Практические работы по окружающему миру
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Бондаренко Валентина Николаевна

Примеры практических работ по окружающему миру помогут студентам и молодым учителям подготовиться к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_nekotorykh_prakticheskikh_rabot.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ТЕМА: " О ПОДЗЕМНЫХ БОГАТСТВАХ" ГРАНИТ

Цель: Установление свойств гранита. Выработка умения определять причинно-следственные связи. Оборудование: на каждую парту кусочки гранита разного

Оборудование: на каждую парту кусочки гранита разного цвета, лупа, стакан с водой, гвоздь, кусок дерева, молоток, тетрадь наблюдений.

Ход работы:

I Установление цвета гранита. Визуально определите цвет.

Почему гранит пестрый? Предполагают, что зависит от состава гранита.

II Состав гранита

Рассмотрите гранит под лупой, установите из чего он состоит (зерна вкрапленные в плотную массу).

Демонстрация коллекции составных частей гранита: кварца, слюды, полевого шпата. ВЫВОД: Цвет зависит от состава гранита.

III Установление тяжести (массы) гранита. О чем говорит данный опыт?

1. Опустить в стаканы с водой одновременно кусок гранита и дерева.

2. Расскажите, что произошло?

3. Сколько времени понадобилось граниту, чтобы он опустился на дно.

ВЫВОД: Гранит тяжелый.

IY Установление прочности.

Раздвиньте гвоздем зерна гранита? Попробуйте разбить молотком. О чем говорят результаты? Почему при добыче гранита используют взрывчатку?

 Y Установление твердости гранита

Предположение - твердый. Убедиться в этом с помощью опыта, который демонстрирует в целях безопасности учитель. На стекле остается царапина. ОБОБЩЕНИЕ

Составить таблицу свойств гранита.

 Какие свойства позволяют использовать гранит в строительство? Как сберечь это полезное ископаемое?

ТЕМА:   ПОЧВА. СОСТАВ ПОЧВЫ

Цель: Опытным путем установить состав почвы.

Оборудование: почва в одном лабораторном стакане; в другом стакане - вода; промокательная бумага. На столе учителя спиртовка, штатив, держатель, стекло, лабораторные стаканы с водой и почвой.

Ход практической работы:

1. О чем говорит этот опыт?

Брось комочек сухой почвы в стакан с водой. Наблюдай, что произошло? О чем говорят вышедшие пузырьки. Вывод: в почве есть воздух.

2. О чем говорят эти опыты?

а) Придавите плотно комочек почвы к промокательной бумаге. Стряхните почву назад в стакан. На бумаге осталось влажное пятно.

б) Учитель нагревает кусочек почвы на огне. Над ней устанавливается стекло. Оно становиться влажным. Вывод: в почве есть вода.

3. О чем говорит этот опыт.

Почву продолжаем нагревать. Видим дым и ощущаем неприятный запах. В другой чашке нагреем старые сухие листья и остатки сухих насекомых. Опять такой же запах. Это горит перегной. Он придает почве темный цвет. Вывод: в почве есть перегной.

4. В стакан с водой добавь еще почвы и размешай. Проследи некоторое время. Запиши, что произошло.

а) Всплыли остатки листьев, иголок, мусор;

б) На дно осел песок, а вода помутнела.

в) Поверх песка оседает глина и вода светлеет. Вывод: в почве содержится песок и глина.

5. Возьмите стакан, в котором до этого находилась почва в воде. Несколько капель этой воды поместим на стекло. Подержим его над огнем. Вода испарилась, на стекле белый налет. Это соли.

Вывод: В почве содержатся соли растворяющиеся в воде.

ОБОБЩЕНИЕ Заполните схему:

Составные части почвы

ПОЧВА

Учитель дополняет: в почве обитают живые существа, микробы, различные животные (черви, насекомые и др.)

ТЕМА:   ОБРАЗОВАНИЕ ПОЧВЫ

Цель: Доказать на опытах, что вода, лед, ветер и солнечные лучи способствуют образованию почвы. Оборудование: для работы в классе дощечка, 2 гвоздя, монетка, спиртовка, коробка с глиной, песком,

камешками, 2 банки.

Зимой.

1. Наполни бутылку водой. Хорошо закрой ее.

а) Выставь на ночь на балкон. Запиши, что вы увидели утром.

Вода замерзнет, бутылка лопнет и расколется на куски, б) В чистый полиэтиленовый флакон из-под шампуня налей воды до края. Закрой плотно крышкой и поставь в морозильник. Через сутки опиши или зарисуй увиденное. Почему флакон изменил форму? Проведи аналогию с горными породами.

2. Проделать с помощью взрослых. В дощечку вбито 2 гвоздя так, что между ними проходила монета. Нагрей монету на огне. Пройдет ли она через щель? Что происходит с твердыми телами при нагревании, а при охлаждении? Проведи аналогию с горными породами.

3. В лоточек горкой положи камешки, песок и глину. Из бумаги сделай трубочку и несколько подуй на горку.

Что стало с горкой?

Что разрушило горку?

Сделай вывод, что разрушает горные породы.

4. Понаблюдайте долгое время за этим опытом. В первой банке просто с лесной подстилкой камешки, песок, глина. В этой банке несколько дождевых червей. Во второй банке только камешки, песок, глина. Ежедневно поверхность обрызгивать водой. Через месяц в первой банке образовался перегной, во второй банке изменений не произошло. Итак, как образуется почва? Почему нельзя сжигать опавшие листья в парках и скверах?

Д/3. Докажи, что почву нельзя отнести только к неживой или только к живой природе.

Наука «Экология»

1. Прочитай статью.

2. Подготовь сообщение, пользуясь данными вопросами:

A) Где человек использует воду?

Б) Приведи примеры применения воздуха.

B) Нужна ли человеку почва?

Г) Какие опасности подстерегают человека при использовании воды?

Д) Какие опасности подстерегают человека при использовании воздуха?

Е) Какие опасности подстерегают человека при использовании почвы?

Ж) Подумай, какие меры должен принять человек, чтобы защитить воду, воздух и почву.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа по окружающему миру "Я изучаю свою родословную" и "Дорожите именем своим". Тайна наших имен. 3 класс.

Практические работы можно использовать на уроке окружающего мира в 3 классе. ОС "Школа 2100. Задания творческого характера, при выполнении заданий учащиеся могут пользоваться помощью родителей....

Методический материал для практических работ по окружающему миру

Для выполнения графических заданий на карте полушарий, а также отработки действий работы с компасом...

Практическая работа по окружающему миру "ОРиентирование на местности"

Шаблон для офрмления практической работы по окружающему миру "ОРиентирование на местности".3 класс, УМК  "Планета знаний"...

Проверочные и практические работы по окружающему миру по теме "Человек" 4 класс.

Составленные тесты  помогут быстро  и качественно проверить домашнее задание, узнать уровень усвоения учебного материала, провести практическую работу по теме "Человек"....

практическая работа по окружающему миру

Практическая работа по теме "Организм человека". окружающий мир 3 класс Школа России...