Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование 2 класс Школа России по окружающему миру ФГОС
    календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) по теме

    Эпова Нина Николаевна

    с УУД

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon okr.mir_kalendarno-tematich.plan_.doc350 КБ

    Предварительный просмотр:

    Календарно-тематическое планирование по окружающему миру

      2 класс   (68ч)

     







    Дата




    Тема

    урока




    Решаемые

     проблемы

    (цели)





    Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)



    Понятия


    Предметные результаты


    Универсальные учебные

     действия - УУД

     (регулятивные, познавательные, коммуникативные)


    Личностные результаты

                     

     Раздел «Где мы живем?» (4 ч)

    1.

    Родная страна

    Что такое родная страна?

    Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине

    — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей;

    сравнивать, различать и описывать герб и флаг России от гербов и флагов других стран;

    - исполнять гимн РФ;

    различать национальные языки и государственный язык России;

    - обсуждать, почему народы России называются братскими;

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    Познавательные УУД:

    - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

     - Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

     - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

    -Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

    -Перерабатывать полученную

    информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

    -Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком – схемой.

    -Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

    Коммуникативные УУД:

    -Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

    -Слушать и понимать речь других.

    -Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

    -Совместно договариваться о правилах общения.

    -Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

    -Уметь работать в парах.

    -Составлять небольшой рассказ на заданную тему.

    Регулятивные УУД:

    -Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

    -Проговаривать последовательность действий на уроке.

    -Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

    -Учиться работать по предложенному учителем плану.

    -Учиться выстраивать проблемный

    диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;

    -Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

    -Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

    -Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

    Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

    Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

    -Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.

    -Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.

    -Освоить роли ученика; формирование интереса к учению;

    - В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать

    выбор, какой поступок совершить.









































































    2.

    Город и село

    Проект

    «Родной город (село)».

    Что мы знаем об особенностях городского и сельского жилья?

    Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе.


    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов;

    работать в паре: сравнивать городской и сельский дома; описывать интерьер городской квартиры и сельского дома; оценивать преимущества и недостатки городских и сельских жилищ;

    обсуждать и распределять обязанности по выполнению проекта;

    - подбирать фотографии или фотографировать достопримечательности своей малой родины;

    - собирать информацию о выдающихся земляках по краеведческой литературе или с помощью интервьюированию;

    - оформлять стенд, мультимедийную презентацию;

    - проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов; экскурсию в краеведческий музей;

    работать со взрослыми: помогать взрослым в благоустройстве; ухаживать за памятниками

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

    3.

    Природа и руко-творный мир

    Как мы относимся к рукотворному миру?

    Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру.

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

     различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

    узнавать достопримечательности столицы;

    работать в паре: классифицировать объекты окружающего мира; обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;

    - приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира;

    - работать в группе: обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру, отбирать из списка необходимые слова для характеристики отношения к миру, рассказывать о своем отношении к окружающему миру;

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    4.

     Наш адрес в мире.

    Прове

    рим себя и оценим свои достжения  

    Чему мы научились, что узнали при изучении раздела «Где мы живем»?

    Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

    Выполнять тестовые задания учебника;

    выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

    обсуждать выступления учащихся;

    оценивать свои достижения и достижения других учащихся


    Раздел «Природа» (20 ч.)

    5.

    Нежи

    вая и живая природа

    В чем отличие живой природы от неживой?

    Знакомство с целями и задачами раздела. Неживая  и живая природа. Признаки живых существ в отличие от неживой природы. Связи между неживой и живой природой.

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    наблюдать и сравнивать объекты неживой и живой природы, обозначать объекты природы;

    приводить примеры объектов живой и неживой природы;

    работать в паре: анализировать существенные признаки живых существ, осуществлять самопроверку;

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

    6.

    Явле

    ния при

    роды

    Что такое явления природы?

    Явления неживой и живой природы. Сезонные явления. Измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Термометр – прибор для измерения температуры. Виды термометров.

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    наблюдать и сравнивать объекты и явления природы, рассказывать об изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях;

    - приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений;

    - рассказывать о сезонных явлениях в жизни дерева;

    - практическая работа: знакомиться с устройством термометра, проводить опыты с термометром, измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений;

    - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

    7.

    Что такое погода

    Чем отличаются народные и метеорологические предсказания погоды?

    Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научные предсказания погоды.

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    - наблюдать и описывать состояние погоды;

    - характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра;

    - приводить примеры погодных явлений;

    — составлять план рассказа о погодных явлениях и рассказывать по этому плану;

    - сопоставлять научные и народные предсказания погоды;

    работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку;

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

     - работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой, фиксировать результаты;

    - составить сборник народных примет своего народа о погоде, используя дополнительную литературу и интервьюируя взрослых членов семьи.

    8.

    В гости к осени. (экскур-сия)


    Какие происходят изменения в природе осенью?

    Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе

    Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

    рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;

    практическая работа в группе: наблюдать изменения в неживой и живой природе; устанавливать взаимосвязь между ними;

    работать в паре: определять природные объекты, использовать представленную информацию для получения новых знаний;

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на экскурсии.

