Конспект урока по окружающему миру "Народные приметы ориентирования"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Батракова Юлия Валерьевна

Урок составлен с применением ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_primety_orientirovaniya.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир.

Тема:  Стороны горизонта. Народные приметы ориентирования. Глобус и географическая карта.

Цель: Учить ориентироваться по местным предметам.

Закреплять  умение ориентироваться по сторонам горизонта.

Расширять  знания учащихся о глобусе и географической карте и  окружающем  мире.  Воспитывать доброе чуткое отношение  к окружающему миру.

Технология:  проблемное обучение; работа в группах, парах.

Оборудование: карта, глобус, творческие задания.

Ход урока.

1.Организационный этап. Сообщение темы, цели урока.

Как лететь с  Земли до звёзд,

Как поймать лису за хвост,

Как в лесу найти дорогу,

Как из камня сделать пар,

Знает доктор наш Гаспар.

Песенка из сказки «Три  толстяка» Юрия  Олеши   доктор  Гаспар  Арнери  изучил сто наук  и прославился своими знаниями, что все пели  про  него эту песенку.

2.Актуализация знаний.

Сколько наук нужно изучить, чтобы познать окружающий мир? Очень  много.

Какие это сто наук? География, история, биология, анатомия, химия, физика, астрономия и  многие другие.

На помощь география пришла астрономия, наука о небесных телах.

Что такое горизонт? Земная поверхность, которую видим вокруг себя.

Линия горизонта? Где небо, как бы сходится с земной поверхностью.

Что такое ориентирование?

Какие астрономические знания по ориентированию на местности вы знаете?

Где восходит Солнце?

Где заходит?

Что знаете о Полярной звезде? Когда Солнце самое высокое?

Какой ориентир дают нам эти четыре направления? Стороны горизонта.

Как их назвали? С,Ю,З,В.

Назовите промежуточные стороны горизонта? СВ, СЗ,ЮВ,ЮЗ.

Какая сторона горизонта противоположна северу?  Западу? Югу?

Работа в группах.

Встаньте в круг и назовите  тех, кто находится от вас к северу, югу, востоку, западу.

Работа с картой, расположение сторон горизонта. Север- вверху, юг- внизу, запад- слева, восток- справа.

Загадка. На ладонь он ляжет весь,

Не часы, а стрелка есть.

Он в дороге пригодится,

С ним нигде не заблудиться. Компас.

Что такое компас? Прибор для определения сторон горизонта.

Как пользоваться компасом? Правила пользования компасом.

Работа в группах. Определите в классе предметы, которые находятся в северном направлении, южном, западном, восточном. Выдаётся задание каждой группе.

3.Новый материал. Проблемная  ситуация Людей всегда влечёт неизведанное, тянет в далёкие уголки Земли. Но как найти дорогу  в незнакомом месте? Конечно, компас, карты не дадут заблудиться. А если их не? Работа в парах.

 Выслушиваются мнения ребят.

Это не беда, вокруг нас множество помощников, зная которые можно исследовать окружающий мир. Нужно лишь уметь ими пользоваться. Как определить стороны горизонта по Солнцу?

По звёздам?

Народные приметы.  (Выслушиваются мнения ребят)

-Мхи и лишайники селятся на северных сторонах стволов деревьев, больших камней.

- Кора деревьев с северной стороны грубее и темнее. Особенно хорошо заметно на берёзе.

- В сухую жаркую погоду с южной стороны стволов ели и сосны выделяется больше смолы.

- Трава более густая на северных  окраинах полян, чем на южных.

Наблюдения за животными тоже могут помочь при ориентировании.

- Муравьи строят муравейники на южной стороне. Южная сторона муравейника боле пологая, чем северная.

- Снег  тает на крышах домов быстрее с южной стороны.

Работа с учебником. Работа в парах.  Стр. 75- 76.Вопросы учебника.

Велика и прекрасна  наша страна Россия. Она занимает огромную территорию. Но мы можем совершить  путешествие в любой её уголок, не выходя из класса.

А помогут вам в этом  загадки:

На ноге стоит одной,

Кружит -  вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.          Глобус.

