Конспект урока окружающего мира по теме "Наши подземные богатства"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Войтова Инна Сергеевна

Урок окружающего мира по теме "Наши подземные богатства"

Цели урока:

- вспомнить - свойства полезных ископаемых,

- узнать - какие полезные ископаемые добывают в нашем крае,

- воспитать - бережное отношение к природным богатствам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России»

Тема «Наши подземные богатства»

Автор: Войтова Инна Сергеевна

учитель начальных классов ГБОУ СОШ №108 г. Москвы

Цели: 

- вспомнить - свойства полезных ископаемых,

- узнать - какие полезные ископаемые добывают в нашем крае.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Повторение изученного материала

Слайд 1

- Мы начали изучать раздел, который называется «Наш край». Рассмотрели поверхность нашего края.

Слайд 2

А на прошлом уроке познакомились с водоёмами нашего края.

- Что такое водоём?

- На какие две группы можно разделить все водоёмы?

- Чтобы проверить, как вы изучили водоёмы нашего края, я подготовила для вас задания по группам.

- Каждая группа получает конверт (приложение 1):

1 группе надо отобрать названия водохранилищ нашего края, 2 группе – рек, 3 группе – озёр.

- Какое значение имеет водоем в жизни природы и человека?

Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца». 

Вода - главное богатство Земли, которое надо беречь и экономить.

Человек, запомни навсегда!
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги –
Мы ведь на планете не одни!

3. Подготовка к активной учебной познавательной деятельности

- Откройте коробочки, которые есть в каждой группе. Что вы в них увидели? (полезные ископаемые)

4. Постановка учебной задачи

- Тема нашего урока будет звучать так «Наши подземные богатства». 

Слайд 3

Задачи нашего урока следующие: вспомнить свойства полезных ископаемых и узнать какие полезные ископаемые добывают в нашем крае.

5. Освоение нового содержания

- Какая карта необходима, чтобы узнать о том, где добывают полезные ископаемые?

Слайд 4

ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТА РОССИИ (учебник 1-ая часть с.64-65)

- Обратите внимание, как богата наша страна полезными ископаемыми.

Представьте себе, если бы мы захотели перевезти все полезные ископаемые, которые за один год добывают из недр Земли, нам бы понадобился длинный-предлинный товарный поезд, который 17 раз опоясал бы Земной шар.

Слайд 5

- Итак, отправляемся в подземное царство, а нашим проводником будет сказочный герой, который живет под землёй. Кто это? (Гном - Знайка).

Слайд 6

Знайка будет открывать двери, за которыми нас ждет много нового и интересного.

- Оказавшись под землей, откроем первую дверь.

Слайд 7

Прислушаемся и услышим спор, попробуем выяснить, кто участвует в споре.

Слайд 8

 «Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезного от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.

-Я - соль Земли,- говорит соль, - без меня каши не сваришь.

- А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда. -  Кастрюли-то делают из алюминия. Без кастрюли, конечно, каши не сваришь.

- А на чём варить будете? – интересуется уголь. - Без топлива в этом деле не обойтись.

- А, между прочим, обо мне тоже не следует забывать,- говорит железная руда, которая даёт железо для лопат. – Прежде чем кашу варить, нужно, вас всех из земли выкопать».

Слайд 9

- Вы уже догадались, о чем спорили между собой полезные ископаемые?

- Что бы вы им сказали, если бы участвовали в споре?

- Как вы думаете, почему полезные ископаемые так называются?

Слайд 10

- Открываем вторую дверь. Мы видим какие-то знаки на стенах. Что они обозначают? Откройте рабочую тетрадь на с. 52 №2. Используя карту, напиши, каким полезным ископаемым соответствуют эти знаки. Проверка.

Слайд 11

Закройте 1 часть учебника.

Слайд 12

- Полезные ископаемые можно разделить на 2 группы (рудные и нерудные). Рудные – ископаемые из горных пород, в которые включены металлические и неметаллические полезные компоненты (асбест, графит). Приведите примеры (железная руда).