     9.

    В гости к осени

    (урок)

    Что растет на подоконнике?

    Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь

    Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

    наблюдать, различать осенние изменения родного края;

    работать в паре: использовать представленную информацию для сопоставления картины осени на иллюстрациях в учебнике с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии, осуществлять "самопроверку; дополнить сведения учебника наблюдениями над осенним трудом человека;

    - подготовить фоторассказ или серию рисунков «Красота осени»;

    рассказывать об особенностях сезонных изменений;

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения


    10.

    Звезд-ное небо 

    Как различать созвездия Кассиопея, Ориона, Лебедя?

    Созвездия Кассиопея, Ориона, Лебедя. Зодиак































    Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

    сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд;

    работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых созвездий, проводить взаимопроверку;

    использовать атлас-определитель, интернет для получения нужной информации; моделировать созвездия;

    работать со взрослыми: наблюдать картину звёздного неба, находить на них созвездия;

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    Познавательные УУД:

    - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

     - Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

     - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

    -Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

    -Перерабатывать полученную

    информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

    -Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком – схемой.

    -Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

    Коммуникативные УУД:

    -Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

    -Слушать и понимать речь других.

    -Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

    -Совместно договариваться о правилах общения.

    -Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

    -Уметь работать в парах.

    -Составлять небольшой рассказ на заданную тему.

    Регулятивные УУД:

    -Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

    -Проговаривать последовательность действий на уроке.

    -Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

    -Учиться работать по предложенному учителем плану.

    -Учиться выстраивать проблемный

    диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;

    -Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

    -Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

    -Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


    Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

    Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

    -Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.

    -Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.

    -Освоить роли ученика; формирование интереса к учению;

    - В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать

    выбор, какой поступок совершить.
















































    11

    Загля-нем в кладо-вые земли

    Чем отличаются горные породы от минералов?

    Горные породы и минералы. Гранит и его состав.

    Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

    практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварцы и слюды;

    различать горные породы и минералы;

    — работать  в паре: с помощью атласа – определителя приводить примеры горных пород и минерал, готовить краткие сообщения о них;

     - читать и обсуждать отрывок из книги А.Е. Ферсмана («Моя коллекция»);

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке




    12.

    Про воздух и воду

    Значе-ние  воздуха для расте-ний

    Какое значение имеет воздух  для растений, животных, человека?

    Воздух. Значение воздуха для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха. Охрана чистоты воздуха. Эстетическое воздействие созерцание неба на человека.

    Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

    рассказывать о значении воздуха для растений, животных, человека;

    — практическая работа в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха;

    описывать эстетическое воздействие созерцания неба на человека;

    - наблюдать небо за окном и рассказывать о нем, пользуясь освоенными средствами выразительности;

    - работать со взрослыми: находить информацию об охране воздуха в родном крае; наблюдать небо, описать свои впечатления; готовить фоторассказы о красоте неба;

    формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    13.


    Про воздух и воду. Вода, ее распростране-ние  в

    природе

    Какое значение имеет вода  для растений, животных, человека?

    Вода, ее распространение в природе. Значение воды для растений, животных и человека. Загрязнение воды. Охрана чистоты воды. Эстетическое воздействие водных просторов на человека.

    Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

    рассказывать о значении воды для растений, животных, человека;

    — практическая работа в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воды;

    описывать эстетическое воздействие созерцания воды на человека;

    - наблюдать водные просторы за окном и рассказывать о нем, пользуясь освоенными средствами выразительности;

    - работать со взрослыми: находить информацию об охране воды в родном крае; наблюдать водные просторы, описать свои впечатления; готовить фоторассказы о красоте воды;

    формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    14.

    Какие бывают расте-ния

    Какое эстетическое воздействие растений на человека?

    Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Эстетическое воздействие растений на человека.

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;

    устанавливать по схеме различия между группами растений;

    работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку;

    приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края с помощью атласа-определителя;

    - оценивать эстетическое воздействие растений на человека;

    - работать со взрослыми: наблюдать и готовить готовить фоторассказы (рассказы)  о красотерастений;

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    15.

    Какие бывают живот-ные

    Как зависит строение животных от их образа жизни?

    Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Зависимость строения животных от их образа жизни.

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    работать в паре:  соотносить группы животных и их существование признаки; знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщениями;

    -  проводить самопроверку;

    сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книг, выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни;

    отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    16.

    Невиди-мые нити

    Как просматриваются в жизни связи между человеком и природой ?

    Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения «невидимых» нитей.

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;

    - устанавливать взаимосвязи в природе: между неживой  и живой природой, растениями и животными, различными животными;

    работать в паре: моделировать изучаемые взаимосвязи; выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей, определять зверей с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку;

    читать и обсуждать стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете», делать вывод о необходимости бережного отношения к природе и сохранения природных связей;

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    17.

    Дикорастущие и культурные расте-ния

    В чем различие дикорастущих и культурных растений?

    Дикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    - сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, обозначать соответствующие рисунки фишками, осуществлять контроль и коррекцию;

    работать в группе: приводить примеры дикорастущих и культурных растений; классифицировать культурные растения по определенным признакам; проводить взаимопроверку;

    - находить новую информацию в текстах о растениях, обсуждать материалы книги «великан на поляне;

    сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении;

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    18.

    Дикие и домаш-ние живот-ные

     В чем отличие и сходство диких и домашних животных?

    Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека диких и домашних животных. Разнообразие домашних животных.

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    сравнивать и различать диких и домашних животных, обозначать соответствующие рисунки фишками, осуществлять контроль и коррекцию;

    работать в группе: приводить примеры диких и домашних животных; моделировать значение домашних животных для человека; рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними; проводить взаимопроверку;

    - находить новую информацию в текстах о животных, обсуждать материалы книги «Зеленые страницы»;

    сочинять и рассказывать сказочную историю о диком или домашнем животном;

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    19.

    Комнатные расте-ния

    Какова роль комнатных растений в жизни

     человека ?

    Комнатные растения, их роль в жизни человека. происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями.

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    -узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку;

    - работать в паре: определять с помощью атласа – определителя комнатные растения своего класса, находить в атласе информацию о них;

    - оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека;

    - практическая работа в группе: осваивать приемы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией;

    сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника;

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    Познавательные УУД:

    -Ориентироваться в своей системе знаний.

    -Делать предварительный отбор источников информации

    -Перерабатывать полученную информацию.

    -Перерабатывать полученную информацию.

    -Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком – схемой.

    -Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

    Коммуникативные УУД:

    -Доносить свою позицию до других.

     -Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

    -Работать в группах и парах.

    -Составлять небольшой рассказ на заданную тему.

    Регулятивные УУД:

    -Проговаривать последовательность действий на уроке.

    -Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;

    -Учиться технологии оценивания образовательных достижений

    Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

    формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

    овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    20.

    Живот-ные живого уголка 

    Какова роль содержания животных в живом уголке для физического и психического здоровья человека?

    Животные живого уголка: аквариумные рыбки, морская свинка, хомячок, канарейка, попугай. Особенности ухода за животными живого уголка. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев.

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    выдвигать предположения и доказывать их;

     рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними;

    работать в паре: определять животных живого уголка с помощью атласа и учебника, использовать информацию для подготовки сообщения;  

    - рассказывать о своем отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы;

    - практическая работа в группе: осваивать приемы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями; характеризовать предметы ухода за животными в зависимости от их назначения;

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    21.

    Про кошек и собак

    Отвечает ли человек за домашних животных?

    Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев.

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    выдвигать предположения и доказывать их;

     рассказывать о животных и уходе за ними;

    работать в группе: определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника, атласом, использовать информацию для подготовки сообщения;  

    - приводить примеры породы собак с помощью атласа;

    - обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной  психологической атмосферы в доме, объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу;

    - рассказывать о своем отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы;

    - практическая работа в группе: осваивать приемы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями; характеризовать предметы ухода за животными в зависимости от их назначения;

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    22.

    Крас-ная книга

    Какие можно предпринять меры по сохранению и увеличению численности растений и животных, занесенных в Красную книгу?

    Необходимость создания Красной книги. Красная книга России и региональные Красные книги. Сведения о некоторых растениях и животных, внесенных в Красную книгу России  (венерин башмачок, лотос, женьшень, дровосек, реликтовый, белый журавль, зубр). Меры по сохранению и увеличению численности этих растений и животных.

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    - работать в паре: выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по охране;

    - работать в группе: читать тексты учебника и использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге; составлять общий план рассказа о редком растении и животном; рассказывать о редких растениях и животных по собственному плану;

    - работать со взрослыми: узнать какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу;

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    23.

    Будь природе другом.


    Проект «Крас-ная книга, или Возь-мем под защиту»

    Что угрожает природе?

    Правила друзей природы. Экологические знаки. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    - работать в паре по схеме в учебнике анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них;

    - знакомиться с правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил; предлагать аналогичные правила, рисовать условные знаки к ним;;

    - читать и обсуждать рассказ Ю. Аракчеева «Сидел в траве кузнечик»;

    - распределять обязанности по выполнению проекта;

    - извлекать информацию из различных источников;

    - готовить рисунки и фотографии;

    - составлять собственную Красную книгу;

    - презентовать Красную книгу с использованием подготовленных наглядных материалов;

    - оценивать свои достижения в выполнении проекта.






    24.

    Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Приро-да»

    Чему я научился в разделе «Природа»

    Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

    Выполнять тестовые задания учебника;

    оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов;

    оценивать бережное/ потребительское отношение к природе;

    - формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.


    Раздел  «Жизнь города и села» (10 ч)

    25.

    Что такое эконо-мика

    Каковы составные части экономики?

