тематическое планирование по окружающему миру 4 класс УМК "перспектива"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему

Кудинкина Ирина Евгеньевна

Тематическое планированеие в соответствии ФГОС разчитанно на 68 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematich_okruzh_mir.docx43.06 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование

Количество часов в неделю: 2

Годовое количество часов: 68

Реквизиты программы: Петерсон Л.Г., Железникова О.А., Климанова Л.Ф. и др.
                                                «Перспектива». Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». 1-4 классы. – М.: Просвещение,     2011.

УМК учащихся: Учебник: А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Москва «Просвещение» 2012

                              Рабочая тетрадь: А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Москва «Просвещение» 2012

УМК учителя:Учебник: А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Москва «Просвещение» 2012

                              Рабочая тетрадь: А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Москва «Просвещение» 2012

                           Новицкая М.Ю., Белянкова Н. М., Мартинкова Е.В., Саркисян Ю.В. Уроки по окружающему миру: 4 класс.

№ п/п

Дата проведения урока

Наименование разделов и тем уроков

Характеристика деятельности учащихся

Всего часов

из них

Лабораторные

(практические ) работы

Формы контроля

примечания

Мы – граждане единого Отечества

13

1

Общество – это мы! Необходимость объединения людей в общества. Типы общества и сообщества. Значение понятий «гражданин», «гражданское общество» и «соотечественник»

Систематизировать представления о необходимости объединения людей в сообщества. Приводить примеры распределения обязанностей и разделения труда в сообществах наших предков и в современных обществах, выявлять общее и различное. Характеризовать общие цели и интересы различных сообществ 2и общественных групп; определять сообщества, в  которые человек входит в течение жизни. Сопоставлять понятия «гражданин» и «соотечественник», выявлять общее и различное.

2

Российский народ. Государственный язык и символика России. Российский народ как сообщество граждан, связанных едиными целями и интересами.

Систематизировать представления о российском народе; называть объединяющие факторы, приводить примеры этих факторов из реальной жизни своего  края как  проявление общенациональной  российской солидарности; характеризовать государственную символику России; оформлять Календарь памятных дат

3

Конституция России. Конституция РФ как документ, раскрывающий вопросы гражданственного устройства страны, свободы, прав и обязанностей её граждан

Различать права и обязанности  приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России ее конституцией; устанавливать соответствие статей конституции РФ и нравственных правил отечественной и мировой культуры; употреблять специальную лексику Конституции.

4

Права ребенка. Права ребенка гарантированные Федеральным законом. Декларация прав ребенка ООН. Специальная лексика. Федеральный закон о правах ребенка.

Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребенка и нормы отношения к детям в культуре России; объяснять связь между правами и обязанностями; обсуждать вопрос о расширении прав и обязанностей ребенка по мере его взросления; приводить примеры, подтверждающие необходимость соблюдения Десятого принципа Декларации прав ребенка ООН. Употреблять специальную лексику документов.

5

Государственное устройство России. Президент РФ- глава государства. Три ветви государственной власти.

Устанавливать связь особенностей государственного устройства России и положений ее Конституции; объяснять, в чем состоит роль Президента и трех ветвей власти в России; выдвигать предположение о том, зачем необходим независимость трех ветвей власти друг от друга. Называть фамилию, имя, отчество действующего Президента.

6

Российский союз равных. Особенности субъектов РФ  в зависимости от принадлежности к той или иной группе. Устройство региональных органов государственной власти.

Характеризовать особенности субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе; презентовать заочное путешествие в одну из республик: показывать ее положение на карте; называть и показывать столицу; составлять рассказ о природных и культурных достопримечательностях; объяснять символический смысл герба и флага.

7

Государственная граница России. Устройство государственной границы в настоящее время и в старину. Цель обустройства государственной границы. Ближайшие соседи России в мире

По карте определять, с какими государствами Россия граничит на суше и на море; показывать на карте государственную границу России; различать границы на суше и на море; называть сопредельные с Россией страны

8

Путешествие за границу России (конференция). Путешествие в Беларусь и Монголию. Добрососедство разных стран на Земле как культурная ценность.

