разработка урока по окружающему миру
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

Абраменкова Наталья Михайловна

smiley
 

 

Абраменкова Наталья Михайловна – учитель начальных классов МКОУ «Основная общеобразовательная школа» с. Климов – Завод, Юхновского района Калужской области, стаж работы – 22 года, первая квалификационная категория

Предмет: Окружающий мир (ФГОС)

Класс: 1 класс

Тип урока: Изучение нового материала

Тема урока: Кто такие насекомые?

Цели:

  1. познакомить учащихся с многообразием мира на­секомых; ознакомить с коллективными насекомыми; выделить отличительные признаки насекомых;
  2. развивать творческие способности учащихся;
  3. воспитывать бережное отношение даже к самым ма­леньким обитателям нашей планеты, интерес к предмету.

 

Планируемые результаты:

Предметные результаты

Знания: усвоят, что насекомые - это жи­вотные, у которых шесть пар ног, узнают о разнообразии животного мира.

Умения: научатся приводить примеры насекомых.

 Навыки: повторят правила бережного отношения к природ­ным объектам.

Метапредметные

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познава­тельную: изучение видов насеко­мых.

Познавательные: узнавать, назы­вать и определять объекты и явления окружающей действительности, вы­делять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкрет­ных задач: описание насекомого.

 Коммуникативные: аргументиро­вать свою позицию и координиро­вать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке об­щего решения в совместной дея­тельности.

Личностные результаты

Экологическая культура: цен­ностное отно­шение к при­родному миру, готовность следовать нормам приро­доохранного поведения. 

 

Характеристика деятельности учащихся:

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; рассматривать иллюстрации, из­влекать из них информацию о строении насеко­мых, сравнивать части тела различных насекомых;

работать в паре: узнавать насекомых на ри­сунке, определять насекомых с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, при­водить примеры насекомых;

сочинять и рассказывать сказочные истории 1 по рисункам;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

Оборудование:  компьютерная презентация, компьютер, фотографии  с изображением насекомых (кузнечик, пчела, бабочка, шмель, стрекоза, жук) сигналы обратной связи.

 

 

Ход урока

 

1. Актуализация знаний. 

- Вспомните, какие деревья называются лиственными? А какие – хвойными? Что такое хвоинки? На самом ли деле хвойные деревья вечнозеленые? Как можно различить ель и сосну? С какими ещё хвойным деревом вы познакомились на прошлом уроке?

 

2.Самоопределение к деятельности.

─ А сейчас посмотрите на экран. (слайд1). Какое время изображено на рисунке? (Лето). Действительно мы с вами оказались на зеленой лужайке. Светит яркое солнышко. Именно сюда пригласил нас Муравьишка Вопросик. Здесь живут его друзья.  В эту пору на лугу очень весело.

Отгадайте загадки и мы узнаем, кто живет на зеленой лужайке.(слайд2,3)

Иголку носит при себе,

А не портниха.

Варит, а не повариха. ( Пчела)

Два рога — не бык,

Шесть ног без копыт.

Летит — так воет,

Сядет — землю роет. (Жук)

Серый, маленький Денис

На веревочке повис. (Паук)

Около носа вьется,

А в руки не дается. ( Комар)

В воде родится,

А воды боится. ( Стрекоза)

Черный хохолок

Воткнулся в потолок,

 Осенью в щель забирается,

 Весной просыпается,

Легко порхает,

Страха не знает. ( Муха)

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет. ( Бабочка )

На лугу живет скрипач,

 Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)

Не солнце, не огонь, а светит. ( Светлячок)

Лежит кучка поросят,

Только тронешь — завизжат. ( Пчелы)

Пришли мужички без топоров,

 Срубили избу без углов. (Муравейник)

 

3. Работа по теме.

