урока по Окружающему миру на тему "Наши подземные богатства"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Ткаченко Ольга Алексеевна

исследовательская деятельность на уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_podzemnye_bogatstva.docx21.76 КБ
Файл nashi_podzemnye_bogatstva.pptx584.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Наши подземные богатства

Цели :

Образовательная: сформировать представления учащихся о подземных богатствах, познакомит детей с полезными ископаемыми, их  

                                   применением, свойствами, охраной  подземных богатств.

Развивающая: развивать познавательную активность, умение работать с картой, коллекционным материалом, развивать речь детей,

                          умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически.

Воспитательная: воспитывать  любовь к родному краю, гордость за свою родину.

Задачи  учебного занятия: учить детей изучать свойства полезных ископаемых, давать характеристику ископаемого  по плану, развивать исследовательскую, творческую активность детей, .

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, коллекция полезных ископаемых, физическая карта России,карточка-помогайка .

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Доска и оборудование

Организационный момент

Актуализация опорных знаний.

А) проверка д/з

Отмеки за д/з

-Назовите тему прошлого урока?

-Какое было домашнее задание?

-Что же мы называем водоёмами?

- Какие водоёмы знаете? ( естественные и  искусственные)

- Назовите только естественные водоёмы

- Назовите только искусственные водоёмы

-Чем они отличаются друг от друга?

- Вода – это природное богатство

Дети представляют проекты

1 группа «Водоёмы Старицкого района»

2 группа «Водоёмы тверской области»

3 группа «Река Волга»

презентации

Слайд 1

Открытие нового знания

А) Постановка проблемы

Б) Работа с физической картой

В) Работа в группах

Г) Представление результатов работы

Д) Оценка работы в группах учителем

-А под землёй есть тоже богатства. Какие природные богатства вы знаете?

- Мы отправимся с вами в подземное путешествие. Послушайте сказку и скажите, какие природные богатства спорили в этой сказке и почему?

«Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезное от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.

-Я - соль Земли,- говорит соль, - без меня каши не сваришь.

- А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда. -  Кастрюли- то делают из алюминия. Без кастрюли никак.

- А на чем варить будете? – интересуется уголь. - Без топлива в этом деле не обойтись.

- А, между прочим, обо мне тоже не следует забывать,- говорит железная руда, которая дает железо для лопат. – Прежде чем кашу варить, нужно, вас всех из земли выкопать».

   - Вы уже догадались, о чем спорили между собой полезные ископаемые?

   - Что бы вы им сказали, если бы участвовали в споре?

   - Как вы думаете, почему полезные ископаемые так называются?

- Какова тема нашего сегодняшнего урока?

-Какова цель урока?

- Какие задачи перед собой поставим?

-  Как вы думаете, почему мы сидим сегодня по группам?

- Рассмотрите образцы полезных ископаемых, которые находятся у вас на столах. Вспомните, как они называются.

-Обратите внимание, как богата наша страна полезными ископаемыми.

-Каждое полезное ископаемое на карте обозначено специальным значком.

- Представьте себе, если вы захотите перевезти все полезные ископаемые, которые за один год добываются из недр земли, нам бы понадобился длинный товарный поезд, который 17 раз опоясал бы земной шар.

-Как называют людей, изучающих недра земли и отыскивающих полезные ископаемые?

- Обратите внимание на их обмундирование.

- Сегодня вы побываете геологами и проведёте очень серьёзную исследовательскую работу. У каждой команды на парте находится по 2  вида полезных ископаемых. Ваша задача, определить  полезное ископаемое, заполнить таблицу. Если есть необходимость, пользуйтесь атласом-определителем, физической картой. На эту работу даётся 10 минут.

-  В итоге каждая группа представит результаты исследовательской работы. Он должен быть чётким, интересным, кратким.

1 группа – гранит, известняк

2 группа – песок, глина

3 группа – торф, уголь

4 группа – нефть, природный газ??????

5 группа – железная руда

- Молодцы!. Группа работала…………….

- познакомится с полезными ископаемыми, их свойствами

- исследовать полезные ископаемые

- узнать их свойства,  

- выяснить, где используются полезных ископаемых

Таблица.

Название полезного ископаемого

Месторождение на территории России

состав

свойства

применение

Условное обозначение

Рассказ учащихся

Слайд 2

Слайд 3

Физическая карта

 Табличка ГЕОЛОГ

Слайд 4

СЛАЙД ???????? на каждый вид

Физкультминутка

Продолжение работы над новой темой

-Сегодня мы узнали много нового о подземных богатствах и  об их использовании. Мне бы вам хотелось открыть маленькую тайну, что полезные ископаемые делятся на группы.