Использовать источники дополнительной информации,  в том числе Интернет, для составления рассказа о реальном или заочном путешествии в страны ближнего зарубежья (по выбору). По карте определять названия столиц; рассказывать  о важнейших природных и культурных объектах. Моделировать ситуации общения с зарубежными сверстниками в соответствии с традициями добрососедства и гостеприимства.

9

Сокровища России и их хранители. Творческое содружество как общественно значимая ценность в культуре народов России в мире.

Подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки, названия рек и других водоемов на родном языке; анализировать их содержание. Презентовать рассказ о жизни и деятельности создателя национальной письменности. Моделировать игровые ситуации дружеского общения со сверстниками в классе с использованием родных языков

10

Творческий союз. Диалог культур народов России как способ взаимного духовного и культурного обогащения. Жизнь и творчество деятелей культуры народов России и Тульской области.

Презентовать рассказ о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края. Оценивать роль русского языка и культуры в их творчестве. Высказывать мотивированное суждение  о диалоге культур народов России как способе взаимного духовного и культурного обогащения. Презентовать произведения писателей своего края на родном языке; называть имена их авторов; рассказывать о выдающихся художниках, музыкантах, ученых – уроженцах своего края по образцу рассказов учебника. Составлять страницу Календаря памятных дат, посвященную одному из деятелей родной культуры

11

Обобщение по разделу «Мы – граждане единого Отечества»

12

Наши проекты «За страницами учебника»

13

Проверочная работа

По родным просторам

20

14

Карта – наш экскурсовод. Физическая карта России. Общее представление о природе России.

Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира, объяснять разницу. Работая в паре, изучать условные знаки физической карты России, выделять среди них уже известные. Рассказывать по физической карте о нашей стране. Находить на физической карте России природные объекты, изображенные на фотографиях в учебнике. Анализировать текст учебника, различать информацию, которую можно получить с помощью карты, и ту, которая содержится только в тексте

15

По равнинам и горам. Формы земной поверхности: равнины, горы, низменности, холмы, балки, овраги. Особенности поверхности родного края.

Находить на физической карте России равнины и горы, представленные на фотографиях в учебнике. Учиться показывать равнины и горы на карте. Характеризовать крупнейшие равнины и горы России. Сравнивать формы земной поверхности: холм и гору, балку и овраг. Моделировать формы земной поверхности, используя пластилин. В ходе коллективного обсуждения выявлять связь между особенностями земной поверхности и хозяйственной деятельностью людей, их обычаями, традициями. На основе наблюдений кратко характеризовать поверхность своего края

16

В поисках подземных кладовых. Полезные ископаемые России, их роль в хозяйстве страны, условные обозначения на карте. Нефть и газ- важнейшие полезные ископаемые России.

Работая в парах, изучать полезные ископаемые разных регионов России (по физической карте), рассказывать о них, соотносить условные знаки и фотографии образцов полезных ископаемых. В ходе практической работы изучать  образцы полезных ископаемых, описывать их по приведенному в учебнике плану, извлекать информацию из разных источников, в том числе из атласа – определителя. Сравнивать нефть и природный газ, использовать с этой целью информацию из текста учебника. Высказывать обоснованные суждения о необходимости бережного использования полезных ископаемых

17

Наши реки. Реки России их значение в жизни людей, обозначение на карте. Части реки.

Раскрывать значение рек в жизни людей. Составлять схему «Части реки», использовать с этой целью информацию из текста учебника, осуществлять самопроверку. Работая в паре, находить на физической карте России реки, представленные  на фотографиях в учебнике. Учиться показывать реки на карте. Анализировать таблицу «Протяженность рек России», сравнивать реки по протяженности, перечислять их в порядке уменьшения (увеличения) протяженности. Характеризовать крупнейшие  и наиболее известные реки России. Обсуждать особенности и значение главной реки своего края, выражать свое отношение к ней. Кратко характеризовать реку своего края

18

Озера – краса России. Озера России, их значение в жизни людей, обозначение их на карте. Крупнейшие и известные озера страны.