    Экономика и ее составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Связи между составными частями экономики. Экономика родного края. Деньги

    Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить;

    рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану;

    - работать в паре: анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определенных продуктов; моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом; извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего города, готовить сообщение;

    - читать предложенный текст, находить в нем ответы на поставленные вопросы, формулировать собственные вопросы к тексту;

    - определять по фотографии деньги разных стран;

    - работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе информацию о деньгах разных стран, готовить сообщение;

    - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы

    оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

    Познавательные УУД:

    -Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

    -Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

    -Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

    -Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

    -Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

    -Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком – схемой.

    -Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

    Коммуникативные УУД:

    -Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого

    текста).

    -Слушать и понимать речь других.

    -Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

    -Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).

    -Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

    -Работать в группах и парах.

    -Составлять небольшой рассказ на заданную тему.

    Регулятивные УУД:

    -Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

    -Проговаривать последовательность действий на уроке.

    -Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

    -Учиться работать по предложенному учителем плану.

    -Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;

    -Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

    -Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

    -Учиться технологии оценивания образовательных достижений

    -Знать домашний адрес, имена и отчества родителей.

     -Проявлять уважение к своей семье,

    родственникам, любовь к родителям.

    -Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

    -Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.

    -Использовать основные формы приветствия, просьбы

    и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.

    -Освоить роли ученика; формирование интереса к учению;

    -В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

    развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

    формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям






    26.

    Из чего что сделано 

    Как используются природные материалы для изготовления предметов?

    Использование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки: во что превращается глина, как рождается книга, как делают шерстяные вещи. Уважение к труду людей.

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    - классифицировать предметы по характеру материала, обозначать соответствующие иллюстрации цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;

    - работать в группе: по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ, приводить другие примеры использования природных материалов для производства изделий;

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    27.


    Как постро-ить  дом 


    В чем заключается технология строительства?

    Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Строительные машины и материалы. Виды строительной техники в зависимости от назначения.

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    - рассказывать о строительстве городского и сельского домов;

    практическая работа в паре: сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; узнавать на иллюстрациях учебника строительные материалы, объяснять их назначение, проводить самопроверку, рассказывать о строительных объектах в своем городе;

    - читать текст учебника, находить названные в нем машины на рисунке, рассказывать о строительных машинах, пользуясь информацией учебника, предлагать вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников;

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

      28.

    Какой бывает транс-порт?








































    Какие существуют виды транспорта?

    Виды транспорта. Первоначальные представления об истории развития транспорта.

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    работать в паре: классифицировать средства транспорта, предлагать варианты классификации, анализировать схемы, выделять основания для классификации, приводить примеры транспортных средств каждого вида; проводить взаимопроверку;

    различать по фотографиям транспорт служб экстренного вызова, соотносить его с номерами телефонов экстренного вызова, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию; запомнить номера телефонов экстренного вызова 01,02,03;

    - работать в группе: рассказывать об истории водного и воздушного транспорта, используя информацию из учебника и дополнительных источников, составлять общий план рассказа об истории различных видов транспорта;

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    29.

    Культура и образо-вание

    Какие существуют виды учреждений культуры и образования?

    Учреждения культуры (музей, театр, цирк, выставочный зал, концертный зал, библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия, колледж, университет, консерватория), их роль в жизни человека  и общества. Разнообразие музеев. Первый музей России – Кунтскамера.

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    различать учреждения культуры и образования, узнавать их по фотографиям, приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своем регионе;

    -извлекать из текста учебника нужную информацию, предлагать вопросы к тексту, отвечать на вопросы одноклассников;

    -обсуждать роль учреждений культуры и образования в нашей жизни;

    практическая работа со взрослыми: посещать музеи и рассказывать о них; с помощью Интернета совершать виртуальную экскурсию в любой музей;

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    30.

    Все профес-сии важны.


     Проект «Про-фессия»

    Какие существуют виды профессий?

    Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    — рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи, о том, кем бы детям хотелось стать;

    - работать в паре: определять названия профессий по характеру деятельности и находить их представителей на фотографиях;

    - обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни;

    - читать и обсуждать рассказ «Кто сделал хлеб», устанавливать взаимосвязь труда людей разных профессий;

    — формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; распределять обязанности по подготовке проекта;

    - интервьюировать респондентов об особенностях их профессий;

     - подбирать фотографии их семейных архивов;

    - составлять рассказы о профессиях родных и знакомых; собирать материал в «Большую книгу профессий»;

    - презентовать работы, оценивать результаты выполнения проекта.

    31.

    В гости к зиме.

    (экскурсия)

    Основные зимние явления в неживой природе?

    Наблюдения над зимними явлениями в неживой и живой природе

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    наблюдать  над зимними погодными явлениями;

    - обсуждать зимние явления в неживой природе в прошедшие дни;

    - исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов;

    - определять деревья по их силуэтам и описаниям в атласе; распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных; наблюдать поведение зимующих птиц; формулировать выводы по материалу экскурсии;

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    32.

    В гости к зиме

    (урок)

    Основные зимние явления в живой природе?

