Главные вкладки

    Рабочая программа по окружающему миру УМК "Гармония" для 1 класса (ФГОС)
    рабочая программа (окружающий мир, 1 класс) по теме

    Рабочая программа по окружающему миру УМК "Гармония" для 1 класса ФГОС

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    БОБКО ЮЛИЯ АНАТОЛЬЕВНА

    учителя начальных классов

    МБОУСОШ №15

    города Гуково Ростовской области

    Бобко Юлии Анатольевны

    Пояснительная записка

    Исходными документами  для составления рабочей программы послужили:

    1. федеральный  государственный образовательный стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ;
    2. Авторская программа  Поглазовой О.Т., Шилиной В.Д по окружающему миру;
    3. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования ;
    4. федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
    5. требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

    Предметная область «Естествознание, обществознание» реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир». В содержание курса интегрированы естественнонаучные, обществоведческие, исторические знания о человеке, природе, обществе, что соответствует федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования. Интеграция в курсе основных содержательных блоков «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни» позволяет представить младшим школьникам целостный и в то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и взаимозависимостями. Учебный материал тем, входящих в программу курса, соответствует фундаментальному ядру содержания данной предметной области, концепции духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, требованиям государственного стандарта к уровню подготовки учащихся начальной школы.

    В процессе изучения предмета «Окружающий мир» младшие школьники получают возможность систематизировать, расширять, углублять полученные ранее (в семье, в дошкольном учреждении, из личного опыта взаимодействия с природой и людьми) представления о природных и социальных объектах, осмысливать характер взаимодействий человека с природой, особенности взаимоотношений внутри отдельных социальных групп (семья, класс, школа). Осваивая правила безопасного, экологически грамотного и нравственного поведения в природе и в обществе, младшие школьники осознают важность здорового образа жизни, уважительного и внимательного отношения к окружающим людям (разного возраста, разной национальности, с нарушением здоровья и др.), бережного отношения к природе, историческим и культурным ценностям.

    Усвоение учащимися элементарных знаний о природе, человеке, обществе, о важнейших событиях в истории Отечества и освоение разных способов познания окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, измерения, классификация и др.) создают условия для их успешного продолжения образования в основной школе.

    Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно- нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.

    Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются: социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять); воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.

    Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе.

    Интегративный подход даёт возможность ученику воспринять окружающий мир как единое целое, в котором все компоненты связаны, осознать богатство и сложность этого мира, узнать разные способы взаимодействия с ним. Между тем при отборе содержания соблюдается и разумная дезинтеграция, выделение крупных самостоятельных содержательных блоков, материал которых предоставляет ученику возможность глубже и конкретнее изучить закономерности и качественное своеобразие различных его структур (природы, человека, общества, истории государства), что способствует подготовке учащихся к изучению в основной школе дифференцированных курсов. Таким блоком, например, является раздел «Путешествие в прошлое России», где учащиеся погружаются в изучение истории своего Отечества, знакомятся с её важнейшими событиями.

    Интегрированный курс «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира, учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественно-научном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии. Например, на уроке математики ученики узнают способ отображения целого и составляющих его частей с помощью диаграммы – на уроке окружающего мира они используют диаграмму, с помощью которой показывают соотношение суши и воды на земной поверхности. Понятие «симметричный предмет» изучается на уроках математики и окружающего мира – закрепляется на уроке технологии при создании изделий симметричной формы. На уроках окружающего мира изучаются сезонные изменения в природе – на уроке литературного чтения ученики знакомятся, как отражают их писатели и поэты, на уроках музыки – композиторы, на уроке изо - бразительного искусства – художники. Тема «Во что веровали наши предки» изучается на уроке окружающего мира – на уроке технологии ученики делают обереги, которые наши предки помещали

    на свою одежду, жилища и др.

    При отборе содержания курса были положены следующие концептуальные идеи: разнообразие и красота объектов окружающего мира, их изменчивость и её закономерности, взаимосвязи и взаимозависимости в природе и обществе. Учебный материал, тематически повторяющийся в разные годы обучения, служит основой для интеграции в него последующих знаний и умений в системе развития, с обогащением новыми сведениями, связями и зависимостями, с изменением уровня сложности. При этом в процессе «открытия» нового знания осуществляется переход от разрозненных фактов к их системе согласно принципам системности (целостности, структурности, взаимозависимости, иерархичности) и спиральной структуре (каждый следующий виток расширяет и углубляет знания). Например, первоклассники знакомятся с разнообразием растений, выявляя их внешние признаки, третьеклассники наблюдают изменения, происходящие в жизни растений в связи со сменой сезона, рассматривают развитие растения от семени до семени, в 4 классе они изучают способы приспособляемости растений к природным условиям разных природных зон, выявляют значение растений для природы и др.