Раскрывать значение озер в жизни людей. Работая в паре, находить на физической карте России озера, представленные  на фотографиях в учебнике. Учиться показывать озера на карте. Анализировать таблицу «Глубина озер России», сравнивать озера по протяженности, перечислять их в порядке уменьшения (увеличения) глубины. Характеризовать крупнейшие  и наиболее известные озера России. Обсуждать свои впечатления от пребывания на озере.  Кратко характеризовать реку своего края

19

По морским просторам. Моря, омывающие берега России, их принадлежность к трем океанам. Сравнительные характеристики Белого и Черного морей.

Различать озера и моря по существенному признаку (море – часть океана). Раскрывать значение морей в жизни людей.  Работая в паре, находить на физической карте России моря, упомянутые в тексте и представленные  на фотографиях в учебнике. Учиться показывать моря на карте. Соотносить моря с океанами, прослеживать по карте связь Балтийского, Черного и Азовского морей с Атлантическим океаном. Сравнивать Белое и Черное моря (на основании информации в учебнике).  Обсуждать свои впечатления от пребывания на море.  Кратко характеризовать море своего края

20

С севера на юг. Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны, их смены в направлении с севера на юг.

Работая в паре, сравнивать карту природных зон России и физическую карту России, выявлять значение цветовых обозначений на карте природных зон. Определять по карте природные зоны России, рассказывать о них по карте. Анализировать схему нагревания поверхности земли солнечными лучами, на ее основе объяснять причины смены природных зон с севера на юг. Узнавать природные зоны по фотографиям характерных природных объектов, осуществлять самопроверку. Перечислять основные природные зоны России в правильной последовательности

21

В ледяной пустыне. Зона арктических пустынь. Природные условия, растительный и животный мир арктических пустынь.

Находить на карте природных зон России арктические пустыни, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать ее на карте. Устанавливать причинно – следственные связи между положением солнца и природными условиями зоны арктических пустынь. Работая  в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром зоны арктических пустынь. Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, осуществлять самопроверку по тексту учебника. Читать и обсуждать рассказ «Союз гриба и водоросли» из книги «Зеленые страницы», формулировать соответствующие правила экологической этики. Приводить примеры экологических связей в зоне арктических пустынь. Составлять характерные для этой зоны цепи питания, моделировать их освоенными способами

22

В холодной тундре. Зона тундры. Природные условия, растительный и животный мир тундры.

Находить на карте природных зон России зону тундры, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать ее на карте. Устанавливать причинно – следственные связи между положением солнца и природными условиями зоны тундры. Работая  в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры. Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, осуществлять самопроверку по тексту учебника. Сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь. Объяснять сходства и различия. Читать и обсуждать рассказ  «Ягель» из книги «Зеленые страницы», формулировать соответствующие правила экологической этики. Приводить примеры экологических связей в тундровом сообществе. Составлять характерные для тундры цепи питания, моделировать их освоенными способами

23

Среди лесов. Лесотундра как переходная зона между тундрой и лесами. Природные условия, растительный и животный мир лесов.

Находить на карте природных зон России лесные зоны, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать ее на карте. Устанавливать зависимость природы лесных зон от распределения тепла и влаги.  В ходе практической работы в группах определять в гербарии растения леса (с помощью атласа - определителя), готовить сообщения о них, презентовать подготовленные сообщения.

Работая  в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром тайги. Сравнивать природу лесных зон с природой тундры. Читать и обсуждать рассказ  «Кто – то в теремочке живет?» из книги «Зеленые страницы», формулировать соответствующие правила экологической этики. Приводить примеры экологических связей в лесном сообществе. Составлять характерные для тайги цепи питания, моделировать их освоенными способами

24

 В широкой степи. Лесостепь как переходная зона между лесами и степями. Природные условия, растительный и животный мир степей.