    Зимние явления в неживой и живой природе

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    - обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведенными во время экскурсий и в предшествующие дни зимы;

    - работать в группе: знакомиться по материалам учебника с изменениями в неживой и живой природе зимой, готовить сообщения и выступать с ними;

     - формулировать правила безопасного поведения на улице зимой;

    - обсуждать правила охраны природы зимой по материалам книги «Великан на поляне»;

    - работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, фиксировать их в «Научном дневнике», готовить фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота зимы», подкармливать зимующих птиц;

    оценивать свои достижения на уроке



    33.

    Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» 

    Чему я научился в разделе «Жизнь города и села»

    Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

    Выполнять тестовые задания учебника;

    оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов;

    - формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

    Познавательные УУД:

    Преобразовывать информацию из одной формы в другую

    Коммуникативные УУД:

    Доносить свою позицию до других

    Учиться работать по предложенному учителем плану.

    Учиться выстраивать проблемный

    диалог

    Регулятивные УУД:

    Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

    Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.

    формирование интереса к учению;

    В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

    34.

    Презен-тация про-ектов «Родной город (село) »,

     «Крас-ная книга, или возьмем под защиту», «Профе-сии»

    Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации;

    обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора;

    — практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала;

    сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке



    Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч)

    35.

    Стро-ение тела чело-века


    Каковы особенности внешнего и внутреннего строения тела человека?

    Знакомство с целями и задачами раздела. Внешнее и внутреннее строение тела человека. Местоположение важнейших органов и их работа

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    работать в группе: называть и показывать внешние части тела человека; определять на рисунке учебника или на муляже положение внутренних органов человека, моделировать внутреннее строение тела человека;

    - работа в паре: извлекать из текста учебника информацию о строении и работе внутренних органов человека, предлагать вопросы по содержанию текста, оценивать ответы одноклассников;

    формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

     Познавательные УУД:

    Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

    Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

    Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

    Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

    Моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем.

    Уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком схемой.

    Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

    Коммуникативные УУД:

    Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

    Слушать и понимать речь других.

    Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

    Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

     Работать в группах и парах.

    Составлять небольшой рассказ на заданную тему.

    Регулятивные УУД:

    Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

    Проговаривать последовательность действий на уроке.

    Учиться высказывать свое предположение (версию)

    Учиться работать по предложенному учителем плану.

    Учиться выстраивать проблемный

    диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;

    Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

    Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

    Учиться технологии оценивания образовательных достижений.

    Обучающийся научится адекватно оценивать свои достижения

    Освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее).

    Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

    Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

    Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.

    Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.

    Освоить роли ученика; формирование интереса к учению;

    В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.




























































    36.

    Если хочешь быть здоров

    В чем особенность режима дня школьника?

    Режим дня второклассника. Правила личной гигиены. Режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами.

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    - рассказывать о своем режиме дня, составлять рациональный режим дня школьника;

    - обсуждать сбалансированное питание школьника;

    - работать в паре: различать продукты растительного и животного происхождения, осуществлять самопроверку;

    - формулировать правила личной гигиены; характеризовать назначение предметов гигиены, выделять среди них те, которые у каждого человека должны быть собственными;

    - демонстрировать умения чистить зубы, дополнять правила ухода за зубами;

    формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    37.

    Бере-гись авто-мобиля!

    Какие существуют сигналы светофора, дорожные знаки перехода улицы?

    Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (сигналы светофора, дорожные знаки перехода улицы)

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    - моделировать сигналы светофора; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах;

    - работа в паре: соотносить изображения и названия дорожных знаков, обозначать соответствие стрелками, осуществлять контроль и коррекцию;

    - отмечать фишками дорожные знаки, встречающиеся по дороге в школу;

    оценивать свои достижения на уроке

    38.

    Школа пеше-хода

    Каковы основные правила безопасности пешехода?

    Освоение правил безопасности пешехода. Практическая работа на пришкольном участке.

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    работать в группе: формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов;

    - практическая работа: учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС;

    формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    39.

    Домаш-ние опас-ности

    Каковы основные правила безопасного поведения в быту?

    Правила безопасного поведения в быту

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    - объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций;

    - работать в группе: на основе текста учебника, формулировать правила безопасного поведения в быту, моделировать их с помощью условных знаков, узнавать правила по предложенным в учебнике знакам, сравнивать свои знаки с представленными в учебнике;

    формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    40.

    Пожар

    Каковы основные правила противопожар-ной безопасности?

    Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону.

    Понимать учетную задачу урока и стремиться её выполнить;

    - характеризовать пожароопасные предметы (раскаленные предметы, воспламеняющиеся вещества, открытый огонь);

    - запомнить правила предупреждения пожара;

    - моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону, по номеру МЧС;

    -работать в паре: рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности; читать и обсуждать рассказ «Горит костер»;

    - работать со взрослыми: находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение;

    формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    41.

    На воде и в лесу

    Каковы основные правила безопасного поведения на воде и в лесу?

    Правила безопасного поведения на воде и в лесу

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу;

    - запомнить правила поведения во время купания;

    - работать в паре: различать съедобные и ядовитые грибы, обозначать их на рисунке, осуществлять контроль и коррекцию;

    - находить  и определять нужную информацию в книгах;

    - формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    42.