    Исторический и обществоведческий материал в курсе представлен на макроуровне – государство Россия (его прошлое и настоящее) и микроуровне – семья, родной край (город, село, область). В соответствии с хронологическим принципом построения исторического содержания школьники постепенно знакомятся с важнейшими историческими событиями, с выдающимися людьми, памятниками истории и культуры Древней Руси, Московского государства, Российской империи, СССР, Российской Федерации. Немало места уделено героической борьбе народов нашей страны с внешними врагами: противостоянию Руси кочевникам, монгольскому нашествию, крестоносцам, в Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.

    Согласно культурологическому подходу учащиеся приобщаются к культурному наследию народов нашей страны, воплощённому в искусстве, религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях, обычаях. В содержание курса интегрированы сведения об образе жизни наших предков, их материальной культуре (жилищах, одежде, предметах быта и др.), о старинных ремёслах и способах обработки природных материалов. При этом учащиеся знакомятся с нравственными ценностями и заповедями наших предков, которые определяли их отношение к природе, семье, людям. Кроме того, мысленно путешествуя по материкам и океанам Земли, знакомясь с историей их открытия, ученики узнают, что на нашей планете есть много стран и народов с разным образом жизни, есть памятники культуры мирового значения, созданные творчеством многих поколений жителей нашей планеты.

    При отборе компонентов учебной деятельности положен личностно-ориентированный подход в обучении. Объектом внимания и деятельности ученика служит не только внешний мир в его многообразии, взаимосвязях и способы его изучения, но и познание самого себя, своих способностей и возможностей, оценка некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу, саморазвитию и регуляции своих отношений с миром природы и людьми. Процесс образования организуется как процесс становления личности (обретения себя, своего образа), готовой к выполнению разных видов деятельности, способной рассуждать, критически мыслить, применять знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. При этом учитываются психофизиологические возможности младшего школьника, особенности восприятия окружающего мира, способы мышления (эмоционально-образное, рационально-логическое), его интересы. Представление целостной картины мира, раскрытие общих взаимосвязей её компонентов, обучение разным способам познания мира развивает познавательный интерес ученика, его интеллектуальные и творческие способности, эмоционально-

    эстетическое восприятие мира природы и культуры.

    Принцип вариативности реализуется через включение в содержание курса не только основного материала, соответствующего образовательному минимуму, но и дополнительного, расширяющего кругозор ученика, предоставляющего ему возможность выбрать собственную траекторию учения. Система заданий дифференцирована по степени сложности, объёму, что предоставляет возможность активно включаться в процесс учения на разных уровнях (репродуктивном, продуктивном, креативном), применять знания в нестандартной ситуации.

    В соответствии с общими дидактическими принципами системности, доступности, наглядности, преемственности, с учётом краеведческого, экологического, сезонного принципов обучения перед учениками разворачивается картина окружающей их живой и неживой природы в её многогранности и многообразии. Они узнают о разнообразии растений, грибов, животных, форм суши, видов водоёмов, о Земле как планете Солнечной системы, о природных сообществах и природных зонах, о сезонных изменениях в природе и в жизни человека. Изучают свойства воздуха, воды, почвы, веществ, необходимых для всего живого на Земле, обсуждают проблемы, связанные с их загрязнением, и осознают необходимость

    бережного отношения к окружающей среде. Получают начальные представления о развитии растительного организма, о стадиях развития некоторых групп животных, о том, как функционирует и развивается организм человека, от чего зависит его здоровье.

    Изучение естественно-научных, обществоведческих и исторических понятий конкретизируется на примерах природных, социальных, исторических объектов родного края. Это помогает осуществлять связь обучения с жизнью, способствует развитию наблюдательности, познавательного интереса учащихся, формированию эмоционально-эстетических, нравственно-этических оценок наблюдаемой действительности, выработке (соответствующих содержанию обучения) практических умений и навыков. При этом воспитываются патриотические чувства, любовь к родному краю, бережное отношение к его природе, культурному и историческому наследию, толерантное и уважительное отношение к образу жизни, обычаям, традициям, религиям народов, населяющих родной край. Во многих разделах программы включены вопросы краеведения, предложены экскурсии в природу, на социальные объекты, в музеи, которые дают богатый материал для уроков окружающего мира. В учебниках внимание учащихся на этот вид деятельности обращено специальным значком «изучай родной край».

    С целью формирования экологического мышления учебно-познавательная деятельность младшего школьника, осуществляе мая в процессе восприятия, осмысления, запоминания, овладения знаниями и способами деятельности, направляется на многостороннее рассмотрение и изучение свойств явлений и объектов окружающего мира, выявление их взаимосвязей и взаимозависимостей. При этом внимание учащихся акцентируется на том, что человек может неразумно загрязнять окружающую его среду, уничтожать историческую память о прошлом Родины и родного края, но может сохранять красоту и многообразие природы, беречь наследие предков и мировой культуры. В результате формируется желание следовать безопасному, экологически грамотному и здоровому образу жизни, соблюдать чистоту и красоту среды обитания.

    Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в вербальной и наглядной формах); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.

    В процессе изучения курса учащиеся ведут наблюдения за природными объектами и явлениями, экспериментируют с использованием лабораторного оборудования, выполняют практические работы, учатся работать с готовыми моделями (глобус, карта, плоскостные, объёмные и рельефные модели форм суши, муляжи грибов и др.), создают собственные простые модели. При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира.

