конспект урока по окружающему миру УМК "Гармония" на тему: "Звезды и созвездия"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Симонина Наталья Викторовна

Подробный конспект урока по окружающему миру " Звезды и созвездия" 2 класс УМК " Гармония" ( по учебнику Поглазовой О.Т.) + презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ « Гимназия №1 п. Навля»

План – конспект урока

по окружающему миру

на тему:

«Звезды и созвездия»

2 класс

(УМК «Гармония»)

Подготовила:

Учитель нач. классов

Симонина Н.В.

Ход урока

1.Организация.

-Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Вот книги на столе, а вот тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный

- Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный.

2. Сообщение темы и целей урока. Постановка проблемы.

Ребята, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, нужно выполнить следующее задание. Отгадайте загадку ( слайд №1)

Рассыпали к ночи зерно

Глянули утром – нет ничего. (звезды)

-Так какая тема нашего урока?

- Верно. Сегодня мы совершим удивительное путешествие по звёздному небу.(СЛАЙД №2).

- Что бы вы хотели узнать, наблюдая за звездным небом? ( ответы детей)

- На эти вопросы мы попытаемся ответить на сегодняшнем уроке, познакомимся с новыми понятиями, попытаемся быть исследователями.

Вид звёздного неба - это бриллиантовая россыпь множества звёзд- всегда привлекал, завораживал человека. Представьте себе, если бы звёздное небо было видно только в каком-нибудь одном месте Земли. К этому месту, наверняка, непрерывно двигались бы сотни людей, чтобы полюбоваться великолепным зрелищем. (слайд №3 – изображение звездного неба)

- Ребята, подумайте и предположите, почему звезды называют звездами, а не как-то иначе?

- На какой цвет похожа звезда на нашем слайде? ( астра) ( слайд №4 – происхождение названия)

- Действительно, слово звезда и произошло от названия цветка Астра

Астру с прямыми ее лепестками

 С давних времен называли звездой.

В ней лепестки разбежались лучами

 От сердцевины совсем золотой. ( слайд №5   )

- Как вы думаете, а как называют людей, которые изучают звезды?

Чтобы узнать, отгадайте кроссворд: ( слайд №6 – кроссворд)

1 Что такое планета?

2. Звезда, вокруг которой вращается Земля? (солнце)

3. Воображаемая линия, которая делит Землю на два полушария: Северное и Южное? (экватор)

4. Какую форму имеет земля? (шар)

5. Как называется модель земного шара? (глобус)

6. Естественный спутник, обращающийся вокруг Земли.( Луна)

7. Пространство, окружающее Землю, звезды и планеты.( небосвод)

8.Планета, вращающаяся вокруг Звезды(земля)

- Какое слово у нас получилось?

Наблюдая сотни лет,

Изучая жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Умный дядя…( астроном) (слайд №7- изображение астронома)

- Мы сегодня побудем с вами на уроке астрономами – исследователями и попытаемся узнать , что же такое звезды, исследуем их , а может быть откроем что-то новое.

- Именно греческое слово « астро» обозначает звезда. Как вы думаете, как называется наука , изучающаяся звезды. В основу названия науки положено это греческое слово.( астрономия)

3. Открытие детьми нового знания

- Скажите, а кто слышал из сказок, как в старину называли людей, которые изучали звезды? ( звездочеты) (слайд №8 –изображение звездочета)

- Как вы считаете, а одинаково ли думали о звездах и небе в давние времена  звездочеты и как думают сейчас астрономы? (Ответы детей)

- А что бы узнать, как думали в старину о звездах и небе прочитайте информацию в учебнике с. 91 и ответьте: Что называли звездами в старину? ( звезды считали дырочками в твердом небосводе, через которые льется небесный свет) ( слайд №9)

-  В древности звезды привлекали людей не только своей красотой. Они нужны были человеку и для практических целей. Много лет назад звезды заменяли компас, часы, календарь. По звездам  люди находили путь домой, определяли время полевых работ. (слайд №10)

- Как вы думаете изменилось ли представление о звездах и почему? ( изменилось, потому что появились приборы для изучения)

- Какие приборы для изучения звезд вы знаете? (ответы детей)

Чтобы глаз вооружить

 И со звездами дружить

 Млечный путь увидеть этот

Нужен мощный … ( телескоп) (слайд № 11)

- А с помощью каких приборов можно наблюдать звезды сейчас, вы узнаете прочитав информацию в учебнике с. 92. (слайд№12- Прочитай текст с. 92)

- Так какие приборы существуют в настоящее время. чтобы наблюдать за звездами? (слайд13-15)

- Ребята, мы с вами узнали,  как и с помощью чего изучают астрономы звезды, а теперь мы узнаем, что же известно о звездах благодаря астрономам.