    Опас-ные незна-комцы

    Как вести себя при контакте с незнакомыми людьми ?

    Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Вызов милиции по телефону. Действия в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и т.д.

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку;

    отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов;

    работать в паре: различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев;

    работать со взрослыми: изготавливать маскарадный костюм;

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    43.

    Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здо-ровье и безопас-ность»

    Чему мы научились в разделе «Здоровье и безопасность»?

    Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

    Выполнять тестовые задания учебника;

    оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов;

    - формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами


    Раздел «Общение» (7 ч)




    44.

    Наша друж-ная семья

    Каковы нравственные аспекты взаимоотно-шений в семье?

    Знакомство с целями и задачами раздела. Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье.

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    сравнивать жизнь взрослого и ребёнка;

    — рассказывать по фотографиям и рисунку в учебнике о семейных взаимоотношениях, о семейной  атмосфере, общих занятиях;

    - формулировать понятие «культура общения»;

    - обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи;

    - моделировать ситуации семейного чтения и семейных обедов;

    - формулировать выводы в соответствии с заданием;

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

    45.

    Проект«Родо-словная»

    Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

    - Интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отечествах, фамилиях;

    - отбирать фотографии из семейного альбома;

     -  составлять родословное древо семьи;

    - презентовать свой проект с демонстрацией родословного древа;

    - оценивать свои достижения

    46.

    В школе

    В чем заключается этика общения?

    Классный и школьный коллектив. Совместная учеба, игры, отдых. Этика общения с одноклассниками, учителями и руководством школы

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    - рассказывать о своем школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе;

    - обсуждать вопрос о культуре общения в школе;

    - формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне ее;

    - оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах;

    - моделировать ситуации общения на уроке и перемене;

    - формулировать выводы в соответствии с заданием;

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

    Познавательные УУД:

    Ориентироваться в своей системе знаний

    Делать предварительный отбор источников информации

    Добывать новые знания

    Перерабатывать полученную информацию

    Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком – схемой.

    Преобразовывать информацию из одной формы в другую

    Коммуникативные УУД:

    Доносить свою позицию до других

    Слушать и понимать речь других.

    Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

    Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им

    Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

     Работать в группах и парах.

    Составлять небольшой рассказ на заданную тему.

    Регулятивные УУД:

    Учиться высказывать свое предположение (версию)

    Учиться работать по предложенному учителем плану.

    Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;

    Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

    Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

    Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

    Выполнять правила безопасного поведения на улице и в быту.

    Уметь анализи-ровать  собственное отношение к миру природы и поведения в нем; оценивать поступки других людей в природе).

    Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые

    можно оценить как хорошие или плохие.

    Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

    Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.

    Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.

    Освоить роли ученика; формирование интереса к учению;

    В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.







    47.

    Прави-ла вежли-вости

    В чем заключаются правила этикета в общении?

    Правила этикета в общении. Формулы приветствия и прощания. Этикет общения по телефону. Правила поведения в общественном транспорте.

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения;

    - формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной;

    - моделировать ситуации общения в различных ситуациях;

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    48.

    Ты и твои друзья

    Каковы правила поведения в гостях?

     Правила поведения в гостях

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    обсуждать морально – этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России;

    - обсуждать проблему подарка в день рождения друга, правила поведения за столом;

    - формировать правила этикета в гостях;

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    49.

    Мы – зрители и пассажиры

    Каковы правила поведения в общественных местах?

    Правила поведения в общественных местах (театре, кинотеатре, консерватории, общественном транспорте)

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    обсуждать правила поведения в общественных местах (театре, кинотеатре, консерватории, общественном транспорте), формулировать их, возражая Советам Попугая, на основе иллюстраций учебника;

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    50.

    Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Обще-ние»

    Чему мы научились в разделе «Общение»?

    Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

    Выполнять тестовые задания учебника;

    оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов;

    - формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами


    Раздел «Путешествия» (18 ч)

    51

    Посмот-ри вокруг

    Что такое горизонт, линия горизонта?

    Знакомство с целями и задачами раздела. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    - сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта;

    - различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

    - работать в паре: находить на схеме и называть указанные стороны горизонта, моделировать стороны горизонта;

    - анализировать текст учебника, на его основе объяснять различия внешнего вида нашей планеты, сопоставлять вид Земли с самолета с видом земли из космоса, формулировать вывод о форме Земли;

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    52

    Ориен-тиро-вание на мест-ности

    Что такое ориентирова-ние на местности ?

     Ориентиры. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    работать в паре: находить ориентиры на рисунке, по дороге от дома до школы, в своем городе;

    - практическая работа в паре: знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним, осваивать приемы ориентирования по компасу;

    - знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам;

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    4 четверть – 16 часов

    53

    Ориен-тирова-ние на местности

    Как пользоваться компасом?

    Компас – прибор для определения сторон горизонта.

