Урок окружающего мира по теме: "Наши подземные богатства" 3 класс.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Пыхова Ольга Алексеевна

Материал к уроку содержит: технологическую карту, приложение к карте, презентацию. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подземные богатства нашего края Пыхова Ольга Алексеевна учитель начальных классов МКОУ СОШ №6 2012

Слайд 2

Постановка учебных задач Расширить сведения о нашем крае Узнать, что такое «полезные ископаемые» Узнать, какие полезные ископаемые есть в нашем крае, их свойства и применение Учиться работать с информацией, с физической картой

Слайд 3

Полезные ископаемые - это все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности, и используют в хозяйстве

Слайд 4

Полезные ископаемые нашего края: Известняк Глина Торф Минеральные воды Песок Фосфориты

Слайд 5

Известняк Основные свойства: белого, серого или желтого цвета. Использование: строительство, мел, мрамор. к списку

Слайд 6

Глина Основные свойства: очень мелкая взвесь бурого, желтого, белого цвета. Использование: кирпич, посуда. к списку

Слайд 7

Минеральная вода Основные свойства: прозрачная жидкость, бесцветная с оттенками от жёлтого до зеленоватого, вкус и запах зависят от растворимых солей Использование: в медицине к списку

Слайд 8

Торф Основные свойства: темно- коричневого цвета, состоит из остатков растений, легкий, пористый, горюч. Использование: топливо, удобрение. к списку

Слайд 9

Песок Основные свойства: в виде крупинок, сыпучий. Использование: строительство, стекло. к списку

Слайд 10

Фосфориты Основные свойства: осадочная горная порода, насыщенная фосфором, светится в темноте. Использование: химическое сырье. к списку

Слайд 11

Тест 1. Если встретишь по дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу, Она понадобится сразу. 2. Росли на болоте растения, Стали топливом и удобрением. 3. Белый камешек растаял, На доске следы оставил. 4. Он очень нужен детворе. Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, И он в стекле расплавлен даже. 5. Ключик, ключик, родничок, Чистая волна. Чей-то круглый кулачок Звонко бьёт со дна. 6. ???

Слайд 12

Постановка учебных задач Расширить сведения о нашем крае Узнать, что такое «полезные ископаемые» Узнать, какие полезные ископаемые есть в нашем крае, их свойства и применение Учиться работать с информацией, с физической картой

Слайд 13

выход Мы молодцы!



Предварительный просмотр:

Приложение к уроку по теме: “Подземные богатства нашего края»

2. Целеполагание и мотивация.

  1. Как называется раздел учебника, который мы изучаем?

Продолжаем изучать наш край. Мы уже много знаем, но ещё больше предстоит узнать.

  1. Прочитайте тему урока.
  2. Отталкиваясь от темы урока, попробуем определить, что нового узнаем на уроке о нашем крае.
  3. Правильно ли я поняла ваши ответы? (читают учебные задачи) Вы согласны?

3. Актуализация необходимых знаний.

Мы будем говорить о подземных богатствах.

  1. Давайте вспомним, что такое почва? (верхний слой земли)
  2. Назовите основное свойство почвы. (плодородие)
  3. Назовите главную часть почвы. (перегной)
  4. Как образуется перегной?

Растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет превратились в известняк, уголь, нефть, природный газ. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас.

4. Изучение нового материала.

  1. Давайте вернёмся к теме нашего урока. Какие слова вы хотели бы написать рядом? Как по- другому можно сформулировать нашу тему?
  2. Что такое «полезные ископаемые»?
  3. Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, что в слове самое главное?
  4. Подберите родственные слова . (записать столбиком на доске под каждым словом)

полезные                 ископаемые

польза                      копать

использовать            копка

полезность               выкапывать

пользоваться

  1. Выберите по слову из каждого слова и дайте объяснение.
  2. Давайте прочитаем объяснение из учебной статьи и сравним со своим.

Ко всем словам я бы добавила ещё недра Земли. Недрами называют всё то, что находится под земной поверхностью.

Теперь мы понимаем, о чём пойдёт речь дальше.

Приведите примеры полезных ископаемых.

Известно, что на территории Кировской области в недрах земли залегают более 20 полезных ископаемых, но добывают их не все по разным причинам: низкое качество, маленький объём и др.