Находить на карте природных зон России зоны лесостепей и степей. Рассказывать по карте о зоне степей, учиться показывать ее на карте. Устанавливать зависимость природы лесостепей и степей от распределения тепла и влаги.  В ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями степей, выявлять признаки приспособленности этих растений к условиям жизни в степи. Работая  в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром степей. Сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры. Читать и обсуждать рассказ  «Пусть живут на свете удивительные пчелы» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики. Приводить примеры экологических связей в степном сообществе. Составлять характерные для степи цепи питания, моделировать их освоенными способами

25

В жаркой пустыне. Зона полупустынь и пустынь. Природные условия, растительный и животный мир пустынь.

Находить на карте природных зон России зоны полупустынь и пустынь, рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эти зоны. Устанавливать зависимость природы  полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги. В ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями пустынь, выявлять признаки приспособленности этих растений к условиям жизни в пустыне. Работая  в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром пустыни. Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, осуществлять самопроверку по тексту учебника. Сравнивать природу зоны пустынь с природой степей. Приводить примеры экологических связей в пустынном сообществе. Составлять характерные для пустыни цепи питания, моделировать их освоенными способами

26

У теплого моря. Черноморское побережье Кавказа. Субтропическая зона. Природные условия, растительный и животный мир Черноморского побережье Кавказа.

Находить на карте природных зон России субтропики, рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эту зону. Устанавливать зависимость природных условий на Черноморском побережье Кавказа от моря и гор. В ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями Черноморском побережье Кавказа, Работая  в паре, использовать рисунок и текст учебника  для характеристики растительного и животного мира  Черноморском побережье Кавказа. Сравнивать природу зоны субтропиков с природой пустынь. Приводить примеры экологических связей  на Черноморском побережье Кавказа. Составлять характерные для этих мест цепи питания, моделировать их освоенными способами. Рассказывать о собственных впечатлениях от посещения города – курорта Сочи и его окрестностей

27

Мы – дети родной земли. Особенности хозяйственной жизни народов России. Ландшафт, растительный и животный мир родного края в загадках, пословицах, сказках, преданиях, местных названиях.

Соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа; анализировать, как отражается ландшафт, растительный и животный мир родного края в загадках, пословицах, сказках, преданиях, местных названиях; моделировать ситуацию межкультурной коммуникации на основе использования этих произведений

28

В содружестве с природой. Особенности кочевого и оседлого образа жизни некоторых народов Сибири.

По образцу учебника рассказывать о древних занятиях одного из народов России с использованием материалов устного изобразительно – прикладного народного творчества и дополнительных источников информации. Различать особенности бытового уклада, основных занятий и обычаев кочевого и оседлого образа жизни; показывать на карте места традиционного проживания некоторых народов России

29

Как сберечь природу России. Экологические проблемы и охрана природы в разных природных зонах.

Работая в группах, знакомиться по учебнику с экологическими проблемами и охраной природы в разных природных зонах. Выполнять задания в рабочей тетради. Готовить сообщение классу, презентовать его. Коллективно обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся, делать выводы по теме урока. Высказывать аргументированные суждения об экологических проблемах своего края и способах их решения, оценивать свое реальное участие в природоохранительной деятельности

30

По страницам Красной книги. растения и животные из Красной книги России, обитающими в разных природных зонах.

Работая в группах, знакомиться по учебнику с растениями и животными из Красной книги России, обитающими в разных природных зонах. Выполнять задания в рабочей тетради. Готовить сообщение классу, презентовать его. Коллективно обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся, делать выводы по теме урока. Читать и обсуждать рассказы из книги «Великан на поляне» и «Зеленые страницы», формулировать соответствующие правила экологической этики. Приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края, рассказывать об их охране,  оценивать свое реальное участие в этой деятельности

31

По заповедникам и национальным паркам. Заповедники  и национальные парки России, обитающими в разных природных зонах.

