Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся.
проект по окружающему миру (2 класс) на тему

 

  Работая над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей, убедилась, что особое внимание в процессе обучения  надо направлять на активное использование метода проектов.
   Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным результатом, оформленным тем или иным способом. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Этапы работы над проектом.66 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся.

  Работая над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей, убедилась, что особое внимание в процессе обучения  надо направлять на активное использование метода проектов.

   Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным результатом, оформленным тем или иным способом.

    Цель внедрения проектного метода – создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей.

  Задачи проектного метода: развитие познавательных способностей, критического мышления.

   Работу над проектами нужно начинать с 1 класса. Для этого составляется два плана: один – на доске и в тетради учащегося, другой – поурочное планирование учителя.

   В методическом паспорте проекта необязательно использовать все пункты. Приведу пример.

 Адресация.

Тема : «Создание Красной книги Ростовской области».

Цель : познакомить с Красной книгой; расширить знания учащихся об

Задачи: учить работать с литературой по алгоритму.

   Возраст учащихся :  2 класс.

   Время работы над проектом :   1-я и 2-я четверти.

   Режим работы: экскурсия в природу с целью наблюдения причины исчезновения растений и животных  в данном районе; практическая работа в библиотеке, индивидуальные консультации.

 Обеспечение.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение, информационное оснащение:

  • источники литературы для каждого учащегося;
  • образцы выполнения работы;
  • справочная литература для учителя;
  • личные наблюдения учащихся.

 Знания, умения и навыки учащихся для самостоятельной работы:

  • знания о представителях живой природы;
  • знания о причинах исчезновения животных и растений;
  • умения работать с дополнительной литературой;
  • умение подбирать к тексту иллюстрации;
  • уметь наблюдать в природе.

Специфические умения и навыки учащихся, необходимые для работы в проекте: умение выбирать нужный материал для работы из книг, энциклопедии; оформлять материал согласно плану.

     Мотивация в работе: собрать материал об исчезающих видах живой природы в Ростовской области и создать свою Красную книгу.

    Обобщение понятий, представлений, знаний, на получение которых нацелен результат проекта:

  • создание необходимости своей работы для окружающих, применение ее в учебной деятельности;
  • приобретение умений работать с научной литературой;
  • воспитание чувства бережного отношения к природе.

Развитие навыков: самостоятельности в работе с источниками литературы, составлении описания работы; коммуникативности, мыслительной деятельности; самоанализа и рефлексии: определение правильности и готовности работы; показ и защита работы.

  Воспитание толерантности:

  • при оценке защиты выполненной работы в микрогруппе.

Расширение кругозора:

  • знакомство с представителями исчезающих животных и растений ростовской области;
  • знакомство с новой научной литературой;
  • связь с уроками чтения: выбор главного, краткий перескоз научног текста.

  Статус учебного проекта.

   Автор-разработчик .

   Формы презентации:

  • деловая игра;
  • демонстрация видеофильма;
  • научная конференция;
  • отчет исследовательских групп.

 Виды продукта:

  • атлас;
  • видеофильм;
  • газета;
  • журнал;
  • коллекция;
  • публикация;
  • экологическая программа;
  • книга.

Критерии распределения ролей:

Краевед- лидер группы

Деятельность:

  • распределяет роли в группе;
  • организует деятельность в группе;
  • руководит работой членов групп;
  • назначает оратора. Распределяет роли в презентации;
  • отвечает за деятельность каждого члена группы.

Ботаник.

Зоолог.

Деятельность:

  • предлагает идеи по решению вопроса;
  • ведут поиск и выбор информации;
  • анализируют информацию;
  • предлагают пути решения проблемы.

Эколог-критик.

Деятельность:

  • внимательно слушает;
  • опровергает или дополняет точку зрения эрудитов;
  • работает с источниками информации;
  • предлагает пути решения проблемы.

Журналист.

Деятельность:

  • слушает членов группы;
  • фиксирует все идеи;
  • готовит план работы группы над проблемой;
  • готовит план выступления группы.

Этапы работы над проектом Красная книга Ростовской области.

Учитель

Учащиеся

1-й этап. Погружение в проект.

