УМК Школа России Урок окружающего мира Тема "Разнообразие животных"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Решня Вера Николаевна

Конспект урока содержит дополнительный материал по теме, кроссворд, стихи, загадки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выполнил: Решня Вера Николаевна, учитель начальных классов, МОУ гимназия №12 им. Г.Р.Державина

Предмет: окружающий мир

Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану в 3 классе

Программа «Школа России»/под ред. А.А.Плешакова/

Тип урока: презентация проектов

Подготовительная работа. Этапы.

 1. Учащиеся на добровольной основе  разделились на две группы: одна группа готовила проект по теме «Беспозвоночные животные», а другая – «Позвоночные животные»;

2. Сбор информации и  её фиксация;

3. Реализация проектов (распределение ролей, оформление мини-докладов, помощь взрослых).

Тема урока: Разнообразие животных

Цель: обобщить, систематизировать и расширить представление детей о

животном мире.

Задачи: 1. Подвести итог работы над проектами в форме их защиты; формировать знания учащихся о разнообразии видового состава животных на Земле и о классификации животных по их групповым признакам; расширять кругозор учащихся и общие представления о животном мире.

2. Активизировать учебный процесс через использование информационных технологий; способствовать развитию познавательной активности учащихся, памяти, наблюдательности, творческого воображения, образного мышления, речи через использование занимательного материала, межпредметных связей.

  1.     Воспитывать бережное отношение к природе, стремление охранять хрупкий мир растений и животных, сотрудничать друг с другом при выполнении проектов, доводить начатое дело до конца.

Оборудование: мультимедийный проектор, диски, выставка книг, классная Красная книга, книжка - раскладушка «Берегите растения!», памятка «Правила друзей природы».

   

Ход урока

I.Организационный момент.

  1. Постановка учебных задач:

- Сегодня на уроке нас ждёт много удивительных и интересных встреч и открытий. Но для этого нужно быть внимательными, наблюдательными и активно работать на уроке.

     2. Наблюдение за погодой:

- А начнём мы наш урок, как обычно, с прогноза погоды на сегодня и сравним его со вчерашним днём. Сделает это дежурный по классу.

(Карточка с планом ответа)

Дата. Облачность. Осадки, t. Ветер. Продолжительность дня. Сравнение.

II. Актуализация опорных знаний.

 - На прошлых уроках мы говорили об охране растений. Итогом этой работы явилось создание книжки-раскладушки «Берегите растения!». Главным редактором этой книжки у нас был (а) ____________. Он(а) и проведёт краткую презентацию этой книжки. (Книжка – раскладушка)

Выступает главный редактор: - В создании нашей книжки приняли участие группа ребят класса. Начинается книга с жалоб из леса. Это заметки ребят, которые представляли, что сказали бы растения, если бы умели говорить. Дальше мы поместили рубрику «Подслушанные разговоры», есть в этой книжке и загадки о растениях, стихи собственного сочинения, а также рисунки с правилами поведения в природе. Эту книжку мы адресуем ребятам 1-ых и 2-ых классов, пусть учатся любить и беречь природу!

  1. Учитель: - А у меня для вас экологическая ситуация.

 Слайд 1.

«Идя на экскурсию в лес, дети увидели сон - траву. Гена хотел сорвать и принести её в класс, а Ира предложила выкопать и посадить её на приусадебном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили, кто прав».

  • Кто прав, как вы думаете? (Никто. Некоторые наши травы исчезают, как это ни удивительно, по вине цветоводов - любителей. Они выкапывают в лесу и пытаются выращивать в своих садах, например, венерин башмачок. Большинство выкопанных растений не приживается, погибает. А редких цветов в природе становится всё меньше. К таким редким растениям относится и сон - трава.)
  • Да, ребята, природа наша хрупка и в то же время терпелива. Она многое прощает человеку, но и взывает о нашей помощи: защити!

(Хором читают все наизусть)

                                 

                                  Чтобы река и ручьи не мутнели,

                                  Зелень от солнца в жару бы спасала

                                  Рыбы резвились, и птицы бы пели,

                                   Каждому правила знать не мешало.

  • Если в прошлом году о правилах поведения в природе мы говорили в рисунках, то в этом мы поместили целый свод этих правил в памятке. Он первый, но не последний.
  • Докажем, хорошо ли мы знаем правила друзей природы. Мы изначально с вами разделились на две группы. Чья группа назовёт больше правил, но повторяться нельзя, поэтому вы должны внимательно слушать друг друга.

