Открытый урок окружающего мира "Природные зоны. Леса России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Программа А. А. Плешакова. Окружающий мир. 4 класс. 1 четверть. тема: " Природные зоны. Зона лесов."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arhiv_winrar.rar | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок окружающего мира по теме: « Природные зоны. Леса России»
Цели:
сформировать у учащихся представление о лесной зоне;
ознакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом;
познакомить с животным и растительным миром зоны лесов;
развивать познавательную активность учащихся, умение работать с картой, дополнительной литературой, компьютером;
воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
учебник “Окружающий мир” 4 класс, рабочая тетрадь,
гербарий,
Красная книга России,
фотографии и картинки с изображением животных и растений,
“Знаки охраны природы”,
видеопроектор.
План урока:
Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
Проверка знаний и умений.
Работа над новой темой.
Физкультминутка.
Работа по теме.
Закрепление.
Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Организационный момент.
Я рада этой новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
В путешествиях можно многое узнать
И друзьям об этом потом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас –
И опять в экспедицию отправляется класс.
А чтобы тему урока узнать,
Загадку нам надо сейчас отгадать.
(Слайд 3.Учитель читает загадку.)
Это дом. Огромный дом.
Места всем хватает в нём.
И бельчонку, и зайчонку,
И зубастому волчонку.
(Дети отгадывают загадку. Слайд 2,3).
– Молодцы! Тема, которую будет изучать наша экспедиция, – “Леса России” (записать на доске).
– А что мы будем изучать? (Какие в лесу живут звери и птицы, какие там растут растения.)
– В загадке сказано, что лес – это дом. И места всем хватает в нём. Сегодня мы узнаем, кто в нём живёт и что в нём растёт.(слайд4) Но об этом немного позже. Мы не можем отправиться в новую экспедицию, не закрепив знания, которыми обогатились в предыдущем путешествии.(слайд5)
2. Проверка знаний и умений.
а) Фронтальная работа.
– По какой природной зоне мы путешествовали на прошлом уроке? (Зона тундры.)(слайд6)
– Помогите мне, пожалуйста, отыскать эту природную зону на карте. (Работа с картой.)
– Что интересного вы узнали о природных условиях зоны тундры?
б) Блиц-опрос
– Зона тундры расположена южнее арктических пустынь. (+)
– Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето. (+)
– В тундре зимой только полярная ночь, а летом – только полярный день. (-)
– В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения. (-)
– Главное занятие коренного населения тундры – земледелие. (-)
– Растения тундры низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями. (+)
– Лишайник ягель растёт быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища. (-)
– Дикие северные олени обычно живут стадами. (+)
– В тундре добывают нефть и природный газ. (+)
– Тундровый заповедник расположен на Кольском полуострове. (-)
в) Тест на листочках (слайд7)
Тундра расположена…
А)на равнинах;
Б)на возвышенностях;
В) в горах
2. В тундре…
А) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности;
Б) длинная суровая зима и жаркое лето;
В) длинная суровая зима и короткое прохладное лето;
3. Главное занятие коренного населения тундры - …
А) рыболовство;
Б) оленеводство;
В) земледелие;
4. Растения тундры …
А) высокие с мощными корнями и широкими листьями;
Б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.
5. К тундровым растениям относятся ….
А) верблюжья колючка, саксаул, кактус;
Б) кедр, осина, пальма;
В) карликовая ива, мох – ягель, черника;
6. В тундре обитают …
А) тюлени, моржи, киты;
Б) песцы, лемминги, волки;
В) верблюды, лошади, коровы;
7. Укажи верную цепь питания:
А) растения – лемминги – полярные совы;
Б) комары, мошки – полярные куропатки – песцы
В) растения – кречеты – волки;
8. Тундровый заповедник расположен …
А) на полуострове Ямал;
Б) на полуострове Таймыр;
В) на Кольском полуострове;
3. Работа над новой темой.
(Слайд 8-9) Работа с картой природных зон.
– Рассматривая условные обозначения на карте, мы видели, что зона лесов обозначена зелёным цветом. Найдите и покажите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?
(Дети делают самостоятельные выводы, работая с картой, что лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зелёным цветом. Эта природная зона – самая большая. В этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, она закрашена тёмно-зелёным цветом, ещё есть смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее, и ещё одна часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее.)
– Наша экспедиция готова отправиться на изучение природной зоны лесов. Добрый вам путь! Вы, наверное, заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более тёмным цветом. Что это? (Это лесотундра.)
– А какую она роль играет? (Это плавный переход к другой природной зоне.)
– На прошлом уроке мы с вами уже заметили, что к югу тундры природные условия становятся мягче, и появляются карликовые деревья, а лесотундра лежит прямо у линии Северного полярного круга. Мы говорили о том, что одним растениям надо больше тепла, света и влаги, а другим – меньше.
– Как вы думаете, какие деревья будут расти в тайге? Что растёт в смешанных и широколиственных лесах? Кто живёт в лесной зоне?