Страны без людей,

Города без домов,

Леса без деревьев,

Моря без воды.          Географическая карта.

Что такое глобус?       Уменьшенная модель  земного  шара.

Что такое карта? Уменьшенное изображение земной поверхности с помощью условных  знаков.

Чем отличается глобус от карты?

 В отличие от карт, на глобусе нет искажений и разрывов, поэтому глобус удобен для получения  общего представления о расположении материков и океанов.

    В то же время глобус имеет довольно мелкий масштаб и не может показать какую-либо местность подробно.

Когда мы смотрим на него, что сразу бросается в глаза? Немного наклонён.

Почему наклонили? В таком положении Земля  летит по орбите вокруг Солнца.

Что за стержень торчит на Северном полюсе? Стержень воспроизводит  земную ось, вокруг которой вращается Земля. Точки через которые воображаемая ось входит и выходит из Земли называются полюсами – Северным и Южным.  Ось всегда нацелена на Полярную звезду. Значит, это будет север. Справа от нас будет восток, слева- запад. Посередине глобус пересекает горизонтальная линия. Как называется? Экватор. Делит Землю на Северное и Южное полушария. На Земле в природе такой линии нет. Обратите внимание на две пары жирных пунктирных линий. Это тропики северные и южные. Какой климат преобладает здесь? Жаркий.  От тропиков до полярного круга преобладает умеренный тепловой пояс. Ребята работают с картой и глобусом. ( Индивидуальная работа, парами).

Две пунктирные жирные линии, находятся ближе к полюсам, они называются Северным и южным полярными кругами. Внутри них находятся холодные тепловые пояса.

Для того, чтобы путешествовать по карте, надо научиться читать её. Читать карту это не значит читать только надписи. Надо понимать т особый язык карты – условные знаки.

Работа с учебником. ( В группах)Стр.77-78

4.Рефлексия.

1.Где восходит Солнце? 2. Какой прибор помогает определить стороны горизонта? 3.Звезда, которую можно увидеть днём? 4. Какое направление показывает Полярная звезда? 5.  В каком направлении строят муравьи муравейники? 6.  С какой стороны весной тает снег быстрее?

Проверь себя. 

5.Итог урока.

О чём говорили на уроке?

Что запомнилось?

Д\р.Стр.76-77.

Составить свой адрес по схеме:

Вселенная      (Солнечная система)

Планета-       (Земля)

Материк-      (Евразия)

Полушарие-    (Восточное)

Страна-        (Россия)

Округ-       (ХМАО – Югра)

Город-       (Пыть-Ях)

Мкр-

Дом-

Квартира-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Ориентирование на местности"

Предмет:окружающий мирКласс:2гТема урока:Ориентирование на местности. Цели урока: Познакомить учащихся с понятием «ориентирование», с устройством и действием компаса. Научить определять стороны горизо...

Конспект урока по окружающему миру "Ориентирование на местности"

Конспект урока по окружающему миру "Ориентирование на местности"...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс тема "Ориентирование на местности" УМК "Школа России" + презентация

Конспект урока по окружающему мируТема: «Ориентирование на местности»Цели деятельности учителя: формирование представления обучающихся, что такое ориентирование на местности; умение ориент...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс тема "Ориентирование на местности" УМК "Школа России"

Конспект урока по окружающему мируТема: «Ориентирование на местности»Цели деятельности учителя: закрепление ориентирования по местным признакам и по компасу; умение ориентироваться по солн...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Ориентирование на местности", 2 класс, УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: формирование представления обучающихся, что такое ориентирование на местности; умение ориентироваться по компасу; формирование навыка коммуникативного общения. Планируе...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ВО 2 КЛАССЕ. « Ориентирование на местности»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ВО 2 КЛАССЕ. « Ориентирование на местности»...

Конспект урока по окружающему миру (2 класс). Тема: «Ориентирование на местности Практическая работа №6.«Ориентирование по компасу»». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о горизонте и линии горизонта; знакомство со сторонами горизонта (основными и промежуточными), развитие умения обозначать их на схеме, давать пред...