  1. Как вы думаете, какие полезные ископаемые добывают в нашей области?
  2. Каким образом мы можем подтвердить или опровергнуть наши предположения?
  3. Продолжаем учиться читать карту. Как узнаете? (условные обозначения) Назовите?

Читаем на слайде название полезных ископаемых, которые добывают в нашей области.

Возвращаемся к учебным задачам.

Что мы хотели узнать?

Предлагаю работать в группах. Используя различную информацию, коллекцию полезных ископаемых, атлас Кировской области, учебник, дополнительную литературу дайте характеристику полезных ископаемых по плану.

Совет. После сбора всей информации проговорите своё высказывание.

Творческий отчёт о проделанной работе.

Предлагаю всем внимательно слушать, при необходимости задавать уточняющие вопросы.

Познавательная задача. Человек получил в дар полезные ископаемые.

Могут ли полезные ископаемые когда-нибудь закончиться? Почему?

Ответ найдёте на стр.168, 2 абзац. Зачитайте!

Что произойдёт, если полезные ископаемые закончатся? Какой вывод?

5. Первичное закрепление, диагностический контроль.

Мы много узнали о подземных богатствах, их свойствах, применении.

Тест на слайде. Запишите ответы. Взаимопроверка.

6. Рефлексия деятельности. Возврат к учебным задачам.

7. Информация о домашнем задании.

Подготовьте сообщения о полезных ископаемых, которые не добывают в нашем крае, но мы их используем в хозяйственной деятельности.

P.S. Если останется время, работа с контурными картами.

Из дополнительной литературы стр.8

Название полезного ископаемого

Прозрачность

Цвет

Вкус и запах

Применение

Модель условного обозначения (знак)

Показать на карте место добычи

Учебник стр.160-161

Название полезного ископаемого

Прочность

Цвет

Как образовался?

Где используют?

Разновидность известняка

Где используют?

Модель условного обозначения (знак)

Показать на карте место добычи

Учебник стр. 162-163

Название полезного ископаемого

Цвет

Прочность

Основное свойство

Как образуется?

Применение

Меры безопасности

Модель условного обозначения (знак)

Показать на карте место добычи

Дополнительная литература + учебник стр.162

Название полезного ископаемого

Цвет

Сыпучесть

Как образуется?

Использование

Модель условного обозначения (знак)

Показать на карте место добычи

Дополнительная литература + учебник стр.162

Название полезного ископаемого

Цвет

Основное свойство

Как образуется?

Использование

Модель условного обозначения (знак)

Показать на карте место добычи



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Учебный предмет: окружающий мир.

Класс: 4 класс

УМК «Школа России» А.А.Плешаков Окружающий мир. 4 класс. Часть 1; М., 2010.

Тема урока: «Подземные богатства нашего края»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: способствовать формированию представления учащихся о подземных богатствах нашего края, их свойствах, применение.

Задачи:

  1. формирование понятия «полезные ископаемые»
  2. давать характеристику полезным ископаемым
  3. учить работать с физической  картой «Кировской области»

Планируемые результаты

Предметные

  1. знать, что такое «полезные ископаемые»
  2. называть полезные ископаемые, их свойства, применение
  3. показывать месторождение полезных ископаемых на карте, используя условные обозначения

Метапредметные

  1. формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать её реализацию
  2. поиск и выбор необходимой информации из различных источников
  3. осознанно и правильно строить речевое высказывание по плану
  4. способствовать пониманию необходимости охраны подземных богатств
  5. формировать опыт равноправного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные

  1. осознание ответственности за благосостояние в обществе
  2. развитие познавательных интересов к родному краю
  3. развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе

Межпредметные связи: Русский язык. Тема: «Родственные слова».

                                          Литературное чтение. Пересказ по плану.

                                           Математика. Тема: «Сравнение»

Ресурсы урока:

  1. А.А.Плешаков и др. Окружающий мир. 4 класс. Часть 1
  2. А.А.Плешаков и др. Рабочая тетрадь по окружающему миру. 4 класс. Часть 1
  3. Физическая карта Кировской области.
  4. Атлас Кировской области
  5. В.М.Мансуров и др. Родной край; Киров, 1976, с. 6-8
  6. Коллекционные образцы полезных ископаемых
  7. Электронная презентация
  8. Контурные карты

Ход урока

Деятельность учителя

Формируемые УУД

Деятельность учащихся

Самоопределение к деятельности. Орг. момент.