(Учащиеся называют правила поочереди)

  • Вы хорошо знаете эти правила, но достаточно ли только знать правила поведения в природе? (Нет. Их нужно ещё и выполнять.)
  • И пусть, ребята, наши с вами пока ещё маленькие дела по отношению к природе каждый раз доказывают, что мы являемся её большими друзьями.

III. Введение в тему урока.

-        Я предлагаю вам лакомства для ума. Разгадайте кроссворд.

Слайд 2.

     

  1. Он пятнистый, длинношеий,

Шея длинных ног длиннее.

Ходит важно, словно граф,

Называется … (жираф).

2.Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Пушистый хвост – краса

А зовут её … (лиса).

3.В яме спит зимою длинной.

Но чуть солнце станет греть,

В путь за мёдом и малиной

Отправляется ... (медведь).

4.Всю ночь летает,

Мышей добывает,

А станет светло –

Спать летит в дупло.

(Сова)

5.В лесу под щебет и под свист

Стучит лесной телеграфист:

Здорово, дрозд-приятель

И ставит подпись …

(дятел).

6.Краской сероватая,

Походкой мешковатая,

Повадкой вороватая,

Крикунья хрипловатая.

(Ворона)

7. У какой кисочки на ушах кисточки? (Рысь)

8.Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверушка?

Щёлкает орешки мелко.

Ну, конечно, это … (белка).

- Прочитайте, какое слово получилось в выделенной строке? (животные)

- О ком же мы будем говорить на уроке?

-        Сегодня мы покидаем царство растений и отправляемся в царство животных. Слайд 3. 

Тема урока «Разнообразие животных».

На уроке мы рассмотрим классификацию животных, их групповые признаки.

IY. Формирование новых знаний и умений через защиту проектов.

а/- Кто знает, как называется наука о животных? (зоология)

Слайд 3.

-        Почему, как ты считаешь, такое название получила эта наука?

( от греч.ZOON - животное, логос - слово, учение).

- Зоология – это ещё один раздел биологии.

- С какими группами животных мы знакомились во 2 классе?
(Звери, птицы, рыбы, насекомые)

в/- Сегодня мы расширим наши знания о группах животных.

Слайд 4. Знакомство по таблице - схеме с группами животных.

                                              Животные      

одноклеточные

                многоклеточные

беспозвоночные    позвоночные

                                                   

черви                               рыбы

моллюски                     земноводные

иглокожие                    пресмыкающиеся

ракообразные               птицы                                

                                                  паукообразные           млекопитающие

                                                  насекомые

                 

-        Учёные уже насчитывают около:

80 тыс. видов моллюсков

27 тыс. видов паукообразных

20 тыс. видов ракообразных

18 тыс. видов рыб, 15 тыс. видов червей

5 тыс. видов иглокожих

         4 тыс. видов земноводных

-        Откройте с.94 в учебниках и прочтите остальные цифровые данные.

( На слайде появляются эти данные)

около 1млн 500 тыс. видов животных

более 1млн видов насекомых

20 тыс. видов рыб

3400 видов земноводных

6 тыс. видов пресмыкающихся

8600 видов птиц

4 тыс. видов зверей

-        Животный мир с его неописуемым разнообразием форм, строения, окрасок, образа жизни множества загадочных существ изучен до сих пор недостаточно. Учёным довольно часто удаётся находить новые виды, особенно насекомых.

г/ - При подготовке к этому уроку, мы разделились на две группы. Одна группа готовила представление проекта по теме «Беспозвоночные животные», а другая – «Позвоночные животные». А высказать своё мнение о работе каждой группы вы сможете в конце урока. Итак, слово координатору первой группы.

Координатор1(пользуется выставкой книг): - При подготовке нам пришлось пользоваться достаточно большим списком литературы, как художественной для детского чтения, так и справочной, энциклопедической. Это … (перечисляет по выставке книг).     - О червях нам расскажет - __________.

(По очереди представители группы выходят,  рассказывают и показывают оформленные на листах одного формата работы)

Слайд 5.