    Анализируя информацию о природных объектах, выявляя их существенные признаки, объединяя в группы, учащиеся овладевают приёмами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), осваивают метод классификации – один из основных способов упорядочения информации об окружающем мире.

    Большое внимание уделяется выявлению изменений в окружающем мире, связанных с жизнедеятельностью человека, в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий и прогулок к памятникам зодчества и современной архитектуры, в парки, в музеи. Обязательны при этом кратковременные прогулки (1 и 2 классы) и предметные или комплексные экскурсии (3 и 4 классы) для изучения объектов природы или творений человека в их естественных условиях.

    Система заданий для пошагового первичного закрепления и итогового контроля, представленная в рабочих тетрадях и в тетрадях тестовых заданий, способствует индивидуализации и дифференциации обучения, предоставляет учащимся возможность самооценки, самоконтроля, саморазвития.

    Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или посёлка и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-либо гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной. В целом содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного и волевого, ориентировочного и содержательно-операционного, оценочного компонентов учения и создание условий для самопознания и самоанализа личности ученика.

    Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность учащихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их и представлять в разных формах (вербальной и наглядной). Предусмотрено выполнение краеведческих проектов. Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению учащихся, развивает их личностные качества.

    Таким образом, в основе отбора и структурирования учебного содержания, формы его предъявления лежит системно-

    деятельностный подход, ориентированный на гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание младшего школьника. Учащиеся усваивают и используют предметные знания и умения, универсальные учебные действия в ходе решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, обсуждая проблемы гармоничного взаимодействия человека и природы, человека и общества. Формируется личность, действующая согласно нравственным ценностям, принятым в обществе; любящая свою Родину, уважающая образ жизни, нравы и традиции народов, её населяющих; ценящая опыт предшествующих поколений, желающая беречь культурное и историческое наследие предков; интеллектуально развитая личность, проявляющая интерес к знаниям, способная добывать их и применять в учебных ситуациях и в повседневной жизни, владеющая универсальными коммуникативными, регулятивными, познавательными учебными действиями для успешного продолжения обучения в основной школе.

    Реализация ФГОС при изучении младшими школьниками курса «Окружающий мир» обеспечивается логикой развёртывания содержания и его структурой, представленной в учебниках; системно-деятельностным подходом к организации познавательной деятельности учащихся (она представлена в учебниках различными методическими приёмами); системой учебных ситуаций, учебно-познавательных и учебно-практических задач, предложенных в учебниках, в рабочих тетрадях, в тетрадях тестовых заданий; методическими рекомендациями для учителя, в которых даны советы по формированию предметных и универсальных учебных умений при организации познавательной деятельности учащихся.

    Прежде всего курс, представленный в учебниках, нацелен на становление ребёнка как личности. Содержательная база курса направлена на формирование ценностно-смысловой и нравственно-этической ориентации младших школьников (осознание ценности семьи, дружбы, понимание социальных ролей, важности межличностных отношений), гражданской идентичности и воспитание патриотических чувств к своей Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества – Российской Федерации), исторической памяти (уважения к прошлому своих предков, желание сохранять культурное и историческое наследие). Личности, стремящейся вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной

    (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде; осознающей личную ответственность за здоровье – своё и окружающих, уважительно и заботливо относящейся к людям с нарушениями здоровья.

    Формирование универсальных личностных действий осуществляется разными методическими приёмами: через название темы, ориентирующей ученика на значимость изучаемого материала лично для него («Твои первые уроки», «Твоя семья», «Твоя Родина», «Твоё здоровье», «Твои друзья» и др.); через погружение ученика в различные социальные, межличностные, экологические (и другие) ситуации, разрешая которые ему предлагается высказать личное мнение по изучаемой проблеме («Как ты думаешь ... ?», «Согласен ли ты с мнением ... ?», «Оцени, как вели себя дети…», «Оцени поступки…», «Как ты поступаешь в таких случаях?» и т. п.).

    Развитие познавательных интересов, положительного отношения к учению, осознания своих способностей и желание их развивать формируется по-разному: через включение в содержание учебников дополнительных материалов, не входящих в образовательный минимум; через задания разного уровня сложности, – репродуктивного, продуктивного и креативного (задания более сложного уровня помечены специальным значком); через предоставление возможности выбора учеником своей траектории учения, что отражено в формулировках заданий («Можешь ли объяснить…», «Если хочешь, выполни творческую работу…», «Выбери три задания из тестовой работы...», «Придумай задание для одноклассников…», «Выбери

    объект для наблюдения, исследования, вариант презентации своего сообщения одноклассникам, учёного, от имени которого…» и др.).

    Развитие эмоционально-образного мышления, эстетического восприятия природы и объектов культуры осуществляется через содержание соответствующих тем («Творения людей вокруг тебя», «Красота природная и рукотворная», «Путешествие по залам музеев», «Природные явления» и др.) и систему заданий, которые нацеливают учащихся на наблюдение прекрасного в окружающем их мире.

