Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России» Тема: Пустыни
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

 

Цели урока:

           Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь.

Познакомить с географическим положением зоны пустынь, её особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей.

           Развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_pustyni.doc37 КБ
Office presentation icon prezentaciya_pustyni.ppt2.03 МБ

Предварительный просмотр:

Зебзеева Инна Станиславовна


 учитель начальных классов первой квалификационной категории


МБОУ «СОШ №33» п.Яйва г.Александровска Пермского края


Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России»

Тема: Пустыни

Цели урока:

           Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь.

Познакомить с географическим положением зоны пустынь, её особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей.

           Развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.

                                                 Ход урока.

1.Организационный момент.

- Снова пришёл долгожданный миг-

Нам пора в дорогу.

Он зовёт нас, в загадочный мир,

Таинственный мир природы.

- Сегодня свои тайны раскроет перед нами ещё  одна природная зона России.

2. Проверка знаний.

- Перед тем, как отправиться в эту природную зону, мы должны убедиться, что мы хорошо знаем особенности природной зоны степей.

( тест на слайдах 2,3 )

3. Работа над новой темой.

-Покинув бескрайние степные просторы, мы с вами оказались на юго-западе России.

- О какой природной зоне идёт речь в стихотворении? (Слайд 4.)

- Вот как выглядит пустыня.( Слайд 5.)

- Какой вы увидели пустыню? Пустыня- это песок, много песка, и голубое безоблачное небо.  Кажется, что тебя окружают пустота и жара.

- Обратимся к карте. Что расскажет нам о пустыне наша верная помощница.

(Вопросы для работы по карте на слайде 6.)

 - Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются ещё ближе к Северному тропику, поэтому там жарко. Это небольшая по площади природная зона. Поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы- барханы- постоянно передвигаются. Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые ( см. фото в учебнике) .  Сегодня мы будем говорить о песчаной пустыне и её обитателях.

- Лето в пустыне жаркое: поверхность нагревается днём до плюс 70 градусов, а в тени выше 40 градусов .  А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают . В пустыне  выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до минус 12 градусов, и длится зима 2-3 месяца.

 - А теперь пора включаться в работу нашим ботаникам, зоологам и экологам. (Вопросы для работы в группах и порядок отчёта групп о произведённых исследованиях на слайдах 7,8.)

Выступление с отчётом зоологов.

( Рассказ зоологов сопровождать показом слайдов 9-13.)  

- Вот такие интересные животные обитают в пустыне. Каковы их особенности? Давайте впишем их в таблицу.( Слайд 14.)

 ( На выделенные слова добавлены гиперссылки о других животных и их особенностях.)

- Вы, наверное, заметили, что в пустыне почти нет птиц- это потому что птицы плохо переносят жару.

Выступление с отчётом ботаников. ( Сопровождать показом слайда 15.)

- В пустыне встречаются и деревья, например саксаул. Это низкие деревья, не более 4-5 метров, и растут на большом расстоянии друг от друга. Как вы  думаете почему? ( Из-за недостатка влаги.)

- Участки вблизи водоёмов богаты растительностью, их называют оазисами.

- Запишите каковы особенности растений пустыни.(Слайд 16.)

 

- А сейчас предоставим слово нашим экологам.                                            Выступление с отчётом экологов.

- Спасибо, уважаемые экологи. Вы нам раскрыли экологические проблемы пустыни.          Запишите их. (Слайд 17.)

 И как всегда, виновник создавшихся проблем - человек. Сейчас перед людьми стоит трудная задача: исправить свои ошибки. Для сохранения природы в 1990 году в республике Калмыкия создан заповедник «Чёрные земли». В этом заповеднике есть участки пустынь и полупустынь, встречаются все виды животных, а на озере Маныч-Гудило обитают утки, гуси, лебеди.

4.Закрепление изученного материала.

- Подумайте и ответьте на вопрос: почему у пустыни два хозяина- солнце и ветер?

( Выслушав ответы детей, подвести итог 18 слайдом .)

- Отгадайте, о каких обитателях пустыни идёт речь.

- Сколько важности в походке!

 По пустыне-сковородке,

По колючкам босиком

Кто идёт с горбом-мешком?   (Верблюд.)

- Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва.  (Тушканчик.)

- Я - пища «корабля пустынь».    (Верблюжья колючка.)

- Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок.    (Ящерица.)

- Мой ствол - как камень. Весной я красавец. А листья мои тонкие, как вязальные спицы.   (Саксаул.)

5.Подведение итогов работы.

- Наше путешествие заканчивается. Всем научным группам спасибо за работу.

(Выставление оценок, домашнее задание.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России» Тема: Пустыни Зебзеева Инна Станиславовна Учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ «СОШ №33» п.Яйва г.Александровска Пермского края

Слайд 2

Тест «Зона степей» 1.Зона степей расположена на … нашей страны: а) севере б) востоке в) юге. 2.На карте природных зон зона степей закрашена … цветом: а) розовым б) зелёным в) жёлтым г) коричневым. 3. Характерный признак зоны степей- это… а) сплошной травянистый покров; б) отсутствие сплошного травянистого покрова; в) обилие мхов, лишайников, кустарников. 4. К степным птицам относятся… а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки; б) ястребы, кедровки, сойки; в) журавли-красавки, дрофы, пустельги. 5. Для растений степи характерны… а) стелющиеся корни, крупные листья; б) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки; в) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья.