- Черви. На свете есть много разных червей, например, пиявки.
Пиявки - это кровососы, и при произнесении этого слова у многих людей возникает чувство  отвращения. Но нужно помнить, что всё живое имеет право на существование, а среди пиявок есть медицинские, которые используются при лечении сердечнососудистых заболеваний. Но всем нам хорошо известны дождевые или земляные черви. Эта группа червей, живущих в почве. Выползают на поверхность после сильных дождей. Отсюда и название. Дождевые черви рыхлят почву, способствуют насыщению почвы воздухом, увлажнению и таким образом повышают её плодородие.

Слайд 6.

- Моллюски имеют мягкое тело, которое у многих из них защищено раковиной. Обитают в морях (большинство), пресных водоемах и на суше. Многие моллюски — пища рыб, птиц и млекопитающих; некоторые употребляются в пищу человеком (устрицы, мидии, кальмары, гребешки и др.). Раковины используются для изготовления поделок, из жемчужниц добывают жемчуг. Посмотрите видеосюжет о гребешках  (слайд 7).

Слайд 8.

  • Иглокожие. В конце видеосюжета вы увидели морскую звезду. Она, как и морские ежи, морские лилии и морские огурцы принадлежит к группе иглокожих. Морские звезды очень чувствительны к солености воды и никогда не встречаются в пресных водах. Большинство морских звезд — хищники, питающиеся прежде всего двустворчатыми моллюсками, чьи створки они с легкостью раскрывают, используя присоски. Не брезгуют морские звезды и трупами рыб и других животных .

Координатор 1. - В водоёмах Тамбовской области можно встретить двустворчатых моллюсков. Их мы ещё называем ракушками. Нужно заметить, что моллюски живут только в чистой воде.

Слайд 9.

  • Ракообразные - это раки, крабы, креветки. Эти животные обитают только в чистых водоёмах. Посмотрите видеосюжет об омарах. В тамбовских водоёмах водятся раки (видеосюжет об омарах).

Слайд 10.

  • Паукообразные - это пауки, скорпионы, клещи. Все они имеют четыре пары ног. О пауках я узнала, что их насчитывается несколько тысяч видов от огромных пауков - птицеедов, достигающих в размере 9см, до совсем маленьких скакунчиков - бродячих паучков размером 5-6мм., которые живут в наших краях на стволах деревьев, стенах домов и на окнах, заборах, где они охотятся за мухами. Пауки - самые лучшие истребители мух. А ведь мухи - основные переносчики многих болезней. Некоторые учёные считают, что пауки уничтожают мух больше, чем все остальные обитатели Земли вместе взятые.
  • Интересно то, что самки – паучихи  - очень заботливые мамы, и только что родившиеся паучата несколько недель живут на маминой спине и на землю спрыгивают только когда грозит опасность. Если две паучихи - мамаши начнут драться и та, которая посильнее невзначай съест более слабую, паучата - сироты, недолго думая, залезают на спину к победительнице. Та прекрасно отличает своих детей от чужих, но будет одинаково заботливо воспитывать и тех и других. Некоторые пауки доживают до 30 лет!

Координатор 1. - Но самое удивительное - это умение пауков вырабатывать паутину. Паутина очень тонкая и прочная. Она в несколько раз прочнее стальной нити такой же толщины. Так что удивительные пауки - наши друзья и помощники!

- Насекомые - это животные, у которых 3 пары ног. Это жуки, бабочки, пчёлы, муравьи, стрекозы и многие другие. Этот удивительный и прекрасный мир насекомых человек почти не ценит! Скажите, кто на Земле сильнее всех? (Муравей -он переносит тяжести в 10 раз превышающий его собственный вес!). А кого можно назвать живыми  цветами природы? (Бабочки) И не прожить на земле человеку без насекомых. Но только от человека зависит, дружить с насекомыми или враждовать, бездумно уничтожать их всех подряд или оберегать. Дружить и оберегать, конечно же, лучше.

Координатор2: -  При подготовке мы использовали энциклопедии и словари, а также пользовались материалом из нашей классной Красной книги.

Слайд 12. 

 - Отгадайте загадки:

В воде она живёт,

Нет клюва, а клюёт. (Рыба)

На дне, где тихо и темно.

Лежит усатое бревно. (Сом)

Опасней всех в реке она.

Хитра, прожорлива, сильна.

Притом, такая злюка!

Конечно, это ... (Щука)

Я в иголках, словно ёж,

Как зовётся рыба? (Ёрш)

Учитель: - Назовите, каких рыб вы ещё знаете?