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    работать в паре: находить ориентиры на рисунке, по дороге от дома до школы, в своем городе;

    - практическая работа в паре: знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним, осваивать приемы ориентирования по компасу;

    - знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам;

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    Познавательные УУД:

    Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

    Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

    Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

    Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и

    группировать предметы и их образы.

    Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком – схемой.

    Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

    Коммуникативные УУД:

    Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

    Слушать и понимать речь других.

    Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

    Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

    Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

     Работать в группах и парах.

    Составлять небольшой рассказ на заданную тему.

    Регулятивные УУД:

    Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

    Проговаривать последовательность действий на уроке.

    Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

    Учиться работать по предложенному учителем плану.

    Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;

    Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

    Уметь анализи-ровать  собственное отношение к миру природы и поведения в нем; оценивать поступки других людей в природе.

    Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые

    можно оценить как хорошие или плохие.

    Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

    Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.

    Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.

    Освоить роли ученика; формирование интереса к учению;

    В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.



    54.

    Формы земной поверх-ности

    В чем отличие равнин от гор, холмов от оврагов?

    Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    - сопоставлять фотографии равнин и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности;

     - анализировать цветовое обозначение 58.равнин и гор на глобусе;

    - работать в паре: сравнивать по схеме холм и гору, осуществлять самопроверку с помощью текста учебника, характеризовать поверхность своего края;

    - описывать красоту гор (на основе фотографий в учебнике, рассказа Н.И. Сладкова, личных впечатлений);

    - работать со взрослыми: составлять фоторассказ на тему «Красота гор»;

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    55.

    Водные богат-ства

    Каковы водные богатства нашей планеты?

    Водные богатства нашей планеты: океаны, моря, озера, реки, каналы, пруды, водохранилища.

    Части реки. Водные богатства родного края. Красота моря

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    - различать водоемы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию;

    - работать в паре: анализировать схему частей реки, рассказывать о частях реки по схеме, осуществлять самопроверку, на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края;

    - обсуждать эстетическое воздействие моря на человека по рассказу К.Д. Ушинского, фотографиям в учебнике, личным впечатлениям;

    - работать со взрослыми: составлять фоторассказ на тему «Красота моря»;

    формулировать правила поведения в природе;

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    56.

    В гости к весне

    (Экскур-сия)

    Какие произошли изменения в природе

     весной ?

    Наблюдения над весенними явлениями природы.

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    - наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц, используя атлас;

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

    - оценивать свои достижения на экскурсии.

    57.

    В гости к весне

    (Урок)

    Какие произошли изменения в неживой и живой  природе весной ?


    Весенние явления в неживой и живой природе.

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    - наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц, используя атлас;

    - рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края;

    - работать в группе: знакомиться по учебнику с изменениями в неживой и живой природе весной; находить в книгах информацию на заданную тему, различать известную для себя информацию; узнавать перелетных птиц на рисунках, осуществлять самопроверку; выступать с сообщениями в классе;

    - работать со взрослыми: наблюдать весенние явления, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тет ради; составлять фоторассказ или выполнять серию картинок «Красота весны»;

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

    - оценивать свои достижения на экскурсии.

    58.

    Россия на карте

    Что такое

     карта ?

    Изображение территории России на карте. Как читать карту. Правила показа объектов на настенной карте.

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    сравнивать изображение России на глобусе и карте, осуществлять самопроверку;

    работать в паре: соотносить пейзажи России на фотографиях учебника с местоположением их на физической карте России, обозначать их фишками с соответствующими номерами; осваивать приемы чтения карты (определение сторон горизонта, форм земной поверхности, других объектов с помощью условных знаков);

    учиться правильно показывать объекты на настенной карте (по инструкции учебника);

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    59.

    Проект «Города России»

    Как выполнить проект «Города России»

    Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков

    В ходе работы над проектом дети учатся:

    - распределять обязанности по выполнению проекта:

    - в дополнительной литературе, интернете находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города;

    - составлять презентацию своего исследования, снабдив ее фотографиями (открытками, слайдами);

    - презентовать свои проекты ( проекты, выполненные в паре, группе);

    - оценивать свои достижения, достижения товарищей;

    - оформлять стенд «Города России».

    60.

    Путе-шествие по Москве

    Каковы основные достопри-мечательности Москвы?

    Москва- столица нашей Родины.  Первоначальные сведения об истории основания города. План Москвы. Герб Москвы. Основные достопримечательности столицы.

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    находить Москву на карте России; знакомиться с планом Москвы, находить на нем достопримечательности столицы;

    - работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей Москвы с собственными наблюдениями, отмечать фишками знакомые объекты, описывать достопримечательности по фотографиям и своим впечатлениям;

    - отличать герб Москвы от гербов других городов;

    - работать со взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью интернета;

    формулировать ответы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    61.

    Москов-ский Кремль

    Каковы основные достопри-мечательности Кремля и Красной площади?

    Московский Кремль – символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной площади.

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    работать в паре: находить на фотографиях в учебнике достопримечательности Кремля; соотносить фотографии достопримечательностей с собственными наблюдениями, отмечать фишками знакомые объекты, описывать достопримечательности по фотографиям и своим впечатлениям;

    - работать со взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по Кремлю, Красной площади с помощью интернета;

    формулировать ответы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    62.