    В учебнике предлагаются стихотворения, репродукции картин, фотографии, по которым учащиеся узнают, как восхищаются красотой природы поэты, художники, фотографы и другие деятели культуры, а учащимся предоставляется возможность создать свои творческие работы, отражающие их собственное восприятие окружающей действительности (соответственно изучаемому материалу).

    Формированию регулятивных учебных действий (умению организовать свою деятельность по решению учебно-познавательных задач), осознанию границ собственных знаний и умений, пониманию перспективы дальнейшей учебной работы, определению целей и задач на усвоение новых знаний, оцениванию правильности выполнения своих действий, внесению необходимых корректив способствуют различные методические приёмы. Особое внимание уделяется развитию способности к постановке (принятию) учеником учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые ставятся в учебнике перед изучением раздела, темы, чтением смыслового блока текста, выполнением заданий, перед проверкой знаний и умений в рабочей и тестовой тетрадях. Помощь ученику в осознании цели учебной деятельности оказывается словесно, графически, с помощью иллюстраций, а также специальными рамками, обозначенными условными знаками («вспоминаем изученное ранее», «узнаём новое», «наблюдаем, размышляем» и др.). Планирование учебных (исследовательских) действий ученик осваивает, наблюдая природные и социальные объекты, готовя о них сообщения, выполняя опыты в классе или в домашних условиях, участвуя в проектной работе (в учебнике предложены варианты проектных работ, исследований, подсказки к их планированию и презентации). Способность к контролю, самоконтролю и коррекции формируется при подведении итогов урока (проверить правильность своих рассуждений, выводов, сверить своё предположение учащиеся могут, воспользовавшись содержанием «копилки знаний»), при выполнении заданий в рабочих и тестовых тетрадях, в которых дана установка на этот вид деятельности («Проверь, научился ли ты пользоваться схемами», «Проверь, умеешь ли ты различать водоёмы, их части и знаешь ли ты правила безопасного поведения на воде», «Проверь свои знания о формах суши, видах водоёмов и умения пользоваться географической картой», «Проверь, хорошо ли ты запомнил основные события из истории своего Отечества», «Оцени свою работу соответствующим значком», «Подумай, что тебе нужно повторить, чтобы справиться со всеми заданиями» и др.).

    При изучении курса у младших школьников развиваются следующие познавательные способности: извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.) и в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.); сравнивать, классифицировать природные объекты на основе их внешних признаков, характерных свойств; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, социальными и природными объектами, прошлыми и настоящими событиями и др.; пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, объяснения причин природных явлений, последовательности их протекания и моделировать объекты и явления окружающего мира; проводить несложные наблюдения и опыты, ставя задачу, подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая

    ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме. С целью развития вышеупомянутых способностей учащимся предлагаются задания следующего рода: собрать информацию о предмете изучения (растении, животном, небесном теле, местности, экологической проблеме, историческом событии и др.), непосредственно наблюдая его, рассматривая иллюстрацию, рисунок-схему, карту и др.; описать наблюдаемые объекты и явления, выделяя их существенные и несущественные признаки, сравнить, распределить на группы изучаемые объекты (дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные, планеты и звёзды и др.), выявить взаимосвязи между объектами (живой и неживой природы, живых организмов в природном сообществе), приспособляемость живых организмов к среде обитания (в тундре, пустыне, степи и др.); обобщить, систематизировать информацию в словесной, табличной, схематической форме; преобразовать информацию, данную в изобразительной, схематической и модельной форме, в словесную и наоборот; расшифровать условные знаки (состояния погоды, легенды

    карты, дорожные знаки и др.); сделать модель (дерева, гриба, холма, реки и др.); выполнить опыт (по изучению свойств воздуха, воды, почвы и др.).

    Для развития коммуникативных способностей в учебнике предложены задания, выполняя которые ученик получает возможность обогащать опыт общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению. Приглашение к сотрудничеству обозначено специальными значками («работаем в паре», «вместе со взрослыми», «в группе») и соответствующими словами («обсудите», «предположите», «оцените», «выполните»), которые нацеливают учащихся на достижение результата именно через общение и сотрудничество друг с другом или с группой ребят («разыграйте сценки приветствия, прощания…», «составьте сообщение от имени…», «обсудите, какие события...» и др.). Таким образом, учитель сможет организовать учебный процесс по формированию у учащихся не только предметных знаний

    и умений, но и личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных действий, а ученик сможет осознать процесс учения, освоить комплекс предметных и метапредметных умений (соответственно возрасту 6,5–11 лет) для успешного продолжения учёбы в основной школе.

    Базисный учебный план по программе

    2 часа в неделю

    66 часов

    1 четверть   (9недель)     -   18 часов

    2 четверть   (7недель)     -   14 часов

    3 четверть   (9 недель)   -   18 часов

    4 четверть   (8 недель)    -    16 часов

    Тематическое планирование.

    Тема раздела

    Количество часов

    1.

    Твои первые уроки

    14

    2.

    Окружающий мир и его изучение

    8

    3.