-        Размеры рыб самые разные: от 1см до 20м. Тело почти всех рыб покрыто чешуёй, как кольчугой. Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт  и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт - и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и сколько лет.

Слайд 13. 

Координатор2: - Земноводные - животные, которые получили своё название оттого, что часть жизни они проводят на суше, а часть - в воде. Кожа у них голая, нежная. Это лягушки, жабы, тритоны, саламандры. На нас, людях, лежит нелёгкая обязанность: не дать исчезнуть живому, что так доверчиво окружает нас на земле. Это обязанность сильного Лягушки и жабы должны жить, потому что мы сильнее их...

(Девочка в костюме жабы)

«Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая»     Жаба.

  • Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу - и они исчезнут.

Слайд 14.

-        Пресмыкающиеся – это ящерицы, змеи, крокодилы, черепахи. Самые большие ящерицы – вараны. А бывают совсем крохотные – со спичку. У ящериц обычно четыре ноги. Но у таких ящериц, как веретиница и желтопёрик,  нет ног. А в Мексике живёт ящерица айолот, у которой две ноги.

У змей глаза закрыты тонкой плёнкой, они как в контактных линзах. Язык у змей – орган обоняния и осязания, вместе с веками. Летом резвятся, а зимой спят. Змеи, кроме шипения, никаких звуков не издают.

Крокодилы питаются мясом и рыбой. Охотятся они из засады.

Самые долголетние черепахи живут до двухсот лет. Сколько у черепахи бороздок на щитке, столько ей и лет. Сухопутные черепахи едят растения, а морские  ещё и рыбу.

Слайд 15.

Координатор2: - Птицы - животные, тело которых покрыто перьями.

- Отгадайте загадки (2-ая группа загадывает загадки первой группе):

В каждом городском дворе

Есть на радость детворе -

Птичка, ты её не бей!

Эта птичка … (воробей).

По весне к нам с юга мчится

Чёрная, как ворон, птица.

Для деревьев наших врач.

Насекомых ест всех … (грач).

Небольшая пёстрая птица

Не боится зимой простудиться.

Угощение наше ей снится,

Прилетает к нам часто... (синица).

Он соло пел среди ветвей.

 Его назвали ... (соловей).

На шесте - дворец,

Во дворце - певец,

А зовут его ... (скворец)

Координатор2: - Эти и многие другие птицы живут у нас.

Послушайте разговор между Кукушкой и Пеночкой.

Слайд 16.  Сценка (две девочки в костюмах).

  • Ты чего, Кукушка, головой трясёшь, будто волоском подавилась?
  • Каким там волоском! Целая волосатая гусеница в горло попала!
  • Ах ты, бедная! Как не повезло-то тебе!
  • Это почему же не повезло? Я их, волосатых-то, уже три десятка проглотила. Вот тридцать первую заглатываю. Вкусненькая такая, мохнатенькая!

Учитель: - Чем питается Кукушка? Своих птенцов многие птицы кормят насекомыми, принося этим большую пользу. Какую?

-        Кто такой пингвин? (Это птица, которая живёт в Антарктиде)

Слайд 17.  Видеофрагмент «Императорские пингвины»

Координатор2: - Звери - или млекопитающие, т.к. своих детёнышей они выкармливают молоком.

Учитель: - Назовите зверей, которых мы можем увидеть в Тамбовской области. (Волк, заяц, белка, кабан, лиса, домашние звери, медведь и т.д.)

Слайд 18. 

Учитель: - Определите по описанию, что это за зверь.

  • Это крупная лесная кошка. Мех у неё густой, мягкий и очень пушистый. На концах ушей характерные чёрные кисточки. (Рысь)
  • Это животное полуводное. Прекрасно плавает. Сооружает из веток и земли хатки. (Бобр)
  • А это крупный представитель семейства оленьих. Имеет вес до 500кг. Может легко преодолевать снежные сугробы, болота. Хорошо плавает. (Лось)

- Но из всех зверей мне бы хотелось остановиться на удивительном зверьке, обитающем на территории нашей Тамбовской области и занесённом в Международную Красную книгу и в Красную книгу России.

Слайд 19. 

- Это русский выхухоль. Он встречается только в нашей стране и нигде больше. Чем же он интересен? Выхухоль - это животное, сохранившееся от далёких эпох. Сородичи его жили примерно 40 млн. лет назад. И примерно 15 млн. лет назад они вымерли. Сохранился лишь один вид –русский выхухоль.

