конспект урока окружающего мира (1 и 2 классы) в малокомплектной школе
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Сарычева Наталья Александровна

В основе современного  урока лежит системно-деятельностный подход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_-_kopiya.docx12.56 КБ
Файл konspekt2.docx25.25 КБ
Файл tekhnolog._karta_uroka.docx31.04 КБ
Файл prilozhenie_k_uroku.docx16.99 КБ

Предварительный просмотр:

  • Познакомимся с источниками загрязнения

  • Проведем исследование

  • Обобщим наблюдения

  • Измерим температуру тела, рост и вес



Предварительный просмотр:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО - МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

- с каким настроением вы пришли урок? Прикрепи соответствующий смайлик на доску.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Слайд 1. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь - слушай»

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ С ВЫХОДОМ НА ТЕМУ

– Сегодня мы с вами отправляемся в гости. Интересно узнать к кому? Отгадайте загадки второклассников.

1 класс

2 класс

Лес и поле белые
Белые луга,
У осин заснеженных
Ветки, как рога.
 (Зима)    

Все кругом бело-синее,
Все в тонком кружеве теней.
А лес укрыт пушистым инеем,
Уснул до первых вешних дней.
 (зима)

– Да, мы идем в гости к прекрасному времени года- зиме  и проведем небольшое исследование. А вот над чем? Отгадайте сами.

  1. Скатерть бела    Все поле одела. (снег)

  1. Белое покрывало

            На земле лежало,

           Лето пришло-

          Оно все сошло.(снег)

- Попробуйте озвучить тему нашего урока.  Чем мы будем заниматься на уроке?

-Отберем задачи , которые относятся к  нашему уроку?

  • познакомимся с источниками загрязнения снега
  • проведем исследование
  • обобщим наблюдения

- Прежде, чем отправиться в путешествие, узнаем сводку погоды.

1. Сообщение синоптиков .

 а) Прогноз погоды на сегодняшний день.

(Сегодня пасмурно, температура воздуха -       °, осадков нет, ветер слабый)

б) Народные приметы.—составь примету.

 Сильно блестят звёзды зимой - к морозу.

 Дым столбом - к морозу.

 Кошка на печи - к стуже, кошка на полу – к теплу.

 Первый снег за сорок дней до зимы выпадает.  

  • Холодная зима- жаркое лето.

Воробьи дружно чирикают — к теплу.

 Декабрь снежный и холодный — будет и год плодородный

- Пора в путь! Сегодня мы будем работать в научной лаборатории.

Разделимся на группы. Какой класс, по-вашему, должен стать ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ в научной лаборатории?

Какой класс должен стать УЧЕНЫМ?

Какие дополнения возникли у исследователей?

Сообщение об изменениях в неживой природе

с использованием презентации

Сообщение об изменениях в живой природе

Работа с учителем

- Мы находимся в научной лаборатории, где должны провести важное исследование. Исследовать мы будем обыкновенную воду, которая образовалась в результате таяния снега, принесенного с прогулки. Она находится у вас в стаканчиках.

Исследованию поможет специальное оборудование, которое находится у вас на столах. Результаты исследования мы будем фиксировать на цифровой фотоаппарат.

3. Практическая работа.

а)наблюдение:

- Какого цвета были принесенные вами снежки?

Что  с ними произошло?

Какого цвета вода?

Как вы думаете, она чистая? Давайте проверим.

б) опыт и постановка проблемы:

- Для ответа на вопрос, проведем опыт.

- Перельем воду во второй стаканчик с воронкой и фильтром. Фотоснимок.

- Обратите внимание, каким стал фильтр.

Фотоснимок.

- Откуда появились частички грязи?

ПРОБЛЕМА:

- Откуда в снежках грязь?

Выход из затруднения. Работа с учебником    

 на с .64.

- Чтобы узнать, откуда грязь появилась в снежке, проследим ее путь. Будем двигаться по стрелкам в обратном направлении, начиная с рисунка стакана с грязной водой.

Положим фишку на изображение стакана с грязной водой.

Откуда грязь в стакане?

Дети выполняют действия с фишками.

Из снежка.

Положим фишку на стакан со снежком.

Откуда грязь в снежке?

Из дыма автомобилей, заводов.

Положим фишку на эти части рисунка.

А теперь послушаем, что же нам скажет Злючка-Грязючка (читаю слова в учебнике).

Откуда же грязь в снежках?

От дыма заводов и выхлопных газов автомобилей.

Какое научное открытие совершила наша лаборатория?

В снежках есть грязь. Берется она из дыма заводов и выхлопных газов автомобилей.

