Роль и значение якутской лошади в жизни народа саха
творческая работа учащихся по окружающему миру (3 класс) по теме

 

Якутская лошадь обладает высокими качествами для жизнеобеспечения человека. Его используют в сельскохозяйственных работах, употребляют в пищу, изготавливают одежду, различные вещи и др. Потому что его считают как экологическое чистое животное, так как лошадь питается и добывает траву под снегом, в результате чего она сохраняет все растительные жиры и углеводы.

Новизна исследования заключена в попытке комплексного рассмотрения роли и значения лошади в жизни народа саха.

Объект исследования – лошадь как основа жизнедеятельности в традиционной культуре народа саха.

Предмет исследования – влияние лошади для здоровья человека.

Основной целью работы является – изучить материалы и выявить значение лошади в жизни человека.

Для того чтобы достичь цели научной работы ученик  изучал  много специальной литературы,  проводил  наблюдение за способом ведения хозяйства – коневодства в сельской местности,  опрос специалистов – врача-педиатра, учителей средней школы № 26, преподавателей  танца, тренера ипподрома..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Исследовательская работа45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования РС (Я)

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26»

(с углубленным изучением отдельных предметов)

Работа на тему:

Роль и значение якутской лошади

в жизни народа саха

Выполнил: Константин Андреев,

ученик  3 «Д» класса.

                                                   

Якутск

2009

Актуальность: Якутская лошадь обладает высокими качествами для жизнеобеспечения человека. Его используют в сельскохозяйственных работах, употребляют в пищу, изготавливают одежду, различные вещи и др. Потому что его считают как экологическое чистое животное, так как лошадь питается и добывает траву под снегом, в результате чего она сохраняет все растительные жиры и углеводы.

Новизна исследования заключена в попытке комплексного рассмотрения роли и значения лошади в жизни народа саха.

Объект исследования – лошадь как основа жизнедеятельности в традиционной культуре народа саха.

Предмет исследования – влияние лошади для здоровья человека.

Основной целью работы является – изучить материалы и выявить значение лошади в жизни человека.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  1. изучение специальной литературы;
  2. провести наблюдение за способом ведения хозяйства – коневодства в сельской местности;
  3. провести опрос специалистов – врача-педиатра, учителя средней школы № 26, преподавателя танца, тренера ипподрома и разработка результатов (г. Якутск);  
  4. выявление значения лошади в жизни человека.

База исследования. Основную базу исследования составили экспонаты Государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера РС (Я) им. Е. Ярославского, работы художников в Национальном художественном музее, фонд юношеской библиотеки, ипподром ЯГСХА, детская поликлиника № 3, торговый комплекс «Рынок «Сайсары», Якутский колледж культуры и искусств.  

Методика проведения работы. Основу исследования составили метод наблюдения и опроса, а также при выявлении значения лошади в жизни человека применен метод анализа.  

Практическая значимость работы. Материалы работы могут быть использованы в семьях, детском саду, школе, санаториях в лечебно-оздоровительных целях и в качестве профилактики.

        

Содержание работы

        У народа саха есть миф, где Вселенная представлена в образе лошади «Айгыр-силик». Голова и шея – это Верхний мир, живот – Средний мир, хвост – Нижний мир, а ноги лошади – это четыре стороны света,

        В эпосе олонхо говорится о том, что люди произошли от лошадей, т.е. богатырь айыы является сыном божества конного скота Джесегей айыы. Например: И.Г. Теплоухов-Тимофеев «Куруубай хааннаах Кулун Куллустуур».

        Когда произносят алгыс на национальном празднике ысыах, то просят божество конного скота Кюн Джесегей айыы о ниспослании плодородия, здоровья, счастья и благополучия.

        Я прочитал и просмотрел книги, где рассказывается о якутской лошади, и узнал, что наши предки с древних времен занимаются коневодством и способом ведения хозяйства. Лошадь служит как транспортное средство, на нем ездят; из шкуры лошади изготавливали одежду для алгысчыта (шапку – голову коня с гривой, пальто, торбаса), подстилку «олбох», шьют унты. Из конского волоса – невод «илим»; струны музыкальных инструментов «кырыымпа»; махалку «дэйбиир» и другие. В настоящее время изготавливают шапки, жилеты, сумки, тапочки, ковры, большое панно, чехлы для автомашин.  

В обрядах произносят алгыс и приносят жертвоприношение конского волоса духу хозяина огню Уот иччитэ Хатан Тэмиэрийэ, брызгают кумыс. Также сжигают пучок конского волоса и проводят обряд очищения «Арчы».

Конское мясо и молоко являются экологически чистыми продуктами, их употребляют в пищу как лечебное и самое дорогое угощение. Это кровяная колбаса «хаан», печень, потроха «харта», кумыс и др.