Слайд 3

6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы: а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины; б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей; в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство. 7. Какая из цепей питания характерна для степи: а) ежевика- лемминг- песец; б) водоросли- рачки- сайка- гагарка; в) растения- заяц-беляк- рысь; г) зерно- суслик- орёл-беркут. 8. Основным занятием населения степей является… а) земледелие; б) рыболовство; в) оленеводство. 9. В Красную книгу занесены следующие растения и животные: а) кречет, стерх, краснозобая казарка; б) пион тонколистный, журавль-красавка, степная дыбка; в) зубр, филин, женьшень.

Слайд 4

Солнечный, жаркий Жёлтый поток Льётся в пустыне На жёлтый песок. В воздухе жёлтом И плотном, как мёд, Жёлтая птица неслышно плывёт. пустыни

Слайд 6

Географическое положение зоны пустынь относительно других природных зон и сторон горизонта. 2. В каком тепловом поясе расположена зона пустынь? 3. Поверхность земли в пустыне.

Слайд 7

Зоологи: Приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются. 2. Значение в природе. Ботаники: 1.Общая особенность растений. 2. Индивидуальное приспособление к природным условиям ( корень, стебель, лист). 3. Значение в природе. Экологи: Экологические проблемы пустыни и пути их решения. Охрана редких растений и животных, заповедники.

Слайд 8

Зоологи Ботаники Экологи Выступление с отчётом

Слайд 9

Каракал КАРАКАЛ (Felis caracal), хищное млекопитающее семейства кошачьих. Длина тела 65-82 см, хвоста 20-31 см; масса 11-13 кг. По внешнему виду и кисточкам на ушах напоминает рысь. Но обладает более тонким, стройным телом, на высоких тонких ногах; также отличается равномерной светло-рыжей окраской. На морде и ушах небольшие черные отметины, концы ушей украшены кисточками. Обитает в пустынях Африки и Азии, в том числе на юге Туркмении. Охотится, главным образом ночью, а днем находит убежище в брошенных норах. Каракал скрадывает добычу и настигает ее большими (до 4.5 м) прыжками. В основном питается грызунами: песчанками, тушканчиками, сусликами, а также зайцами-толаями; реже птицей, мелкими антилопами, ежами, дикобразами и др. Может охотиться на домашний скот и птицу. Детеныши (от 1 до 4) рождаются в начале апреля. В древности каракалов дрессировали для охоты на антилоп, зайцев и птиц. Промыслового значения не имеет. Малочислен. Занесен в Красную книгу МСОП. Охраняется в Репетекском заповеднике.

Слайд 10

Ушастый ёж тушканчик полосатая гиена

Слайд 11

Верблюд

Слайд 12

Черепаха

Слайд 13

Сайгак

Слайд 14

Особенности животных пустыни ночной образ жизни некрупные животные защитная окраска быстро передвигаются впадают в спячку

Слайд 16

длинный корень листья – колючки низкорослые растения Особенности растений пустыни

Слайд 17

Экологические проблемы пустыни Неумеренное орошение Выпас скота Браконьерство

Слайд 18

Почему у пустыни два хозяина- солнце и ветер? Солнце- хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, так как пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует.

Слайд 19

1.Каракал http://art.mau.ru/foto_wild/caracal/caracal004.jpg 2.Тушканчик http://www.naturephoto-cz.com/photos/others/lesser-egyptian-jerboa-76031.jpg 3.Полосатая гиена http://1.bp.blogspot.com/_lNEeQtJMMOw/SM20AfcsYOI/AAAAAAAAAyk/t89FgUsnToc/s320/living%2520deserthyena.jpg 4.Ушастый ёж http://alexovo.narod.ru/GV/hog002.jpg 5. Верблюд http://copypast.ru/foto9/0214/20_interesnyh_faktov_o_verbljudah_17.jpg 6. Чепераха http://ecocollaps.ru/wp-content/uploads/2011/06/picture7.jpg 7. Сайгак http://www.mancompany.ru/upload/iblock/b85/b8588f720af74a24bf34f8211829acb6.jpg 8. Пустыня http://tainy.net/wp-content/uploads/2011/03/818f67619b4a1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 3 класс УМК «Школа России» Тема: «В царстве грибов»

Урок окружающего мира 3 класс УМК «Школа России»Тема:«В царстве грибов»Цель:дать представление о грибах как отдельном царстве природы.Задачи: Обобщить признаки растений и животных, сформулироват...

Конструкт урока окружающего мира 3 класс УМК "Школа России". Тема "Вода".

Конструкт урока окружающего мира 3 класс УМК "Школа России". Тема "Вода"....

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа России Тема урока: «Что окружает нас дома?»

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа РоссииТема урока: «Что окружает нас дома?»...

Урок окружающего мира, 3 класс, УМК "Школа России" Тема урока: «Кто что ест. Цепи питания»

Урок окружающего мира, 3 класс, УМК "Школа России"Тема урока: «Кто что ест. Цепи питания»Тип: комбинированныйЗадачи урока:учащиеся  должны овладеть  понятием &laqu...

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс УМК "Школа России" Тема: "Будь природе другом. Проект "Красная книга, или Возьмём под защиту"

Обобщение представление о факторах, угрожающих живой природе. Знакомство с важнейшими правилами поведения в природе, направленных на её сбережение. Работа над проектом....

Урок окружающего мира. 3 класс. УМК «Школа России». Тема урока : Экологическая безопасность.

Урок окружающего мира. 3 класс. УМК «Школа России».Тема урока : Экологическая безопасность....

Технологическая карта урока окружающего мира(4 класс).УМК "Школа России"Тема: «Кто такие насекомые?».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: формирование представлений о насекомых; выделить их существенные и отличительные признаки.Планируемые результатыПредметные: -знать: отличительные признаки насекомых;-уметь: ...