Открытый урок окружающего мира "Природные зоны. Леса России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Программа А. А. Плешакова. Окружающий мир. 4 класс. 1 четверть. тема: " Природные зоны. Зона лесов."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arhiv_winrar.rar2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок окружающего мира по теме: « Природные зоны. Леса России»

Цели:

сформировать у учащихся представление о лесной зоне;

ознакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом;

познакомить с животным и растительным миром зоны лесов;

развивать познавательную активность учащихся, умение работать с картой, дополнительной литературой, компьютером;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

учебник “Окружающий мир” 4 класс, рабочая тетрадь,

гербарий,

Красная книга России,

фотографии и картинки с изображением животных и растений,

“Знаки охраны природы”,

видеопроектор.

План урока:

Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

Проверка знаний и умений.

Работа над новой темой.

Физкультминутка.

Работа по теме.

Закрепление.

Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

Я рада этой новой встрече,

 Мне с вами интересно, друзья!

 Интересные ваши ответы

 С удовольствием слушаю я.

В путешествиях можно многое узнать

 И друзьям об этом потом рассказать.

 Новая природная зона приглашает нас –

 И опять в экспедицию отправляется класс.

А чтобы тему урока узнать,

 Загадку нам надо сейчас отгадать.

(Слайд 3.Учитель читает загадку.)

Это дом. Огромный дом.

 Места всем хватает в нём.

 И бельчонку, и зайчонку,

 И зубастому волчонку.

(Дети отгадывают загадку. Слайд 2,3).

– Молодцы! Тема, которую будет изучать наша экспедиция, – “Леса России”  (записать на доске).

 – А что мы будем изучать? (Какие в лесу живут звери и птицы, какие там растут растения.)

 – В загадке сказано, что лес – это дом. И места всем хватает в нём. Сегодня мы узнаем, кто в нём живёт и что в нём растёт.(слайд4) Но об этом немного позже. Мы не можем отправиться в новую экспедицию, не закрепив знания, которыми обогатились в предыдущем путешествии.(слайд5)

2. Проверка знаний и умений.

а) Фронтальная работа.

– По какой природной зоне мы путешествовали на прошлом уроке? (Зона тундры.)(слайд6)

 – Помогите мне, пожалуйста, отыскать эту природную зону на карте. (Работа с картой.)

 – Что интересного вы узнали о природных условиях зоны тундры?

б) Блиц-опрос

– Зона тундры расположена южнее арктических пустынь. (+)

 – Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето. (+)

 – В тундре зимой только полярная ночь, а летом – только полярный день. (-)

 – В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения. (-)

 – Главное занятие коренного населения тундры – земледелие. (-)

 – Растения тундры низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями. (+)

 – Лишайник ягель растёт быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища. (-)

 – Дикие северные олени обычно живут стадами. (+)

 – В тундре добывают нефть и природный газ. (+)

 – Тундровый заповедник расположен на Кольском полуострове. (-)

в) Тест на листочках (слайд7)

Тундра расположена…

А)на равнинах;

Б)на возвышенностях;

В) в горах

 2. В тундре… 

А) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности;

Б) длинная суровая зима и жаркое лето;

В) длинная суровая зима и  короткое прохладное лето;

3. Главное занятие коренного населения тундры - … 

А) рыболовство;

Б) оленеводство;

В) земледелие;

4. Растения тундры … 

А) высокие с мощными корнями и широкими листьями;

Б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.

5. К тундровым растениям относятся …. 

А) верблюжья колючка, саксаул, кактус;

Б) кедр, осина, пальма;

В) карликовая ива, мох – ягель, черника;

6. В тундре обитают … 

А) тюлени, моржи, киты;

Б) песцы, лемминги, волки;

В) верблюды, лошади, коровы;

7. Укажи верную цепь питания: 

А) растения – лемминги – полярные совы;

Б)  комары, мошки – полярные куропатки – песцы

В) растения – кречеты – волки;

8. Тундровый заповедник расположен … 

А) на полуострове Ямал;

Б) на полуострове Таймыр;

В) на Кольском полуострове;

3. Работа над новой темой.

(Слайд 8-9) Работа с картой природных зон.

– Рассматривая условные обозначения на карте, мы видели, что зона лесов обозначена зелёным цветом. Найдите и покажите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?

(Дети делают самостоятельные выводы, работая с картой, что лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зелёным цветом. Эта природная зона – самая большая. В этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, она закрашена тёмно-зелёным цветом, ещё есть смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее, и ещё одна часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее.)

– Наша экспедиция готова отправиться на изучение природной зоны лесов. Добрый вам путь! Вы, наверное, заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более тёмным цветом. Что это? (Это лесотундра.)

– А какую она роль играет? (Это плавный переход к другой природной зоне.)

– На прошлом уроке мы с вами уже заметили, что к югу тундры природные условия становятся мягче, и появляются карликовые деревья, а лесотундра лежит прямо у линии Северного полярного круга. Мы говорили о том, что одним растениям надо больше тепла, света и влаги, а другим – меньше.

 – Как вы думаете, какие деревья будут расти в тайге? Что растёт в смешанных и широколиственных лесах? Кто живёт в лесной зоне?