1 группа – строительные.

-Почему она так называется?

-Как думаете, какие полезные ископаемые  относятся к этой

группе?

2 группа – горючие.

- Почему она так называется?

-Как думаете, какие полезные ископаемые  относятся к этой

группе?

3 группа – ювелирные камни

- Почему она так называется?

-Что изготавливают из камней данной группы?

-Как думаете, какие полезные ископаемые  относятся к этой

группе?

- Есть ещё одна тайна о природных богатствах. О ней вы узнаете , прочитав  учебник на стр.169. раздел «Обратите внимание»

- Какую тайну вы узнали?

- Человек в дар получил полезные ископаемые и использует их. Могут ли люди полностью опустошить все подземные кладовые? ( если относится не бережно)

- Как вы думаете, нуждаются ли полезные ископаемые в охране?

- Об этом вы прочитаете дома на стр. 168

Чтение стр.169

Слайд 5

Итог урока

А) Выставление отметок за работу на уроке

-Что же мы называем полезными ископаемыми?

- С какими их них вы сегодня познакомились?

Нефть – это одно из полезных ископаемых, с которыми мы познакомились сегодня, находится в жидком состоянии.

Природный газ - это одно из полезных ископаемых, с которыми мы познакомились сегодня, находится в газообразном  состоянии.

- А остальные полезные ископаемые, с которыми мы познакомились, в каком состоянии находятся?

- А какие полезные ископаемые добываются в Старицком районе?

-Посмотрите на предметы.

( нож, кирпич,  мел, памятник, бензин)

-Установите, какая связь существует между полезными ископаемыми и данными предметами.

Слайд 6

Рефлексия

-Что сегодня вас больше всего заинтересовало в уроке?

-Что было легко? Что было трудно?

-Кого из учеников могли бы отметить за помощь? Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение.

Домашнее задание

Хозяйка Медной горы приготовила вам задание

Написать мини-сочинение почему человек должен сохранить природу, что вы посоветуете этому человеку.

Сделать сообщение о ювелирных горных породах

Найти пословицы, поговорки, стихи, в которых качество горных пород характеризовали бы качество человека. Например «Твёрд как камень»

Слайд 7


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВОДОЕМЫ ЕСТЕСТВЕННЫЕ ИССКУСТЕННЫЕ

Слайд 2

НАШИ ПОДЗЕМНЫЕ БОГАТСТВА

Слайд 3

ЦЕЛЬ: ЗАДАЧИ: познакомится с полезными ископаемыми, их свойствами - исследовать полезные ископаемые - узнать их свойства, - выяснить, где используются полезных ископаемых

Слайд 4

ГЕОЛОГИ

Слайд 5

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ГОРЮЧИЕ ЮВЕЛИРНЫЕ ГРАНИТ ИЗВЕСТНЯК ПЕСОК ГЛИНА УГОЛЬ ТОРФ НЕФТЬ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ АЛМАЗ РУБИН ЗОЛОТО МАЛАХИТ

Слайд 7

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Написать мини-сочинение почему человек должен сохранить природу, что вы посоветуете этому человеку . 2. Сделать сообщение о ювелирных горных породах. 3. Найти пословицы, поговорки, стихи, в которых качество горных пород характеризовали бы качество человека. Например «Твёрд как камень» Хозяйка Медной горы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир. Тема: Наши подземные богатства. 4 класс

Вначале урока повторяется тема водоёмы.На уроке используется краеведческий материал "Водоёмы Саратовской обл", коллекция полезных ископаемых.Провести урок помогает диск "Уроки Кирилла и...

Конспект урока по окружающему миру "В поисках подземных кладовых"

Данный материал предназначен для проведения урока по окружающему миру в 4 классе....

Тест по окружающему миру "В поисках подземных кладовых" 4 класс

Тест по окружающему миру "В поисках подземных кладовых" 4 класс...

План урока окружающего мира на тему "Подземные богатства родного края"

Урок составлен составлен с учетем возрастных, индивидуальный, психологических особенностей учащихся 4 класса. В урок включен материал о подземных полезных ископаемых России и  Республики Дагестан...

Урок по окружающему миру "В поисках подземных кладовых" 4 класс

Покажи мне и я увижу, расскажи мне и я услышу, вовлеки меня и я научусь....

Технологическая карта урока окружающего мира "В поисках подземных кладовых" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель урока: расширение знаний обучающихся о полезных ископаемых.Задачи урока:Дидактические:1. расширить знания обучающихся о ПИ;2. познакомить обучающихся с историей добычи и использования ПИ в своём ...