«МНОГОГРАННЫЙ МИР ЧУВСТВ» урок окружающего мира, 4 класс, школа 2100
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Коваленко Светлана Александровна

Данный урок разработан  в  соответсвии с  требованиями  ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organy_chuvstv.docx16.58 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК НА ТЕМУ:

«МНОГОГРАННЫЙ МИР ЧУВСТВ»

С. А. КОВАЛЕНКО

Цель урока: - сформировать у учащихся представление об органах чувств,  роли органов слуха, обоняния, вкуса, осязания.

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте гостей и тихонько сядьте.

-Сегодня  на уроке окружающего мира мы будем работать немного необычно.

Дети разбиты на группы.

2. Актуализация знаний. Введение в тему.

ГОЛОВА – УХО

ПИЩЕВАРЕНИЕ – ЯЗЫК

ДЫХАНИЕ – НОС

ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ КЛЕТКИ – КОЖА (Слайд 1)

- Найдите закономерность среди этих пар слов.

УХО, ЯЗЫК, НОС, КОЖА

- Что связывает эти органы человека? Как мы их называем?  (Органы чувств)

- Так о чем будем говорить на уроке?   (Об органах чувств).

- Сегодня на уроке мы должны исследовать, как работают эти органы в нашем организме.  (Слайд 2)

3.Работа по теме урока.

- На парте у вас есть пазлы. Соберите их.

- Что получилось?

-1 группа будет исследовать работу языка, 2- носа, 3- кожи, 4- уха.

А) Он доведет до Киева. О чем эта поговорка?

- Проведем опыты, чтобы разобраться, как работает язык.

- Внимательно следите за работой.

Пробуйте  варенье, лимон, соль.

-Какая часть языка ощущает сладость, кислоту, горечь, соль?

- На какое место языка надо положить таблетку, чтобы не почувствовать её вкуса?  (на переднюю часть языка).

- Какой вывод можно сделать?

ВЫВОД: ЯЗЫК- ОРГАН ВКУСА.  (Слайд 3)

Б)  Заруби себе на … носу. Когда так говорят?

- Кто знает, как называется правильно способность нашего носа?  (Обоняние).

 - Проведем опыт.

-Перед вами пробирки. Определите по запаху, какие вещества там лежат.

Детям предлагается определить запах  лука, чеснока, духов, которые закрыты в пробирке.

 - А вам встречались в жизни люди,  которые не могут различать запахи?

-   В чем беда для таких людей?

( Такие люди могут  съесть то, что уже испортилось и отравиться.  Человек, не различающий запахи, не может в полной мере чувствовать и познавать окружающий мир.)

ВЫВОД: НОС -  ОРГАН   ОБОНЯНИЯ. (Слайд 4)

В) – У худых людей есть только кости и … кожа.

 

– Скажите, какое отношение к органам чувств  имеет наша кожа? (Орган осязания)

Проведем опыт.

Пробуем мешочек с  еловыми  ветками, холодную воду, чай.

- Где в нашем организме осязание развито лучше всего?  (На ладонях и подушечках пальцев).

ВЫВОД: КОЖА – ОРГАН ОСЯЗАНИЯ. (Слайд 5)

Г) - Не вешайте мне лапшу на … уши. Когда так говорят?

- Как работает наше ухо?  Как оно устроено?  

-Проведем опыт.  Закройте уши, а я произнесу слова: мама, школа, молоко.

-Что услышали?

-Какой вывод  можно  сделать?  (Слух обогащает  наше восприятие мира)

Звучит музыка сначала тихо, а потом резко громко.

- Как ваше самочувствие?  Как громкость звуков влияет на наш слух? (Чем чаще человек бывает среди громких звуков, тем раньше он теряет слух или слышит хуже других).

Вывод: УХО – ОРГАН СЛУХА.  (Слайд 6)

Д) – Как вы думаете, органы чувств болеют?

     - Как наше поведение, не всегда, иногда, может способствовать заболеванию органов чувств, вы сейчас увидите.

                  (отрывок из «Ералаша»)

    - Какие правила разумного поведения вы можете предложить, чтобы  ваши органы  чувств работали  без проблем? ( Обсудите в группах.  Если вам трудно, посмотрите на подсказку).