    Город на Неве

    Каковы основные достопри-мечательности Санкт - Петербурга?

    Санкт – Петербург – северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники. Памятник Петру 1, история его создания.

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    находить Санкт – Петербург  на карте России; знакомиться с планом, находить на нем достопримечательности столицы;

    - работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей с собственными наблюдениями, отмечать фишками знакомые объекты, описывать достопримечательности по фотографиям и своим впечатлениям;

    - отличать герб Санкт – Петербурга от гербов других городов;

    - работать со взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по С – Петербургу с помощью интернета;

    формулировать ответы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    Познавательные УУД:

    Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

    Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

    Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком – схемой.

    Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

    Коммуникативные УУД:

    Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.

    Слушать и понимать речь других.

    Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

     Учиться выполнять различные роли в группе.

     Работать в группах и парах.

    Составлять небольшой рассказ на заданную тему.

    Регулятивные УУД:

    Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

    Проговаривать последовательность действий на уроке.

    Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

    Учиться работать по предложенному учителем плану.

    Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

    Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

    Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

    Уметь анализи-ровать  собственное отношение к миру природы и поведения в нем; оценивать поступки других людей в природе.

    Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые

    можно оценить как хорошие или плохие.

    Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

    Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.

    Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.

    Освоить роли ученика; формирование интереса к учению;

    В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.



    63.

    Путешествие по Оке

    Старинные русские города, расположенные на реке Оке:

    Калуга, Таруса, Серпухов, Пушкино и т.д.

    Карта России. Изображение на карте.

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    сравнивать глобус и карту мира; находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки;

    работать в паре: соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих райнов на карте мира, обозначать их фишками разного цвета, проводить самопроверку и взаимопроверку;

    формулировать выводы отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    64.

    Путе-шествие  по матери-кам

    Каковы особенности жизни людей на разных материках?

    Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азия

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    находить материки на карте мира;

    работать в группе: знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации, готовить сообщение и выступать с ним перед классом;

    - предлагать вопросы по содержанию сообщений, проводить самопроверку и взаимопроверку;

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения нa уроке

    65.

    Страны мира. 



    Проект «Стра-ны мира»

     

    Как подготовить проект «Страны мира»

    Физические и политические карты. Знакомство с некоторыми странами. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков выполнения

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    сравнивать физическую и политическую карты мира;

    - находить и показывать на политической карте мира территорию России, других стран;

    работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей отдельных стран с местоположением этих стран на политической карте, обозначать эти страны соответствующими фишками; рассказывать по фотографиям о том, что можно увидеть в разных странах; с помощью карты приводить примеры стран, расположенных на разных материках;

    - пользуясь дополнительной литературой, определять, каким странам принадлежат представленные флаги;

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

    В ходе работы над проектом дети учатся:

    - распределять обязанности по выполнению проекта:

    - в дополнительной литературе, интернете находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города;

    - составлять презентацию своего исследования, снабдив ее фотографиями (открытками, слайдами);

    - презентовать свои проекты ( проекты, выполненные в паре, группе);

    - оценивать свои достижения, достижения товарищей

    66.

    Впереди лето

    Каковы летние изменения в природе?

    Летние явления в неживой и живой природе. Разнообразие растений и животных, доступных для наблюдений в летнее время. Красота животных.

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью дополнительной литературы, осуществлять самопроверку;

    - читать и обсуждать рассказ «Разговор в лесу», разыгрывать сценку по этому рассказу;

    - приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе;

    - рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям;

    - работать со взрослыми: за лето подготовить фоторассказы или выполнить рисунки по темам «Красота лета», «Красота животных»;

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    67.

    Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путе-шест-вия»

    Чему я научился в разделе «Путешест-вия»?

    Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

    Выполнять тестовые задания учебника;

    оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов;

    - формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

    68.

    Презен-тация проек-тов: Родо-слов-ная», «Города России», «Стра-ны мира»

    Представление результатов проектной деятельности.

    Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

    - обсуждать выступления учащихся;

    - оценивать свои достижения и достижения других учащихся.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Что такое деньги» УМК «Школа России» Урок окружающего мира по Плешакову А.А. 3 класс

    Деятельность младших школьников на уроке окружающего мира в условиях ФГОС начального общего образования второго поколения...

    УМК "Школа России". Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Зона арктических пустынь"

    Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Зона арктических пустынь" разработан с использованием технологии  развития критического мышления через чтение и письмо. Представлен подробный консп...

    УМК "Школа России". Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Тундра"

    Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Тундра" разработан с использованием технологии развития критического мшления через чтение и письмо....

    тематическое планирование по окружающему миру 3 класс "Школа России" Плешаков А.А. ФГОС

    Тематическое планирование составлено на основе УМК Плешакова А.А.(включая электронное приложение к урокам)...

    Рабочие программы и календарно- тематические планы к УМК "Школа России"

      Рабочие программы и календарно- тематическое планирование составлено основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции д...