    Разнообразие и красота растений

    15

    4.

    Разнообразие грибов

    3

    5.

    Разнообразие и красота животных

    18

    6.

    Творения людей вокруг тебя

    8

    Основное содержание всех тем.

    1. Твои первые уроки (14 часов). День знаний. Путешествие по школе. Школьные принадлежности. Правила поведения в школе. Условные знаки. Безопасный путь. Экскурсия (прогулка на пришкольный участок). Уроки общения. Классный коллектив. Уроки вежливости. Уроки здоровья. Режим дня школьника.

    2.Окружающий мир и его изучение (8 часов). Признаки предметов. Сходства и различия предметов. Объединение предметов в группы. Органы чувств - верные помощники в познании мира. Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты. Способы изучения окружающего мира. Живая и неживая природа. Свойства живых существ.. Экскурсия на пришкольный участок.

    3. Разнообразие и красота растений (15 часов). Многообразие растений. Условия их жизни. Строение растений. Какими бывают растения. Дерево, его строение. Кустарники и травы, их отличие от деревьев. Лиственные деревья, разнообразие их листьев. Хвойные деревья, их разнообразие. Разнообразие ягодных растений. Ядовитые ягоды. Удивительные растения мира. Культурные растения. Растения сада и огорода. Растения поля. Зерновые культуры. Декоративные растения. Комнатные растения.

    4. Разнообразие грибов (3 часа). Грибы, их многообразие. Съедобные и ядовитые грибы. Удивительные грибы

    5.Разнообразие и красота животных (18 часов). Животные, их разнообразие. Млекопитающие, их многообразие. Птицы, их многообразие. Размножение птиц. Удивительные птицы. Насекомые, их многообразие Общественные насекомые. Жуки и бабочки. Рыбы, их многообразие. Аквариумные рыбы. Земноводные и пресмыкающиеся, их разнообразие. Древние пресмыкающиеся. Домашние животные, их значение в жизни человека. Домашние питомцы. Экскурсия. Красная книга растений и животных.

    6.Творения людей вокруг тебя (8 часов). Дерево в жизни человека. Народное творчество. Национальные традиции в изделиях разных народов. Мир увлечений людей. Коллекционирование. Среда обитания – наш общий дом. Твой дом и двор. Родной город (село, край), его памятные места. Памятники культуры. Бережное отношение к ним.

    Поурочно – календарное планирование.

    Тема урока

    Часы

    Дата

    УМК

    Оборудование

    1 четверть (18 часов)

    1. Твои первые уроки

    (14 часов)

    1.

    День знаний

    1

    04.09.2012

    1 часть

    Уч.стр. 3-7

    Компьютер, проектор, экран. Презентация «Первый раз в первый класс»

    2.

    Путешествие по школе

    1

    07.09.2012

    Уч.стр.8-9

    Р.т.стр.3, №1-2

    3.

    Школьные принадлежности

    1

    11.09.2012

    Уч.стр.10-13

    Р.т.стр. 4-5, №3-5

    Компьютер, проектор, экран. Презентация «Школьные принадлежности»

    4.

    Правила поведения в школе

    1

    14.09.2012

    Уч.стр.14-17

    Компьютер, проектор, экран. Презентация «Правила поведения в школе»

    5.

    Условные знаки

    1

    18.09.2012

    Уч.стр.18-21

    Р.т.стр. 6-7, №6-9

    6.

    Безопасный путь

    1

    21.09.2012

    Уч.стр.22-27

    Р.т.стр. 8-9, №10-13

    Компьютер, проектор, экран. Презентация «ПДД»

    7.

    Безопасный путь

    1

    25.09.2012

    Компьютер, проектор, экран. Презентация «ПДД»

    8.

    Экскурсия (прогулка на пришкольный участок)

    1

    28.09.2012

    9.

    Уроки общения

    1

    02.10.2012

    Уч.стр.28-31

    Компьютер, проектор, экран. Презентация «Уроки общения»

    10

    Классный коллектив

    1

    05.10.2012

    Уч.стр.32-35

    11.

    Уроки вежливости

    1

    09.10.2012

    Уч.стр.36-41

    Р.т.стр. 10, №14

    Компьютер, проектор, экран. Презентация «Уроки вежливости»

    12.

    Уроки здоровья

    1

    12.10.2012

    Уч.стр.42-51

    Р.т.стр. 11-12, №15-19

    Компьютер, проектор, экран. Презентация

    13.

    Уроки здоровья

    1

    16.10.2012

    Компьютер, проектор, экран. Презентация

    14.

    Режим дня школьника

    1

    19.10.2012

    Уч.стр.52-54

    Р.т.стр. 13, №20-21

    Компьютер, проектор, экран. Презентация

    Окружающий мир и его изучение

    (8 часов)

    15.

    Признаки предметов

    1

    23.10.2012

    Уч.стр.56-57

    Р.т.стр. 14, №1-2

    16.

    Сходства и различия предметов. Объединение предметов в группы

    1

    26.10.2012

    Уч.стр.58-61

    Р.т.стр. 15, №3-5

    Компьютер, проектор, экран. Презентация

    17.