Самостоятельная работа

ТЕСТ

1.Выбери примету, не относящуюся к зиме:

а) воздух морозный, его температура почти всегда ниже нуля

б) многие звери впали в спячку

в) часто кружат метели

г) в воздухе кружат насекомые

д) солнце светит, но не греет

2.Кто не впадает в зимнюю спячку?

а) медведь

б) белка

в) ёж

г) барсук

3.Укажи зимующую птицу:

а) ласточка

б) журавль

в) воробей

г) скворец

4.Какие животные меняют окраску к зиме?

а) лисица

б) заяц

в) кабан

г) лось

5.Закончи предложения об изменениях в неживой природе зимой.

Самое заметное изменение в неживой природе – это трескучие …(морозы). Часто идёт сухой, колючий или мокрый …(снег). Метут сильные … (метели). Вода в реках, прудах и озёрах …(замёрзла).

РАБОТА В ПАРЕ по инструкционной карте

  1. Выбери фотографию животного.

2.Составь о нем рассказ, выбирая нужные предложения.

3.Подчеркни их цветным карандашом.

4. Выбери след животного

5. Назови животное.

6.Прочитай полученный рассказ..

Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом,  туда-сюда не раз пройдётся.

Берлогу – яму, выкопанную где – нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.

Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу.

Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун.

К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом.

К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.

Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок -вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.

Самостоятельная работа

Работа в рабочей тетради (с. 27-28).

- Зимой в снегу можно обнаружить и другую грязь. Об этом мы узнаем, если выполним задание в рабочей тетради

Работа с учителем

Проверка составленных рассказов

Обобщение.

На какие вопросы ответила наша научная лаборатория?

Откуда в снежках грязь?

Как бороться с загрязнением воды?

Обобщили наблюдения за зимними явлениями в природе.

Рефлексия.

- Если вы довольны работой нашей научной группы, то похлопайте в ладоши, если нет – потопайте.

(Дети реагируют на слова учителя в соответствии со своим мнением.)

- с каким настроением вы закончили урок? Прикрепи соответствующий смайлик на доску.

Сообщи родителям о своем исследовании

Домашнее задание.

1. Прочитать статью в учебнике – с.130-137.

2. Подготовить сообщения о жизни  птиц зимой.

3. Сделать рисунок  «Красота зимы» (по желанию)



Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока

Сарычева Наталья Александровна, МБОУ «Урвановская СОШ»

Учебный  предмет: Окружающий мир.

Класс:  1-2 

Автор  УМК (программы  учебного  курса):  Окружающий мир  1 класс, Окружающий мир 2 класс----А.А.Плешаков  «Просвещение» 2012  («Школа России»).

1 класс

2 класс

Тип урока:       путешествие с элементами исследования

Тема:     Откуда в снежках грязь?

Тема:  В гости к зиме.

Цель:  познакомить с источниками и путями распространения загрязняющих веществ, со способами защиты окружающей среды от загрязнений

Цель: обобщить наблюдения над зимними природными явлениями

1.Задачи,

направленные на достижение личностных результатов:

1)формирование позитивной самооценки, самоуважения;

2) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

3)привитие  экологической культуры, бережного отношения к природе; доброжелательности в общении и эмоционально – нравственной отзывчивости.

 

2.       направленные  на достижение  метапредметных  результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД:

Регулятивные УУД:     

определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД:   

 слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: 

ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

3.      направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • создать условия для обобщения наблюдений за зимними природными явлениями;
  • создать  условия для развития самостоятельно добывать знания из литературы, умения  читать текст  «про себя», понимать содержание научного текста.
  • создать условия для воспитания бережного отношения к природе.

Ресурсы:

- основные

-

дополнительные

Учебник «Окружающий мир» 1 класс,1ч., А.А.Плешаков; электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», ноутбук.

у учащихся 

– стаканчики с тающим снегом, принесенным с прогулки, стаканчик с воронкой и фильтром, салфетки;

 у учителя 

–   стаканчик с тающим снегом, стаканчик с воронкой и фильтром, салфетка, цифровой фотоаппарат. Презентация «Откуда в снежках грязь?»

Учебник «Окружающий мир» 2 класс, 1 ч., А.А.Плешаков;  ноутбук.

Инструкционная карта.

 

Карточки со следами  белки, медведя, лисицы;  фотографии диких зверей : белка, медведь, лисица.

Презентация «В гости к зиме», тестовые работы.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД

I. Организационно-мотивационный

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Создает эмоциональный настрой

Организует проговаривание правил поведения на уроке.

Организует проговаривание девиза урока.

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке

Проговаривают девиз урока

- Прикрепи смайлик настроения

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Слайд 1. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь - слушай»

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

II.

Актуализация с выходом на тему

Цели:

- организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися

Организует повторение изученного.

