Разработка урока окружающего мира 3 класс по системе Л.В.Занкова «Природное сообщество - озеро»
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) на тему

Фахертдинова Сирина Камильевна

Этот урок формирует представления учащихся об озере как о природном сообществе. Знакомит с разнообразием живых организмов озера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_okr_miru.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Природное сообщество-озеро»

Цели:

образовательные: сформировать представление учащихся об озере как о природном сообществе; познакомить учащихся с разнообразием живых организмов озера, на примере типичных представителей растительного и животного мира выявить их приспособления к среде обитания, показать пищевые взаимосвязи.

развивающие: развивать умение сравнивать, анализировать; развивать  логическое мышление и воображение учащихся, память, внимание, коммуникативные навыки  учащихся.

воспитательный: воспитывать любознательность у учащихся, любовь к природе своей страны, взаимопонимание, развивать чувство ответственности за выполненное задание

Ход урока:        

1.Организационный момент.

Ребята, сегодня мы продолжаем путешествие в удивительный мир природы.

        Отправляемся, друзья,

Мы в далекие края.

Через луг и через лес –

В мир загадок и чудес.

Что вы знаете о лесе? О луге?

Эти знания обязательно нам помогут в путешествии.

2. Актуализация опорных знаний

1. На доску вывешиваются картинки

ЛЕС        КАБАН, ЛОСЬ,

ЛУГ        МЫШЬ, КРОТ, КУЗНЕЧИК

        УТКА, ЦАПЛЯ, БОБЕР

Ребята, определите среду обитания для данных животных.

Всех ли животных удалось распределить? Назовите среду обитания оставшимся объектам живой природы.

Ученики: река, озеро, болото.

СЛАЙД№1 (ВОДОЕМЫ- река, озеро, болото)

3. Молодцы. Послушайте загадку.

Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц и звезды -
В нём все отражается ...
Как это зеркало называется?
(озеро)

4. А сейчас мне хотелось бы узнать знаете ли вы, где находятся самые крупные озера России.

Для этого мы поработаем в парах.

Покажите на карте Каспийское море - самое большое море-озеро.

СЛАЙД  №2

Каспийское море – озеро –это остатки древнего океана.

Озеро БАЙКАЛ.

СЛАЙД  №3

Самое глубокое озеро в мире.

Ладожское озеро        

СЛАЙД №4

Ладожское озеро — самое большое в Европе.

А есть еще удивительной красоты озеро в нашей стране, которое находится на Русской равнине - СЕЛИГЕР. Посмотрите его изображение. Оно напоминает диковинное существо с маленькой головой  на длинной шее и с огромным хвостом.

СЛАЙД №5

3. Целеполагание:

 Красотой озер можно любоваться бесконечно, но мы - ученики – исследователи. Поэтому нам сегодня на уроке предстоит исследовать ОЗЕРО.

А это значит- мы должны узнать? … Поставьте задачи на урок.

Ученики: Растения озер, животные, доказать, что озеро- природное сообщество.

СДАЙД №6

4. Работа по теме урока.

1)Приступим к исследованию.

Внимательно изучите материал учебника на с 50-53. Рассмотрите рисунки.

Эту работу мы будем выполнять в группах.

1-2 группы запишите названия животных озера

3-4группы растительный мир озера

Проверка. ( по два представителя поочередно зачитывают выбранную информацию)

СЛАЙДЫ №7-8

2) Для достижения поставленной цели нам понадобится еще много интересной информации. И познакомиться с ней поможет нам в этом учебник. Найдите информацию об обитателях водоемов - утках, куликах, чайках. Прочитайте. (про себя)

СЛАЙД №9

Что нового узнали?

А вы знаете, кто является самым страшным врагом головастиков и мальков?

СЛАЙД №10

Что вам показалось интересным?

А еще в озере водятся настоящие «живые ископаемые» с ценным мехом – выхухоли.

СЛАЙД №11 (выхухоль)

Прочитайте про себя. Что вас удивило?

3) Физминутка.

Вверх руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Низко присели, вниз посмотрели-

Это жучок пьет росу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.        

Где они сядут, тоже покажем-

Сели все дружно опять.