- А теперь кто мне может  сказать, каким одним словом мы называем всех, о ком наши загадки? (Ученики дают свои варианты ответа.) Правильно, ребята. Это насекомые. И сегодня на уроке мы будем говорить именно о них. (слайд 4)

Насекомые — это самая многочисленная группа животных. Как мы уже поняли, к ним относятся и бабочки, и жуки, и муравьи, и всем известные комары с мухами. Науке известно около 1 млн видов насеко­мых. Большинство насекомых питаются растениями, но среди них встречаются и хищники. Например, стре­коза охотится на мошек и комаров, и обитают насеко­мые практически везде — в воздухе, почве и воде. Вот какой удивительный этот мир насекомых!

Только представьте себе, насекомых на Земле боль­ше, чем животных и растений вместе взятых. А еще насекомые — самые живучие существа в мире. Они первыми появились на нашей планете и до сих пор существуют рядом с человеком. Что интересно, у насе­комых цветное зрение. А это очень редко в животном мире. Вот мы с вами видим мир многокрасочным, а большинство животных такой способностью не облада­ют. А теперь давайте мы попробуем узнать, что же объе­диняет насекомых. Почему они относятся к одному классу. Посмотрите на фотографию, которая лежит на партах. Подумайте, что у на­секомых общего.

Ученики (работают с фотографиями, если необхо­димо, с помощью учителя приходит к следующим вы­водам): У насекомых тело разделено на три части, ко­торые называются насечками. Отсюда и произошло слово «насекомые». Части тела насекомых — это голова, грудь и брюшко. У насекомых есть чувствительные усики. А еще у них три пары ног. (слайд 5)

- Сделайте вывод:  каких животных можно назвать насекомыми? (у которых шесть ног). Только у пауков ног не шесть, а восемь.

А теперь мы с вами поиграем в насекомых и прове­дем физкультминутку.

 

4. Физминутка.

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

 

5. Продолжение работы по теме урока.

Учитель: А теперь мы с вами поговорим о разных насекомых. Посмотрите  (слайд 6). Как называется тот, кто здесь изображен?

Ученики: Кузнечик.

Учитель: А как вы думаете, почему это насекомое названо именно так? (Ученики предлагают свои вари­анты ответов.)

Учитель: На самом деле, кузнечик получил свое название за то, что умеет стрекотать. Этот звук пока­зался нашим предкам похожим на звон молота при ударе о наковальню кузнеца. И кузнечик — это ма­ленький кузнец. А вот еще одно насекомое (слайд7). Кто это? Ученики: Бабочка.

Учитель: Как вы считаете, бабочка — красивое су­щество? (слайд 7) (Ученики делятся своими мыслями.)

Учитель: Давайте рассмотрим строение тела бабоч­ки?

Ученики: У нее шесть лапок, тело состоит из трех отделов. Есть усики.

Учитель: Все верно, ребята. А вы знаете, что мно­гие большие и красивые бабочки очень редко встреча­ются? Как вы думаете, почему так происходит? (слайд 8) (Уче­ники предлагают свои варианты  ответов.)

Учитель: Как вы считаете, можно ли ловить бабо­чек? (Ученики отвечают. Если необходимо, с помо­щью учителя они подводятся к мысли о том, что бабочек, как и других насекомых, ловить нельзя.) (слайд 9)

Учитель: А теперь мы с вами поговорим вот об этих интересных насекомых. (слайд 10) Кто может их назвать? (Уче­ники отвечают.)

Учитель: А кто догадается, чем эти насекомые от­личаются от бабочек и кузнечиков?              (Ученики подводятся к выводу о том, что пчелы и муравьи — коллективные насекомые.) Пчелы живут в улье, семьями. И у пчел в семье есть свои обя­занности. Матка постоянно откладывает яйца, из кото­рых выводится потомство. То размерам она крупнее ос­тальных пчел. Рабочие пчелы летают за нектаром, у них есть длинные хоботки, на конце которых малень­кий язычок, с помощью него насекомые слизывают не­ктар. Трутни не собирают пыльцу и нектар, нужны они только для размножения. А где пчелы живут?

Ученики: В ульях.