        Врач-педиатр сказала, что в молоке кобылы содержится молочный сахар, богатый витамином С, поэтому кумыс является натуральным антибиотиком. Его употребляют для лечения от дизентерии, брюшного тифа, туберкулеза. Оказывается, он богат йодом, кальцием и аскорбиновой кислотой, которые помогают при болезнях анемии и щитовидной железы (зоба).

        Употребление мяса помогает при лечении заболеваний печени, поджелудочной железы и желудочно-кишечного тракта.

Академик Вадим Кривошапкин, работающий в Институте здоровья Академии наук Республики Саха (Якутия) изучил якутскую лошадь и открыл, что в нем содержится «Омега-3». Это жирные кислоты, которые помогают при сухости кожи и волос, камнях желчного пузыря, варикозном расширении вен.  

        Для того, чтобы узнать о пользе якутской лошади в жизни человека я провел опрос среди специалистов разных учреждений г. Якутска – врача-педиатра, работника торговли, преподавателя танца, тренера ипподрома, мастерицы. Побывал в музеях, библиотеке, поликлинике, ипподроме.  Летом отдыхал у бабушки в с. Акана Нюрбинского улуса, где наблюдал за ведением хозяйства – коневодства. Видел табун лошадей в аласе, как бабушка доила кобылу, сам ездил на лошади. Эта работа воспитывает быть трудолюбивыми, ответственными, самостоятельными.

 В школе моя учительница Татьяна Петровна Санникова рассказала, что если дети будут знать о якутской лошади, то они будут уважать культуру народа саха, знать фольклор, язык и историю.  

Образ лошади создается в произведениях литературы и искусства народа саха. Существуют подражательные танцы, эстрадная песня «Кулунчук» слова и музыка Виталия Власова, картины «» художника Олега Степанова и др.  Красота лошади одухотворяет человека, помогает стать спокойным, добрым, веселым.

Преподаватель танца сказала, что ребята танцующие подражательный танец коней, становятся сильными и гибкими, вылечиваются от боли в спине и суставах.  

Тренер ипподрома сказал, что якутская лошадь очень выносливая, морозостойкая, поэтому у него крепкие ноги и шкура толстая. Но, есть и лошади, участвующие в конных скачках.  

Таким образом, лошадь играет большую роль в жизни людей. Наши предки почитали его как божество «айыы». В жизни используют в сельском хозяйстве, медицине, спорте, изучают в науке, создают образ лошади в литературе и искусстве, применяют в педагогике для воспитания будущего поколения.

        Использованная литература:

  1. Гоголев А.И. Истоки мифологии и традиционный календарь. Якутск, 2002
  2. Джесегей айыы / Ред. У.А. Винокурова. Дьокуусай, 2002.
  3. Обрядовая поэзия саха (якутов). Новосибирск, 2003. Из серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». Т. 24.
  4. Саввин А.А. Пища якутов до развития земледелия. Якутск, 2005.
  5. Теплоухов-Тимофеев И.Г. Куруубай хааннаах Кулун Куллустуур.
  6. Чахов А.И. Саха былыргы музыкальнай инструменнара. Дьокуускай, 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МЕДИА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

Тема актуальна в условиях внедрения стандартов второго поколения, идеологической основой которого является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения....

"Проект "Маленький хозяин земли Олонхо" ( формирование патриотического воспитания младших школьников на традициях народа Саха (Якутия)" (

Автор: Слепцова Саргылана Васильевна    В условиях переосмысления общечеловеческих и национальных ценностей общество вновь обращается к культурному наследию каждого народа, что ве...

Урок ИЗО на нетбуках «Определяющая роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Вологодское кружево»

План - конспект регионального урока по ИЗО с использованием ИКТ (интерактивной доски и нетбуков по количеству учащихся)...

Беседа о роли и значении иностранного языка в жизни человека

Данную беседу можно сопроводить презентацией Power Point, использовать на первом (вводном) уроке английского языка...

Формирование нравственных ценностей младших школьников посредством эмпирических математических представлений народа саха.

Вечные ценности народной педагогики необходимо переосмыслить не только через воспитательный процесс, но и через использование этнопедагогического материала в обучении.  На мой взгляд, введение в ...

Национальные игры "Народа САХА"

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Национальные игры народа саха» для учащихся с 1-8 классы.Пояснительная запискаПрограмма внеурочной деятельности...

Родительское собрание "Роль и значение медиа в жизни современного ребенка"

Психологические рекомендации родителям в области медиа....


 

Комментарии

Читайте и изучайте почему наши предки особо почитали якутскую лошадь как божество «айыы».