_ Как вы думаете, так что же такое звезды? (ответы детей)

- Прочитайте текст в учебнике с.90-91, что узнать, верные предположения мы сделали и ответьте на следующие вопросы: (слайд 16)

Что такое звезды?

Какого цвета звезды и отчего зависит цвет звезды? (слайд 17)

Как отличаются звезды друг от друга еще? ( слайд 18)

Отгадайте загадку. Все ли в ней правильно сказано?

Не сочтешь их в час ночной,

Днем – не видно ни одной.( ответы детей)

- Почему?

-Верно, ли то, что днем не видно ни одной звезды?

- А что такое солнце? (слайд 19)

Так что не правильно в этой загадке

Почему днём не видно звёзд?

-Давайте проведем опыт, я включи свет. Что он нам заменит на звездном небе? (солнце)

и включу  фонарик, что он нам заменит?(звезды).И почему же  свет от фонарика не виден? (днём солнце ярко освещает воздух на небе, и его свечение оказывается ярче блеска далёких  звёздочек)

- Пофантазировать, что надо сделать, чтобы увидеть днём звёзды?(подняться «выше неба» – в космос или посмотреть на небо через длинную трубу, чтобы вместе с яркой звездой видеть глазом только очень маленький кусочек светящегося неба.)

4 Физ. минутка

Гимнастика для глаз (слайд 20-21)

5. Изучение созвездий.

Посмотрите на карту Звездного неба и скажите, что необычного  в изображении звездного неба?

Точный ответ вы узнаете, если прочитаете текст учебника с.93 (слайд 22)

- Что я хотела изобразить на карте? (созвездия)

- Так, что такое созвездия? (слайд 22)

Рассказ учителя о некоторых созвездиях. (слайд 23-30 – изображения созвездий)

6. Первичное закрепление.

Отыщи в учебнике на звездной карте созвездия: (слайд 31)

Большая медведица,

Дракон,

Лебедь,

Большой пес,

Скорпион.

- Кто покажет у доски?

Игра « Дай названия созвездий» (слайд 32-35)

7. Самостоятельная работа

Тестирование по перфокарте (с самопроверкой по таблице)

1.Огромные раскаленные газовые шары, излучающие свет– это:

    а)созвездия

     б) планеты

     в) звезды

2.звезды белого и голубого цвета

   а) самые горячие

   б) не излучают тепла

   в)  «холодные»

3. Солнце – это:

    а) звезда

    б) планета

   в) созвездие

4. Кто изучает звезды?

    а) агроном

    б) астроном

   в) астронавт

5. Группу звезд называют:

    а) планета

    б) комета

    в) созвездие

6. В каком созвездии находится Полярная звезда?

     а) Кассиопея

     б) Большая медведица

    в) Малая медведица

Сверьте свои результаты с результатами в таблице

Ф.И. ученика

а

б

в

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

( слайд 36)

 

8. Подведение итогов. Самооценка.

- Что же нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что мы для этого делали?

-Если вы считаете, что сегодня на уроке вы работали хорошо, многое запомнили и урок вам понравился, то поместите на кусочек этого звездного неба  желтые или красные звезды(холодные), а если вы ничего нового не узнали, работали не активно, то поместите голубые или белые звезды ( горячие)

- Что мы с вами открыли?

- Верно, новое созвездие. Назовем его Радость. Радость от урока, полученных знаний, от работы на уроке.

9. Домашнее задание:

 Найти легенду о каком- нибудь созвездии (слайд 37)

1.Огромные раскаленные газовые шары, излучающие свет– это:

    а)созвездия

     б) планеты

     в) звезды

2.Звезды белого и голубого цвета:

   а) самые горячие

   б) не излучают тепла

   в)  «холодные»

3. Солнце – это:

    а) звезда

    б) планета

   в) созвездие

4. Кто изучает звезды?

    а) агроном

    б) астроном

   в) астронавт

5. Группу звезд называют:

    а) планета

    б) комета

    в) созвездие

6. В каком созвездии находится Полярная звезда?

     а) Кассиопея

     б) Большая медведица

    в) Малая медведица

Ф.И. ученика

а

б

в

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

Ф.И. ученика

а

б

в

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

Ф.И. ученика

а

б

в

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

Ф.И. ученика

а

б

в

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект окружающего мира по теме "Звезды"

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ангелина Владимировна и сегодня у вас занятие проведу я. Готовы? Да.Все получится у нас. Подарите друг другу свою улыбку. С таким настроением мы начинаем.Давайте повто...