(Работа в группах.) Какой литературой будете пользоваться? Что приготовили для работы? (слайд 10)
Первая группа рассказывает о растительном мире тайги. Информацию для выступлений дети брали в учебнике (стр.103), атлас-определитель “От земли до неба”, энциклопедия “Я познаю мир. Растения”, детская энциклопедия “Мир леса”, демонстрационный материал “Деревья”, гербарий.
План выступления первой группы:
Что называют тайгой? (слайд11)
Природные условия тайги.
Этажи леса (ТАБЛИЦА)
Что общего у всех растений тайги?
Какие растения растут в тайге? Краткие сведения об этих растениях с использованием демонстрационного материала. ( слайды 12,13,14,15,16, ГЕРБАРИЙ)
Вторая группа рассказывает о растительном мире смешанных и широколиственных лесов. Информация взята из тех же источников.
План выступления второй группы:
Типы лесов (Слайд1 7.)
Какие леса называют смешанными?
Какие леса называют широколиственными?
Какие растения растут в этих лесах? Краткие сведения об этих растениях с использованием демонстрационного материала (слайды 18,19,20,21, ГЕРБАРИЙ)
Растения, занесённые в Красную книгу.
4. Физкультминутка. (слайд22)
– Спасибо вам, ребята за проделанную работу. Прежде, чем мы заслушаем учеников из третьей группы, проведём разминку.
Мы разминку начинаем,
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх.
Отдохнёт спина у всех. (Потягивания – руки в стороны и вверх.)
Начинаем приседанья –
Раз, два, три, четыре, пять.
А теперь три раза нужно,
Как лягушки, проскакать. (Приседания – 5 обычных и 3 раза подпрыгнуть в приседе.)
Мы разминку завершаем,
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх.
Отдохнёт спина у всех. (Потягивания – руки в стороны и вверх.)
5. Работа по теме.
Третья группа расскажет о животном мире лесной зоны. Информацию дети находили в учебнике, в атласе-определителе, в энциклопедии “Я познаю мир. Животные”, детская энциклопедия “Мир леса”, демонстрационный материал “Дикие животные России”.
План выступления третьей группы:
Кто живёт в лесу? (Слайд 23,24,25.26,27,28.29.30.31.32.)
Краткие сведения о представителях животного мира лесной зоны с использованием демонстрационного материала.
Животные, которые занесены в Красную книгу.
6. Работа в рабочей тетради.
Задание № 1 с. 31. Запишите названия лесных растений, которые вы смогли определить. (Проверка.)
Задание № 2 с. 31. Используя текст учебника, заполните таблицу. (Работа в парах.)
Задание № 3 с.31. Узнайте хвойные деревья по рисункам веточек и шишкам. Пронумеруйте рисунки. (Взаимопроверка по учебнику или атласу-определителю.)
7. Рефлексия
а)(Учитель читает стихотворение С. Никулина “Русский лес”).
Русский лес
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить,
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенек.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит
– Ребята, от каждого из нас зависит, будет ли жить на Земле такое разнообразие растений и животных, потому что каждый из нас является частью одного общего дома, одной семьи, имя которой ПРИРОДА.
б) – Используя учебник, запишите на доске цепи питания, характерные для леса.
(Два ученика работают у доски.Проверка.)
– Наша экспедиция сегодня завершает свою работу, но изучение зоны лесов вы продолжите на следующем уроке.
Вам предстоит узнать какую огромную роль играет лес в жизни человека, и какие проблемы леса возникают по вине человека.
8. Подведение итогов урока.
– Какие леса входят в зону лесов?(слайд33)
Дети делают вывод о необходимости бережного отношения к лесу, к природе в целом.
Выставление оценок.
Домашнее задание. С. 98–105 читать, ответить на вопросы. В рабочей тетради с. 32–34.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок. Окружающий мир 4 класс "путешествие по природным зонам России"
Материалы к уроку окружающего мира: конспект. презентация, материалы, зоологическое лото....
Урок по окружающему миру _Зоны лесов_ 4 класс
Урок разработан с применением Коуч -техник....
Окружающий мир. «Зона лесов (тайга, смешанные и широколиственные леса)». 4 класс УМК "Гармония"
На уроке продолжается знакомство с природными зонами России, даётся представление о различиях тайги, смешанных и широколиственных лесов....
Методическая разработка урока Окружающий мир.Тема: "Леса России"
Тема "Леса России"...
Технологическая карта к открытому уроку окружающего мира "Природные зоны России. Пустыня" 4 класс
Технологическая карта разработана для учащихся 4 класса с ЗПР...
План-конспект открытого урока окружающего мира "Государственные символы России", 3 класс
Урок окружающего мира по теме "Государственные символы России". 3-й классДанный урок посвящен “Государственным символам России”, приурочен к одному из главных г...
Открытый урок окружающего мира в 4 классе. "Природные зоны России"
Данный урок разработан в соответствии ФГОС. УМК "Школа России"....