Включение в деловой ритм. Проверка готовности рабочего места. Устное сообщение учителя.

К. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Подготовка класса к работе. Эмоциональный настрой.

Целеполагание и мотивация

Предлагает самостоятельно ознакомиться с темой урока, определить место в разделе учебника. Отталкиваясь от темы урока сформулировать учебные задачи.

Р. Постановка учебной задачи.

П. Выделение и формулирование познавательной цели.

К. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Уточняют тему урока. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта и формулируют учебные задачи.

Актуализация необходимых знаний.

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Корректирует.

Р. Контроль в форме сличения своих знаний с эталоном.

П.  Структурирование знаний.

К. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 Слушают вопросы учителя. Предлагают варианты ответов. Контролируют правильность ответов одноклассников.

Изучение нового материала.

Организует работу над понятием «полезные ископаемые»

К. Высказывания учащихся, выражение своих мыслей.

П. Подведение под понятие

Р. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Выполняя задания учителя, дают определение понятия «полезные ископаемые». Читают определение в учебнике. Сравнивают.

Просит выдвинуть предположение о наличие полезных ископаемых в нашем крае.  

П. Выдвижение гипотезы и её обоснование.

Р. Планирование последовательности действий. Контроль результатов поиска.

К. Строит понятные для собеседника высказывания.

Выдвигают предположения,  и предлагают пути решения этого вопроса. Работа с картой, атласом

Организует самостоятельную работу в группах по изучению нового материала. Предлагает план работы.

Р. Определение последовательности действий. Коррекция – внесение необходимых дополнений.

П. Поиск и выделение необходимой информации. Определение  основной и второстепенной информации. Моделирование.

К. Работа в группах. Управление поведением партнёра – оценка его действий. Самостоятельное, осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

Получают задания, задают уточняющие вопросы учителю, распределяют роли в группах. Осуществляют поиск необходимой информации в различных источниках

Рефлексия своих действий. Проговаривание высказывания.

Организует отчёт творческих групп.

Р. Контроль, оценка, коррекция.

П.Осмысление полученной информации и её усвоение.

К.  Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Озвучивают результаты работы в группах. Класс слушает, задаёт уточняющие вопросы, Осуществляют самооценку своей деятельности.

Предлагает решить познавательную задачу: «Могут ли полезные ископаемые закончиться? Что произойдёт, если полезные ископаемые закончатся»?

К. Выражение своих мыслей и их отстаивание.

П. Построение логической цепочки рассуждения.

Л. Осознание ответственности за благосостояние общества.

Предлагают свою точку зрения по решению этой задачи.

Первичное закрепление. Диагностический контроль.

Организует деятельность по применению новых знаний. Предлагает тест в форме загадок, в которых описываются свойства полезных ископаемых.

К. Работа в парах.

Р. Контроль, выявление того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Слушают и записывают ответы, сравнивают результаты с эталоном.

Взаимопроверка.

Рефлексия деятельности

Организует рефлексию

К. Умение точно выражать свои мысли.

Л. Формирование мотивов достижения и социального признания.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты.

Информация о домашнем задании.

Предлагает подготовить сообщения о полезных ископаемых, которые не добываются в нашем крае, но мы их используем в хозяйственной деятельности.

Л. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Слушают задание и осуществляют выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Наши подземные богатства"

Урок окружающего мира по теме "Наши подземные богатства"Цели урока:- вспомнить - свойства полезных ископаемых,- узнать - какие полезные ископаемые добывают в нашем крае,- воспитать - бережное отношени...

Урок окружающего мира по теме "Наша Родина - Россия" - 4 класс

Конспект урока в 4 классе ("Школа 21 века") по окружающему миру по теме "Наша Родина - Россия" (Карта России)...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Наши подземные богатства"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Наши подземные богатства" составлена для учащихся 4 - х классов.Цель:сформировать представление о подземных богатствах;ознакомить с полезными иско...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Наши подземные богатства" 4 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Наши подземные богатства" 4 класс УМК "Школа России", составлена в соответствии с ФГОС НОО, содержит групповую практическую р...

конспект урока окружающего мира на тему "наши соседи" в 3 классе с использованием дидактического синквейна

данный материал предназначен для решения предметно-поисковой проблемы с помощью синквейна....