Формулирует мысль о проекте, которая возникла при изучении «Красная книга», когда учащиеся заинтересовались, какие исчезающие животные и растения встречаются в Ростовской области.

Осуществляют личностное присвоение проблемы

Помогает искать причины исчезновения растений и животных: браконьерство, загрязнение окружающей среды, мало информации о животных и растениях. Разыгрывает ситуацию, в которой учащиеся формулируют причины исчезновения растений и животных.

Вывод: необходимо знать исчезающие виды, чтобы их беречь. Предлагает создать Красную книгу Ростовской области.

Вживаются в ситуацию. Урок-экскурсия с целью наблюдения за живой природой и нахождения некоторых видов в местном лесу, которые занесены в Красную книгу.

Цель: повысить уровень информации об исчезающих животных и растениях Ростовской области через создание Красной книги.

Задачи: научить пользоваться справочной литературой; развивать познавательный интерес; воспитывать бережное отношение к природе.

Принимают предложение учителя. Уточняют и конкретизируют цели и задачи: подобрать нужную информацию в литературе.

2-й этап. Работа над проектом Красная книга Ростовской области.

Предлагает классу разбиться на 6 групп(по интересам). Выдает карточки с критериями.

Делятся на 6 групп по желанию.

Распределяет обязанности между группами на время сбора информации. Предлагает каждому подготовить информацию о животном или растении.

Распределяют роли: эколог, ботаник, зоолог, краевед, журналист.

Планирует деятельность группы: сбор информации в литературе, выбор четырех представителей, которые встречаются в лесах Ростовской области.

Планирует работу: выбрать представителей животных и растений; составить план оформления работы; оформить работу.

Выбор раздела Красной книги (карточки).

Предлагает выбрать форму презентации( предлагает карточки).

Выбирают формы и способы презентации.

Высказывают мнения о своих результатах.

3-й этап. Работа над проектом Красная книга Ростовской области.

Консультирует по мере необходимости:

-каких представителей лучше выбрать;

-какую информацию исключить или, наоборот, добавить;

-показывает образец реферата;

-оформляет библиотечку(книги о животных и растениях)

Каждый в соответствии со своей ролью выполняет работу.

Ненавязчиво контролирует(наблюдает, фиксирует группу в целом по критериям)

Консультируются по необходимости.

Подсказывает, как правильно выбрать главное из литературы и оформить работу, какую иллюстрацию лучше использовать.

Добавляет недостающие знания.

Оказывает помощь учащимся при подготовке презентации работы.

Во внеурочное время готовятся к презентации работы.

4-й этап. Работа над проектом Красная книга Ростовской области.

Принимает отчет.

Обобщает результаты работы группы.

Подводит итоги обучения (комментирует новые способы деятельности учащихся).

Оценивает работу каждой группы.

Показывают умение планировать и осуществлять работу.

Задают вопросы о деятельности другой группы.

    За работу над проектом ставится две оценки: за коллективную деятельность по теме и за презентацию.

Критерии оценивания:

  • качество выполнения работы по теме;
  • самостоятельность работы над проектом;
  • артистизм и выразительность выступления;
  • умение отвечать на вопросы;
  • убедительность презентации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение из опыта работы по теме Организация дифференцированного обучения на уроках, как одно из условий повышения качества обучения.

Говоря об актуальном заказе общества к образованию, часто имеют в виду потребность в творческой саморазвивающейся личности, способной, реализуя свои индивидуальные личностные...

«Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся»

Обобщение работы по теме «Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся»....

Игровые технологии на уроках окружающего мира как одно из средств повышения мотивации обучения учащихся в начальной школе.

Урок - сказка по предмету "Окружающий мир" по теме: "Почему идет дождь и дует ветер?"...

Проектная деятельность как условие повышения мотивации обучения учащихся.

Преобразования в обществе и изменения в Российском образовании за последние годы требуют и от педагога нового подхода к процессу обучения. Вместо усвоения учащимися готовых знаний, умений ...

Новые образовательные технологии, как одно из условий повышения мотивации и качества образования

Из опыта работы "Новые образовательные технологии, как одно из условий повышения мотивации и качества образования"...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В данной заметке освещается система организации проектной деятельности на I ступени обучения. Представлены классификация проектов, требования к проектам, этапы работы. Рассматривается принципы реализа...