакан до краёв наполнили водой, а во втором семена лишь смочили. Во втором стакане семена проросли, а в первом набухли, но не проросли, а погибли. Здесь вода вытеснила воздух, необходимый для дыхания семян.

У.: Какое второе необходимое условие для роста растений?

Д.: Растениям необходим воздух.

У.: Название следующего условия в новом четверостишии:

Выше леса, выше туч

Пробивался ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, луч.

Он всему живому нужен

И в тепло, и в злую стужу.          

Д.: солнце

Группа №3: Взяли два стакана с семенами. На дно каждого стакана налили немного воды. Стаканы накрыли стеклом. Один стакан поместили в тёплое место, а другой – на холод. На холоде семена не проросли.

У.: Итак, какие условия необходимы для жизни и роста растений?

Д.: В земле, где есть вода, воздух и тепло, семена обязательно прорастут.

6. Первичное закрепление.

У.: Откройте учебники на с.51.

Давайте вспомним комнатные растения, изображённые на рисунке.

Д.: На рисунке изображены герань, бегония и фикус

У.: Зачем поливают комнатные растения?

Д.: Растениям для роста нужна вода, без неё они погибнут.

У.:  Почему комнатные растения ставят близко к окну?  

Д.: Свет необходим для жизни всем растениям, поэтому комнатные растения мы располагаем на подоконниках.

У.: Что делает девочка и почему?  

Д.: Девочка вытирает пыль  с листьев фикуса.

    Пыль, если её не смывать, мешает растению дышать. Поэтому листья надо протирать    или обрызгивать.

У.: Посмотрите, как это правильно делать. (показ учителем  как ухаживать за растением).

Практическая  работа в парах по уходу за растениями.

У.: Что произошло с растением на правом нижнем рисунке? Почему?

Д.:  Открывая окна, чтобы проветрить квартиру, цветы надо убрать с подоконника. Мы помним, что комнатные растения попали к нам из жарких стран. Холодный воздух может быть для них смертельным

7. Итог  урока.

У.: Итак, что нужно растениям для жизни?

Д.: вода, воздух, свет и тепло.

У.: Назовите этапы жизни растения.

Д.: семечка, росток, листики, цветы, плоды.

8. Домашнее задание.

Вклеить в тетрадь карточки –  этапы развития растений.

Литература

  1. Интернет-ресурсы.
  2. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»:1 класс: к учебному комплекту А.А. Плешакова «Мир вокруг нас: 1 класс»,Е.М.Тихомирова. - М. Издательство «Экзамен»,2007. – 335.
  3. Окружающий мир: занимательные материалы /авт. – сост. Г. Н.  Решетникова,  Н.И. Стрельников. -  Волгоград: Учитель, 2008, - 264 с.:ил.

Приложение.

Памятка

“Правила ухода за комнатными растениями”.

  1. Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.
  2. Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.
  3. Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.
  4. Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.

Самоанализ урока.

     Урок в 1 классе  по программе А.А.Плешакова «Окружающий мир»  по теме «Как живут растения?» пятый в разделе «Как, откуда и куда?». Материал урока опирается на знания учащихся  по темам: «Что общего у разных растений?», «Природа живая и неживая».

Тип урока: урок приобретения новых знаний.

  Форма урока: урок-исследование.

  Используемые методы: наглядный, практический

    Выбранная форма урока помогает учащимся  самим пронаблюдать процесс развития растения и выяснить факторы, влияющие на его рост. При подготовке к уроку проводится групповая работа по наблюдению за прорастанием семян фасоли в различных условиях.

Учитывая возрастные особенности учащихся 1 класса (конкретно: преобладание наглядно-образного мышления) в ходе урока  возможно использование мультимедийного оборудования для демонстрации презентации, созданной  в программе Microsoft PowerPoint – 2003. В данной презентации учащимся предлагаются  задания по этапам урока и видеоролики  «Вальс цветов»  и «Прорастание семени».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок окружающего мира 1 класс Как живут растения? Бакума С.Ю. учитель начальных классов МОУ «Поярковская СОШ №2»

Слайд 2

По следам прошлого урока

Слайд 3

«Третий - лишний»

Слайд 4

Как живут растения?

Слайд 7

Условия роста растений вода воздух тепло

Слайд 8

Проверь себя

Слайд 9

Спасибо за урок! Отдыхайте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру 1 класс по теме:"Как живут растения"

Конспект урока окружающий мир в 1классе по теме:"Как живут растения"...

Урок окружающего мира 1 класс "Школа России" Где живут белые медведи?"

Интегрированный урок окружающего мира и географии  в  1 классеТема: «Где живут белые медведи»Форма урока: урок – путешествиеТип урока: комбинированный....

технологическая карта к уроку окружающего мира 2 класс по теме :" В гости к весне" (2-й урок)

материал содержит технологическую карту урока окружающего мира во 2 классе по теме "В гости к весне",...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 1 КЛАСС НА ТЕМУ "КАК ЖИВУТ РАСТЕНИЯ?"

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 1 КЛАСС НА ТЕМУ "КАК ЖИВУТ РАСТЕНИЯ?" СОСТАВЛЕН В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС...

Конспект урока по окружающему миру 1 класс по теме "Где живут слоны"

Конспект урока по окружающему миру 1 класс по теме "Где живут слоны"...

урок окружающего мира 2 класс по теме "В гости к весне (урок). Весенние явления в неживой и живо природе."

Урок окружающего мира по программе "Школа России" в игровой форме, с презентацией...