4) А еще в озере селятся мельчайшие живые организмы (дафнии, циклопы), водяные насекомые (водомерки, жуки плавунцы), моллюски и, конечно рыбы(плотва, окунь, сазан, щука)

СЛАЙД №12

Есть в озере удивительные растения, по которым можно определить погоду и время суток. Что это за растения?

А расскажет об этом … (сообщение)

СЛАЙД № 13 (кувшинки)

5. Закрепление изученного материала.

Ну, а теперь, когда мы подробно познакомились с животным и растительным миром, настало время доказать, что озеро- природное сообщество.

Вспомним, что такое природное сообщество?

Назовите признаки природного сообщества.

Чтобы подтвердить наши предположения, что озеро – природное сообщество, попробуем составить пищевые цепи.

Работать будем в группах

 (Даются карточки )

  1. Найди и исправь ошибку.

головастики   -     шмель       -       щука

  1. Дополни цепь питания.

водоросли      -      ?            -           утка

  1. Составь цепь питания самостоятельно.

?           -            ?              –             ?

Проверка у доски.

Вывод:

Водные растения насыщают водоем кислородом, сами при этом являются пищей для всевозможных, животных. Моллюски рыбы, насекомые являются пищей для других обитателей озера- птиц и хищных животных.

Конечно, живые организмы в озере объединены друг с другом и с неживой природой множеством связей.

6. Итог урока.

Вернуть СЛАЙД №6

Какие задачи ставили на урок?

7. Рефлексия.

Так давайте еще раз назовем  растения природного сообщества – озеро.

Нашли «лишнего» обитателя?  Объясните почему оно не выбрало для себя это место обитания?

СЛАЙД №14 («лишний» обитатель луга - клевер)

А вот и  животные  природного сообщества - озеро.

Что заметили? Почему он не живет в озере?        («лишний» – дятел)

СЛАЙД №15

Вот мы и еще раз доказали, что озеро – природное сообщество.

8. Домашнее задание.

Ребята, как вы думаете, влияет ли деятельность человека на жизнь озера? Об этом мы обязательно поговорим на следующем уроке.

Вам нужно еще раз подробно повторить изученный материал на с 49-54.

Скоро вы все будете отдыхать на летних каникулах. Будете купаться и загорать. Поэтому мне хотелось бы, чтобы вы составили памятку правил поведения на воде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 4-ом классе "Природные зоны.Арктика"

Презентация составлена к уроку окружающего мира в четвёртом классе по теме «Суровая Арктика».Данный урок открывает изучение большой темы «Природные зоны России».Цели:Ввести понятие «природная зо...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе (развивающая система Л. В. Занкова) на тему: Тела и вещества

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе (развивающая система Л. В. Занкова) на тему: Тела и вещества...

Методическая разработка урока чтения 1 класс.Развивающая система Л.В.Занкова

Предмет: чтениеПрограмма: развивающая система Л.В.ЗанковаКласс: первыйТема: Звуки [в][в]. Буква В в.Данный урок тридцать первый  в системе уроков по предмету, первый по данной теме.Тип урока: отк...

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме «Экосистема болота» по программе «Образовательная система «Школа 2010» с использованием интерактивной доски и системы голосования.

•      Знакомство учащихся с разнообразными обитателями болот•      Какую роль они выполняют в экосистеме•      Какие особенн...

Методическая разработка урока окружающего мира Тип урока: изучение нового материала. Тема: Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты.1 класс УМК "Гармония

Методическая разработка урока окружающего мира  в 1 классе по теме "Что нас окружает? Природные и рукотворные объекты"  2016г.,ФГОС...

Разработка урока Окружающего мира ( по сингапурской системе) 3-4 классы

обобщение и расширение ранее усвоенных знаний  с привлечением краеведческого материала  - воспитание бережного отношения к живой и неживой природе...

Урок по окружающему миру.Тема : «Дыхание» (система Л.В.Занкова)

Жизнь! Люблю ее безмерно!В ней лишь ключ к познанью верный.Холод, зной, восход, закат,Лед и пламя, свет и тени –Мудрой жизни проявленьеВ них приветствовать я рад....