    Органы чувств - верные помощники в познании мира

    1

    30.10.2012

    Уч.стр. 62-64

    Р.т.стр. 16, №6-7

    Компьютер, проектор, экран. Презентация. Диск «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»

    18.

    Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты

    1

    31.10.2012

    Уч.стр.65-67

    2 четверть (14 часов)

    19.

    Способы изучения окружающего мира

    1

    09.11.2012

    Уч.стр.68-69

    20

    Живая и неживая природа. Свойства живых существ

    1

    13.11.2012

    Уч.стр.70-72

    Р.т.стр. 17-18, №8-10

    Компьютер, проектор, экран. Презентация

    21.

    Обобщающий урок

    (Как изучают окружающий мир)

    1

    16.11.2012

    Уч.стр.55-72

    Р.т.стр. 19, №11

    22.

    Экскурсия

    (на пришкольный участок

    1

    20.11.2012

    Разнообразие и красота растений

    (15 часов)

    23.

    Многообразие растений. Условия их жизни

    1

    23.11.2012

    Уч.стр.73-75

    Р.т.стр. 20, №1

    Компьютер, проектор, экран. Презентация Диск «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»

    24.

    Строение растений

    1

    27.11.2012

    Уч.стр.76-77

    Р.т.стр. 21, №2-3

    Компьютер, проектор, экран. Презентация. Плакат «Строение растения»

    25.

    Какими бывают растения. Дерево, его строение

    1

    30.11.2012

    Уч.стр.78-79

    Р.т.стр. 22-23, №4-6

    Компьютер, проектор, экран. Презентация. Плакаты растений

    26.

    Кустарники и травы, их отличие от деревьев

    1

    04.12.2012

    Уч.стр.80-82

    Р.т.стр.24-25 , №7-10

    Компьютер, проектор, экран. Презентация

    27.

    Лиственные деревья, разнообразие их листьев

    1

    07.12.2012

    Уч.стр.83-85

    Р.т.стр. 26,30, №11-13,19

    Компьютер, проектор, экран. Презентация

    28.

    Хвойные деревья, их разнообразие

    1

    11.12.2012

    Уч.стр.86-88

    Р.т.стр.27-28 , №14-17

    Компьютер, проектор, экран. Презентация

    29.

    Разнообразие ягодных растений. Ядовитые ягоды

    1

    14.12.2012

    Уч.стр.89-92

    Р.т.стр.32,33 , №21-23

    Компьютер, проектор, экран. Презентация

    30.

    Обобщающий урок (Разнообразие растений)

    1

    18.12.2012

    Уч.стр.73-92

    Р.т.стр. 29, 31,34 №18,20,24-26

    Компьютер, проектор, экран. Презентация

    31.

    Удивительные растения мира.

    1

    21.12.2012

    Уч.стр.93-95, второй форзац

    Компьютер, проектор, экран. Презентация

    32.

    Контрольный урок

    (Что мы узнали об окружающем мире в 1 полугодии)

    1

    25.12.2012

    Р.т.стр.36-40 , №1-10

    3 четверть (18 часов)

    33.

    Культурные растения

    1

    11.01.2013

    2 часть

    Уч.стр.3-5

    Р.т.стр. 3, №1-3

    Компьютер, проектор, экран. Презентация. Плакаты культурных растений

    34.

    Растения сада и огорода

    1

    15.01.2013

    Уч.стр.5-7

    Р.т.стр. 4,5, №4-7

    Компьютер, проектор, экран. Презентация. Плакаты

    35.

    Растения поля. Зерновые культуры

    1

    18.01.2013

    Уч.стр.8-11

    Р.т.стр. 6, №8-10

    Компьютер, проектор, экран. Презентация. Плакаты.

    36.

    Декоративные растения. Комнатные растения

    1

    22.01.2013

    Уч.стр.12-14

    Р.т.стр. 7, №11-12

    Компьютер, проектор, экран. Презентация. Плакаты.

    37.

    Обобщающий урок

    (Что мы узнали о растениях)

    1

    25.01.2013

    Р.т.стр. 8-9, №1-4

    Разнообразие грибов

    (3 часа)

    38.

    Грибы, их многообразие

    1

    29.01.2013

    Уч.стр.15-18

    Р.т.стр. 11, №3

    Компьютер, проектор, экран. Презентация. Плакаты.

    39.

    Съедобные и ядовитые грибы

    1

    01.02.2013

    Уч.стр.19-21

    Р.т.стр.10,11 , №1,2,5

    Компьютер, проектор, экран. Презентация. Плакаты.

    40.

    Удивительные грибы

    1

    05.02.2013

    Уч.стр.22-23

    Р.т.стр.11 , №4

    Компьютер, проектор, экран. Презентация. Плакаты.

    Разнообразие и красота животных

    (18 часов)

    41.

    Животные, их разнообразие

    1

    08.02.2013

    Уч.стр.25-29

    Р.т.стр. 12, №1

    Компьютер, проектор, экран. Презентация. Плакаты.

    42.