(Слайды 7,8,9,10)

УХО: 1. Нежелательно слушать громкую музыку.

           2.Нельзя в ушах ковырять спичками, булавками, острыми предметами                            

    3. Зимой ходить без головного    убора!

НОС: 1.Если у вас началось кровотечение, то сядьте, голову наклоните чуть                     вперед, чтобы кровь не затекала в носоглотку. Ноздрю, из которой идет кровь,

надо  закрыть ватным тампоном, а потом зажать нос. Если кровотечение не остановится, надо вызвать врача или скорую помощь.

ЯЗЫК: 1. Пища должна быть чистой.

             2. Не класть в рот очень горячее, чтобы не обжечь язык.

КОЖА: 1. Не брать в руки горячие предметы, так как можно обжечься.

              2. Если на коже есть порез или рана, то её надо обработать перекисью или     зеленкой и забинтовать.

4. Итог урока, домашнее задание.

Тест.

1.Ухо, язык, кожу, нос называют:

А) Органы пищеварения

Б) Органы  выделения

В) Органы   чувств

2. Орган слуха – это:

А) глаза

Б) язык

В) ухо

3. Орган вкуса – это:

А) нос

Б) язык

В) кожа

4. Орган осязания – это:

А) кожа

Б) язык

В) нос

5. Орган обоняния – это:

А) язык

Б) нос

В) кожа

Дополнительно:

ЯЗЫК:  У большинства животных и людей вкусовые ощущения  возникают на языке. У мухи – на лапках, у пчелы – на лапках и антеннах, у дождевого червя вкус воспринимает вся поверхность тела.

НОС: У людей некоторых профессий  очень развито обоняние, особенно у химиков, аптекарей, пищевиков, у людей, которые не курят. У некоторых животных, особенно у собак, обоняние развито значительно сильнее, чем у человека. Собака находит своего хозяина даже по запаху следов от его обуви, они различает запах соли в малых количествах, а человек не ощущает его совсем. У животных обоняние  - могучее средство отыскивания пищи и спасения от врагов.

УХО: Доказано, что кость тоже хорошо проводит звук.  Когда вы разгрызаете сухари, звуки кажутся вам  очень сильными, а рядом сидящий слышит только треск. При некоторых формах глухоты звук проходит через кости. Глухие иногда могут танцевать, воспринимать ритм  музыки благодаря  колебаниям пола. Известно, что великий композитор  Людвиг Ван Бетховен, будучи глухим, слушал музыку с помощью трости, одним концом  которой он опирался на рояль, держа другой в зубах.

КОЖА: Поглаживая предмет, держа его в руке, касаясь кончиками пальцев, мы определяем его поверхность, форму, массу. Лучше всего чувствительность кожи развита на кончике языка, ладони и подошве. Очень чувствительны ладони у швей, шоферов, наборщиков. Особенно сильно развито осязание у слепых. Недаром они  вдевая нитку в иголку помогают себе языком. Читают они по особому выпуклому шрифту.

- Что нового вы узнали о своем организме?

- Какие полезные сведения вы узнали  сегодня на уроке?

Дома: 1. Составить кроссворд об органах чувств.

           2. Найти загадки об органах чувств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира . Программа "Школа 2100" 2 класс. Тема : Зона степей

Цель:познакомить учащихся с природными зонами и проявлением природной зональности.Задачи:1)показать специфику зоны степей...

План-конспект урока по окружающему миру (ОС "Школа 2100") для 1 класса.

В данному уроке использован проблемный вопрос, а также самостоятельное "открытие" учащимися нового знания....

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Конспект открытого урока по окружающему миру УМК "Школа 2100" 3 класс

Открытый урок по окружающему миру  тема "Золотые ворота в Древнюю Русь" 3 класс УМК "Школа 2100"...

Открытый урок в 4 классе «Древний мир – рождение первых цивилизаций» по окружающему миру (ОС "Школа 2100")

Конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Древний мир – рождение первых цивилизаций" (ОС "Школа 2100")...

"Наши органы чувств" урок окружающего мира 4 класс

quot;Наши органы чувств"Ход урока I Мотивация к учебной деятельности.Начинается урок100 вопросов – 100 ответовОтвечай по одномуИ научишься всему. II Актуализация знаний и п...