Побуждает к высказыванию собственного мнения

Отгадывают загадки

загадки

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

(Коммуникативные УУД)

Уметь отгадывать загадки

(Познавательные УУД)

1 кл.

2 кл.

Скатерть бела    Все поле одела. (снег)

Белое покрывало

На земле лежало,

Лето пришло-

оно все сошло (снег)

Лес и поле белые
Белые луга,
У осин заснеженных
Ветки, как рога.
 (Зима)    

Все кругом бело-синее,
Все в тонком кружеве теней.
А лес укрыт пушистым инеем,
Уснул до первых вешних дней.
 (зима)

III. Целеполагание

Цели:

- организовать работу

Побуждает к  формулировке тем  и выбору задач урока

Направляет мыслительную деятельность учащихся

Контролирует и корректирует

Планирует работу

С помощью учителя формулируют тему урока, отбирают задачи урока, обосновывают свой выбор

Делают прогноз погоды; слушают

Составляют и читают;

Вспоминают другие народные пословицы и поговорки о зиме

Высказывают свое мнение по названию группы

  1. Озвучивание тем урока
  2. Выделение задач урока

  • Познакомимся с источниками загрязнения
  • Проведем исследование
  • Обобщим наблюдения

Измерим температуру тела, рост и вес

  1. Сообщение синоптика
  2. Народная мудрость  «Собери пословицу»
  3. -деление на 2 группы: ИССЛЕДОВАТЕЛИ и  УЧЁНЫЕ

Мотивационная основа учебной деятельности

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

(Коммуникативные УУД)

 Умение выделять существенную информацию, осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

(Регулятивные УУД)

IV.          Открытие нового знания

Цель:

- проверить умение  работать с информацией;

- организовать выполнение самопроверки, самооценки

Организует. Корректирует ответы, при необходимости.

Оценивает

Организует, контролирует, мотивирует работу

Создает проблемную ситуацию

Организует самостоятельную работу.

Обобщают наблюдения над зимними природными явлениями

Взаимодействуют с учащимися       1 класса

1 кл.

Взаимодействуют с учителем.

Исследуют снежки и снеговую воду.

Выясняют источники появления загрязнений.

Работают с учебником

Формулируют вывод.

2 кл.

Выполняют контрольный тест.

Осуществляют самопроверку и самооценку.

Выбирают из подготовленной информационной среды нужный материал, следуя инструкции

-  дополнения ИССЛЕДО

ВАТЕЛЕЙ

Работа с учителем

  1. Практическая работа.

а) наблюдение:

б) опыт и постановка проблемы:

   2) выход из затруднения.

 Работа с учебником

  с .64.

3) работа по презентации «Откуда в снежках грязь»

Сообщения об изменениях в неживой и живой природе

С использованием презентации

Самостоятельная работа

  1. ТЕСТ с последующей самопровер

кой и самооценкой

  1. РАБОТА В ПАРЕ по инструкцион

ной карте

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной  форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов

 Уметь слушать, слышать и составлять устный рассказ. (Познавательные УУД).

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД)

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД)

V.                   Первичное закрепление нового материала и коррекция деятельности

Цели: закрепить и проверить полученные знания

Создает эмоциональный настрой для самостоятельной работы с Приложением

Контролирует ее выполнение.

Организует проверку выполнения творческого задания

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников

Выполняют задания Приложения

Проговаривают ответ

Определяют причины загрязнения

Защищают творческую работу

Самостоятельная работа

Работа с электронным приложением

Работа с учителем

Проверка составленных рассказов

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке (Личностные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

VI.        Обобщение

Цели: подвести к правильному выводу о проделанной работе

Корректирует  формулировку;

акцентирует внимание на конечных результатах деятельности обучающихся

Формулируют выводы

На какие вопросы ответила наша научная лаборатория?

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

VII.              

Инструктаж выполнения д/з

Цели:

 - Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает д/з,

инструктирует

Выбирают   задания

Определяются с объемом домашнего задания

1. Сообщи родителям о своем исследовании

1. Прочитать статью в учебнике – с.130-137.

2. Подготовить сообщения о жизни  птиц зимой.

3. Сделать рисунок  «Красота зимы» (по желанию)

Уметь оценивать свои способности по предмету. (Регулятивные УУД)

VIII.

Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Создает эмоциональный настрой на завершение урока

реагируют на слова учителя в соответствии со своим мнением

выбирают смайлик, аргументируют свой выбор

- Если вы довольны работой нашей научной группы, то похлопайте в ладоши, если нет – потопайте.

- с каким настроением вы закончили урок? Прикрепи соответствующий смайлик на доску.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). 