    Млекопитающие, их многообразие

    1

    19.02.2013

    Уч.стр.30-33

    Р.т.стр. 13, №1-3

    Компьютер, проектор, экран. Презентация. Плакаты.

    43.

    Птицы, их многообразие

    1

    22.02.2013

    Уч.стр.34-37

    Р.т.стр. 14-15, №5-7

    Компьютер, проектор, экран. Презентация. Плакаты.

    44.

    Размножение птиц

    1

    26.02.2013

    Уч.стр.38-39

    Р.т.стр.16 , №8

    Компьютер, проектор, экран. Презентация. Плакаты.

    45.

    Удивительные птицы

    1

    01.03.2013

    Уч.стр.40-43

    Р.т.стр. 16-17, №9-10

    Компьютер, проектор, экран. Презентация. Плакаты.

    46.

    Насекомые, их многообразие

    1

    05.03.2013

    Уч.стр.44-45

    Р.т.стр. 18-19, №11-13

    Компьютер, проектор, экран. Презентация. Плакаты.

    47.

    Общественные насекомые

    1

    12.03.2013

    Уч.стр.46-48

    Р.т.стр. 20,№14

    Компьютер, проектор, экран. Презентация. Плакаты.

    48.

    Жуки и бабочки

    1

    15.03.2013

    Уч.стр.49-51

    Р.т.стр.21-23 , №15-19

    Компьютер, проектор, экран. Презентация. Плакаты.

    49.

    Жуки и бабочки

    1

    19.03.2013

    Компьютер, проектор, экран. Презентация. Плакаты.

    50.

    Рыбы, их многообразие

    1

    22.03.2013

    Уч.стр.52-54

    Р.т.стр. 24, №21-22

    Компьютер, проектор, экран. Презентация. Плакаты.

    4 четверть (16 часов)

    51.

    Аквариумные рыбы

    1

    02.04.2013

    Уч.стр.53,55

    Р.т.стр. 24, №20

    52

    Земноводные и пресмыкающиеся, их разнообразие

    1

    05.04.2013

    Уч.стр.56-58

    Р.т.стр. 25-26, №23-25

    Компьютер, проектор, экран. Презентация. Плакаты.

    53.

    Древние пресмыкающиеся

    1

    09.04.2013

    Уч.стр.59

    Р.т.стр.27-28 , №26-28

    Компьютер, проектор, экран. Презентация. Плакаты.

    54.

    Домашние животные, их значение в жизни человека

    1

    12.04.2013

    Уч.стр.60-63

    Р.т.стр. 29,30, №29-31

    Компьютер, проектор, экран. Презентация. Плакаты.

    55.

    Домашние питомцы

    1

    16.04.2013

    Уч.стр.64-66

    Р.т.стр. 30, №32,33

    56.

    Обобщающий урок (Что мы узнали о животных)

    1

    19.04.2013

    Уч.стр.67-68

    Р.т.стр. 31,34, №34,1-8

    Компьютер, проектор, экран. Презентация. Плакаты.

    57.

    Экскурсия

    1

    23.04.2013

    Уч.стр.69-73

    58.

    Красная книга растений и животных

    1

    26.04.2013

    Уч.стр.74-77

    Р.т.стр. 32-33, №35-38

    Компьютер, проектор, экран. Презентация.

    Творения людей вокруг тебя

    (8 часов)

    59.

    Дерево в жизни человека

    1

    30.04.2013

    Уч.стр.80-81

    Р.т.стр. 38, №1

    60.

    Народное творчество

    (Экскурсия в музей прикладного искусства)

    1

    03.05.2013

    Уч.стр.82-83

    Р.т.стр. 39, №2

    61.

    Национальные традиции в изделиях разных народов. (Экскурсия в краеведческий музей

    1

    07.05.213

    Уч.стр.84-85

    62.

    Мир увлечений людей. Коллекционирование

    1

    10.05.2013

    Уч.стр.86-87

    63.

    Среда обитания – наш общий дом. Твой дом и двор

    1

    14.05.2013

    Уч.стр.88-89

    Компьютер, проектор, экран. Диск «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»

    64.

    Родной город (село, край), его памятные места.

    (Экскурсия по родному городу, селу)

    1

    17.05.2013

    Уч.стр.90-92

    65

    Памятники культуры. Бережное отношение к ним

    1

    21.05.2013

    Уч.стр.93-95

    Р.т.стр.39 , №3

    66

    Итоговый контрольный урок (Что мы узнали об окружающем мире, чему научились в 1 классе)

    1

    24.05.2013

    Уч.стр.36-37,40

    Планируемые результаты освоения учебной программы 1 класса

    Личностные универсальные учебные действия

    У ученика начнут формироваться:

    1. положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;
    2. готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
    3. ориентация на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь
    4. людям, в том числе сверстникам;
    5. умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими
    6. принципами;
    7. навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
    8. понимание важности бережного отношения к своему здоровью;
    9. бережное отношение к природе, культуре родного края.