Работая в группах, знакомиться по материалам учебника (карта, текст, таблица) с заповедниками и национальными парками России, обитающими в разных природных зонах. Выполнять задания в рабочей тетради. Готовить сообщение классу, презентовать его. Коллективно обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся, делать выводы по теме урока. Читать и обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики. Рассказывать о заповедниках и национальных парках своего края, оценивать их вклад в охрану природы страны

32

Наши проекты. «За страницами учебника»

33

Проверочная работа

Путешествие по реке времени

26

34

В путь по реке времени. Героическо-эпические песни, предания, сказания, легенды как форма устной памяти о прошлом до изобретения письменности. Роль и место Геродота и летописца Нестора  исторической науке.

На основе устных рассказов о недавнем прошлом своего края определять их значимость для сохранения народной памяти. Различать в них поэтический вымысел и реальную историческую основу. Характеризовать народную оценку события по сюжету устного произведения. Различать два значения понятия истории. Обозначать на схеме «Река времени» даты жизни людей и события истории. Определять по дате век события. Называть имена отца истории и родоначальника древнерусского летописания.

35

Путешествуем с археологами. Роль археологии в изучении прошлого.

Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике и в местном музее; отмечать их возраст на схеме; узнавать, соотносятся ли эти находки с письменными источниками; сравнивать образ оленя в сказках, преданиях и в искусстве скифов, древних народов Сибири. Рассказывать о роли российских археологов в мировой и отечественной исторической науке.

36

По страницам летописи. «Повесть временных лет» - древнерусская летопись.

Показывать на исторической карте места обитания разных племен; объяснять значения названий славянских племен; характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике и в местном музее; сравнивать их и находить общее и различное.

37

Истоки Древней Руси. Древние торговые пути, их значение в объединении разных племен в единое Древнерусское государство.

Показывать на карте древние торговые пути; рассказывать о берестяных грамотах; показывать на карте древние русские города. Обозначать на схеме «Река времени» век их первого упоминания в летописи; рассказывать о роли Великого Новгорода и Киева в истории Древней Руси; называть имена родоначальника правящей княжеской династии и его родича, объединившего северный и южный центры Древнерусского государства.

Обосновывать роль  Великого Новгорода и Киева как двух истоков  Древнерусского государства.

38

Мудрый выбор. Важнейшие деяния княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого; их роль в развитии древнерусской культуры и государственности.

Составлять схему родственных отношений княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого; объяснять значение преемственности в их государственных поступках; обозначать век (дату) крещения Руси на схеме «Река времени»; характеризовать последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира. Узнавать архитектурный облик соборов Святой Софии в Константинополе, Киеве, великом Новгороде. Обсуждать проблему выбора и его последствий.

39

Наследница Киевской Руси. Роль князей Владимира Святого, Владислава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Анрея Боголюбского  расширении  границ Древнерусского государства.

Составлять схему родственных отношений древнерусских князей;  объяснять важность преемственности в их государственных поступках; перечислять и находить на карте названия городов, положивших начало Золотому кольцу; характеризовать преемственность топонимики и важнейших архитектурных сооружений Владимира.

40

Москва – преемница Владимира. Эпоха княжеских междоусобиц и монголо-татарского нашествия на Русь.

Характеризовать роль князя Александра Невского,  князя Даниила Московского и его потомков; составлять схему их родственных отношений; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; сравнивать Успенский собор в Московском Кремле и во Владимире.

41

Начало Московского царства. Эпоха укрепления и расширения Московского княжества во время правления Ивана III.  

Составлять схему родственных отношений правителей Московской Руси; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; обозначать имя итальянского зодчего и дату строительства Успенского собора в Московском Кремле на схеме «Река времени»;  характеризовать деятельность великого князя Ивана III и царя Ивана Грозного.

42

Подвижники Руси и землепроходцы. Деяния соотечественников в XVI – XVII в.