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1)формирование позитивной самооценки, самоуважения;

2) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

3)привитие  экологической культуры, бережного отношения к природе;

доброжелательности в общении и эмоционально – нравственной отзывчивости

Познавательные:

- проводить целенаправленные наблюдения за изменениями в природе и уметь рассказывать о своих наблюдениях;

- понимать информацию, представленную в виде опытов, рисунков;

-ориентироваться в своей системе знаний;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую

Регулятивные:

- замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников;

-определять и формулировать тему, цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;

- строить понятные  высказывания;

- учитывать разные мнения в рамках учебного диалога;

- осуществлять самопроверку и самооценку при самостоятельной работе

- называть характерные признаки зимы; отличительные особенности жизни зверей в зимний период;

источники и пути распространения загрязняющих веществ, способы защиты окружающей среды от загрязнений

         

 



Предварительный просмотр:

ТЕСТ

Кадулиной Ульяны

1.Выбери примету, не относящуюся к зиме:

а) воздух морозный, его температура почти всегда ниже нуля

б) многие звери впали в спячку

в) часто кружат метели

г) в воздухе кружат насекомые

д) солнце светит, но не греет

2.Кто не впадает в зимнюю спячку?

а) медведь

б) белка

в) ёж

г) барсук

3.Укажи зимующую птицу:

а) ласточка

б) журавль

в) воробей

г) скворец

4.Какие животные меняют окраску к зиме?

а) лисица

б) заяц

в) кабан

г) лось

5.Закончи предложения об изменениях в неживой природе зимой.

Самое заметное изменение в неживой природе – это трескучие  _____________________ . Часто идёт сухой, колючий или мокрый  _______________. Метут сильные  ________________________ . Вода в реках, прудах и озёрах  ______________________ .

ТЕСТ

Морозова Виталия

1.Выбери примету, не относящуюся к зиме:

а) воздух морозный, его температура почти всегда ниже нуля

б) многие звери впали в спячку

в) часто кружат метели

г) в воздухе кружат насекомые

д) солнце светит, но не греет

2.Кто не впадает в зимнюю спячку?

а) медведь

б) белка

в) ёж

г) барсук

3.Укажи зимующую птицу:

а) ласточка

б) журавль

в) воробей

г) скворец

4.Какие животные меняют окраску к зиме?

а) лисица

б) заяц

в) кабан

г) лось

5.Закончи предложения об изменениях в неживой природе зимой.

Самое заметное изменение в неживой природе – это трескучие  _____________________ . Часто идёт сухой, колючий или мокрый  _______________. Метут сильные  ________________________ . Вода в реках, прудах и озёрах  ______________________ .

Инструкционная  карта

  1. Выбери фотографию животного.

2.Составь о нем рассказ, выбирая нужные предложения.

3.Подчеркни их цветным карандашом.

  1. Выбери след животного

  1. Назови животное.

6.Прочитай полученный рассказ..

Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом,  туда-сюда не раз пройдётся.

Берлогу – яму, выкопанную где – нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.

Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу.

Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун.

К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом.

К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.

Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок -вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.

Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом,  туда-сюда не раз пройдётся.  К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Любит, как кошка, поиграть с добычей.  Берлогу – яму, выкопанную где – нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега.  А гнездо беличье называется гайно, это шар из веток высоко на ёлках.  По запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу.  Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира. К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как она ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи.  Уничтожая мышей, лиса приносит пользу.  Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу.  На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами.  Вот и кажется, что он сосёт лапу. Грибы летом и осенью белка сушит сама.  Надкусит грибок ,потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы.  Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира в 3 классе. Образовательная система "Школа 2100".

Урок окружающего мира в 3 классе подготовлен и проведен на основе проектной технологии, которая позволяет реализовать деятельностный подход. Работая в группах, обучающиеся учатся взаимодействовать дру...

конспект урока литературного чтения (2, 3 классы) в малокомплектной школе

К сожалению, малокомплектные школы не пережиток прошлого. Они существуют. ...С ведением в действие новых общеобразовательных стандартов в начальную школу пришло много нового и интересного. Увы,невозмо...

Конспект урока окружающего мира для 3 класса по программе "Школа России" по теме "О молниях, змеях, собаках и прочем".

Урок построен в форме исследования, что поможет детям, самостоятельно изучив материал его лучше усвоить. Работа в группах даёт детям возможность высказывать своёмнение. доказывать свою правоту, формир...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России"

Конспект урока окружающего мира в 1 классе на тему "Что это за листья?"...

Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальных классах сельской малокомплектной школе

Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальных классах сельской малокомплектной школе...

План -конспект урока окружающего мира в 1 классе к УМК "Школа России" по теме "ЧТО У НАС ПОД НОГАМИ?"

В конспекте урока обозначаются деятельность учителя и деятельность учащихся во время открытия нового знания....