Нерудные – негорючие и неметаллические полезные ископаемые: гравий, песок, мел, глина, различные соли, известняк. Нерудные ископаемые делят на строительные и горючие. Сейчас мы с ними познакомимся поближе.

Слайд 13

- Знайка откроет на следующую дверь.

Слайд 14

В подземном царстве есть кинозал, устраиваемся поудобнее. Посмотрим мультфильм «Семья Почемучек» о том, как в подземном царстве появились горючие полезные ископаемые - торф, нефть и каменный уголь. 

Слайд 15

Торф, каменный уголь, нефть

О каком горючем полезном ископаемом мы еще не сказали? (Газ)

Слайд 16

(с. 26-27 прочитать – 2 часть учебника)

6. Физминутка «Геологи»

- Что такое геология? Геология – наука о Земле. Поэтому геологи изучают Землю, ее содержимое, где и как образуются полезные ископаемые и как их добывать. Давайте отдохнём и станем геологами.

Мы геологами станем (шагаем на месте).
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами(шагаем на месте).
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показываем руками),
Бурная река (показываем руками),
Её не обойдешь (топаем ногами),
Её не проплывешь (плывём),
Её не пролетишь (крылья),
Надо напрямик (показываем руками) .
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели (шагаем на месте).
Да? – да! ( хлопок над головой).

7. Практическая работа по группам

Слайд 17

- Открываем дверь и попадаем в лабораторию.

Слайд 18

Практическая работа по группам. Дать характеристику полезному ископаемому по плану (приложение 2), а другие команды должны отгадать, какое полезное ископаемое вы описали.

1 группа дает характеристику граниту.

2 группа – известняку.

3 группа – глине.

Слайд 19

- А о каком полезном ископаемом расскажу вам я?

- Он сыпучий, состоит из мельчайших частичек, является наполнителем бетона, материалом для плотин и дамб. Из него варят огромные стекла, делают хрустальные изделия (песок).

8. Проверка освоения нового содержания

- Люди использовали характеристику свойств полезных ископаемых в пословицах и поговорках. Вот некоторые из них, в которых пропущены названия полезных ископаемых.

Слайд 20-27

Как ни лепи песок, он все рассыпается.

На песке дом не построишь.

Глину не мять — горшков не видать.

Один человек отличается от другого, как алмаз от известняка.

Печаль точит человека, как ржавчина железо.

Железом добывают золото, а золотом железо.

Грызть гранит науки (упорно овладевать знаниями).

Твердый, как гранит (о человеке с твёрдым, непоколебимым характером).

Москва, что гранит, — никто Москву не победит.

- В начале урока я поставила перед вами задачи? Какие?

Слайд 28

- Посмотрите на физическую карту Московской области. Запишите в таблицу в рабочей тетради (с. 52 №1) полезные ископаемые, которые добывают в нашем крае (проверка). Дома вы должны будете закончить заполнение этой таблицы.

9. Экспресс-диагностика 

Слайд 29

- А сейчас откроем последнюю дверь. Знайка подготовил для вас кроссворд (приложение 3), связанный с путешествием в подземное царство. Проверка.

Слайд 30

1. Он очень нужен детворе.
Он на дорожке во дворе.
Он и на стройке и на пляже.
Он и в стекле расплавлен даже.
(Песок)

2. Не зря она варилась
В доменной печи.
На славу получились
Ножницы, ключи.
(Руда)

3. Белый камушек растаял.
На доске он след оставил.
(Мел)

4. Очень прочен и упруг
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
(Гранит)

5. Без нее не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это.
(Нефть)

6. Он несет в дома тепло,
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Чёрный, блестящий –
Труженик настоящий.
(Уголь)

7. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу.
(Глина)

8. По трубе течёт –
Пироги печёт.
(Газ)

9. Росли на болоте растения –
Стали топливом и удобрением.
(Торф)

10. Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе.
Сам он удобрение.
(Известняк)

- Все справились с заданием. Возвращаемся на поверхность.