    У ученика могут быть сформированы:

    1. желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать;
    2. стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности;
    3. эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;
    4. осознание важности сохранять своё здоровье.

    Метапредметные результаты

    Регулятивные универсальные учебные действия

    Ученик начнёт учиться:

    1. организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.);
    2. принимать (с помощью учителя, сорегуляция) учебно-познавательную задачу;
    3. планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками, сорегуляция) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими задачами;
    4. действовать согласно плану, составленному учителем;
    5. оценивать (с помощью учителя, сорегуляция) результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их
    6. устранения.

    Ученик получит возможность научиться:

    1. оценивать своё знание и незнание, умение и неумение (с помощью учителя, сорегуляция);
    2. попробует проявлять инициативу (с помощью учителя или на интуитивном уровне) в постановке задач, предлагать собственные способы решения.

    Познавательные универсальные учебные действия

    Ученик начнёт учиться:

    1. осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради (из рисунков, фотографий, учебного текста, литературного произведения и др.), из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
    2. применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов;
    3. подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных объектов;
    4. целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки;
    5. использовать готовые модели для изучения строения природных объектов;
    6. пользоваться простыми условными обозначениями.

    Ученик получит возможность научиться:

    1. осмысливать познавательные и практические задачи, цель наблюдений;
    2. осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, понимать информацию, представленную в вербальной и наглядной формах;
    3. классифицировать объекты окружающего мира на основе внешних существенных признаков.

    Коммуникативные универсальные учебные действия

    Ученик начнёт учиться:

    1. строить речевое высказывание в устной форме;
    2. кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы;
    3. адекватно использовать речевые средства для решения за-
    4. дач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
    5. вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
    6. проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

    Ученик получит возможность научиться:

    1. допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
    2. проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.

    Предметные результаты

    Ученик начнёт учиться:

    1. выполнять правила культурного поведения в школе, в общественных местах, в транспорте; правила безопасного
    2. перехода улиц, поведения у водоёма, при встрече с опасными животными; правила экологически грамотного поведения
    3. в природе;
    4. различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;
    5. определять с помощью наблюдений отличительные признаки предметов окружающего мира (цвет, размер, форма и др.);
    6. сравнивать, находить сходства и различия предметов, объединять их в группы;
    7. различать объекты природы и изделия человека; объекты живой и неживой природы; дикорастущие, культурные, комнатные растения; деревья, кустарники и травянистые растения; хвойные и лиственные деревья; домашних и диких животных, млекопитающих, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся; наиболее распространённые растения и животных своей местности, ядовитые растения, грибы;
    8. называть признаки живых существ; существенные признаки (внешние) изучаемых групп объектов окружающего мира, растений, грибов, животных;
    9. различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, словесного описания представителей различных групп растений, грибов, животных;
    10. приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев,
    11. кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (млекопитающих, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);
    12. описывать, характеризовать изученные группы растений, грибов, животных, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (по плану, предложенному учителем, и на примере своей местности);
    13. сравнивать растения, грибы, животных, предметы окружающего мира, называя их сходства и различия;
    14. различать внешние части дерева, цветкового растения, тел млекопитающих, птиц, насекомых, рыб;
    15. называть части тела человека;
    16. характеризовать признаки времён года;
    17. объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.);
    18. находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;
    19. оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу;
    20. участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
    21. вести наблюдения за растениями и животными, сезонными изменениями в природе.

    Учебно-методический комплект

    УМК для учащихся

    Поглазова О.Т., Шилин  В.Д. Учебник «Окружающий мир» в 2 частях для 1 класса. – Смоленск: «Ассоциация XXI век»,  2011

    Поглазова  О.Т. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» в 2 частях, Смоленск, «Ассоциация XXI век»,  2011

    Литература для учителя

    Поглазова О.Т. Шилин   В.Д. Учебник «Окружающий мир» в 2 частях. – Смоленск: «Ассоциация XXI век»,  2011.

    Поглазова  О.Т. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» в 2 частях. – Смоленск: «Ассоциация XXI век»,  2011

     Поглазова  О.Т. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» интегрированный курс. -  Смоленск: «Ассоциация XXI век»,  2012.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рабочая программа по окружающему миру 1 класс ФГОС

    рабочая программа по окружающему миру 1 класс ФГОС УМК "Школа России"...

    рабочая программа по Окружающему миру 1 класс ФГОС

    Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. ...

    Рабочая программа по окружающему миру 2 класс ФГОС Школа 21 век

    Рабочая программа по окружающему миру 2 класс составлена с учетом ФГОС второго поколения на новый учебный год по программе школа 21 век...

    Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ФГОС

    Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ФГОС...

    Рабочая программа по окружающему миру 1 класс ФГОС НОО

    В данном материале представлено разаёрнутое календарно-тематическое планирование в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

    Рабочая программа по окружающему миру 1 класс ФГОС

    Рабочая программа к курсу «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начально...

    РАбочая программа по окружающему миру, 1 класс ФГОС

    Рабочая программа  для 1-го класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по  окружающему миру   в соответствии с требованиями  Федерального го...