Учитель: Да, пчелы живут в ульях. А кто мне рас­скажет, чем полезна для человека пчела?

Ученики: Она дает мед, из пчелиного яда получают разные лекарства.

Учитель: А чем опасна?

Ученики: Пчела может больно ужалить.

Учитель: Да, пчела может укусить. Но она не уку­сит, если ее не трогать и не раздражать. Встретив­шись с пчелами, нельзя отмахиваться руками. Лучше всего замереть и подождать, пока пчелы не улетят. Не стоит дразнить пчел сладостями.

И последний наш герой на сегодня — это наш Муравьишка Вопросник. Муравьи — тоже коллективные насекомые, то есть жи­вут семьями. Высота муравейника может быть до 1 м. Муравейник — многоэтажное сооружение с  множеством ходов и камер. Муравьев иногда называют лесными санитарами, ведь они уничтожают 15-20 тыс. вредных насекомых в день. А теперь подумайте: можно ли унич­тожать насекомых, разрушать муравейники?

Ученики: Нельзя. Ведь муравьи — полезные насе­комые.

Учитель: А для того, чтобы мы знали, какие живот­ные и растения особенно нуждаются в охране, ведется Красная книга редких и исчезающих видов животных и растений. В Красную книгу занесены все те виды животных и растений, которые могут исчезнуть с лица Земли. Но наш урок подошел к концу.

 

6.Рефлексия учебной деятельности.

─ Мы целый урок говорили о насекомых. Как вы думаете, зачем нужны насекомые? Может, было бы лучше, если бы их не было? (Ответы детей.)

─ Бабочка, перелетая с цветка на цветок, переносит пыльцу. Она опыляет цветы. Без опыления не было бы плодов. Пчелы дают нам мед. А комары? Наверно, они не нужны, они ведь кусаются? (Ответы учащихся.)

─ А вот и нет. Комары  нужны природе. Комары ─  пища для лягушек, жаб. 

─ Все насекомые нужны природе. Они появились не просто так. В природе насекомые выполняют свою роль. Как вы должны вести себя по отношению к насекомым?  (Ответы учащихся.)

- Оцените свой достижения на уроке( Ученики  достают смайлики и объясняют свой выбор)

image Весёлый    -smiley   всё получалось, справились, довольны результатом

                                                                                                    

 

 

 

image Простойindecision – настроение хорошее, но задания были не такими уже лёгкими. Мне было трудно, но я справился.

 

 

7. Подведение итогов урока.

- расскажите Мудрой Черепахе, что главное вы узнали сегодня на уроке. (Насекомое – это животное, у которых шесть ног)

- Все ли учебные задачи мы выполнили? (Да)

 

8.Домашнее задание

Нарисовать насекомое, которое больше всех понра­вилось на уроке.

Подготовить маленький рассказ об этом насекомом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация к уроку2.65 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по Окружающему миру "ПОЖАР"

Урок по теме "Пожар" с сопутствующей темой интегрированного курса ОБЖ "Друг огонь нам или враг?" позволяет уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности, расширить и уточнить знания детей о п...

методическая разработка урока по окружающему миру " Путешествие в космос"

Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс. Можно использовать и как внеклассное мероприятие ко дню космонавтики...

Разработка урока по окружающему миру на тему "Динозавры: назад в прошлое, предсказывая будущее."

Цели урока:Образовательные-         формировать представления детей о далеком прошлом Земли;-         пополнить знания у...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Разработка урока по окружающему миру по учебнику Окружающий мир А.А.Плешакова на тему: Будь природе другом 2 класс

Тема: Будь природе другомЦели:получение основ экологических знаний;расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;р...

разработка урока по окружающему миру. Тема урока: «Природа в классе». «Перспектива»

Цель урока: : познакомить учащихся с наиболее распространенными комнатными растениями; учить распознавать комнатные растения в классе....

Методическая разработка урока по окружающему миру "Весна в мире насекомых"

Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.Сегодня  нам предс...