9. Итог урока

Слайд 31

- Полезные ископаемые нуждаются в охране, бережном и экономном использовании (беседа об охране подземных богатств).

(1 часть учебника с.28-29) Ильменский заповедник

10. Рефлексия

Слайд 32

Если Вам понравилось путешествие, то посадите светлячка в фонарик (смайлик с улыбкой), который мы подарим Гномику, и в подземном царстве станет светлее и теплее.



Подписи к слайдам:

Наш край Водоёмы нашего края Наши подземные богатства Спор Полезные ископаемые Полезные ископаемые рудные нерудныестроительные горючие Кинозал
Природный газ Лаборатория Пословицы и поговорки На … дом не построишь.… не мять — горшков не видать.Один человек отличается от другого, как алмаз от … Печаль точит человека, как ржавчина … … добывают золото, а золотом …Грызть … науки Москва, что …, — никто Москву не победит. Пословицы и поговорки На песке дом не построишь.… не мять — горшков не видать.Один человек отличается от другого, как алмаз от … Печаль точит человека, как ржавчина … … добывают золото, а золотом …Грызть … науки Москва, что …, — никто Москву не победит. Пословицы и поговорки На песке дом не построишь.Глину не мять — горшков не видать.Один человек отличается от другого, как алмаз от … Печаль точит человека, как ржавчина … … добывают золото, а золотом …Грызть … науки Москва, что …, — никто Москву не победит. Пословицы и поговорки На песке дом не построишь.Глину не мять — горшков не видать.Один человек отличается от другого, как алмаз от известняка.Печаль точит человека, как ржавчина … … добывают золото, а золотом …Грызть … науки Москва, что …, — никто Москву не победит. Пословицы и поговорки На песке дом не построишь.Глину не мять — горшков не видать.Один человек отличается от другого, как алмаз от известняка.Печаль точит человека, как ржавчина железо. … добывают золото, а золотом …Грызть … науки Москва, что …, — никто Москву не победит. Пословицы и поговорки На песке дом не построишь.Глину не мять — горшков не видать.Один человек отличается от другого, как алмаз от известняка.Печаль точит человека, как ржавчина железо. Железом добывают золото, а золотом железо. Грызть … науки Москва, что …, — никто Москву не победит. Пословицы и поговорки На песке дом не построишь.Глину не мять — горшков не видать.Один человек отличается от другого, как алмаз от известняка.Печаль точит человека, как ржавчина железо. Железом добывают золото, а золотом железо. Грызть гранит науки. Москва, что …, — никто Москву не победит. Пословицы и поговорки На песке дом не построишь.Глину не мять — горшков не видать.Один человек отличается от другого, как алмаз от известняка.Печаль точит человека, как ржавчина железо. Железом добывают золото, а золотом железо. Грызть гранит науки. Москва, что гранит, — никто Москву не победит. Полезные ископаемые Московской области Кроссворд



10






П
О
Д
З
Е
М
Н
Ы
Е
Б
0
Г
А
Т
С
Т
В
А
Е
С
О
К
Р
У
А
М
Л
Г
Р
А
И
Т
Н
Ф
Т
Ь
У
Г
Л
Ь
ЛИНА
Г
З
ОРФ
ИЗ
ЕСТНЯК

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 4 класс "Водные богатства нашего края"

Представляю вашему вниманию конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему: "Водные богатсво нашего края". УМК "Школа России"...

Конспект урока окружающего мира "Моя семья- мое богатство"

Это проектно-исследовательская работа была выполнена для открытого внеклассного мероприятия....

План урока окружающего мира на тему "Подземные богатства родного края"

Урок составлен составлен с учетем возрастных, индивидуальный, психологических особенностей учащихся 4 класса. В урок включен материал о подземных полезных ископаемых России и  Республики Дагестан...

Конспект урока окружающего мира по теме: "Водные богатства"

Цели деятельности учителя: формирование представлений о разнообразии водоемов планеты; повторение форм земной поверхности Планируемые результатыПредметные: знать части реки; знать о разнообразии ...