Выхухоль - это ценный пушной зверёк. Его шкурки ценились выше шкурок бобра. Сейчас охота на него запрещена. Но всё равно, сейчас этот зверёк встречается крайне редко.

д) Учитель: - Вы назвали группы животных. Скажите, а есть ли среди них вредные и полезные животные? (Нет. Они могут быть вредными, например, по отношению к человеку, а по отношению к другим животным - полезными.)

  • Итак, с чем же мы сегодня познакомились? (С классификацией животных, узнали, как разнообразен мир животных, поняли, что любое животное имеет право на существование, поэтому нельзя вредить природе.)

Учитель читает: У природы живые краски,

                               Миллионы лучистых соцветий.
                              Для чего чудеса из сказки,

                               Если в жизни их можно встретить!

Y.  Итог урока.

а)  Учащиеся высказывают свое мнение по поводу прослушанных презентаций, дают им оценку и самооценку.

б) Если позволяет время, провожу игру – соревнование между группами «Гонка за лидером».

- За 1 минуту нужно ответить как можно на большее число вопросов.

  1.  Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (кукушка)
  2. Слепыми или зрячими родятся зайцы?
  3. Кто собирает яблоки спиной? (ёж)
  4. Пингвин - птица или нет?
  5. У кого каждый день растут зубы? (у бобра, зайца)
  6. Какая птица выше всех летает? (орёл)
  7. Кто спит вниз головой? (летучая мышь)
  8. Чем стрекочет кузнечик? (ногой о крыло)
  9. Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (умирает)
  10.  Кто бежит, выставляя ноги вперёд? (заяц)
  11.  Кровожадный хищник наших лесов? (волк)
  12.  Сколько ног у паука? (8)
  13.  Животное наших лесов, похожее на кошку? (рысь)
  14.  Зимуют ли птицы в скворечниках? (нет, там холодно)
  15.  Где у кузнечика ухо? (на ноге)
  16.  Какое насекомое «носит чин» морского офицера? (бабочка - адмирал)
  17.  Какая птица в мире самая большая? (страус)
  18.  Какое животное обладает самым громким голосом? (крокодил)
  19.  Как называется гнездо белки? (гайно)

  1. Животное, которое строит дом на реке? (бобр)
  2. Наука о животных? (зоология)
  3. Какое животное почти всё время проводит под землёй? (крот)
  4. Самый быстрый зверь? (гепард)
  5. Где раки зимуют? (под водой, под корягами)
  6. Детёныши каких животных питаются молоком чужой матери? (зайчата)
  7. Прилёт каких птиц означает начало весны? (грачей)
  8. Родилась в воде, живёт на земле? (лягушка)
  9. Что теряет лось каждую зиму? (рога)
  10. Какую корову доят муравьи? ( тлю - коровку)
  11. Сколько крыльев у жука? (4)
  12. Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст)
  13. Самый чистоплотный зверёк? (барсук)
  14. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (лисичка)
  15. Кто охраняет лесную поляну от мух? (стрекоза)
  16. Какая птица умело подражает голосам птиц? (скворец)
  17. У какой птицы самый длинный язык? (дятла, до 15 см)
  18. Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? (нет, только от боли)

19.Кто может пить ногой? (лягушка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Школа России". Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Зона арктических пустынь"

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Зона арктических пустынь" разработан с использованием технологии  развития критического мышления через чтение и письмо. Представлен подробный консп...

УМК "Школа России". Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Тундра"

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Тундра" разработан с использованием технологии развития критического мшления через чтение и письмо....

УМК "Школа России". Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Зона лесов"

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Зона лесов" разработан с использованием технологии развития критического мшления через чтение и письмо....

Программа «Школа России». Урок окружающего мира. 3 класс.

Разработка урока по окружающему миру. Тема: Разнообразие животных. 3 класс....

КЕЙС – УРОК УМК «Школа России» Урок окружающего мира

Цель: обобщение знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира. Планируемые результаты:Личностные: формировать мотивации к учению и целенаправленной познаватель...

УМК " Школа России" урок окружающего мира " Свойства воды" 3 класс

УМК " Школа России" урок окружающего мира " Свойства воды" 3 класс...

Технологическая карта урока окружающего мира "Охрана животных" 3 класс УМК Школа России А. А. Плешаков

Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование знаний об охране животных Задачи урока: Дидактические: 1. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания об охране животных; 2. ...