Презентовать рассказы об основании сибирских городов; высказывать мотивированное суждение о роли общего летописания и книгопечатания. Характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках соотечественников

43

На пути к единству. События смутного времени в жизни страны. Дмитрий Пожарский и Козьма Минин.

Обсуждать значимость единства в интересах граждан для сохранения независимости страны. Характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках людей в переломные моменты истории страны. Показывать на карте поволжские города; называть памятники, воздвигнутые в честь Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина

44

Начало Российской империи. Преобразования в жизни страны во времена правления царей династии Романовых и в эпоху Петра I.  

Высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования для развития страны и сохранения ее независимости.  Характеризовать архитектурный облик Санкт – Петербурга; объяснять значение названия города; называть имена императрицы и скульптора, воздвигнувших памятник Петру I в  Санкт – Петербурге. Сопоставлять деятельность князя Александра Невского и Петра I на западных границах Отечества.

45

«Жизнь - Отечеству, честь - никому». Деятельность великих соотечественников в после петровскую эпоху  М.В. Ломоносова, А. В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова.

Характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху; обосновывать значительность деятельности М.В. Ломоносова, А. В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова; приводить примеры сохранения памяти о них в России и за рубежом; обсуждать социальную значимость названных понятий

46

Отечественная война 1812 года и народная историческая память. Ход войны и ее народный характер. Роль М. И. Кутузова как народного полководца

Обосновывать роль М. И. Кутузова как народного полководца;  характеризовать войну с Наполеоном как народную, отечественную войну; находить сведения и рассказывать о памятниках и памятных местах Москвы и России, связанных с событиями Отечественной войны 1812 г., в дополнительных источниках информации; приводить примеры сохранения памяти об  Отечественной войне 1812 г. за рубежом; сопровождать рассказ фотографиями, рисунками, поэтическими произведениями русских писателей или собственного сочинения

47

Великий путь. Россия в XIX в., развитие промышленности и торговли, сети железных дорог.

Характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в XIX в., в том числе  в своем крае. Приводить названия и даты строительства первых железных дорог в России, Транссибирской магистрали; отмечать эти даты  на схеме «Река времени»; приводить примеры достижения России на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.; рассказывать об участии родственников и земляков в работе российской промышленности XIX в., сопровождать рассказ фотографиями, копиями документов из семейного архива, рисунками

48

Золотой век театра и музыки, развитие театрального и музыкального искусства России в  XIX в., в том числе в своем крае.

Характеризовать развитие театрального и музыкального искусства России в  XIX в., в том числе в своем крае. Приводить полные названия первых консерваторий; даты создания отмечать  на схеме «Река времени»; приводить примеры всемирного признания достижений российского искусства; передавать впечатление от восприятия музыкального произведения отечественного композитора  XIX - начала XX в.

49

Расцвет изобразительного искусства и литературы России в XIX - начала XX в., важнейшие хранилища изобразительного искусства Москвы и Петербурга.

Обобщать знания о произведениях великих русских художников и писателей, полученные  в начальной школе;  характеризовать достижения мирового уровня в этих  видах искусства, в том числе в своем крае; называть имена и названия любимых произведений отечественных писателей; приводить сведения о названии и рассказывать о важнейших хранилищах изобразительного искусства; передавать впечатление от восприятия картины  отечественного художника XIX - начала XX в. Приводить доказательства значимости отечественной литературы и изобразительного искусства для понимания социальных проблем российской жизни того времени

50

В поисках справедливости. События в истории России начала XX в. Октябрьская революция, образование СССР.

Характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей, в том числе в своем крае; приводить примеры изменения названий городов и улиц; по возможности составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в этот период

51

Век бед и побед. СССР в период до Великой Отечественной войны. Развитие науки и техники, коллективизация.

Характеризовать особенности развития страны (в том числе в своем крае);  по возможности составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в этот период

52

«Вставай, страна огромная!» Основные этапы Великой Отечественной войны: блокада Ленинграда, битва под Москвой, Сталинградская битва, Курская Битва.

 Характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны; приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом, в том числе своих земляков;  по возможности составлять рассказ о членах своей семьи - ветеранах Великой Отечественной войны

53

Трудовой фронт России. Эвакуация промышленных предприятий на восток страны. Героизм людей трудившихся для победы за свободу  Отечества.

Характеризовать подвиги советских людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., в том числе своих земляков; раскрывать понятие  «трудовой фронт»;  по возможности составлять рассказ о жизни и труде в тылу членов своей семьи во время Великой Отечественной войны  

54

«Нет в России семьи такой…» Семейная память –основа исторической памяти народа, документы, воспоминания и реликвии  Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. в своей семье;

Обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти; раскрывать глубину человеческих переживаний, отразившихся во фронтовых письмах;  характеризовать документы, воспоминания и реликвии  Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. в своей семье; приводить примеры таких документов и реликвий из музеев,  в том числе своего края; по возможности записывать воспоминания старших родственников о военном времени

55

После великой войны восстановление разрушенного войной народного хозяйства.

Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в первые пять послевоенных лет;  приводить примеры разрушений и потерь в  Великой Отечественной войне; соотносить их с результатами восстановительной работы, в том числе в своем крае; рассказывать о земляках – тружениках первой послевоенной пятилетки,  в том числе о членах своей семьи

56

Экскурсия в музей боевой славы

57

Достижения 1950 – 1970 гг. достижений  в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте.

Характеризовать созидательную деятельность страны в 50 – 70 – е гг. XX в.; приводить примеры достижений  в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период, в том числе в своем крае; рассказывать о земляках – тружениках второй половины  XX в., в том числе о членах своей семьи  

58

Наши проекты. «За страницами учебника»

59

Проверочная работа

Мы строим будущее России

60

Современная Россия. Особенности периода перестройки, образование Российской Федерации в 1991г.

Характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80 -90 – х гг. XX в. и в первое десятилетие  XXI в.; приводить примеры преобразований, в том числе в своем крае

61

Хороша честь, когда есть, что есть.  Продовольственная безопасность страны – важнейшая задача современности, положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства;

Характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства; выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья, долголетия сельских и городских жителей; приводить примеры,  в том числе в своем крае, благотворного воздействия культурных растений, дикоросов, домашних животных на жизнь людей

62

Умная сила России. Содружества науки  и промышленности, развитие городского хозяйства и гражданских инициатив в стране – важнейшая задача нашего времени.

Обсуждать значение понятия «социальная ответственность»; устанавливать зависимость в промышленном производстве от результатов внедрения научных разработок,  в том числе в своем крае; характеризовать  положительный опыт сотрудничества промышленности и науки для улучшения условий жизни сотрудников промышленных предприятий и горожан; приводить примеры такого сотрудничества,  в том числе в своем крае; моделировать ситуации, требующие проявления социально ответственной позиции

63

Светлая душа России. Выдающиеся явления в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны и для других стран мира.

Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России; приводить примеры таких явлений и событий, в том числе в своем крае; составлять рассказ о таком событии в сопровождении фотографий, видео – и аудиозаписей, буклетов, публикаций в прессе

64

Начни с себя! Положительный опыт развития творческих способностей и лучших человеческих качеств сверстников, соотечественников в разных видах деятельности.

Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников,  в том числе в своем крае. Оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее. Высказывать доказательное суждение о взаимной зависимости между собственным благом и процветанием России

65

Наши проекты. «За страницами учебника»

(экскурсия на предприятие города (села))

66

Проверочная работа

67

Итоговая контрольная работа

68

Обобщение пройденного за год. Игра «Брейн - ринг»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.  ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год  66 часов...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...

Календарно – тематическое планирование по окружающему миру4 класс для основной группы и для учащихся с овз

Календарно – тематическое планирование по окружающему миру4 класс для основной группы и для учащихся с овз...