(Работа в группах.) Какой литературой будете пользоваться? Что приготовили для работы? (слайд 10)

Первая группа рассказывает о растительном мире тайги. Информацию для выступлений дети брали в учебнике (стр.103), атлас-определитель “От земли до неба”, энциклопедия “Я познаю мир. Растения”, детская энциклопедия “Мир леса”, демонстрационный материал “Деревья”, гербарий.

План выступления первой группы:

Что называют тайгой? (слайд11)

Природные условия тайги.

Этажи леса (ТАБЛИЦА)

Что общего у всех растений тайги?

Какие растения растут в тайге? Краткие сведения об этих растениях с использованием демонстрационного материала. ( слайды 12,13,14,15,16, ГЕРБАРИЙ)

Вторая группа рассказывает о растительном мире смешанных и широколиственных лесов. Информация взята из тех же источников.

План выступления второй группы:

Типы лесов (Слайд1 7.)

Какие леса называют смешанными?

Какие леса называют широколиственными?

Какие растения растут в этих лесах? Краткие сведения об этих растениях с использованием демонстрационного материала (слайды 18,19,20,21, ГЕРБАРИЙ)

Растения, занесённые в Красную книгу.

4. Физкультминутка. (слайд22)

– Спасибо вам, ребята за проделанную работу. Прежде, чем мы заслушаем учеников из третьей группы, проведём разминку.

Мы разминку начинаем,

 Руки шире раздвигаем,

 А потом их тянем вверх.

 Отдохнёт спина у всех. (Потягивания – руки в стороны и вверх.)

Начинаем приседанья –

 Раз, два, три, четыре, пять.

 А теперь три раза нужно,

 Как лягушки, проскакать. (Приседания – 5 обычных и 3 раза подпрыгнуть в приседе.)

Мы разминку завершаем,

 Руки шире раздвигаем,

 А потом их тянем вверх.

 Отдохнёт спина у всех. (Потягивания – руки в стороны и вверх.)

5. Работа по теме.

Третья группа расскажет о животном мире лесной зоны. Информацию дети находили в учебнике, в атласе-определителе, в энциклопедии “Я познаю мир. Животные”, детская энциклопедия “Мир леса”, демонстрационный материал “Дикие животные России”.

План выступления третьей группы:

Кто живёт в лесу? (Слайд 23,24,25.26,27,28.29.30.31.32.)

Краткие сведения о представителях животного мира лесной зоны с использованием демонстрационного материала.

Животные, которые занесены в Красную книгу.

 6. Работа в рабочей тетради.

Задание № 1 с. 31. Запишите названия лесных растений, которые вы смогли определить. (Проверка.)

Задание № 2 с. 31. Используя текст учебника, заполните таблицу. (Работа в парах.)

Задание № 3 с.31. Узнайте хвойные деревья по рисункам веточек и шишкам. Пронумеруйте рисунки. (Взаимопроверка по учебнику или атласу-определителю.)

7. Рефлексия

а)(Учитель читает стихотворение С. Никулина “Русский лес”).

Русский лес

 Нет ничего милее

 Бродить и думать здесь.

 Излечит, обогреет,

 Накормит русский лес.

 А будет жажда мучить,

 То мне лесовичок

 Средь зарослей колючих

 Покажет родничок.

 Нагнусь к нему напиться –

 И видно все до дна.

 Течет вода-водица,

 Вкусна и холодна.

 Нас ждут в лесу рябина,

 Орехи и цветы,

 Душистая малина

 На кустиках густых.

 Ищу грибов поляну

 Я, не жалея ног,

 А если и устану –

 Присяду на пенек.

 Здесь где-то бродит леший

 С зеленой бородой.

 Жизнь кажется иною,

 И сердце не болит,

 Когда над головою,

 Как вечность, лес шумит

– Ребята, от каждого из нас зависит, будет ли жить на Земле такое разнообразие растений и животных, потому что каждый из нас является частью одного общего дома, одной семьи, имя которой ПРИРОДА.

б) – Используя учебник, запишите на доске цепи питания, характерные для леса.

(Два ученика работают у доски.Проверка.)

– Наша экспедиция сегодня завершает свою работу, но изучение зоны лесов вы продолжите на следующем уроке.

Вам предстоит узнать какую огромную роль играет лес в жизни человека, и какие проблемы леса возникают по вине человека.

8. Подведение итогов урока.

– Какие леса входят в зону лесов?(слайд33)

Дети делают вывод о необходимости бережного отношения к лесу, к природе в целом.

Выставление оценок.

Домашнее задание. С. 98–105 читать, ответить на вопросы. В рабочей тетради с. 32–34.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок. Окружающий мир 4 класс "путешествие по природным зонам России"

Материалы к уроку окружающего мира: конспект. презентация, материалы, зоологическое лото....

Урок по окружающему миру _Зоны лесов_ 4 класс

Урок разработан с применением Коуч -техник....

Окружающий мир. «Зона лесов (тайга, смешанные и широколиственные леса)». 4 класс УМК "Гармония"

На уроке продолжается знакомство с природными зонами России, даётся  представление о различиях тайги, смешанных и широколиственных лесов....

План-конспект открытого урока окружающего мира "Государственные символы России", 3 класс

Урок окружающего мира по теме "Государственные символы России". 3-й классДанный урок посвящен  “Государственным символам России”, приурочен  к одному из  главных г...

Открытый урок окружающего мира в 4 классе. "Природные зоны России"

Данный урок разработан в соответствии ФГОС. УМК "Школа России"....